Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В середине 80-х – 90-е г




Страны Центральной и Юго-Восточной Европы

Формально изменения, начавшиеся в Советском Союзе в

1985 г., были одобрены и поддержаны руководством коммунис-

тических партий восточноевропейских стран. Были сделаны ана-

логичные заявления, приняты соответствующие постановления

и решения. Но в действительности советская «перестройка» выз-

вала резко негативную реакцию, особенно так называемое «но-

вое политическое мышление», тезис о свободе выбора. Как и в

Советском Союзе, реальных изменений в политической систе-

ме и экономике не произошло. В то же время имело место ослаб-

ление Организации Варшавского договора и СЭВ, резкое со-

кращение экономической помощи со стороны СССР.

В 1989–1990 г. во всех восточноевропейских государствах

произошли радикальные перемены, в результате которых ком-

мунистические партии были отстранены от власти. Они полу-

чили два названия: а) «бархатные» революции (имеется в виду,

что смена правящих политических сил произошла мирно, без

насилия и крови, определенное исключение составили лишь

Румыния и Югославия); б) демократические революции (под-

разумевается переход от тоталитаризма к демократии).

Существует несколько точек зрения на характер событий

1989–1990 г. Наиболее аргументированная и общепринятая зак-

лючается в том, что это были массовые народно-демократи-

ческие революции. В итоге массовых выступлений (особенно в

ГДР, Чехословакии, Румынии) к власти пришли новые поли-

тические силы, которые и начали осуществлять перемены ре-

волюционного содержания. В Польше, Венгрии, Югославии они

хотя и не сопровождались массовыми движениями именно в

это время, но явились результатом длительных эволюционных

процессов 80-х годов. Эта эволюция произошла под давлением

масс и привела к революционным политическим переменам.

Обращает на себя внимание масштабность перемен на ру-

беже 80-90-х годов. В течение примерно года, с середины 1989

до середины 1990 г., произошла серия революций в странах

Центральной и Юго-Восточной Европы. Имело место невидан-

ное в Европе с 1848 г. явление – цепная реакция воздействия

одной страны на другие. В июне 1989 г. антисоциалистическая

оппозиция победила на парламентских выборах в Польше. В

октябре этого же года на съезде Венгерской социалистической

рабочей партии победило реформаторское направление, кото-

рое реорганизовало ВСРП в социал-демократическую партию

и высказалось за рыночную экономику, многообразие форм

собственности. В ноябре пленум ЦК Болгарской компартии сме-

стил Т.Живкова, а в Чехословакии после студенческих волне-

ний КПЧ была отстранена от власти. В ноябре-декабре 1989 г.

было сформировано коалиционное правительство в ГДР. Де-

кабрь принес свержение режима Чаушеску в Румынии. В январе

1990 г. произошел фактический распад СКЮ, началась дезин-

теграция Югославии. В мае 1990 г. всеобщая стачка привела к

формированию коалиционного правительства в Албании.

Революции 1989–1990 г. в странах региона явились резуль-

татом общенациональных кризисов, сочетания внутренних и

внешних факторов. Основной внешнеполитической предпосыл-

кой явилась «перестройка» в СССР, подготовившая слом пре-

жней системы идейно и политически: имеется в виду гласность,

новое в идеологии, отказ Москвы от диктата в социалистиче-

ском лагере. Анализируя внутренние факторы, следует в первую

очередь подчеркнуть, что социализм как путь развития и его

сталинская модель были для стран Европы в целом инородны.

Ни одна из них не смогла к нему адаптироваться ни через наци-

ональную специфику, ни через частичные реформы, ни через

кризисы. Консервативная административно-командная система

превратилась в тормоз развития: фактическая однопартийность

не позволяла учитывать требования времени; монополия на власть

вела к политической и моральной деградации руководящего слоя

партийно-государственного и хозяйственного аппарата; господ-

ствующая идеология оказалась в состоянии стагнации.

Необходимо также обратить внимание на то, что в странах

региона сохранялись некоторые элементы или остатки граж-

данского общества: некоммунистические партии в рамках на-

циональных фронтов в Чехословакии, Болгарии и другие не-

формальные объединения. Накопились и обострились

экономические проблемы. Все вышеуказанное, взятое в комп-

лексе, обусловило необходимость радикальных изменений и

быстроту краха административно-командной системы в стра-

нах Центральной и Юго-Восточной Европы.

Содержание революций – радикальная смена политиче-

ских сил, находящихся у власти. В некоторых странах (напри-

мер, Польше и Чехословакии) власть перешла к явно несоци-

алистическим и даже антикоммунистическим движениям. В

других (например, в Болгарии, югославских республиках Сер-

бии и Черногории) произошла модернизация компартий и их

программ, что позволило им в течение некоторого времени

сохранить властные полномочия.

Общая направленность всех революций однопланова. Их

разрушительный аспект был обращен против тоталитаризма,

отсутствия или нарушения гражданских прав, против неэффек-

тивной административно-командной экономики, коррупции.

Созидательная сторона была ориентирована на установление

политического плюрализма и реальной демократии, приоритета

общечеловеческих ценностей, на развитие экономики по дей-

ствующим в высокоразвитых странах законам, на повышение

жизненного уровня. Если формулировать положительную направ-

ленность революций предельно кратко, то необходимо выделить

два главных направления движения – к демократии и рынку.

Разрушительный аспект был плодотворным – прежние

политические системы погибли очень быстро. С созданием же

нового общества дела обстояли не так просто и быстро, осо-

бенно медленно осуществляется переход к рыночной эконо-

мике. Это объясняется многими причинами. К объективным

факторам необходимо отнести архаичную и громоздкую эко-

номическую структуру, необходимость огромных капиталовло-

жений в производство и социальную сферу, разные стартовые

позиции государств. Чехословакия и ГДР несколько условно

могут быть отнесены к государствам с довольно высоким уров-

нем развития, Польша, Венгрия, Хорватия и Словения – стра-

ны среднего развития, а Болгария, Румыния, четыре другие

республики бывшей Югославии (Сербия, Черногория, Маке-

дония, Босния и Герцеговина), Албания – низкого. Среди

субъективных обстоятельств следует отметить сохранение ан-

тикапиталистических сил, высокую социальную цену реформ

(безработица, инфляция) и различные формы протеста, ут-

вердившуюся при социализме психологию уравнительства, от-

сутствие необходимого научного обоснования перемен.

