Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соединенные Штаты Америки в 1945 – 1990-е г




После второй мировой войны США оказались в наиболее

благоприятных условиях по сравнению с другими развитыми

странами. Война не затронула американский континент, США

не испытали тех бедствий и разрушений, которые обрушились

на многие государства Европы и Азии. Невелики были и люд-

ские потери. За годы войны США стали ведущей военной дер-

жавой, создали мощный военный потенциал. К концу войны в

вооруженных силах находилось 12 млн. человек. США распола-

гали мощным военным и торговым флотом, имели первокласс-

ную авиацию. Высокоразвитая промышленность и огромный

научно-технический потенциал позволили стране стать первой

в мире ядерной державой. Основные конкуренты США в капи-

талистическом мире – Германия и Япония – были побежде-

ны, а Великобритания и Франция в первые послевоенные годы

попали в финансово-экономическую зависимость от США и

не рассматривались как их основные конкуренты. Используя

благоприятные возможности, США овладели новыми рынка-

ми. Значительно увеличили экспорт товаров, еще больше уве-

личили научно-технический потенциал. Они стали политиче-

ским, экономическим и военным лидером западного мира.

Экономическое развитие. Вторая мировая война стимули-

ровала быстрое экономическое развитие США. Воздействие

военной конъюнктуры было огромным. Начали широко исполь-

зоваться новые виды топлива, синтетические и искусственные

материалы. Осуществлялась массовая автоматизация производ-

ства. Глубокие изменения произошли в развитии авиации и су-

достроения. Государственно-монополистическое регулирование

экономики, социально-реформистская деятельность государ-

ства придали экономическому развитию стабильность. Изме-

нилась отраслевая структура экономики США, успешнее ре-

шались проблемы занятости населения.

В первые послевоенные годы в США была успешно проведе-

на конверсия военного производства. С конца 40-х годов устойчи-

вый и непрерывный экономический рост стал отличительной

особенностью функционирования экономической системы США.

Несмотря на то, что в 50-е годы экономика США развива-

лась медленнее, чем экономика других западных стран, по всем

основным показателям они оставались подлинным экономи-

ческим лидером. Американская модель экономического разви-

тия в значительной мере использовалась многими странами

свободного мира. В 60-е годы администрациями Президентов

Д.Кеннеди и Л.Джонсона был взят курс на ускорение эконо-

мического роста. Расширилось государственно-монополисти-

ческое регулирование экономики. После небольшого спада в

1960–1961 г. наступил экономический подъем, продолжавший-

ся до 1967 г. Большую роль сыграло быстрое развитие научно-

технической революции, которая создавала новые возможнос-

ти для развития производства. Качественно менялась структура

хозяйства. Успешно развивались новые отрасли экономики,

преобразовывались старые. Осуществлялась массовая автомати-

зация производства. Ведущее место в экономике заняли энер-

гетика, электронная и химическая промышленность, произ-

водство средств автоматизации, средств связи, приборостроение.

Набирала силу аэрокосмическая промышленность. Значитель-

ные изменения происходили в структуре рабочей силы. Сокра-

щалась численность занятых в промышленном и сельскохозяй-

ственном производстве. В то же время наблюдался быстрый рост

числа занятых в непроизводственной сфере.

К началу 70-х годов появились первые признаки измене-

ния экономической конъюнктуры. Замедлились темпы эконо-

мического роста. Застой в промышленном производстве соче-

тался с ростом безработицы, продолжающейся инфляцией и

падением реальных доходов основной массы населения. Росло

недоверие к американской валюте. Весной и летом 1971 г. оно

приняло беспрецедентные масштабы. Ряд западных стран, в том

числе ФРГ, Франция, Италия ввели ограничения на операции

с долларом.

