КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международные отношения во второй половине ХХ в
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в. И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ После второй мировой войны важнейшим вопросом было послевоенное устройство мира. Для его решения необходимо было согласовать позиции всех стран – участниц антигитле- ровской коалиции. Необходима была реализация мер, зафик- сированных в документах, подписанных в Ялте и Потсдаме. Подготовительная работа была возложена на Совет министров иностранных дел, учрежденный на Потсдамской конференции. В июле – октябре 1946 г. проходила Парижская мирная конфе- ренция, которая рассмотрела подготовленные СМИД проекты мирных договоров с бывшими европейскими союзниками гит- леровской Германии – Болгарией, Венгрией, Италией, Румы- нией, Финляндией. 10 февраля 1947 г. они были подписаны. Договоры восстанавливали довоенные границы с некоторыми изменениями. Определялся также объем репараций, порядок возмещения ущерба, причиненного союзным государствам. Политические статьи обязывали обеспечить всем гражданам права человека и основные свободы, не допускать возрожде- ния фашистских организаций. Активное участие в решении всех вопросов принимал СССР. В целом мирные договоры были спра- ведливыми и способствовали независимому, демократическо- му развитию государств, с которыми они заключались. Тем не менее, выявившиеся разногласия сделали невозможным мир- ное урегулирование германской проблемы на взаимоприемле- мой основе. И в 1949 г. раскол Германии стал историческим фактом. Отчуждение между великими державами возрастало. Идеологические расхождения и различные доктрины стали иг- рать доминирующую роль в международных отношениях. За- падные страны крайне негативно относились к тоталитарному
социализму. СССР в свою очередь также враждебно относился к капитализму. Воздействие сторон на международные отно- шения и на более слабых их субъектов все более возрастало. США и СССР рассматривали себя лидерами, поставленными ходом истории во главе сил, отстаивавших различные обще- ственно экономические системы. Резко менялась геополитическая ситуация. Революция 40-х годов в Восточной Европе, заключение Советским Союзом с государствами этого региона договоров о дружбе, сотрудниче- стве и взаимной помощи сформировали новую систему между- народных отношений. Эта система была ограничена рамками государств, развитие которых протекало в условиях действия сталинской модели социализма со всеми ее неотъемлемыми чертами. Обострение отношений и осложнение политической об- становки в мире происходило и в связи с поддержкой Совет- ским Союзом справедливой борьбы колониальных и зависи- мых стран за свое освобождение. Метрополии всячески препятствовали национально-освободительному движению. В 1949 г. победила народная революция в Китае, приведшая к радикальному изменению геополитической ситуации в Азии, что усилило беспокойство США и других западных стран. Все это укрепило недоверие двух сверхдержав друг к другу, обо- стрило все имеющиеся противоречия. Возникло глобальное соперничество СССР и США. И речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г., и доктрина Трумена, вы- двинутая в марте 1947 г., были восприняты в СССР как откры- тое провозглашение «холодной войны», длившейся более 40 лет. За все это время соперничество двух великих держав не переросло в горячую войну, что дало основание именовать этот период «холодной войной». Она втянула в себя всю планету, расколола мир на две части, две военно-политические и эко- номические группировки, две общественно-экономические
системы. Мир стал биполярным. Возникла своеобразная поли- тическая логика этого глобального соперничества – «кто не с нами, тот против нас». Во всем и везде каждая сторона видела коварную руку противника. Холодная война довела до невиданных размеров милита- ризм в политике и мышлении. Все в мировой политике стали оценивать с точки зрения соотношения военной силы, баланса вооружений. Западные страны приняли на вооружение блоко- вую стратегию, которая на долгие годы сохраняла конфронта- цию в международных отношениях. Большинство государств, принявших «план Маршалла», подписали в апреле 1949 г. Севе- роатлантический договор (НАТО). Были созданы объединенные вооруженные силы