Для событий 1989–1990 г. была характерна неустойчивость

участвовавших в них идейно-политических сил. Их можно обо-

значить как антитоталитарные, но более точно – невозможно,

так как они были далеки от отчетливого идеологического и со-

циально-политического самоопределения. В сущности, это были

шаткие коалиции весьма разнообразных в социально-полити-

ческом и идейном отношении, неоформившихся течений (на-

пример, «Солидарность» в Польше, «Гражданский форум» в

Чехословакии). Они были едины только в борьбе против старой

власти, поэтому вскоре после победы пестрые объединения рас-

пались. В каждой стране действовало большое количество поли-

тических партий, которые стремились к власти и которым было

трудно найти общий язык. Путь к стабильности был весьма сло-

жен вследствие тяжелого, как правило, экономического поло-

жения, социальной напряженности, острых политических кон-

фронтаций, ностальгии значительной части населения по

временам социализма.

С социальной точки зрения, основное содержание совре-

менного периода проявляется в динамичном расслоении и по-

ляризации общества. С одной стороны, появилась небольшая

группа богачей, с другой – трудящиеся, лишенные прежней

социальной защиты. Расслоение ускоряется по мере складыва-

ния рыночных отношений, охватывает все слои населения, но

в разной степени. Драматическая социальная проблема номер

один – безработица.

С позиций геополитики и международных отношений в

Европе и мире, революции рубежа 80–90-х годов привели к

резкой смене внешнеполитических и экономических ориента-

ций стран Центральной и Юго-Восточной Европы. На рубеже

1990–1991 г. была ликвидирована военно-политическая Орга-

низация Варшавского договора. СЭВ, введя с 1 января 1991 г.

взаиморасчеты в конвертируемой валюте, погиб, что нанесло

сильнейший удар по экономике всех восточноевропейских го-

сударств. Для подавляющего большинства стран региона (за

исключением Сербии и Черногории) с самого начала 90-х го-

дов характерно стремление максимально быстро вступить в

Европейское сообщество, НАТО и другие западные структуры.

Одновременно выяснилось, что их интеграция с Западом бу-

дет проходить сложно, долго и болезненно.

Расширение НАТО грозило нарушением сложившегося

баланса международных сил. Оно встретило сильное противо-

действие России и Беларуси, не желавших граничить с госу-

дарствами супермощного блока. И тем не менее, процесс дви-

жения НАТО на восток начался. Весной 1999 г. в ряды блока

была принята первая группа восточноевропейских государств –

Чехия, Польша, Венгрия. Во время агрессии стран НАТО про-

тив Союзной Республики Югославии (март – июнь 1999 г.) все

бывшие социалистические страны Центрально-Восточной Ев-

ропы поддержали военные действия против двух югославских

республик, предоставили свое воздушное пространство для са-

молетов НАТО и т.д. Македония выделила свою территорию

для развертывания сухопутных войск блока перед вводом их в

Косово. Во время и после антиюгославской агрессии соседние

с СРЮ государства (Македония, Болгария, Босния и Герцего-

вина) форсировали свое движение в НАТО. В целом этот курс

проводят все государства Центрально-Восточной Европы, при

частичном исключении Сербии, Черногории, Албании. Дума-

ется, что в ближайшее время произойдет дальнейшее расши-

рение блока НАТО за счет еще одной группы стран региона.

Более сложным и длительным является процесс вступле-

ния стран региона в Европейское Сообщество (Евросоюз). С

одной стороны, государства Центрально-Восточной Европы

хотели бы максимально быстро получить большие выгоды и

преимущества от экономического объединения с наиболее раз-

витыми странами Европы (капиталовложения в структурную

перестройку экономики, прямая финансовая помощь в подня-

тии уровня жизни до западноевропейского, единый рынок ра-

бочей силы, товаров и капиталов). С другой стороны, страны

Евросоюза сознают как необходимость изыскания огромных

сумм на подтягивание экономических систем центральноевро-

пейских государств до уровня Западной Европы, так и слож-

ность, длительность процессов экономической перестройки в

бывших странах социализма. Поэтому Европейское Сообщество

не форсировало процесс собственного расширения. Лишь на

саммите в декабре 2001 г. лидеры государств ЕС приняли реше-

ние принять в свои ряды первую группу стран Центральной

Европы в 2004 г. и определили список «абитуриентов» из 10

республик. Остальным (в том числе Болгарии и Румынии) было

предложено подождать как минимум до 2007 г.

Приходится констатировать, что в течение 90-х годов Рос-

сия утратила роль центра экономического притяжения для стран

Центральной и Юго-Восточной Европы. Ее место заняли Герма-

ния, Италия, Австрия и др. В 1999 г. на страны Евросоюза прихо-

дилось до 60% внешнеторгового оборота государств региона.

Процесс ликвидации социализма в странах региона в це-

лом шел сходными путями. В то же время необходимо обратить

внимание и на некоторые национальные особенности как со-

бытий 1989–1990 г., так и последующего развития.

Польша. На пленуме ЦК ПОРП (январь 1989 г.) сторонни-

ки радикальных реформ добились принятия решений о переходе

к политическому плюрализму и о диалоге компартии с другими

общественно-политическими силами. В феврале – апреле 1989 г.

состоялся ряд заседаний «круглого стола» (ПОРП, оппозиция,

католическая церковь), на которых стороны договорились о раз-

решении оппозиционной деятельности, легализации «Солидар-

ности», изменении закона о выборах. На парламентских выборах

(июнь 1989 г.) победу одержала оппозиция. В конце 1989 г. в

Польше было сформировано коалиционное правительство, ко-

торое возглавил представитель «Солидарности» и католической

церкви Т.Мазовецкий и в котором было только четыре мини-

стра-коммуниста.

После этого ускорился процесс формирования новых по-

литических и экономических структур. Изменилось даже назва-

ние государства: Речь Посполита Польска (Республика Польша)

вместо ПНР. Президентом на выборах 1991 г. был избран быв-

ший лидер «Солидарности» Л.Валенса. «Солидарность» раско-

лолась, а значительная часть членов этого профсоюза-партии

перешли в оппозицию к правительству и президенту. ПОРП в

январе 1990 г. была преобразована в Социал-демократию Рес-

публики Польша, поддерживающую многопартийность и ры-

ночную экономику. В стране действует свыше 50 партий, среди

которых много католических.

Перевод экономики на законы рынка проходил под руко-

водством министра финансов Л.Бальцеровича и осуществлял-

ся методом «шоковой терапии». Сразу были введены свободные

цены, открыты границы для иностранных товаров, начата при-

ватизация государственной собственности. Рынок стабилизи-

ровался, но польская промышленность более-менее приспосо-

билась к новым условиям лишь в середине 90-х годов.

Безработица была и остается массовой. Серьезные экономиче-

ские проблемы сохраняются, несмотря на большую помощь За-

пада (инвестиции, «списание» половины внешнего долга).

Внутриполитическая жизнь в 90-е годы отличалась неста-

бильностью. Правительства часто менялись. Президент Валенса

постоянно конфликтовал с парламентом. С ноября 1995 г. пре-

зидентом Польши является лидер Социал-демократии Алек-

сандр Квасьневский.