Республиканская администрация Р.Никсона приняла ре-

шение о проведении серии чрезвычайных мер, которые получи-

ли название «новой экономической политики». Президентским

декретом в стране было введено «чрезвычайное положение»,

компаниям предоставлялись значительные налоговые льготы,

сокращался подоходный налог. Правительство установило госу-

дарственный контроль над ценами и заработной платой. Вводил-

ся дополнительный 10%-ный налог на подавляющую часть им-

порта. Сокращалась помощь иностранным государствам. Были

осуществлены и другие преобразования, направленные на по-

иск путей выхода из кризиса. Однако в 70-е годы экономика

западных стран испытывала серьезные трудности. Кризис 1973–

1975 годов был наиболее серьезным потрясением после второй

мировой войны. В США он проявился в гораздо более острой

форме по сравнению с другими развитыми странами.

Глубокий структурный кризис середины 70-х годов вынудил

США, как и другие развитые капиталистические страны, начать

долговременную структурную перестройку экономики. Стали бы-

стро внедряться новейшие энергосберегающие и ресурсосберега-

ющие технологии. Быстрыми темпами создавались гибкие авто-

матизированные производства. Широко начала использоваться

компьютерная техника. Одновременно началось широкое внедре-

ние новых композитных материалов. Впервые стали внедряться в

производство биотехнологии. Началось использование методов

генной инженерии. Эта глубокая структурная перестройка эконо-

мики США продолжается уже более 20 лет.

К началу 80-х годов США подошли с существенно ослаб-

ленными внутренними и международными позициями. Хозяй-

ственное положение страны ухудшалось. В экономике обозначи-

лись долговременные негативные тенденции. В 1980 – 1982 г. раз-

разился очередной экономический кризис. В 1982 г. промыш-

ленное производство упало по сравнению с предыдущим годом

на 8,2%. Кризис поразил все ведущие отрасли промышленнос-

ти, сельское хозяйство, непроизводственную сферу.

На президентских выборах в ноябре 1980 г. победу одержал

кандидат республиканской партии Р.Рейган. Демократы поте-

ряли большинство в сенате и уступили многие места в палате

представителей. Пытаясь найти пути выхода из кризиса, адми-

нистрация Р.Рейгана ограничила вмешательство государства в

экономику, предоставила значительные налоговые льготы для

капиталовложений. Снизились подоходный налог и налог на

прибыль. Сократились бюджетные ассигнования на социальные

цели. Поощрялась частная инициатива. Эти и другие мероприя-

тия получили название «рейганомики».

В целом «рейганомика» принесла США ощутимые резуль-

таты. В 80-е годы ускорился научно-технический прогресс, про-

мышленность стала еще более конкурентоспособной в между-

народном разделении труда. За годы правления администрации

Р.Рейгана созданы миллионы новых рабочих мест, преимуще-

ственно в непроизводственной сфере. Снизились инфляция и

безработица, увеличился потребительский спрос. Значительно

усилился приток иностранного капитала.

В начале 90-х годов в экономике США наблюдалась непро-

должительная рецессия. Замедлились темпы роста во всех от-

раслях хозяйства. Однако к весне 1992 г. в экономике сложились

предпосылки для выхода из спада. Темпы прироста ВВП в по-

стоянных ценах в% к предыдущему году составили: в 1992 г. –

2,3%, в 1993 г. – 3,2%, в 1994 г. – 4,1%. В среднем же за десяти-

летие (с 1985 по 1994 г.) они составили 2,6%.

Успешными для экономического развития США оказались

первые три года пребывания у власти администрации Прези-

дента Б.Клинтона. За это время улучшилась экономическая конъ-

юнктура, что привело к снижению безработицы и инфляции.

Сократился бюджетный дефицит с 290 млрд. до 220 млрд. дол-

ларов в 1994 г. В 1995 г. темп реального увеличения ВВП соста-

вил 2,0%, в 1996 г. – уже 2,4%. В 1997 г. темп реального роста

ВВП может достигнуть 3,5–4% (в первом квартале был рекор-

дный за последние десять лет прирост ВВП, равный 5,9%). Ад-

министрация Б.Клинтона надеется, что во время второго сро-

ка своего правления у власти дефициты федерального бюджета

не превысят 1,0–1,5% ВВП.