под командованием американских военачаль- ников. Создание замкнутой военно-политической группировки идеологизированного характера, направленной, по существу, против СССР и его союзников, оказало негативное влияние на развитие международных отношений. Политика США «с позиции силы» встретила жесткую от- ветную реакцию СССР и вызвала обострение международной напряженности. В 1949 г. была ликвидирована атомная монопо- лия США. После создания термоядерного оружия в 50-е годы, а вслед за тем средств его доставки к цели (межконтинентальных баллистических ракет) СССР приложил максимум усилий для достижения военно-стратегического паритета с США, который осуществился на рубеже 60–70 годов. Росло количество военных блоков. В 1951 г. возникла военно-политическая группировка АНЗЮС. Был заключен «договор безопасности» между США и Японией. В 1954 г. был создан блок СЕАТО. В 1955 г. была образо- вана еще одна замкнутая группировка – Багдадский пакт. После выхода из него Ирака этот блок стал называться СЕНТО. Опаса- ясь за свою безопасность, СССР и страны Центральной и Юго- Восточной Европы в ответ на соглашение западных стран о ре- милитаризации ФРГ и принятиe ее в НАТО заключили в мае 1955 г. в Варшаве многосторонний Договор о дружбе, сотрудни- честве и взаимной помощи. Государства, подписавшие Договор, предусмотрели оказание немедленной помощи всеми средства- ми в случае вооруженного нападения в Европе на одно или не- сколько государств – участников Варшавского Договора.
Огромную опасность для мира на Земле таили в себе меж- дународные конфликты в различных регионах, угрожавшие перерастанием их в войну. В июне 1950 г. вспыхнула война в Корее, продолжавшаяся три года. В течение восьми послевоен- ных лет Франция вела войну в Индокитае. Осенью 1956 г. Вели- кобритания, Франция и Израиль совершили агрессию против Египта. В 1958 г. США предприняли вооруженную интервенцию в Ливан, а Великобритания – в Иорданию. Самый опасный международный кризис возник осенью 1962 г. в связи с обста- новкой вокруг Кубы, поставившей человечество на грань ядер- ной войны. Карибский кризис был разрешен благодаря дости- жению компромисса между СССР и США. Затяжной характер приобрела агрессия США в Индокитае. Это была самая жесто- кая война второй половины XX века. Вьетнам превратился в испытательный полигон самых изощренных средств ведения войны, созданных высокоразвитыми промышленными техно- логиями США. Попытка США вовлечь в войну своих союзни- ков и придать ей характер международной акции провалилась. Однако некоторые страны участвовали в войне на стороне США. Огромная помощь, оказанная Вьетнаму СССР, поддержка ге- роического вьетнамского народа всеми миролюбивыми силами вынудили США пойти на заключение соглашения о прекраще- нии войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Опасным оча- гом конфликта оставался Ближний Восток. Сложные противо- речия и непримиримость сторон привели к нескольким Арабо-Израильским войнам и надолго исключили возможность мирного урегулирования в этом регионе. Однако в эти трудные десятилетия человечество все более четко осознавало, что новая мировая война не является неиз- бежной, что усилия прогрессивных сил могут остановить спол- зание человечества к ядерной катастрофе. 50–60-е годы ознаменовались невиданной по масштабам гон- кой вооружений. Огромные материальные, интеллектуальные и иные ресурсы растрачивались на разработку и производство все новых средств ведения войны. В то же время крайне остро не хва-
тало их для решения социально-экономических проблем в боль- шинстве стран мира. В 1960 г. СССР предложил Сессии Генераль- ной Ассамблеи ООН рассмотреть основные положения договора о всеобщем и полном разоружении государств под строгим меж- дународным контролем. Западные страны отклонили эту инициа- тиву, однако, первый шаг к потеплению международных отно- шений был сделан. В августе 1963 г. Великобритания, СССР и США подписали в Москве Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Постоянно усиливающаяся гонка вооружений, в особенно- сти ядерных, подводила человечество к роковой черте, нужны были огромные усилия, чтобы остановить этот негативный про- цесс. Активная позиция СССР и его союзников, направленная на оздоровление международной обстановки, усилия движения неприсоединения, политический