Восточная Германия. Летом 1989 г. эмиграция граждан ГДР

в ФРГ приобрела массовый характер – до конца года свыше 200

тысяч переселились в Западную Германию. Во многих городах

проходили массовые манифестации с требованием немедленно

начать политические и экономические реформы. В октябре 1989 г.

Э.Хонеккер был вынужден уйти с высших постов в партии и

государстве. Парламент исключил из конституции статью о ру-

ководящей роли компартии, сформировал коалиционное пра-

вительство. Была открыта граница с Западным Берлином. СЕПГ

признала свои ошибки и злоупотребления, изменила свое на-

звание на Партию демократического социализма (ПДС).

На парламентских выборах (март 1990 г.) ПДС потерпела

поражение. Начался процесс подготовки к объединению Вос-

точной и Западной Германии. Был разрушен символ «желез-

ного занавеса» – Берлинская стена. По решению парламентов

ГДР и ФРГ с 1 июля 1990 г. начал действовать договор об

экономическом и валютном союзе двух частей Германии. 3

октября 1990 г. ГДР прекратила свое существование, вместо

нее появились пять новых федеральных земель ФРГ. Две части

Германии объединились.

Чехословакия. Осенью 1989 г. проходят манифестации оппо-

зиции, которая консолидируется, начинает возглавлять массы и

требует перехода к многопартийности и рыночной экономике.

После разгона 17 ноября 1989 г. демонстрации пражских студен-

тов наблюдается рост протеста. Оппозиция создала обществен-

но-политическое объединение «Гражданский форум», руково-

дителем которого стал Вацлав Гавел. Оно возглавило массовые

выступления под лозунгами возврата к демократии и гуманизму.

В декабре 1989 г. КПЧ по существу капитулировала, согла-

сившись с решением парламента об отмене конституционной

статьи о руководящей роли компартии. Федеральное собрание

избрало своим председателем А.Дубчека, президентом страны –

В.Гавела, сформировала многопартийное правительство. В 1990-

1991 г. страна получила название Чешской и Словацкой Феде-

ративной Республики. Началась денационализация, было зак-

лючено соглашение о выводе советских войск. Перестройка

экономики протекала без особых социальных потрясений. Был

принят закон о люстрациях, запрещающий бывшим функцио-

нерам КПЧ и работникам госбезопасности занимать любые

руководящие должности.

На парламентских выборах (июнь 1992 г.) и в Чехии, и в

Словакии победили партии, лидеры которых сразу объявили о

скором, но цивилизованном «разводе» двух республик. На июль-

ских (1992 г.) выборах президента в Федеральном собрании не

был избран В.Гавел, сторонник единого государства чехов и

словаков. Погиб в автокатастрофе стоящий на этих же позици-

ях А.Дубчек. В конце ноября 1992 г. парламент незначительным

большинством голосов утвердил ликвидацию ЧСФР. В ночь на

1 января 1993 г. на политической карте появились новые госу-

дарства – республики Чехия и Словакия.

Президентом Чехии является В.Гавел (в январе 1998 г. он

был избран на второй пятилетний срок). До конца 1997 г. пра-

вительство страны состояло из представителей правых полити-

ческих сил, а премьер-министром являлся лидер Гражданской

демократической партии В.Клаус. С 1998 г. социально-экономи-

ческие мероприятия в стране проводит «левое» правительство,

возглавляемое лидером чешских социал-демократов Милошем

Земаном.

Стратегическое направление всей внутренней политики

номер один в Чехии остается неизменным на протяжении су-

ществования республики – активный переход к рынку и граж-

данскому обществу, но без шоковой терапии. Реформирование

экономики протекает весьма успешно, с лучшими среди быв-

ших социалистических стран показателями.

С 1999 г. Чехия является членом блока НАТО. Она входит в

состав группы стран, прием которых в Евросоюз намечен на

2004 г. Крупнейшим торговым партнером Чехии является ФРГ

(примерно 1/3 импорта и экспорта).

В Словакии реформы проходят несколько медленнее, но с

неплохими результатами. С конца 90-х годов у власти находится

коалиция правых и центристских сил (президент Рудольф

Шустер, правительство М.Дзуринды).

Болгария. Радикальные реформы в этой стране были нача-

ты «сверху» – новым коммунистическим руководством. Ком-

партия на некоторое время сохранила власть, а затем продол-

жала занимать довольно сильные политические позиции в стране.

Крах болгарской «перестройки» привел в ноябре 1989 г. к

отстранению Т.Живкова. Генеральным секретарем ЦК БКП был

избран министр иностранных дел Петр Младенов, который

вскоре занял и учрежденный пост президента Болгарии. В янва-

ре 1990 г. на внеочередном съезде БКП приняла «Манифест о

демократическом социализме» (признание деформаций соци-

ализма, осуждение национальной политики Т.Живкова, отказ

от руководящей роли, курс на радикальное обновление социа-

лизма в Болгарии). Вскоре после съезда БКП была переимено-

вана в Болгарскую социалистическую партию (БСП).

Был создан Союз демократических сил (СДС), который

объединил 16 антикоммунистических партий. Это движение и

стало основной оппозиционной силой. Возглавил его философ

Желю Желев.

В июне 1990 г. состоялись парламентские выборы, на кото-

рых БСП получила небольшой перевес над оппозицией. Но в

августе 1990 г. Великое Народное собрание избрало президен-

том Ж.Желева, а в конце года сформировало первое коалици-

онное правительство, в котором социалисты имели более по-

ловины портфелей.

Ж.Желев был президентом Болгарии до конца 1996 г. В 1997–

2001 г. главой государства являлся Петр Стоянов – представи-

тель антисоциалистических сил. В ноябре 2001 г. президентом на

пятилетний срок был избран лидер Социалистической партии

Георгий Пырванов.

Правительство страны поочередно составляли то социа-

листы, то правые партии. С лета 2001 г. премьер-министром

Болгарии является бывший монарх страны Симеон II.

Румыния. В декабре 1989 г. в небольшом городке Тимишоа-

ре состоялась мирная демонстрация с антидиктаторскими ло-

зунгами. Она была жестоко подавлена силами безопасности и

войсками. На расправу рабочие города ответили общей забас-

товкой, которая явилась началом демократической революции.

Волнения охватили многие города. В Бухаресте они приняли

характер столкновения с правительственными войсками. По

приказу Чаушеску спецчасти открыли огонь по митингующим,

но армия в целом заявила о своем нейтралитете, а позже пере-

шла на сторону восставших.

Манифестантами было захвачено здание ЦК РКП. В тече-

ние нескольких дней в столице шли бои со спецподразделени-

ями, верными диктатору. Сопротивление вскоре было подавле-

но, а власть перешла к Фронту национального спасения.

Н.Чаушеску и его жена Елена были схвачены и по приговору

военного суда расстреляны.