К числу приоритетных направлений экономической поли-

тики нынешняя администрация демократов относит реконст-

рукцию национальной транспортной системы, разработку но-

вых технологий, защищающих окружающую среду, чистых и

эффективных источников энергии, создание всеобъемлющей

информационной системы, проведение эффективной програм-

мы конверсии военных производств. В последние годы заметна

тенденция выработки приоритетных направлений в развитии

американского общества, которые бы позволили США обеспе-

чить устойчивое развитие. В ответ на призыв конференции ООН

в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Президентский совет в США в сво-

ей программе определил 10 целей, которые позволят государ-

ству вступить на путь устойчивого развития: здоровая окружа-

ющая среда, экономическое процветание, справедливость,

охрана среды, рациональное управление ресурсами, устойчи-

вость территориальных общностей, вовлечение граждан в про-

цессы принятия решений, стабилизация численности населе-

ния, международная ответственность, система образования.

Особое внимание с начала 90-х годов США уделяют усилению

влияния государственной научно-технической политики. Были

приняты законы о защите национальных научно-технических

интересов США, «превосходстве американской технологии» и

стимулировании ее передачи в промышленность.

Администрация Клинтона продолжила этот стратегический

курс. В 1993 – 1996 г. через конгресс был проведен еще один

пакет важных государственных актов о научно-технической по-

литике США. Важное значение для обеспечения лидирующего

положения страны в мире имеет и другая программа админист-

рации Клинтона: «Критические технологии – основа националь-

ной безопасности США».

К началу ХХI в. экономика США стала основным источни-

ком технического прогресса. На ее долю приходится 35,8% ми-

ровых расходов на производство новой технологии. Из 50 макро-

технологий, которые обеспечивают ведущие позиции в мировом

производстве, на долю США приходится 20 – 22, по которым

они держат лидерство или разделяют его. Являясь лидером миро-

вого экономического развития, США успешно отвечают на вы-

зовы времени и вступили в ХХI в. с новой экономикой.

Таким образом, среди ведущих национальных приорите-

тов США основную группу составляют программы, связанные

с НТР. Они – важнейшая часть экономической, социальной,

военно- и внешнеполитической стратегии США. Очевидно, что

достижение этих уникальных целей позволит гарантировать каж-

дому жителю США возможность всестороннего благополучия.

Политическое развитие. США являются стабильным де-

мократическим государством. В основу конституционной сис-

темы положены три основных принципа – разделение влас-

тей, федерализм и судебный конституционный надзор.

Сформировавшаяся двухпартийная система и четкое разделе-

ние властей способствуют укреплению внутриполитической

стабильности государства.

Конец 40-х-начало 50-х годов ознаменовались разгулом

политической реакции. Во многом это связано с начавшейся

«холодной войной». Правящие круги США организовали ак-

тивное наступление на прогрессивные организации, преследо-

вали коммунистов, активно велась борьба с инакомыслием. К

концу 50-х годов во всех штатах действовали законы против

«подрывной деятельности». Антикоммунистические настроения

приобрели характер массовой истерии. Имело место постоян-

ное нарушение гражданских прав.

В эти же годы происходило падение влияния демократи-

ческой партии. На выборах 1952 г. победу одержал кандидат от

республиканской партии Д.Эйзенхауэр. Республиканцы полу-

чили большинство в обеих палатах конгресса. В первые годы

правления администрации Президента Д.Эйзенхауэра реакция

еще более усилилась. В стране расцвел макартизм. Сенатор-рес-

публиканец от штата Висконсин Д.Маккарти, возглавлявший

одну из комиссий конгресса, был ярым антикоммунистом,

проводил расследование в правительственных органах с целью

выявления в них шпионов и коммунистов. Деятельность Мак-

карти поддерживалась многими реакционными организациями.

Против маккартизма выступила компартия США, про-

грессивные, профсоюзные, демократические, умеренно-ли-

беральные организации. Под давлением реакционных сил в

августе 1954 г. Президент Эйзенхауэр подписал закон «О кон-

троле над коммунистической деятельностью». Компартия ока-

залась «вне закона».

