Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационная деятельность предприятия




Инновационная деятельность - это деятельность, направлен­ия на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствова­ния технологии и организации производства. Инновационная деятельность включает:

• выявление проблем предприятия;

• осуществление инновационного процесса;

• организацию инновационной деятельности.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому не» обходимо систематически отбрасывать вес то, что износилось» устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятия периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, тех­нологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распре­деления. Иными словами, должна проводиться своеобразная рен­тгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельное™ предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руково­дители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в бли­жайшем будущем окажется устаревшим.

Откуда берутся инновационные идеи? Можно назвать семи источников таких идей'. Перечислим внутренние источники; они возникают в рамках предприятия или отрасли. К ним относятся:

1) неожиданное событие (для предприятия или отрасли) - успех, неудача, внешнее событие;

2) неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней;

3) нововведения, основанные на потребности процесса;

4) внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.
Следующие три источника нововведений относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение за пределами пред­приятия или отрасли. Это:

5) демографические изменения;

6) изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

7) новые знания (как научные, так и ненаучные).

8) Анализ названных ситуаций при рассмотрении того или ино­го типа изменения позволяет установить характер инновацион­ного решения. Во всяком случае, всегда можно получить ответы на следующие вопросы. Что будет, если мы воспользуемся создав­шимся изменением? Куда это может привести предприятие? Что нужно сделать, чтобы изменение превратить в источник разви­тия?

Вместе с тем из семи источников изменений наиболее важны­ми являются третье и седьмое, так как они носят наиболее ради­кальный характер.

Изменение, вызываемое потребностью процесса, представляет собой куда более важное значение, нежели два первых. Старая пословица гласит: «необходимость есть мать изобретения». В данном случае изменение основывается на потребности практи­ки, жизни. (Замена ручного набора в книгопечатании, сохране­ние свежести продуктов и др.) Вместе с тем реализация этого типа изменений предполагает необходимость понимания, что:

• недостаточно прочувствовать потребность, важно познать и разобраться в ее сути, иначе невозможно найти ее решение;

• не всегда возможно удовлетворить потребность, а в этом слу­чае остается только решение какой-то ее части.

Во всяком случае при решении проблемы этого типа необходимо ответить на следующие вопросы. Понимаем ли мы, в чем и в каких изменениях нуждается процесс? Имеются ли в наличии необходимые знания или их нужно получить? Соответствуют ли наши решения привычкам, традициям и целевым ориентациям потенциальных потребителей?

Наиболее существенные изменения, можно сказать радикаль­ные, происходят на основе «новых знаний». Нововведения, осно­ванные на новых знаниях (открытиях), как правило, трудно управляемы. Это обусловливается рядом обстоятельств. Прежде всего наблюдается, как правило, большой разрыв между появле­нием нового знания и его технологическим использованием, во-вторых, проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.

В этой связи нововведения, основанные на новых знаниях, требуют:

• тщательного анализа всех необходимых факторов;

• ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима четкая стратегическая ориентация;

• организации предпринимательского управления, посколь­ку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость ц нацеленность на рынок.

Нововведение, основанное на новых знаниях, должно «созреть» и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех.

Каковы же основополагающие принципы инновационной деятельности? По мнению П.Друкера, нужно провести четкую линию между тем, что нужно делать, и тем, чего делать не следует.

Основной организационный принцип для инновации заклю­чается в создании команды из лучших работников, освобожден­ных от текущей работы.

Как показывает опыт, все попытки превратить существующее подразделение в носителя инновационного проекта заканчива­ются неудачей. Причем этот вывод касается как предприятия крупного, так и малого бизнеса. Дело в том, что поддержание производства в рабочем состоянии - уже большая задача для людей, этим занятых. Поэтому на создание нового у них практи­чески не остается времени. Существующие подразделения, в ка­кой бы сфере они ни функционировали, в основном способны лишь расширять, модернизировать производство.

Предпринимательская и инновационная деятельность не обя­зательно должна проводиться на постоянной основе, тем более а малых предприятиях, где такая постановка дела зачастую невоз­можна. Однако необходимо назначить работника, персонально ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное выявление и замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хо­зяйственной деятельности (рентгенограмму бизнеса), за разработку инновационных мероприятий. Работник, ответственный за инновационную деятельность, должен быть лицом, достаточна авторитетным на предприятии.

Необходимо оградить инновационное подразделение от не-посильных нагрузок. Вложения в разработку инновации не дол­жны включаться в регулярно проводимый анализ отдачи от ка­питаловложений до тех пор, пока новые изделия (услуги не утвердятся на рынке). В противном случае дело будет загублено.!

Прибыль от реализации инновационного проекта существен­но отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только по­треблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного вре­мени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства по меньшей мере в 5 10-кратном размере, иначе ее можно рассматривать как неудачную. Нововведение начинается с малого, но результаты его должны быть масштаб­ными.

Предприятием следует управлять таким образом, чтобы в нем создавалась атмосфера восприятия нового не как угрозы, а как благоприятной возможности. Сопротивления изменениям коре­нятся в страхе перед неизвестным. Каждый работник должен осознать, что нововведения - это лучшее средство сохранить и укре­пить свое предприятие. Более того, необходимо понять, что но­вовведения - это гарантия занятости и благополучия каждого работника. Организация инновационной деятельности на осно­ве указанных принципов позволит предприятию продвинуться вперед и добиться успеха.

Инновационная деятельность может осуществляться как в рамках предприятий специально созданными для - этого подразделениями (так называемые внутренние венчуры). так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами.

Внутренние венчуры представляют собой небольшие подраз­деления, организуемые для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной автономией в рамках предприятий. Отбор и финансирование предло­жений, поступающих от сотрудников предприятия или независи­мых изобретателей, ведутся специализированными службами, ч случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Это подразделение функционирует при минимально»

 

административно-хозяйственном вмешательстве со стороны ру­ководства предприятия.

В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.

В Российской Федерации внутренние венчуры созданы на ряде крупных промышленных предприятий, прежде всего, военно-про­мышленного комплекса (ВПК).

Венчурная фирма - это малое предприятие, специализирую­щееся на исследованиях и разработках инновационных идей, свя­занных со значительным риском. Для разработки перспективной идеи привлекается венчурный капитал крупных фирм, заинтере­сованных в инновациях. Крупная фирма обычно неохотно идет на собственную разработку инновационной идеи со значитель­ным риском. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы. Поэтому главным направ­лением участия крупной фирмы в исследованиях вероятного ха­рактера, связанных с разработкой инновационных идей, стано­вится осуществление рискового финансирования небольших фирм-новаторов, специализирующихся на подобных разработках.

Для малых фирм характерны простота управления, широкий простор личной инициативы, возможность проведения гибкой научно-технической политики, активное привлечение к своей де­ятельности изобретателей. Это обусловливает высокую эффек­тивность деятельности венчурных фирм. Многие из них вносят существенный вклад в инновационный прогресс, разработку но­вой продукции, прогрессивных технологий.

Об эффективности малых фирм в инновационном процессе свидетельствуют следующие данные: по оценкам Национально­го научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР дол­лар фирмы с численностью до 100 человек осуществляли в четы­ре раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 100--1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где 'занятость свыше 1000 человек. Темпы нововведений у них на треть выше. Чем у крупных, кроме этого, небольшим фирмам требуется в среднем 2,22 года, чтобы выйти со своими нововведениями на рынок, тогда как крупным - 3,05 года,

• техническое задание (ТЗ);

• • технический проект (ТП);

• рабочие чертежи опытных образцов;

• изготовление, испытание и доводку опытных образцов новых изделий;

• разработку рабочих чертежей для серийного производства.

Проектирование нового изделия начинается с составления

технического (проектного) задания. Оно разрабатывается заказ­чиком (предприятием) или по его поручению проектной органи­зацией. В техническом задании указываются наименование и на­значение нового изделия, технические и экономические показа­тели в процессе его производства и эксплуатации. На уровне технического задания должны быть определены принципиальные отличия нового изделия от ранее выпускаемых, даны расчеты эффективности нового изделия как для производителя, так и для потребителя.

Техническое задание разрабатывается на основе результатов выполненных научно-исследовательских и опытно-конструктор­ских работ (НИОКР), краткосрочного и долгосрочного прогно­зирования, данных анализа соответствующих отечественных и зарубежных стандартов, достижений науки и техники. ВТЗ вклю­чаются прогнозируемые показатели технического уровня продук­ции с отражением уровня стандартизации и унификации. ТЗ со­держит технико-экономические требования к продукции, опре­деляющие ее потребительские свойства и эффективность применения, перечень документов, требующих совместного рас­смотрения, порядок сдачи и приемки результатов разработки. ТЗ может содержать требования к технологической подготовке про­изводства, проведению экспертизы.

На основе исходных требований, изложенных в техническом задании, на проектирование продукции, маркетинга, условий применения, тенденций развития разработчик проводит необхо­димые НИОКР и опытно-технологические работы, включая па­тентные исследования, функционально-стоимостной анализ, мо­делирование, художественное конструирование и другие прогрес­сивные методы создания продукции. При этом разработчик руководствуется нормативно-техническими и другими докумен­тами, в которых установлены значения показателей, определявщих технический уровень продукции, требования сопротивляе­мости внешним воздействиям, взаимозаменяемости и совместимости составных частей и продукции в целом, безопасности, ох­раны здоровья и природы.

На основе технического задания разрабатывается техничес­кий проект, т.е. совокупность конструкторских документов, ко­торые должны содержать технические решения, дающие полное представление о конструкции изделия, и исходные данные для разработки рабочих чертежей опытных образцов.

Технический проект позволяет осуществлять выбор материа­лов и полуфабрикатов, определять основные принципы изготов­ления продукции и проводить экономическое обоснование про­екта.

После испытания и доводки опытных образцов производятся необходимые уточнения и разработка рабочих чертежей для орга­низации производства изделий. На всех этапах проектирования уточняются, конкретизируются и окончательно определяются все технические и экономические характеристики нового изделия.

Результаты конструкторской подготовки оформляются в виде технической документации - чертежей, инструкций, технических условий и т.д.

Технические условия (ТУ) являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию (изделие, материал, вещество и т.п.), на которую они распространяются. ТУ должны содержать все требования к продукции, ее изготов­лению, контролю, приемке и поставке, которые целесообразно указывать в конструкторской или другой технической докумен­тации.

Конструкторская подготовка производства осуществляется в соответствии с комплексом государственных стандартов, уста­навливающих единые взаимосвязанные правила и положения ее проведения, оформлении и обращения конструкторской докумен­тации, разрабатываемой и применяемой промышленными, науч­но-исследовательскими, проектно-конструкторскими организа­циями и предприятиями. Этот комплекс стандартов носит назва­ние Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Применение ЕСКД позволяет создавать благоприятные усло­вия для обеспечения научно-технической подготовки производ­ства на высоком уровне, способном гарантировать конкурентос­пособность выпускаемых изделий, сокращать время проектиро­вания, обеспечивать необходимое единообразие этого процесса на различных предприятиях в разных отраслях экономики. Следует отметить, что в ЕСКД учтены правила, положения, требования. а также положительный опыт оформления графических документов (эскизов, чертежей, схем), установленных рекомен­дациями ИСО Международной организацией по стандарти­зации.