Югославия. В январе 1990 г. на XIV (чрезвычайном) съезде

Союза коммунистов начинается распад федеративного государ-

ства. Делегации Словении и Хорватии покинули его после от-

каза принять их предложения о проведении уже в 1990 г. много-

партийных выборов и о превращении республиканских СК в

самостоятельные партии. В результате произошел фактический

раскол СКЮ, началась социал-демократизация республикан-

ских компартий, появились многочисленные новые партии и

движения, быстро и широко распространялись идеи национа-

лизма и антикоммунизма.

В 1990 г. состоялись выборы в республиканские скупщины

(парламенты), на которых бывшие коммунистические партии

потерпели поражение в Хорватии и Словении, не получили

большинства в Македонии, Боснии и Герцеговине, но сохра-

нили власть в Сербии и Черногории. После выборов начинает-

ся реальная дезинтеграция СФРЮ, чему способствовала утеря

интегрирующего фактора в лице СКЮ, усиление центробеж-

ных тенденций, большие социально-экономические и культур-

ные различия между республиками.

Во второй половине 1990-ых годов Словения и Хорватия

провозгласили свой государственный суверенитет и начали

формировать основные институты государства (армию в пер-

вую очередь). Федеральные власти и Сербия выступили против

выхода республик из многонационального государства. В мае

1991 г. начались военные действия против Хорватии и Слове-

нии, которые продолжались до 1 марта 1992 г. Они были пре-

кращены под влиянием следующих факторов: а) признание

Западом независимости Словении, Хорватии и других югослав-

ских республик; б) развитие процесса дезинтеграции (выделе-

ние из федерации Боснии и Герцеговины, Македонии); в) силь-

ное давление международного сообщества (ООН, Запад,

Россия). Военные столкновения были наиболее ожесточенны-

ми на территории Хорватии.

В сентябре 1991 г. в Македонии был проведен референдум,

по результатам которого была провозглашена новая суверен-

ная республика. Югославская армия была выведена из нее без

вооруженных столкновений.

В апреле 1992 г. Сербия и Черногория объединились в Со-

юзную Республику Югославия (так называемую «малую Юго-

славию»). Безусловно, главенствовала в ней до конца 90-х го-

дов, определяла внешнюю и внутреннюю политику Сербия и

ее лидер Слободан Милошевич.

Наиболее трагический характер имели события первой

половины 90-х годов в Боснии и Герцеговине, известные под

названием «боснийский кризис». Здесь в 1992 – 1995 г. проходи-

ла гражданская война с межэтническим характером.

Население Боснии и Герцеговины многонационально – 40%

мусульман («босняков»), 32% сербов, 18% хорватов. В 1990–1991 г.

здесь происходила резкая поляризация населения и политиче-

ских партий по национальному признаку. Мусульмане и хорваты

выступали за суверенитет республики, сербы – против. В январе

1992 г. Скупщина Боснии и Герцеговины большинством голосов

(хорваты и мусульмане) утвердила меморандум о суверенитете

и избрала президентом лидера мусульманской общины. Серб-

ская фракция покинула парламент, а сербские районы заявили

о своей автономии и неподчинении решению Скупщины.

В апреле 1992 г. в соответствии с меморандумом Босния и

Герцеговина провозглашается независимой и сразу признается

ЕС. В этом же месяце в Боснии начинается гражданская война. В

конце апреля была самопровозглашена «Сербская республика

Боснии и Герцеговины». В июне 1992 г. федеральная армия была

выведена, и с этого времени война продолжалась между фор-

мированиями трех общин.

В июне 1992 г. решением Совета Безопасности ООН были

введены жесткие экономические санкции против Союзной Рес-

публики Югославии и боснийских сербов, субъективно при-

знанных агрессорами, единственными виновниками войны в

Боснии и Герцеговине.

С 1992 г. на территории бывшей Югославии находились ми-

ротворческие силы ООН («голубые каски»), выполняющие сле-

дующие функции: разъединение воюющих сторон, контроль за

соблюдением перемирий, охрана гуманитарных конвоев. Между-

народное сообщество также разработало и попыталось реализо-

вать несколько планов мирного урегулирования боснийского кри-

зиса, но они в силу разных причин не были претворены в жизнь.

С августа 1995 г. силы НАТО начали наносить массирован-

ные удары по военным объектам боснийских сербов, тем са-

мым поддерживая крупномасштабное наступление мусульман

и хорватов. Сербы потерпели поражение и потеряли значитель-

ную часть территории. Успех этой объединенной операции про-

тив Республики Сербской предопределил будущие соглашения

по Боснии и Герцеговине.

В октябре 1995 г. наступило перемирие, а в конце октяб-

ря – середине ноября на американской авиабазе в Дейтоне про-

ходили переговоры делегаций Хорватии, мусульман Боснии и

Герцеговины, Сербии (представляла интересы боснийских сер-

бов). 14 декабря 1995 г. в Париже состоялось торжественное под-

писание мирного договора, на котором присутствовали руко-

водители государств-гарантов его соблюдения (США, Англии,

Франции, Германии, России). Основные положения дейтон-

ских соглашений могут быть сведены к следующему: а) Босния

и Герцеговина – единое (внешне) государство, имеющее пре-

зидента, парламент, правительство; б) оно состоит из двух

частей – Хорвато-мусульманской федерации (51% территории)

и Сербской республики (49%); в) раздел земель, соблюдение

договора и поддержание мира обеспечивают так называемые

многонациональные силы (преимущественно из стран НАТО и

под командованием этого блока), которые заменяют миротвор-

ческие батальоны ООН; г) санкции против Союзной Республи-

ки Югославии постепенно снимаются. Во второй половине 90-х

годов ситуация в Боснии и Герцеговине внешне нормализова-

лась, но она по-прежнему не существует как единое государ-

ство. Многонациональные силы продолжают оставаться, явля-

ясь единственным гарантом сохранения мира на боснийских

землях.

В конце 90-х важные события произошли в Сербии и Со-

юзной Республике Югославии, а также вокруг них. В Сербии

сформировалась и активно действовала антисоциалистическая

оппозиция, противостоящая в первую очередь президенту рес-

публики, лидеру соцпартии Слободану Милошевичу. В 1997 г.

С.Милошевич, опасаясь поражения на выборах в Сербии, до-

бился собственного избрания на пост президента СРЮ.

1999 г. – апогей косовского кризиса. Напомним, что Косо-

во – автономный край в составе Сербии, минимум 90% насе-

ления которого в конце ХХ века составляли албанцы. С конца

40-х годов здесь проводится активная деятельность по отделе-

нию области от Сербии и Югославии. В 1990 г. была принята

«Декларация независимости Косово». В 1997 г. была сформиро-

вана албанская Армия освобождения Косово, которая вскоре

объявила открытую войну Белграду под лозунгом полной неза-

висимости и присоединения к Албании. С весны 1998 г. в реги-

оне началась настоящая гражданская война с этническим ха-

рактером и многочисленными жертвами.