В начале 60-х годов в стране стало развиваться ультрапра-

вое движение, и в 1964 г. их представитель – сенатор Барри

Голдуотер вступил в борьбу за Белый дом. Однако американ-

ские избиратели отдали предпочтение кандидату демократи-

ческой партии Линдону Джонсону. В 60-е годы получило раз-

витие и достигло своего апогея движение за гражданское

равноправие. Во многих местах оно проявилось восстаниями в

черных гетто. Противники десегрегации из лагеря ультраправых

стали совершать политические убийства. В апреле 1968 г. в Мем-

фисе был убит выдающийся руководитель движения за граж-

данские права, чернокожий американец, лауреат Нобелевской

премии мира, священник Мартин Лютер Кинг. Особенностью

движения за гражданские права 60-х годов было то, что оно

совпало с началом новых массовых движений социального про-

теста. Наиболее значимым из них было молодежное. Особенно

смело выступили представители этого движения против войны

во Вьетнаме. Таким образом, 60-е годы были временем обще-

ственно-политического подъема.

В 70-е годы массовые движения ослабевают. Причиной упад-

ка явилось то, что, с одной стороны, многие требования мас-

совых движений были удовлетворены, а, с другой, началось

кризисное десятилетие, приведшее к изменению приоритет-

ности проблем, стоящих перед населением.

Возвращение республиканцев к власти не принесло пол-

ного успокоения в американское общество. Уотергейтское дело

вылилось в политический скандал, приведший к импичменту

Президента Р.Никсона. Участились случаи коррупции в выс-

ших эшелонах власти. Все это подрывало доверие американцев

к исполнительной и законодательной властям.

Со второй половины 60-х годов происходило падение пре-

стижа демократической партии. На шести президентских выбо-

рах (1968 – 1988 г.) кандидаты от демократов потерпели пять

поражений.

80-е – начало 90-х годов были периодом торжества идей нео-

консерватизма. США в эти годы добились многого как во внут-

реннем развитии, так и на международной арене. Тем не менее, в

1992 г. республиканец Джордж Буш неожиданно потерпел пора-

жение от молодого демократа Била Клинтона. Однако демократы

не смогли закрепить свою победу. На промежуточных выборах 1994 г.

демократическая партия потерпела сокрушительное поражение.

Большинство в обеих палатах конгресса перешло к республикан-

цам. Уступили демократы и посты губернаторов во многих штатах.

Итоги выборов 1994 г. свидетельствуют об определенном сдвиге

американского общества вправо. Возникли благоприятные усло-

вия для возрождения влияния республиканской партии. Но успе-

хи демократов во внутренней и внешней политике привели их к

победе на президентских выборах 5 ноября 1996 г. Президентом

США на новый срок переизбран Б.Клинтон. Однако в палате пред-

ставителей нового состава по-прежнему большинство у респуб-

ликанцев, которые имеют 225 мест. В сенате также большинство у

республиканцев: 55 сенаторов из 100 являются членами республи-

канской партии. После драматической избирательной кампании

2002 г. президентом США избран Джордж У.Буш.

Социальное развитие. На протяжении всего послевоенного

периода социально-экономические программы были всегда в

центре внутриполитического развития США. Демократы, на-

ходясь у власти, стремились продолжать и совершенствовать

социальную политику, заложенную еще в середине 30-х годов

Ф.Рузвельтом. Республиканцы же стремились пересмотреть со-

циальную политику с консервативных позиций.

В конце 40-х годов администрация Г.Трумэна провозгласи-

ла широкую программу социальных реформ. С ее помощью пра-

вящие круги надеялись найти выход из экономического кризи-

са. Часть предложений Президента Г.Трумэна нашла поддержку

в конгрессе. В результате был повышен минимум почасовой

оплаты труда. Значительные средства выделялись на строитель-

ство жилья для малоимущих. Увеличивались страховые выпла-

ты, росло количество лиц, получавших их.

Но наиболее быстрое развитие социальные программы

получили в 60-е – первой половине 70-x годов. К середине 70-х

годов социальные расходы государства достигли 20% ВНП.

В 60-е годы в политике Президентов Дж.Кеннеди и

Л.Джонсона получила дальнейшее практическое воплощение

социал-реформистская тенденция. Программа Кеннеди-Джон-

сона, известная как программа создания «общества всеобщего

благосостояния», привела к самым глубоким структурным из-

менениям в социальной сфере. Впервые были созданы государ-

ственные системы социальной защиты не только работающих,

но и нетрудоспособных граждан, так же, как и бедных, много-

семейных и иных «наименее приспособленных» американцев.