реализм руководителей ряда западных стран принесли положительные результаты. С начала 70-х годов международные отношения вступили в полосу раз- рядки. В марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспростране- нии ядерного оружия. К началу 90-х годов его подписали более 135 государств. Для европейского региона важное значение имел Договор между СССР и ФРГ, заключенный в августе 1970 г. В 1972–1974 г. велись интенсивные переговоры на высшем уровне между СССР и США, которые привели к подписанию ряда важных политических документов. «Основы взаимоотно- шений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки» содержали платформу перевода двусторонних отношений на качественно новый уро- вень их радикального улучшения. В этот же период был заключен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), под- писано Временное соглашение о некоторых мерах в области огра- ничения стратегических наступательных вооружений (OCB-1). Улучшение отношений между двумя сверхдержавами со- здало предпосылки для укрепления безопасности и развития межгосударственного сотрудничества на Европейском конти- ненте. Большую роль в этом сыграли инициативы СССР и дру- гих социалистических стран. Немаловажное значение имело изменение позиции ФРГ по вопросам европейской политики. Коалиционное правительство социал-демократов во главе с Канцлером Вилли Брандтом предложило «новую восточную политику», стержнем которой было признание сложившихся в Европе послевоенных реальностей и нормализация отношений с СССР и странами Восточной Европы. Это дало толчок разви- тию процесса укрепления общеевропейской безопасности. В 1973 г. в Хельсинки состоялись многосторонние консультации 33 европейских государств, США и Канады по подготовке об- щеевропейского Совещания. 30 июля – 4 августа 1975 г. в Хель- синки состоялось Совещание по безопасности и сотрудниче- ству в Европе (СБСЕ). Руководители 35 государств подписали Заключительный акт, в котором зафиксированы согласован- ные принципы взаимоотношений стран – участниц Совеща- ния, определены содержание и формы сотрудничества между ними, меры по уменьшению опасности возникновения воору- женных конфликтов. Растущую заинтересованность в развитии процесса, начатого в Хельсинки, показали последующие встречи государств – участников СБСЕ в Белграде (1977–1978 г.), Мад- риде (1980–1983 г.), Стокгольме (1984–1987 г.), Вене (1986– 1989 г.), Париже (1990 г.), Хельсинки (1992 г.). 70–80-е годы были отмечены беспрецедентным ростом про- мышленных, научно-технических связей западных стран с СССР и другими социалистическими странами. Перспектив- ные программы и соглашения с СССР заключили Франция, Великобритания, Австрия, Италия, Бельгия, Норвегия, Шве- ция, Греция, ФРГ и ряд других государств. Однако нельзя не отметить, что в конце 70-начале 80-х годов международная обстановка обострилась. Политический курс США в отноше- нии СССР резко ужесточился с приходом к власти в январе 1981 г. администрации Р.Рейгана. В марте 1983 г. он выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ). Напряженность достигла кульминации осенью 1983 г. в результате того, что над территорией СССР был сбит южно-корейский авиалайнер с пассажирами на борту. Рост международной напряженности был связан также с внешнеполитическим курсом США и других западных стран. Сферой жизненно важных интересов США были объявлены почти все регионы планеты. Многие испытали на себе полити- ческое, экономическое, а зачастую и военное давление США. В конце 70-начале 80-х годов объектами вмешательства станови- лись Иран, Ливан, Ливия, Никарагуа, Сальвадор, Гренада и другие страны. Усилилась напряженность и в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Перемены, происшедшие в СССР с приходом к власти в 1985 г. новых руководителей, позволили обосновать на государ- ственном уровне основы нового политического мышления и приступить к их практическому осуществлению. Это привело к радикальному обновлению внешней политики СССР. Централь- ными идеями нового политического мышления стали: идея приоритета общечеловеческих интересов над классовыми, на- циональными, социальными; идея взаимозависимости челове- чества перед угрозой стремительно надвигающихся глобальных проблем; идея свободы выбора общественного устройства; идея демократизации и деидеологизации