 

Продолжением работ по проектированию изделия является технологическая подготовка производства (ТПП), которая представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обес­печивающих технологическую готовность предприятия к выпуску продукции необходимого качества при установленных сроках, объеме производства и затратах. Содержание и объем ТПП за­висят от типа производства, конструкции и назначения изделия. Под технологической готовностью понимается наличие полного комплекта технологической документации и средств техноло­гического оснащения, необходимых для производства новых из­делий.

 

Основная задача ТПП - обеспечить высокое качество изго­товления изделий и создать необходимые условия для роста про­изводительности труда, улучшения использования оборудования. Снижения расхода сырья, материалов, топлива, энергии.

В процессе технологической подготовки производства решается широкий круг вопросов. Основные из них:

• отработка конструкции нового изделия на его технологич­ность;

 

• разработка технологических процессов изготовления изде­лия;

• проектирование специальной оснастки и оборудования;

• определение потребности в оборудовании и его планировка;

• проектирование межоперационного транспорта и контроля.

Работа регламентируется стандартами Единой системы тех­нологической подготовки производства (ЕСТПП). Она опреде­ляет порядок организации и управления ТПП на всех уровнях: государственном, отраслевом, предприятия. ЕСТПП призвана обеспечить единый для каждого предприятия системный подход к выбору, применению методов и средств технологической под­готовки производства, соответствующих передовым достижени­ям науки, техники и производства; высокую приспособляемость производства к непрерывному его совершенствованию, быстрой переналадке к выпуску более совершенной продукции; основ, внедрения автоматизированных систем ТПП.

Технологическое проектирование начинается с разработки маршрутной технологии, в которой определяются последователь­ность выполнения основных операций и закрепление их в цехах за конкретными группами оборудования. По маршрутной тех­нологии за каждым цехом и участком закрепляются обрабатыва­емые виды продукции, указываются оборудование, инструмен­ты, специальность рабочих, разряды работ и нормы времени.

В индивидуальном и мелкосерийном производствах, а также на предприятиях со сравнительно простой технологией разработ­ка технологических процессов обычно ограничивается маршрут­ной технологией. В массовом же и крупносерийном производ­ствах вслед за маршрутной разрабатывается более подробная пооперационная технология, которая содержит подробное опи­сание всех технологических операций.

При разработке технологического процесса важной задачей является выбор экономически эффективных способов изготовле­ния изделия. Выбранная технология производства должна обес­печивать высокое качество изготовления продукции, повышение производительности труда и наиболее низкую себестоимость изделий по сравнению с другими вариантами.

В ускорении технологической подготовки производства ис­ключительно важная роль принадлежит типовым технологичес­ким процессам, под которыми понимаются обобщенные схемы изготовления деталей однородных классификационных групп. Внедрение типовых технологических процессов позволяет сокра­тить объем технологической документации в 6-Ю раз, ускорить проектирование технологического процесса в 3-4 раза, сократить длительность производственного цикла в 2-2,5 раза, ускорить процесс технического нормирования в 2,5 раза, повысить техни­ческое оснащение производства на 70-90%, снизить трудоемкость изготовления продукции на 30-40% и себестоимость - на 20%.

Типизация технологических процессов создаст необходимые предпосылки для агрегатирования и стандартизации технологи­ческого оснащения, что значительно сокращает трудоемкость проектирования и изготовления оснастки, которая занимает около 80% по длительности и 90% общих затрат на технологическую подготовку производства.

Организационно-экономическая подготовка производительности включает комплекс мер по организации и планированию производства новых изделий и обеспечению процесса их произведет всем необходимым. На этом этапе осуществляется разработку проекта организации основного и вспомогательного производства, труда и заработной платы, а также создание нормативно" базы, включая разработку необходимых нормативов для планирования конструкторской и технологической подготовки производства.

Организационно-экономическая подготовка производства осуществляется параллельно и в тесной связи с конструкторской и технологической подготовкой. На этой же стадии происходит разработка смет затрат на подготовку производства новых изде­лий.

На всех этапах подготовки производства осуществляется вы­бор наиболее экономически выгодного варианта создания новых изделий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.