Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческое значение утопического социализма




Всемирная история экономической мысли свидетельствует о том, что на всем протяжении XIX и XX столетий идеология либе­рально-рыночных экономических отношений, базирующаяся на принципах полного laissezfaire, неизменно сталкивается с двумя противодействующими ей альтернативными позициями — рево­люционной и реформаторской. Одна из них в современной эконо­мической литературе ассоциируется с марксистско-ленинским учением о революционных социально-экономических преобразо­ваниях; другая — с концепциями реформ ряда школ и направле­ний теоретической экономики, в которых непременным услови­ем формирования общества социальной справедливости считает­ся применение многообразных мер ненасильственного характера.

Именно участие социалистов-утопистов и других противников абсолютизации либеральных идей в многолетних научных дискусси­ях и спорах существенно повлияло на принятие в постмануфактур­ных странах первых законодательных актов, обеспечивающих неко­торое ограничение принципов экономического либерализма, имея в виду предельно допустимую продолжительность рабочего времени, минимальный возраст при трудоустройстве подростков и т.п.

Важно, к примеру, отметить, что в «рациональной конститу­ции» Р. Оуэна содержатся и такие положения, актуальность кото­рых не утрачена и в наши дни, как-то:

– оговоренное законом право каждого человека не только на труд, но и на образование;

– полное равенство и исключающая любые привилегии лич­ная свобода людей обоих полов;

– недопустимость воздействия с чьей-либо стороны на мне­ния и веру кого-либо;

– объединение всех людей «в один братский союз для общего блага всех».

Актуальна сегодня и одна из важных целей сен-симоновских реформ — ликвидация в обществе всяких привилегий, преодоле­ние анархии и хаоса, порождаемых либеральным механизмом хо­зяйствования. Успех реформ им увязывается также с обязательным участием в них третьей (после королевской власти и промышлен­ников) главной силы — ученых.

В свою очередь Ш. Фурье предвидел:

– неминуемое расширение масштабов постоянного или вре­менного совместного проживания людей, в том числе в ком­плексах многоквартирных домов, гостиницах, пансионатах и т.п.;

– совершенствование организации удовлетворения семейно-бытовых нужд посредством создания специализированных служб и учреждений по коллективному выполнению услуг, связанных с освещением, отоплением, общественным пи­танием, предоставлением бытовых услуг, воспитанием детей и т.д.

– Очевидно также, что в значительной мере свершилось и его предвидение о том, что в грядущем общественном устройстве «жен­щины очень скоро вернут себе роль, которую им предназначила природа, роль соперниц, а не подданных мужского пола».

Непреходящее значение для судеб экономической науки рефор­маторских пректов социалистов-утопистов постмануфактурного периода Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье состоит в том, что они базируются на во многом обоснованной критике присущих либеральной рыночной экономике явлений (анархия и хаос в хо­зяйственной жизни, противоположность частнособственнических и общественных интересов), содержат обоснование целесообраз­ности таких экспериментов, которые бы обеспечивали насущные в этой связи преобразования. Причем, ратуя за социально-экономи­ческие преобразования, они в своих реформах выдвигают на пер­вый план задачи научно-промышленного совершенствования об­щества, повышение культурного, образовательного и нравствен­ного уровня людей.

Достижение своих реформаторских идей социалисты-утописты «новой волны» считают возможным исключительно мирными сред­ствами, имея в виду активное содействие в этом либо правительства (как К. Сен-Симон и его последователи), либо частную инициативу самих трудящихся (как Р. Оуэн, Ш. Фурье и их единомышленники). И каждая из этих позиций, как свидетельствуют их программы ре­форм, была на протяжении XIX и XX столетий в большей или мень­шей степени реализована, в том числе в последние десятилетия в рамках различных доктрин социального контроля общества над эко­номикой, социального рыночного хозяйства и других.

Итак, учение социалистов-утопистов (которое традиционно при­нято называть с акцентом на «утопическое» либо «социалистичес­кое», т.е. в смысле его несбыточности), в самом деле, имеет все же весьма ценные и значимые элементы с точки зрения сбывшихся предвидений социального и экономического характера. Это пред­ставляется особенно важным признать с учетом нынешних реалий в российском обществе, требующих выработки социально ориен­тированной концепции развития экономики страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.