Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прибыль предприятия, ее формирование и распределение

Прибыль предприятия представляет собой важнейшую экономи­ческую категорию и традиционно считается основной целью де­ятельности любой коммерческой организации. Вместе с тем та­кая трактовка роли прибыли в настоящее время не единственная. С точки зрения современной англо-американской финансовой школы, которая получила признание во многих странах мира, в качестве приоритета в деятельности предприятия выступает не столько прибыль, сколько ее производная — максимизация дохо­дов собственников. Такая целевая установка связана с тем, что предприятие может обеспечить рост прибыли, например, за счет экономии затрат на техническое обслуживание производства или подготовку кадров. Однако в будущем это может привести к сни­жению эффективности его функционирования из-за высокого уровня износа основных фондов или низкого уровня менеджмен­та на предприятии. Поэтому речь, очевидно, должна идти не только о формировании финансовых ресурсов предприятия, в том числе и прибыли, но и о таких направлениях их распределе­ния и использования, которые позволили бы предприятию мак­симизировать его рыночную стоимость и, соответственно, обес­печить рост доходов собственников. Вместе с тем без оптимиза­ции прибыли предприятия этих целей достичь невозможно.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый д0 ход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, по­лученный в результате деятельности предприятия. Прибыль на предприятии означает, что полученные доходы превышают пСе расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только фи­нансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-техни­ческого и социального развития предприятия, материального по­ощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней, что позволяет государ­ству выполнять возложенные на него функции.

Для характеристики прибыли предприятия рассмотрим ос­новные ее виды, определенные нормативными правовыми акта­ми по бухгалтерскому учету и белорусским законодательством о налогах и сборах. Данная классификация видов прибыли пред­ставлена в форме № 2 приложения к балансу «Отчет о прибылях и убытках», где показываются доходы и расходы по видам деятельности, операционной доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы, налогооблагаемая прибыль,чистая прибыль.

Прибыль от реализации вычисляется как разница между суммой вы­ручки от реализации продукции и ее себестоимостью реализованных товаров,управленческими расходами, а также налогов, включаемых в цену продукции и выплачиваемых из выручки(НДС,акцизы, единый из выручки и др.):

П реализ = Вреализ - С- Рупр- Нвыр,

Где П реализ - прибыль от реализации; Вреализ - выручка от реализации продукции; С — себестоимость продукции; Рупр -управленческие расходы, Нвыр- налоги из выручка.

К управленческим расходамотносятся затраты на оплату тру­да административного персонала, на подготовку и переподготов­ку кадров, представительские, на оплату аудиторских, консульта­ционных и информационных услуг, на содержание имущества общехозяйственного назначения (ремонт, амортизация, аренд­ная плата) и др.

Налогооблагаемая прибыль (прибыль до налогообложения) определяетя на основе прибыли от реализации продукции с учетом прибыли от операционных доходов и расходов, прибыли внереализационных доходов и расходов.

Таким образом:

Пно= Преализ+Попер+ Пвнереализ,

где Пно— налогооблагаемая прибыль; Преализ — прибыль от реализации; Попер—прибыль от операционных доходов и расходов;Пвнереализ —внереализационные доходы и расходы.

Чистая прибыль это налогообагаемая прибыль за вычетом налога на прибыль(Нприб), налога на недвижимость(Ннедвиж) и др. налогов и отчислений из прибыли.(Нпроч):

Пч = Пно – Нприб – Ннедвиж – Нпроч.

Чистая прибыль предприятия распределяется в порядке, предусмотренном в учредительных документах (уставе) предприятия. Она распределяется на три фонда: фонд потребления, фонд накопления, резервный фонд. Прибыль направленная на накопление, служит источником финансирования инвиестиций, развития предприятия. Из прибыли, направляемой на потребление, производятся социальные выплаты работникам предприятия, а также выплачиваются дивиденды акционерам.

Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся: ускоре­ние НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень орга­низации производства и труда и др.

Внешними факторами, не зависящими от деятельности пред­приятия, признаются: конъюнктура рынка, уровень цен на пот­ребляемые материально-технические ресурсы, сроки полезного использования активов, система налогообложения и др.

Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества

Преализ= (Ц-С)*А,

где Ц, - отпускная цена единицы продукции; С — себестоимость единицы продукции; А — объем реализации продукции.

Рассмотрим пример определения и анализа прибыли от реа­лизации продукции по факторам.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Финансы предприятия, их функции | Рентабельность и ее вычисление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.