Запад обвинил Сербию и СРЮ в геноциде против ко-

совских албанцев и предложил подписать договор, факти-

чески отторгавший Косово от Сербии через несколько лет.

Отказ югославской делегации подписать унизительный до-

кумент послужил поводом для агрессии НАТО против Со-

юзной Республики Югославии (март – июнь 1999 г.). В ней

участвовали 19 развитых стран мира с экономическим по-

тенциалом, равным 679 югославским. Она проходила без

санкции ООН. Было совершено свыше 25 тысяч авианале-

тов, выпущено более 1 тысячи крылатых ракет и 31 тысячи

снарядов с обедненным ураном.

Руководство СРЮ (С.Милошевич) и Сербии было вынуж-

дено капитулировать. В Косово были введены многонациональ-

ные вооруженные силы, в которых доминировали войска НАТО.

С конца 1999 г. происходит постепенная суверенизация края (в

нарушение резолюции Совета Безопасности ООН о террито-

риальной целостности СРЮ) и вытеснение из него остатков

сербов и черногорцев.

В 2000 г. С.Милошевич проиграл президентские выборы в

СРЮ Воиславу Коштунице. В 2001 г. новый премьер Сербии

Зоран Джинджич распорядился о выдаче С.Милошевича Меж-

дународному трибуналу по расследованию военных преступле-

ний в бывшей Югославии (Гаага).

 

ГЛАВА 6. СТРАНЫ ВОСТОКА В 1945 г. – 1990-е г.

§ 1. Китайская Народная Республика в 1949–1990-е г.

К концу второй мировой войны фактически существовали

два Китая: территории, контролируемые гоминьданом, и ос-

вобожденные районы, руководимые КПК (1/4 территории стра-

ны). Несмотря на переговоры (август 1945 – январь 1946 г.),

военные действия между ними продолжались, что создало уг-

розу общекитайской гражданской войны. Основой для мирного

объединения и демократизации Китая могли стать решения об

образовании временного коалиционного правительства (январь

1946 г.), однако, они были сорваны руководителями гоминьда-

на, начавшего с весны 1946 г. наступление в Северо-Восточ-

ном Китае.

В ходе гражданской войны углублялся кризис гоминьданов-

ского режима, проявился его антинациональный характер, воз-

росло недовольство масс и национальной буржуазии. Освобож-

денные районы укреплялись. Аграрная реформа КПК обеспечила

поддержку крестьян, выросла и окрепла Народно-освободитель-

ная армия (НОА). Эти факторы привели к повороту в ходе вой-

ны в пользу революционных сил. В обстановке военных успехов

КПК в 1947–1948 г. ЦК партии выдвинул задачу завершения

народно-демократической революции, свержения гоминьданов-

ской диктатуры и создания демократического коалиционного

правительства. КПК поддержала складывание единого народно-

го демократического фронта из различных классов.

В результате трех крупнейших сражений в Северо-Восточ-

ном, Северном и Восточном Китае (осень 1948 – январь 1949 г.)

гоминьдановский режим оказался перед крахом. Он потерял свы-

ше полутора миллионов солдат и офицеров и обширные терри-

тории. В апреле 1949 г. войска НОА возобновили наступление,

форсировали реку Янцзы и освободили Южный и Юго-Запад-

ный Китай. Провозглашение Китайской Народной Республики

(1 октября 1949 г.) было победой народно-демократической ре-

волюции. Она создала предпосылки для укрепления независи-

мости страны и завершения буржуазно-демократических преоб-

разований. Вопрос о власти был решен в пользу единого фронта,

руководимого КПК.

В новых условиях (1949–1957 г.) происходит обострение

борьбы внутри КПК по вопросам путей развития страны после

взятия власти. Политическая позиция Мао Цзэдуна изменилась –

он считал, что пришло время для осуществления целей комму-

нистического движения, для реализации по сути дела комму-

нистической казарменной утопии. Однако многие партийные

деятели (Лю Шаоци, Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай и др.) выска-

зались за использование концепции «новой демократии», рас-

считанной на обновление Китая в течение довольно длитель-

ного времени. Революционные силы решали задачи: завершение

разгрома гоминьдановских войск, установление власти в юж-

ных и западных районах и на островах, борьба с контрреволю-

ционными бандами и создание аппарата новой государствен-

ной власти. К середине 1950 г. была освобождена почти вся

территория Китая, в 1951 г. НОА вступила в Тибет. Остатки

войск Чан Кайши бежали на остров Тайвань.

Восстановление хозяйства КНР происходило в русле ры-

ночных (хотя и ограниченных) процессов, в условиях многоук-

ладной экономики. Мелкотоварное производство преобладало,

собственность национальной буржуазии была сохранена, в ре-

зультате национализации собственности крупного капитала и

японских империалистов образовался госсектор. Политика КПК

заключалась в том, чтобы одновременно с восстановлением хо-

зяйства добиваться, опираясь на экономическую помощь СССР

(лозунг «Учиться у СССР»), укрепления госсектора, способного

обеспечить переход к строительству социализма. Тем самым к

1952 г. началась перестройка структуры экономики (производ-

ство средств производства составляло 40%). Политика в отно-

шении национальной буржуазии заключалась в использовании

частного капитала для восстановления экономики и увеличения

контроля над ним. В результате аграрной реформы (1950 – 1953 г.)

было ликвидировано помещичье землевладение, подорвано вли-

яние кулаков, началось развитие кооперации.

Успехи в восстановлении народного хозяйства были исполь-

зованы Мао для навязывания партии своих левацких, авантю-

ристических взглядов на ускоренную модернизацию Китая. В 1953 г.

Мао впервые высказался за немедленный переход к социалис-

тической революции. Его противники продолжали отстаивать

выдержанную генеральную линию на длительный переход к со-

циализму (1953–1967 г.), постепенно завершая преобразования

сельского хозяйства, промышленности и торговли.

Идейно-политическая победа Мао во внутрипартийной борь-

бе привела к принципиальным переменам в социально-эконо-

мической политике КПК и прежде всего в аграрной сфере: вве-

дены хлебная монополия, карточная система. Китай резко

повернул на путь командно-административного функциониро-

вания народного хозяйства и сделал это в кратчайшие сроки. В

1955 г. КПК перешла к кооперированию деревни, его темпы были

резко усилены и осуществлен переход к кооперативам высшего

типа. КПК настойчиво искала пути социально-политического

контроля за крестьянством.

