Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя и внешняя среда предприятия




Любое предприятие является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой и получает из нее ресурсы в виде рабочей силы, капитала, оборудования, сырья, электроэнергии, информации и т.д., которые в последствие становятся элементами внутренней среды предприятия. Часть этих ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается в процессе производства в какую-либо продукцию или услуги, которые, в свою очередь, передаются во внешнюю среду.

Таким образом, на любом предприятии реализуется три основных процесса:

- получение ресурсов из внешней среды;

- производство продукта;

- передача продукта во внешнюю среду.

Внутренняя среда предприятия.

Внутренняя среда предприятия формируется в зависимости от миссии и целей предприятия, которые во многом определяются внешней средой. Внутренняя среда включает в себя все основные элементы и подсистемы, которые обеспечивают процесс производства товаров и услуг и процесс управления.

На предприятии можно выделить следующие подсистемы:

- социальную - совокупность людей, работающих на предприятии;

- производственно-технологическую – комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструмента и т.д.;

- информационную – совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей информацией;

- экономическую – совокупность экономических процессов, таких как движение капитала, денежных средств, соотношение затрат и доходов и т.д.;

- маркетинговую – обеспечение потребностей клиентов в товарах и услугах путем изучения рынка, создания системы сбыта, формирования оптимального ценообразования и эффективной рекламы.

Основными элементами внутренней среды являются:

1. Организационная структура. Все внутриорганизационные процессы протекают в рамках организационной структуры, которая отражает внутреннее строение организации, сложившееся в ней разделение труда, связи и взаимоотношения подразделений.

2. Технологии, используемые на предприятии – включают в себя способы получения конечного продукта, необходимое сырье, материалы, технические средства, определяют требования к уровню образования и квалификации персонала, воздействуют на мотивацию, методы стимулирования, нормы поведения, организационную структуру и организационную культуру.

3. Информационные технологии – обеспечивают быстрое и удобное получение информации. С появлением и развитием информационных сетей успех организации все больше зависит от уровня информационного обеспечения управления (получение, доступ, обмен информацией и средства коммуникации).

4. Работники – занимают особое место в организации. От их способностей, образования, квалификации, опыта, а также поведения зависит результат работы предприятия.

5. Организационная культура – это совокупность всех ценностей, убеждений, норм поведения, разделяемых членами организации, которые определяют отношения как внутри организации, так и взаимоотношения с внешней средой. Высокий уровень организационной культуры позволяет существовать организации как единому целому, способствует достижению целей и помогает выживать и развиваться.

Внешняя среда предприятия.

Внешняя среда предприятия разнообразна и включает огромное количество компонентов, которые принято делить на факторы прямого и косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия составляют непосредственное окружение предприятия. Они формируются в процессе деятельности и со временем могут меняться при изменении стратегии, сферы деятельности, вида продукции, конъюнктуры рынка и т.д.

К основным элементам внешней среды прямого воздействия относятся:

1. Потребители – непосредственные покупатели и клиенты, экологические общества, общества потребителей и т.д. Их число зависит от сферы деятельности, масштабов производства, рынков сбыта.

2. Поставщики материальных ресурсов создают ресурсную зависимость организации. Особое внимание должно уделяться при этом качеству, цене, соблюдению сроков, условий, объема поставок и т.д.

3. Конкуренты. Предприятию необходимо знать сильные и слабые стороны работы конкурентов, знать их и свои конкурентные преимущества, изучать потенциальных конкурентов и производителей товаров-заменителей.

4. Инфраструктура обеспечивает организацию необходимыми условиями существования (аудиторские, страховые, транспортные, консалтинговые организации и т.д.).

5. Финансовые организации. Выбор финансового учреждения и тщательный анализ текущей деятельности снижает риск потерь организации.

6. Рынок рабочей силы – кадровые агентства, службы занятости, учебные заведения, биржи труда.

На факторы внешней среды косвенного воздействия предприятие в процессе своей деятельности повлиять не может.

К основным элементам внешней среды косвенного воздействия относятся:

1. Экономические условия, в которых работает организация: ВВП, инфляция, валютный курс, дефицит бюджета, уровень безработицы, ставки налогообложения, производительность труда, средний уровень заработной платы и т.д.

2. Политические условия, к которым относятся государственные и муниципальные органы власти, партии, блоки. Они определяют цели и направления развития промышленности, экономики и общества в целом.

3. Правовая составляющая – это законы и другие нормативно-правовые акты, которые устанавливают ответственность и ограничения на отдельные виды деятельности, способы налогообложения и т.д.

4. Социальная составляющая – традиции, ценности, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психология потребителей, демографические характеристики. Все это влияет на уровень спроса, предпочтения, выбор рынков сбыта и т.д.

5. Технологическая составляющая – включает в себя научные и технологические факторы, на основе которых предприятие может модернизировать старую и выпускать новую продукцию, совершенствовать технологические процессы и т.д.

6. Природно-географические факторы – связаны с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, экологической обстановкой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.