Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая политика




Тема 12. Экология региона.

Стратегические направления государственной политики в области экологии и экологической безопасности заключены в экологической доктрине Российской Федерации, разработанной Министерством природных ресурсов (МПР) России с участием ор­ганов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов1.

Необходимость принятия этой доктрины вызвана деградацией природной среды как на мировом уровне, так и на уровне РФ и определением целей, направлений, задач и принципов проведения единой государственной политики в области экологии на долго­срочный период.

К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:

1. Рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;

2. Увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;

3. Деградация основных компонентов биосферы, включая сокра­щение биологического разнообразия и связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции (следствие всего этого — не­возможность существования человеческой цивилизации);

4. Возможные изменения климата и истощение озонного слоя земли;

5. Возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;

6. Недостаточный уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регули­рования процессов глобализации для устойчивого развития чело­веческой цивилизации;

7. Продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

 

 

К числу основных факторов деградации природной среды Рос­сии относятся:

1. Преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению при­родных ресурсов и деградации природной среды;

2. Низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

3. Резкое ослабление управленческих и прежде всего контроль­ных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

4. Высокая доля теневой экономики в использовании природ­ных ресурсов;

5. Низкий технологический и организационный уровень эко­номики, высокая степень изношенности основных фондов;

6. Последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;

7. Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчи­вого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Для этого необходимо:

• сохранение и восстановление природных систем, их био­логического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

• обеспечение рационального природопользования и равно­правного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;

• обеспечение благоприятного сочетания окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здо­ровья населения.

 

Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах:

1.Устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющей.

2. Приоритетность для общества жизнеобеспечивающих фун­кций биосферы;

3. Справедливое распределение доходов от использования при­родных ресурсов и доступа к ним;

4. Предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдельных экологи­ческих последствий;

5. Отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воз­действием на природные системы, если их последствия непред­сказуемы для окружающей среды;

6. Природопользование на платной основе и возмещение на­селению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;

7. Открытость экологической информации;

8. Участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Основные принципы охраны окружающей среды заложены в Законе «Об охране окружающей среды»1 и используются в планах и программах социально-экономического развития страны и ее регионов. В настоящее время разграничены полномочия и ответ­ственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в сфере отношений, связанных с использованием и охраной объ­ектов окружающей среды.

К объектам охраны окружающей среды относятся:

• земля, ее недра, почвы;

• поверхностные и подземные воды;

• леса и иная растительность;

• животный мир и микроорганизмы, генетический фонд;

• атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство;

• природные ландшафты, заповедники, заказники, нацио­нальные природные парки, памятники природы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животного мира и места их обитания.

Действующее законодательство предусматривает права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда, нанесенного окружающей среде.

Права граждан на благоприятную окружающую среду склады­ваются из следующих элементов (рис. 14.1):

Полномочий общественных объединений
Гарантий государства
Полномочия граждан

 


Рис. 14.1. Полномочия, обеспечивающие права граждан на благоприятную окружающую среду

Полномочия граждан заключаются в том, что они могут создавать общественные объединения; создавать фонды; вступать в разного рода общества; вносить членские взносы; участвовать в собраниях, митингах, шествиях, петициях, референдумах по вопросам охра­ны окружающей среды; требовать от государственных органов управления предоставления полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и принимаемых мер; требовать в административном или судебном порядке отмены решений ор­ганов управления на виды деятельности, приносящие вред ок­ружающей среде или ее загрязнение; требовать привлечения к ответственности виновных в оказании отрицательного воздействия на окружающую среду, в том числе подавать иски о возмещении причиненного вреда.

Полномочия общественных объединений заключаются в возмож­ности разрабатывать мероприятия, программы, и за счет привле­ченных и собственных средств выполнять эти программы; воз­главлять мероприятия, проводимые гражданами в области охраны окружающей среды.

Гарантии государства проявляются в издании законов, оказании управляющих воздействий по выполнению законодательных и иных нормативных актов по охране окружающей среды.

Системно права граждан обеспечиваются:

• планированием и нормированием качества окружающей среды;

• мерами по предотвращению экологически вредной деятель­ности;

• оздоровлением окружающей природной среды;

• предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катас­троф, стихийных бедствий;

• социальным и государственным страхованием;

• образованием государственных и общественных фондов помощи;

• организацией качественного медицинского обслуживания населения;

• предоставлением каждому возможности для проживания в условиях, благоприятных для жизни;

• возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загряз­нения окружающей среды.

Этому в значительной степени содействуют законодательство об охране окружающей среды и концепция перехода Российской Фе­дерации к устойчивому развитию1, когда основными направлени­ями перехода России к устойчивому развитию были объявлены:

• создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствования действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

• разработка системы стимулирования хозяйственной деятель­ности и установление пределов ответственности за ее эконо­мические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жиз­ни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;

• оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

• формирование эффективной системы пропаганды идей ус­тойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Переход страны к устойчивому развитию возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех регионов. Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степе­ни подобны федеральным, но при этом необходим учет местных особенностей. В частности, необходимо учитывать особенности построения конкретного регионального хозяйственного механизма с позиций природопользования и антропогенного воздействия на окружающую среду.

Необходимо оценивать уровень выполнения природоохранных мероприятий на используемых и незастроенных территориях го­родов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, вклю­чая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство.

Важно осуществление мер по оздоровлению населения, разви­тию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпиде­миологического благополучия.

Развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрес­сивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализации мер по повышению плодородия почв и их охрана от эрозии и загрязнения, а также создания системы социальной за­щиты сельского населения.

И наконец, необходима реконструкция региональной про­мышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных систем.

Большое значение имеют комплексные межрегиональные схе­мы, охватывающие территории нескольких субъектов РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.