К концу 1956 г. в кооперативы было вовлечено 96,3% хо-

зяйств (по плану – 33%), в том числе высшего типа – 88%. Это

крупнейшее социальное мероприятие вызвало сопротивление

крестьян. В 1956 г. было развернуто сплошное преобразование

промышленности и торговли в госкапиталистические, а фак-

тически осуществлена национализация частных предприятий

за выкуп. В розничной торговле доля частного капитала к концу

1956 г. составляла лишь 3%. Таким образом, в масштабах всей

страны произошли радикальные социально-экономические

перемены – была ликвидирована частная собственность и рез-

ко ограничены рыночные отношения.

Проведение преобразований в первой половине 50-х годов

выявило такие черты в политике КПК, как представление о

решающей роли политических и идеологических кампаний,

военно-административных методов, ускорение темпов преоб-

разований и нарушение постепенности, нехватка опыта и кад-

ров, неподготовленность к управлению огромной страной,

принудительный характер мер, отсутствие технической базы

для повышения производительности труда. Чертой всего поли-

тического развития КНР было все возраставшее насаждение

идей и культа личности Мао Цзэдуна. В обществе складывается

система идеологического контроля и политического манипу-

лирования, проводятся кампании перевоспитания интеллиген-

ции, навязываются представления об обострении классовой

борьбы. Внутри КПК продолжалось столкновение двух идейно-

политических тенденций – умеренно-прагматической и ради-

кально-утопической.

Ориентация на дружбу с СССР стала главной чертой внеш-

ней политики Китая. В 1950 г. подписаны договор о дружбе,

союзе и взаимной помощи, соглашение о безвозмездной пере-

даче прав СССР по управлению КВЖД. Помощь СССР сыграла

большую роль в строительстве нового государства и в восста-

новлении народного хозяйства.

В конце 50-х годов страна стала ареной рискованных экс-

периментов Мао для форсированного развития социалистиче-

ских процессов. Первым из них был «большой скачок в про-

мышленности и сельском хозяйстве» (1958 г.), в ходе которого

Мао стремился противопоставить новому курсу КПСС (после

XX съезда) собственную политическую линию. Суть ее – опе-

редить время и обогнать СССР в строительстве новой жизни.

Не имея возможности за короткий срок создать в стране разви-

тую экономическую базу, Мао решил свести скачок в будущее

к реформе человеческих взаимоотношений, к стимулированию

трудового энтузиазма в условиях эгалитарного быта, казармен-

ных форм существования и при крайней степени официализа-

ции жизни. В «народных коммунах» совмещались промышлен-

ность, сельское хозяйство, торговля, просвещение и военное

дело, обобществлялись труд и основные средства производства,

вся собственность крестьян, вводилось уравнительное распре-

деление доходов, ликвидировался принцип материальной за-

интересованности и распределения по труду. Энтузиазм трудя-

щихся подогревался лозунгом «Три года напряженного труда –

десять тысяч лет счастья».

Результаты проявились быстро. Уже в конце 1956 г. и еще

более остро в 1959 г. страна стала испытывать голод. Трудовая

активность лишенных земли и всякой собственности крестьян

снизилась. Производство было дезорганизовано, причем не толь-

ко в деревне, но и в городе. Нарушен принцип планирования в

промышленности, образовались диспропорции в экономике,

разрушено оборудование, впустую растрачен энтузиазм людей.

Произошли изменения и во внешнеполитическом курсе.

КНР заявила о претензиях на особую роль в Азии и во всем

мире. В 1959 г. начались инциденты на китайско-индийской гра-

нице, обстрел островов в Тайваньском проливе. КНР отказа-

лась от дружбы с СССР (в 1960 г. отозваны советские специа-

листы), стал пропагандироваться лозунг «опора на собственные

силы», что означало намерение прервать связи с соцстранами,

выступления против политики мирного сосуществования и воз-

можности предотвращения мировой войны.

На рубеже 60-х годов другая группировка КПК («прагмати-

ки») сумела несколько исправить положение в стране. Но конф-

ликт между Мао и ее лидерами (Пэн Дэхуай, Дэн Сяопин) не

прекращался. В первой половине 60-х г. развернулась борьба за

армию, повсеместно внедрялись армейские методы работы.

К 1965 г. разногласия в руководстве КПК достигли боль-

шой остроты. Они касались методов, целей и перспектив раз-

вития КНР, ее внутренней и внешней политики. Конфликт

привел к новому грандиозному социальному эксперименту – к

«культурной революции», под знаменем которой прошло деся-

тилетие – последнее в жизни Мао (1966–1976 г.). Это была борьба

за ускользающую власть. Смысл ее сводился к стремлению по-

считаться с помешавшей ему и поставившей под сомнения его

действия партией, что и привело к погромам партийных орга-

нов, аппарата власти и всей интеллигенции отрядами красно-

гвардейцев – хунвейбинов («красные охранники»). Последние

свято верили в обожествленного ими вождя и преданно испол-

няли его указания. В стране вместо демократии шло утверждение

военно-бюрократической диктатуры при опоре на армию, ут-

верждалась маоистская «модель коммунизма», нарастала реаль-

ная угроза гражданской войны. Складывался режим личной и

безграничной власти Мао, откровенно возрождались традиции

«восточного деспотизма». Культурная революция дорого обошлась

стране и привела экономику КНР к глубокому кризису.

Внутреннее развитие Китая обусловило характер его внеш-

ней политики. С 60-х до начала 80-х годов сохранялась напря-

женность в отношениях с СССР, их борьба в глобальном мас-

штабе. Росло количество инцидентов на границе (1967, 1969 г.),

выдвинуты претензии на советскую территорию и тезис об «уг-

розе с Севера». Проявлялся великодержавный, националисти-

ческий характер политики Китая. Вспыхнул серьезный конф-

ликт с Индией (1962 г.), возникла напряженность на бирманской

границе, резко ухудшились отношения с Вьетнамом (1978 г.). К

началу 70-х годов СССР объявлен врагом № 1, подготовка к

войне стала главной целью экономического строительства. Ки-

тай пошел на сближение с США (1976 г.), выдвинул цель –

создание «широкого международного фронта» против СССР.

Эксперименты Мао продемонстрировали, что в Китае была

создана сталинская модель с жесткой властью классического

восточного типа при ограничении индивидуальных прав и сво-

бод и всесилии бюрократической администрации, опирающейся

на мощное идеологическое давление. Этому способствовали:

привычка китайцев уважать сильную личность и стабильную

администрацию, привычно пренебрежительное отношение к

торговцам и собственникам, частникам, высокий уровень со-

циальной дисциплины, готовность почитать старших и мудрых.

Важную роль сыграли сила и авторитет власти, стиль внутри-

партийной борьбы в КПК – боязнь раскола партии диктовала

склонность к компромиссам, разногласия не становились от-

крытыми. Однако эта модель не дала желаемых результатов,

наоборот, оказалась деструктивной.