Тем не менее, в 70-е годы в условиях экономических труд-

ностей замедлились темпы роста личных доходов американцев.

В то же время увеличивались налоги, росла стоимость жизни,

обострилась проблема безработицы, которая приняла застой-

ный характер. По официальным данным, среднемесячный уро-

вень безработицы в 70-е годы составил около 6,2%. Потреби-

тельские цены почти удвоились. Это стало подлинным бедствием

для пенсионеров. Еще больше пострадало негритянское насе-

ление, представители других этнических групп. Число черных

семей, получавших доходы ниже «уровня бедности», в 1977 г.

составило 28% всех семей афро-американцев.

В 80-е годы были предприняты попытки ограничения дея-

тельности государства в социальной сфере. Однако провести в

жизнь свою социальную стратегию полностью республиканцам

не удалось из-за мощного сопротивления американской обще-

ственности. Наиболее сильной оказалась поддержка системы

социального страхования. Республиканская администрация все

же урезала ряд социальных программ и ассигнований на них.

Сокращения коснулись систем вспомоществования, образова-

ния, здравоохранения, социальных услуг.

Начиная с 60-х годов, происходят глубокие качественные

изменения в социальной и профессиональной структурах аме-

риканского общества. Под воздействием НТР быстро увеличи-

валось число лиц, занятых нефизическим и умственным тру-

дом, удельный вес лиц, получивших среднее образование, среди

работников с 1970 по 1985 г. вырос с 52,3 до 73,9%, а получив-

ших законченное и незаконченное высшее образование – с

21,3 до 35,7%. Рост количества занятых в сфере управления, в

наукоемких отраслях и других современных секторах экономи-

ки привел к увеличению численности среднего класса Амери-

ки, появлению новых элитных социальных групп.

Изменился характер безработицы. Наукоемкие производ-

ства требуют высокого уровня общеобразовательной и профес-

сиональной подготовки. Трудно найти работу тем категориям

работников, которые имеют низкую профессиональную ква-

лификацию. От этого страдают многие представители цветного

населения, испано-язычные американцы, эмигранты из сла-

боразвитых стран.

В 80-е годы в сложном положении оказались профсоюзы.

Республиканская администрация Президента Р.Рейгана усили-

вала постоянный нажим на них, вмешивалась в трудовые кон-

фликты. Давление на профсоюзы приобретало разнообразные

способы с целью ослабить их влияние на трудящихся. Это при-

вело к сокращению численности профсоюзов до 17% от коли-

чества работающих по найму. Национальный профцентр США –

АФГ – КПП, тем не менее, играет важную роль в социальной

защите населения.

Администрация Б.Клинтона объявила главным приори-

тетом социальную сферу. Расходы на здравоохранение, обра-

зование, переподготовку рабочей силы, государственное вспо-

моществование предполагалось значительно увеличить. К концу

90-х годов социальные расходы федерального правительства

по планам администрации должны составить 1,24 трлн. долла-

ров, или почти 1/3 всех федеральных расходов. На социальные

нужды по бюджету 1995 финансового года было выделено бо-

лее 60% федеральных ассигнований (примерно 936 млрд. дол-

ларов). Самыми значительными в социальном бюджете стали

расходы на здравоохранение и социальное обеспечение. США

тратят на здравоохранение 14,1% ВВП, на образование – 7,6%,

на науку – 2,6%. Американские расходы на НИОКР (научные

исследования и опытно-конструкторские разработки) – свы-

ше 173 млрд. долларов.

Однако после промежуточных выборов 1994 г., когда обе

палаты конгресса оказались под контролем республиканцев,

социальные программы Б.Клинтона оказались под угрозой. Боль-

шая часть внутриполитических инициатив администрации де-

мократов была заблокирована осенью 1994 г., еще до промежу-

точных выборов.

Во второй срок пребывания администрации Б.Клинтона у

власти развитию социальной сферы уделялось еще большее

внимание. Около 2/3 общей суммы федеральных расходов на-

правлялось на развитие человеческих ресурсов.

