Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические механизмы воображения




В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания.

Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Создание образов воображения проходит два этапа. На I этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений или представлений на составные части (анализ). В ходе анализа происходит абстрагирование объекта (изолируется от других объектов или частей). На II этапе происходит преобразования двух типов: 1) образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи (синтез); 2) этим образам может быть придан совершенно новый смысл (синтез). Выделяют несколько форм синтеза в процессе воображения: комбинирование, агглютинация, акцентирование, схематизация, заострение, типизация.

Агглютинация – создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому (кентавр, дракон, образ крылатого человека, сфинкс, аэросани, троллейбус, танк-амфибия). Можно выделить два процесса, лежащие в основе агглютинации: 1)процессы, связанные с недостаточностью критичности аналитичности восприятия (образ кентавра); 2)процессы произвольные, т.е контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями (образ крылатого человека).

Создание образов может быть достигнуто путем преувеличения (гипербола) или уменьшения (литота) характеристик предмета. Этот прием широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой (Никита Кожемяка, Котигорошек, великан, гном) и совершают подвиги.

Самый сложный способ создания образов воображения – создание образов с помощью акцентирования и типизации. Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный очень высокий лоб, недостаток ума – низкий лоб), а также художественных образов (хитрость у лисы, трусость у зайца). Отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ дает широкое обобщение через конкретный образ (литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Корчагин, и др. наделены чертами, типичными для этой эпохи, того класса, выразителями которых они являлись). Типизация – это обобщение и эмоциональное насыщение образа. Но создание образа это не механическое складывание или вычитание каких-либо черт. Процесс создания типического – это сложный творческий процесс, связан с возникновением ассоциаций, их актуализацией и подчинением цели, потребностям и мотивам, которые отражает определенные индивидуальные особенности. Художник создает эскизы, писатель – варианты произведений (при создании картины «Явление Христа народу» художник Иванов сделал около 200 эскизов).

Схематизация может иметь место при различных условиях. 1) схематизация возникает в результате неполного, поверхностного восприятия объекта – выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета - результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, искаженно отражающих действительность (свойственно детям); 2) причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей, а в представлении на передний план выступают существенные детали и черты, как следствие – представление утрачивает индивидуальность и становится более обобщенным; 3) причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представление до определенной схемы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.