Перед преемниками Мао в 1976 – 1978 г. встала острая

проблема: как выйти из тупика? В партии развернулась острая

политическая и идеологическая борьба фракций. Радикальная

«четверка» сторонников продолжения курса Мао потерпела

поражение и была арестована. На руководящих постах укрепля-

лись «прагматики». Провал экономических мероприятий этих

лет убедил их в необходимости глубоких структурных реформ

для Китая. Началась мощная кампания под лозунгом – «прак-

тика – единственный критерий истины». Пленум ЦК КПК (де-

кабрь 1978 г.) был полной победой сторонников Дэна, он сан-

кционировал реформы.

В начале 80-х годов «прагматики» перешли в наступление:

добились осуждения «культурной революции», начали реаби-

литацию пострадавших, поставили вопрос о личной ответствен-

ности Мао, начался процесс демаоизации общества. Новое ру-

ководство КПК и КНР прагматически подошло к решению

задачи превращения Китая в богатую державу, пошли на де-

идеологизацию своей политики и выдвинули на первый план

лишь патриотические идеи строительства богатого Китая. Эти

глубокие политические перемены создали предпосылки для

новой экономической политики.

Суть экономических реформ была проста: был открыт путь

к возвращению заинтересованности труженика в плодах своего

труда, для чего были ликвидированы коммуны, а земля отдана

крестьянам. Возникли десятки тысяч рынков, коммерция офи-

циально легализирована. С 1984 г. реформа охватила город: сильно

ограничены роль госплана и центрального регулирования, со-

зданы возможности для развития кооперативно-коллективно-

го и индивидуального секторов. Директорам госпредприятий

предоставлялись широкие права и возможности. Реформы были

радикальными и осуществлялись быстро и решительно, пер-

вые три года (1979–1981) были объявлены годами реконструк-

ции, а плановые задания сняты. Резко уменьшены ассигнова-

ния на военные нужды, сокращена армия, военной

промышленности вменено в обязанность содействовать пере-

стройке экономики. Существенно ограничены полномочия ад-

министративных органов, включая парткомы.

Результаты реформ сказались столь быстро, что это удиви-

ло весь мир. Резко возросло производство продовольствия: к

1984 г. страна вышла на уровень 400 млн. тонн зерна в год, что

вполне достаточно для обеспечения ее населения (1 млрд.

300 млн.) необходимым минимумом питания. Средний жизнен-

ный стандарт крестьянства вырос в 2–3 раза. Появились слои

зажиточных крестьян и горожан, работающих на рынок. Про-

мышленность обратилась лицом к внутреннему рынку. Изме-

нился и общий стандарт поведения людей: они стали свобод-

нее, появились личные вкусы, предпочтения, изменения в

одежде (исчезла униформа времен Мао), поведении, образе

мышления, стремление к основам правового государства.

Но на пути реформ были и препятствия. Сопротивлялся

привыкший к власти партийный аппарат. Проявились негатив-

ные явления, вызванные рыночным хозяйством (злоупотреб-

ления властью, коррупция, контрабанда, инфляция, социальная

напряженность между бедными и богатыми, особенно в дерев-

не). Однако на фоне успехов и высоких средних темпов роста (с

1979 г. темпы экономического роста составляли 12–18% в год)

они признавались официально лишь досадными издержками

развития. Съезды КПК полностью и безоговорочно поддержи-

вали взятый Дэн Сяопином и во многом успешно осуществ-

ленный благодаря его руководству курс на реформу. Идеологи-

чески он был обоснован официальным признанием того, что

Китай является отсталой развивающейся страной и что рано

говорить о серьезном строительстве социализма. Пока Китай

находится на начальном этапе строительства социализма, при-

чем социализма с китайской спецификой. Считалось, что имен-

но этому соответствует избранная модель развития со значи-

тельным включением элементов рыночного хозяйства,

существенной ролью приватизированного сектора, работающего

на свободный рынок. К концу 80-х годов реформы привели стра-

ну к высоким достижениям.

Но быстрые темпы экономической реформы привели к

неожиданно возникшим проблемам социально-политического

и идеологического характера. В 1987 г. впервые заговорили о

перестройке политической системы (ввели принцип сменяе-

мости и омоложения руководителей). Сохраняется сбалансиро-

ванное отношение к Мао, хотя его культ впервые был признан

и осужден в 1981 г. В попытке решения задач руководство стра-

ны на рубеже 80-90-х годов стало пятиться назад. Реализация

реформы означала крах маоистского режима. Однако коммуни-

сты не могли активно поддержать процесс становления част-

ного капитала. С 1989 г. они отчетливо видели пример СССР,

вступившего на путь структурной перестройки и быстрыми тем-

пами обретавшего состояние нестабильности. Кроме того, они

ощущали, что любое послабление в социально-политической

и идеологической сфере означало бы курс не только на деста-

билизацию, но и быстрый развал страны. Не забывали они и об

ответственности, которую каждый из причастных к власти после

этого должен был бы нести.

Таким образом, авторитарный режим и командно-адми-

нистративные формы контроля над страной должны были уйти

с политической сцены ради экономического развития по ры-

ночному пути. Необычность Китая в том, что экономический

механизм к рубежу 80-90-x годов раскрутился, а коммунисти-

ческие руководители, связанные со старым режимом, не хоте-

ли углублять демократические преобразования. В результате

возник эффект перегретого котла.

«Перегрев экономики» начал чувствоваться с середины 80-х

годов. В конце 80-х годов требования демократизации и ухода

руководства КПК от власти стали громче, и к ним прислуши-

вались влиятельные лица в руководстве (Генсеки КПК Ху Яобан,

Чжао Цзыян). Однако у Генсеков КПК не было всей власти –

реальная власть продолжала оставаться в руках формально ото-

шедшего от нее архитектора реформ Дэн Сяопина. Дэн долго

колебался, так как понимал, что требование политических ре-

форм разумно и справедливо. Но он сознавал и другое – согла-

сие на радикальные политические реформы (по примеру СССР

и Восточной Европы) приведет режим к краху с непредсказуе-

мыми последствиями. Выбор был сделан в пользу меньшего зла.

Демократическое движение студентов, выплеснувшееся летом

1989 г. на улицы и площади Пекина, было раздавлено на пло-

щади Тяньаньмэнь танками. Студентов направили в вузы на

идеологическое перевоспитание. Снова голову подняли комму-

нистические реакционеры. Демократов упрекали в том, что

они – сторонники буржуазного либерализма, что соответство-

вало действительности (в начале 90-х годов этот термин стал

даже идеологическим клеймом). Разгром демократического дви-

жения надолго снял вопрос о проведении политических ре-

форм и демократизации политической структуры.

После 1989 г. экономика продолжала развиваться, хотя и

более сдержанными темпами. Утвердилось требование сохране-

ния и усовершенствования «социализма с китайской специфи-

кой». После крушения СССР коммунистические верхи поздра-

вили друг друга с выбором 1989 г. Сегодня в КПК существуют

две группировки по вопросу реализации этой концепции – ра-

дикалы (сторонники скачкообразного развития) и консервато-

ры (эволюционный путь). По сути дела, китайская концепция –

это общий для всего развивающегося мира путь. Подчеркива-

ние своей специфики – это камуфляж для того, чтобы выиг-

рать время и предотвратить социальный взрыв. Китай идет по

пути буржуазного либерализма, но руководство, от которого

это прежде всего и зависит, хочет, чтобы это происходило как

можно медленнее и плавнее. Для ускорения темпов нужен уход

поколения ветеранов войн и революций.

В 90-е годы после первых успехов политики «урегулирова-

ния» (1989–1991 г.) намечены следующие направления экономи-

ческой реформы: перестройка госпредприятий, внедрение акци-

онерной собственности, реформа цен, приватизация жилья,

создание системы социальной защищенности. Съезды КПК (1992,

1997 г.) осуществили решительный поворот к рынку, для кото-

рого сняты все идеологические барьеры (утверждена задача со-

здания «социалистической рыночной экономики» вместо про-

тиворечивого термина «плановой товарной экономики»). В 1999 г.

внесены поправки в Конституцию, признающие важную роль

частного сектора в социалистической рыночной экономике КНР.

90-е годы рассматривались как возможность для прорыва. Под-

черкивается расширение политики открытости внешнему миру

(свободные и специализированные, приграничные открытые

зоны, зоны развития и свободной торговли). В 80 – 90-е годы

Китай стал одной из важнейших опор экономической структу-

ры Восточной Азии и АТР, важным производителем готовой

продукции для рынков индустриальных и развивающихся стран.

Страна вышла на первое место в мире по производству зерно-

вых, мяса, хлопка, угля, цемента, хлопчатобумажных тканей.

Успешно развивается электроника, машиностроение, производ-

ство электроэнергии, нефте- и химпродуктов. Ежегодно увели-

чивается экспорт на 25%. Особый упор делается на развитие ин-

фраструктуры. Перешагнув рубеж столетий, Китай уверенно

вступил в новый этап модернизации – ВВП составил 8,3%

(2000 г.), среднедушевые доходы горожан – 760 долл., кресть-

ян – 273. Поставлена задача к 2010 г. удвоить ВВП за счет рест-

руктуризации народного хозяйства в соответствии с требовани-

ями рынка и реформирования предприятий госсектора.

Во внутренней политике отвергается парламентская мно-

гопартийная система и существование независимых политиче-

ских партий, претендующих на роль политической оппозиции,

политический плюрализм, сохраняется ведущая роль обществен-

ной собственности, концепция о продолжении классовой борь-

бы в некоторых сферах общества. КПК не возвращалась к ре-

шению 1987 г. о проведении политической реформы. Она вы-

сказалась только за реформу аппарата управления, приспособ-

ление политической системы к потребностям экономического

развития. Авторитет власти высок, и не случайно, что рефор-

мы проходят здесь без слишком радикальных осложнений. Со-

циальная напряженность снимается с помощью идеологии. Она

эволюционирует сегодня в сторону патриотизма. Поэтому ре-

формам сопутствует не кризис, а стабилизация и даже процве-

тание. Но логика современного экономического развития тре-

бует неизбежного реформирования политической системы,

развития элементов гражданского общества, все более несов-

местимых с тоталитарным политическим механизмом.

В 90-е годы власть перешла к третьему поколению лиде-

ров – преимущественно гражданским лицам (Цзян Цзэминь –

генсек КПК и глава государства, «наследник» Дэна после его

смерти в феврале 1997 г.). Сейчас у руководства КПК все праг-

матики, выступающие за реформы. Разделяют их лишь вопро-

сы – для кого реформы и в каком темпе? В политических пре-

образованиях делается ставка на стабильность и преемственность

в политике, сглаживание острых углов, идеологический конт-

роль в культуре. Проблемами остается свобода слова, права че-

ловека и реализация политических свобод, коррупция в выс-

ших эшелонах власти и госаппарате, его сокращение, скрытая

и открытая безработица (4%), нарастание социальной диффе-

ренциации. С 1995 г. обострилась проблема реформы госпредп-

риятий (доля убыточных в госсекторе выросла до 40–50%, в то

время как на его долю приходится 40% в экономике).

В начале 80-х годов в Китае заговорили о мирной между-

народной обстановке, которая потребовалась для осуществле-

ния экономических реформ. В 80–90 годы Китай руководству-

ется принципом: «нет ни постоянных друзей, ни постоянных

врагов, а есть только постоянные интересы!» Спокойнее стали

оценивать советскую внешнюю политику, демонстрировать

общность с развивающимися странами, усилили критику по-

литики США в мире. Главной целью объявлена борьба против

любого гегемонизма, взят курс на развитие отношений с мак-

симально возможным числом государств, появились утвержде-

ния о том, что мировую войну можно и нужно предотвратить. С

середины 80-х годов своей целью Китай провозгласил мир и

развитие в многополюсном мире, выдвинул принцип деидео-

логизации и концепцию независимой внешней политики. С 1988 г.

полностью нормализованы советско-китайские отношения,

началось их уравновешивание с США, Западная Европа рас-

сматривается как новый источник передовой технологии и

финансов. В первой половине 90-х годов выросла активность

китайской дипломатии: нормализованы отношения с Индией,

Вьетнамом, Кубой, «особый характер» они носят с Японией и

Южной Кореей, расширились контакты с Израилем, ЮАР. С

1991 г. Китай присоединился к Договору о нераспространении

ядерного оружия. В целом успехи китайской дипломатии дали

повод назвать наше столетие «веком китайской дипломатии».

В основе отношений с СССР и Россией лежат универсаль-

ные принципы: уважение суверенитета и территориальной це-

лостности, ненападение и невмешательство, равенство и вза-

имная выгода. Завершилось урегулирование вопроса о границе,

создана зона доверия с государствами Средней Азии, принята

совместная декларация о стратегическом партнерстве в ХХІ в.

(весна 1997 г.). Торговый оборот с Россией намечено увеличить к

2010 г. в 4 раза. В 1992 г. установлены дипломатические отношения

с Республикой Беларусь, что послужило основой для торгово-

экономического сотрудничества. В 1997 г. завершилось объедине-

ние Гонконга с Китаем по формуле «одно государство – две

системы», причем достигнута высокая степень взаимозависимо-

сти двух экономик. В 1999 г. в состав Китая возвратился Макао

(Аомынь). Сохраняется напряженность в отношениях с Тайва-

нем из-за разных подходов к проблеме воссоединения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.819 сек.