Вступив в XXI век, США стремятся стать социальным го-

сударством. Если будут реализованы намеченные программы,

то в ближайшие 5 лет на социальную сферу планируется расхо-

довать 72% федерального бюджета.

Внешняя политика. Занимая ведущее положение в мире,

США в послевоенные годы проводили активную внешнюю

политику, базирующуюся на сочетании двух принципов. Во-

первых, они с помощью силы сопротивлялись неугодным для

них переменам. Во-вторых, приспосабливались к ним и стре-

мились извлечь из них уроки.

Стремясь установить гегемонию в мире, США активно

вмешивались в международные дела во всех регионах планеты.

Неоднократно они использовали военную силу для обеспече-

ния своих интересов и защиты западной демократии.

Видя в СССР своего главного идеологического, полити-

ческого и военного противника, США на протяжении многих

десятилетий «холодной войны» пытались оказывать всесторон-

ний нажим на СССР и его союзников. США стояли у истоков

создания многих экономических, политических и военных со-

юзов, международных организаций, где они занимали и про-

должают занимать ведущее положение.

До начала 70-х годов отношения между США и СССР оста-

вались крайне напряженными. Но изменившееся соотношение

сил на мировой арене, достижение Советским Союзом военно-

го паритета с США и угроза уничтожения человеческой циви-

лизации в случае развязывания ядерной войны побудили руко-

водство США начать диалог с СССР, переоценить подходы в

отношениях двух сверхдержав. В первой половине 70-х годов в

результате встреч на высшем уровне были заложены основы для

позитивных изменений в советско-американских отношениях.

Были заключены важные соглашения OCB-1, Договор об огра-

ничении систем противоракетной обороны (ПРО).

Резкое обострение советско-американских отношений про-

изошло в первой половине 80-х годов. Администрация Р.Рейга-

на стала проводить жесткий курс в отношении СССР и стран

Варшавского договора. Наращивание ядерного потенциала,

размещение американских ракет в Европе, объявление про-

граммы стратегической оборонной инициативы (СОИ) еще

более осложнили ситуацию. Значительная ответственность за

обострение обстановки ложилась и на СССР. Недальновидная

политика советских руководителей, связанная с вводом совет-

ских войск в Афганистан и трагическим инцидентом с южно-

корейским гражданским самолетом, вызвала резкую критику и

непонимание многих стран мира.

С приходом нового политического руководства в СССР на-

чался качественный сдвиг в советско-американских отношени-

ях. Интенсивные политические и дипломатические контакты,

четыре встречи на высшем уровне в период с 1985 по 1988 г.

принесли свои плоды. Был подписан и реализован Договор о

ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Это первое в

истории соглашение об уничтожении двух классов ядерного

оружия. В последующие 1990-1991 г. были подписаны новые до-

говоры и соглашения в военной сфере. Особенно важное зна-

чение имел Договор об ограничении и сокращении стратеги-

ческих наступательных вооружений. Значительно улучшились

советско-американские отношения во всех других сферах.

Распад СССР и длительный кризис во всех республиках

бывшего Советского Союза резко изменил ситуацию в мире.

США оказались не только лидером западного мира, но и един-

ственной «сверхдержавой». В определенных политических кру-

гах США возникает стремление решать свои проблемы за счет

ущемления интересов других стран. Однако безопасность в мире

будет в значительной степени зависеть от того, насколько США

будут сочетать свои национальные интересы с интересами дру-

гих государств. Только на пути равноправного и взаимовыгод-

ного сотрудничества всех государств можно сохранить и укре-

пить мир на планете, совершенствовать демократию, обеспе-

чить развитие и достойное существование всем народам.

В 90-е годы основные принципы внешней политики США

сохраняют свое значение. Являясь высокоразвитой промышлен-

ной страной, США располагают не только военными средствами

обеспечения своих жизненно важных интересов в разных реги-

онах планеты. Промышленные, торговые, финансовые, науч-

но-технические, культурные и другие средства имеют огром-

ное значение в мировой политике. США умело использовали и

используют их на международной арене.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.