всей системы международ- ных отношений. Новая философия мира пробивала себе дорогу, воплоща- ясь в конкретных шагах. Реальным подтверждением этому яви- лось развитие и углубление политического диалога между СССР и США по всем узловым вопросам мировой политики и дву- сторонних отношений. Советско-американские переговоры на высшем уровне в Женеве (1985 г.), Рейкьявике (1986 г.), Вашингтоне (1987 г.) и Москве (1988 г.) привели к важному результату. В декабре 1987 г. был подписан, а в июне 1988 г. вступил в действие Договор РОСМД. Это первое в истории соглашение, предусматриваю- щее уничтожение двух классов ядерных вооружений при стро- гом международном контроле. Результатом явилось значитель- ное улучшение советско-американских отношений. Дальнейшее их качественное развитие произошло в результате переговоров на высшем уровне в Вашингтоне (май – июнь 1990 г.) и в Москве (июль 1991 г.). Исключительное значение имело подпи- сание двустороннего договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. Сбалансированность договора отвечала интересам укрепления стратегической ста- бильности и уменьшения вероятности ядерного конфликта. Однако в этом направлении имеются огромные возможности для движения вперед и более существенного сокращения СНВ. В устранении напряженности в международных делах как в целом на планете, так и в Европе большую роль сыграло урегули- рование отношений Германии и подписание 10 сентября 1990 г. соответствующего соглашения. Практически этот договор под- вел окончательную черту под итогами второй мировой войны. Впоследствии в международных делах возникли новые ос- трые проблемы. Распад Югославской Федерации, а затем и СССР привел к возникновению новых региональных конфлик- тов, которые не урегулированы до настоящего времени. Изме- нилась геополитическая ситуация в мире, прекратила свое су- ществование система международных отношений между социалистическими государствами. Страны Восточной Европы переориентировались на Запад. В июле 1997 г. на саммите НАТО в Мадриде было принято решение о расширении альянса за счет трех государств бывшего Варшавского Договора – Чехии, Польши и Венгрии. Приближение военной структуры НАТО к большинству государств СНГ может изменить геополитичес- кую обстановку, способно подорвать систему договоров по ог- раничению вооружений. Такое развитие событий может ослож- нить создание новой структуры Европы, дестабилизировать всю систему международных отношений. Война на Балканах, дру- гие конфликты в Европейском регионе, трудности переходно- го периода в странах Восточной Европы и в постсоветском пространстве создают угрозу безопасности в Европе. Эта угроза дополняется агрессивным национализмом, религиозной и эт- нической нетерпимостью, терроризмом, организованной пре- ступностью, неконтролируемой миграцией. В последние годы усиливается борьба за контроль над принятием решений в гло- бальном масштабе. Наибольшее внимание «центры силы» со- средотачивают на деятельности, позволяющей контролировать основные финансовые, интеллектуальные и информационные потоки. Быстро возрастает значение контроля над экономиче- скими процессами, развитием всей социальной сферы. Все это требует новых огромных усилий для сохранения и укрепления мира и международной безопасности. Вступая в ХХI век, человечество столкнулось не только с новыми глобальными вызовами, но и с изменившейся геопо- литической ситуацией. Оставшись единственной сверхдержавой в мире, США подают свою главенствующую роль как необхо- димость, продиктованную не только американскими нацио- нальными интересами, но и желанием мирового сообщества. Применение силы в Ираке и Югославии, расширение Североатлантического союза, использование силы в других ре- гионах планеты демонстрируют желание установить абсолют- ную гегемонию США в мире. С этим вряд ли согласятся Китай, Россия, Индия и многие независимые государства, которые оказывают и будут оказывать сопротивление гегемонизму. В сло- жившейся ситуации подлинная безопасность человечества свя- зана не с углублением противостояния между странами и на- родами, а с поиском новых путей и направлений всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества, способных обеспечить со- хранение и расцвет человеческой цивилизации.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |