Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные отношения во второй половине ХХ в




ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

После второй мировой войны важнейшим вопросом было

послевоенное устройство мира. Для его решения необходимо

было согласовать позиции всех стран – участниц антигитле-

ровской коалиции. Необходима была реализация мер, зафик-

сированных в документах, подписанных в Ялте и Потсдаме.

Подготовительная работа была возложена на Совет министров

иностранных дел, учрежденный на Потсдамской конференции.

В июле – октябре 1946 г. проходила Парижская мирная конфе-

ренция, которая рассмотрела подготовленные СМИД проекты

мирных договоров с бывшими европейскими союзниками гит-

леровской Германии – Болгарией, Венгрией, Италией, Румы-

нией, Финляндией. 10 февраля 1947 г. они были подписаны.

Договоры восстанавливали довоенные границы с некоторыми

изменениями. Определялся также объем репараций, порядок

возмещения ущерба, причиненного союзным государствам.

Политические статьи обязывали обеспечить всем гражданам

права человека и основные свободы, не допускать возрожде-

ния фашистских организаций. Активное участие в решении всех

вопросов принимал СССР. В целом мирные договоры были спра-

ведливыми и способствовали независимому, демократическо-

му развитию государств, с которыми они заключались. Тем не

менее, выявившиеся разногласия сделали невозможным мир-

ное урегулирование германской проблемы на взаимоприемле-

мой основе. И в 1949 г. раскол Германии стал историческим

фактом. Отчуждение между великими державами возрастало.

Идеологические расхождения и различные доктрины стали иг-

рать доминирующую роль в международных отношениях. За-

падные страны крайне негативно относились к тоталитарному

социализму. СССР в свою очередь также враждебно относился

к капитализму. Воздействие сторон на международные отно-

шения и на более слабых их субъектов все более возрастало.

США и СССР рассматривали себя лидерами, поставленными

ходом истории во главе сил, отстаивавших различные обще-

ственно экономические системы.

Резко менялась геополитическая ситуация. Революция 40-х

годов в Восточной Европе, заключение Советским Союзом с

государствами этого региона договоров о дружбе, сотрудниче-

стве и взаимной помощи сформировали новую систему между-

народных отношений. Эта система была ограничена рамками

государств, развитие которых протекало в условиях действия

сталинской модели социализма со всеми ее неотъемлемыми

чертами.

Обострение отношений и осложнение политической об-

становки в мире происходило и в связи с поддержкой Совет-

ским Союзом справедливой борьбы колониальных и зависи-

мых стран за свое освобождение. Метрополии всячески

препятствовали национально-освободительному движению. В

1949 г. победила народная революция в Китае, приведшая к

радикальному изменению геополитической ситуации в Азии,

что усилило беспокойство США и других западных стран. Все

это укрепило недоверие двух сверхдержав друг к другу, обо-

стрило все имеющиеся противоречия.

Возникло глобальное соперничество СССР и США. И речь

Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г., и доктрина Трумена, вы-

двинутая в марте 1947 г., были восприняты в СССР как откры-

тое провозглашение «холодной войны», длившейся более 40

лет. За все это время соперничество двух великих держав не

переросло в горячую войну, что дало основание именовать этот

период «холодной войной». Она втянула в себя всю планету,

расколола мир на две части, две военно-политические и эко-

номические группировки, две общественно-экономические

системы. Мир стал биполярным. Возникла своеобразная поли-

тическая логика этого глобального соперничества – «кто не с

нами, тот против нас». Во всем и везде каждая сторона видела

коварную руку противника.

Холодная война довела до невиданных размеров милита-

ризм в политике и мышлении. Все в мировой политике стали

оценивать с точки зрения соотношения военной силы, баланса

вооружений. Западные страны приняли на вооружение блоко-

вую стратегию, которая на долгие годы сохраняла конфронта-

цию в международных отношениях. Большинство государств,

принявших «план Маршалла», подписали в апреле 1949 г. Севе-

роатлантический договор (НАТО). Были созданы объединенные

вооруженные силы под командованием американских военачаль-

ников. Создание замкнутой военно-политической группировки

идеологизированного характера, направленной, по существу,

против СССР и его союзников, оказало негативное влияние на

развитие международных отношений.

Политика США «с позиции силы» встретила жесткую от-

ветную реакцию СССР и вызвала обострение международной

напряженности. В 1949 г. была ликвидирована атомная монопо-

лия США. После создания термоядерного оружия в 50-е годы, а

вслед за тем средств его доставки к цели (межконтинентальных

баллистических ракет) СССР приложил максимум усилий для

достижения военно-стратегического паритета с США, который

осуществился на рубеже 60–70 годов. Росло количество военных

блоков. В 1951 г. возникла военно-политическая группировка

АНЗЮС. Был заключен «договор безопасности» между США и

Японией. В 1954 г. был создан блок СЕАТО. В 1955 г. была образо-

вана еще одна замкнутая группировка – Багдадский пакт. После

выхода из него Ирака этот блок стал называться СЕНТО. Опаса-

ясь за свою безопасность, СССР и страны Центральной и Юго-

Восточной Европы в ответ на соглашение западных стран о ре-

милитаризации ФРГ и принятиe ее в НАТО заключили в мае

1955 г. в Варшаве многосторонний Договор о дружбе, сотрудни-

честве и взаимной помощи. Государства, подписавшие Договор,

предусмотрели оказание немедленной помощи всеми средства-

ми в случае вооруженного нападения в Европе на одно или не-

сколько государств – участников Варшавского Договора.

Огромную опасность для мира на Земле таили в себе меж-

дународные конфликты в различных регионах, угрожавшие

перерастанием их в войну. В июне 1950 г. вспыхнула война в

Корее, продолжавшаяся три года. В течение восьми послевоен-

ных лет Франция вела войну в Индокитае. Осенью 1956 г. Вели-

кобритания, Франция и Израиль совершили агрессию против

Египта. В 1958 г. США предприняли вооруженную интервенцию

в Ливан, а Великобритания – в Иорданию. Самый опасный

международный кризис возник осенью 1962 г. в связи с обста-

новкой вокруг Кубы, поставившей человечество на грань ядер-

ной войны. Карибский кризис был разрешен благодаря дости-

жению компромисса между СССР и США. Затяжной характер

приобрела агрессия США в Индокитае. Это была самая жесто-

кая война второй половины XX века. Вьетнам превратился в

испытательный полигон самых изощренных средств ведения

войны, созданных высокоразвитыми промышленными техно-

логиями США. Попытка США вовлечь в войну своих союзни-

ков и придать ей характер международной акции провалилась.

Однако некоторые страны участвовали в войне на стороне США.

Огромная помощь, оказанная Вьетнаму СССР, поддержка ге-

роического вьетнамского народа всеми миролюбивыми силами

вынудили США пойти на заключение соглашения о прекраще-

нии войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Опасным оча-

гом конфликта оставался Ближний Восток. Сложные противо-

речия и непримиримость сторон привели к нескольким

Арабо-Израильским войнам и надолго исключили возможность

мирного урегулирования в этом регионе.

Однако в эти трудные десятилетия человечество все более

четко осознавало, что новая мировая война не является неиз-

бежной, что усилия прогрессивных сил могут остановить спол-

зание человечества к ядерной катастрофе.

50–60-е годы ознаменовались невиданной по масштабам гон-

кой вооружений. Огромные материальные, интеллектуальные и

иные ресурсы растрачивались на разработку и производство все

новых средств ведения войны. В то же время крайне остро не хва-

тало их для решения социально-экономических проблем в боль-

шинстве стран мира. В 1960 г. СССР предложил Сессии Генераль-

ной Ассамблеи ООН рассмотреть основные положения договора

о всеобщем и полном разоружении государств под строгим меж-

дународным контролем. Западные страны отклонили эту инициа-

тиву, однако, первый шаг к потеплению международных отно-

шений был сделан. В августе 1963 г. Великобритания, СССР и США

подписали в Москве Договор о запрещении ядерных испытаний

в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Постоянно усиливающаяся гонка вооружений, в особенно-

сти ядерных, подводила человечество к роковой черте, нужны

были огромные усилия, чтобы остановить этот негативный про-

цесс. Активная позиция СССР и его союзников, направленная

на оздоровление международной обстановки, усилия движения

неприсоединения, политический реализм руководителей ряда

западных стран принесли положительные результаты. С начала

70-х годов международные отношения вступили в полосу раз-

рядки. В марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспростране-

нии ядерного оружия. К началу 90-х годов его подписали более

135 государств. Для европейского региона важное значение имел

Договор между СССР и ФРГ, заключенный в августе 1970 г.

В 1972–1974 г. велись интенсивные переговоры на высшем

уровне между СССР и США, которые привели к подписанию

ряда важных политических документов. «Основы взаимоотно-

шений между Союзом Советских Социалистических Республик

и Соединенными Штатами Америки» содержали платформу

перевода двусторонних отношений на качественно новый уро-

вень их радикального улучшения.

В этот же период был заключен Договор между СССР и США

об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), под-

писано Временное соглашение о некоторых мерах в области огра-

ничения стратегических наступательных вооружений (OCB-1).

Улучшение отношений между двумя сверхдержавами со-

здало предпосылки для укрепления безопасности и развития

межгосударственного сотрудничества на Европейском конти-

ненте. Большую роль в этом сыграли инициативы СССР и дру-

гих социалистических стран. Немаловажное значение имело

изменение позиции ФРГ по вопросам европейской политики.

Коалиционное правительство социал-демократов во главе с

Канцлером Вилли Брандтом предложило «новую восточную

политику», стержнем которой было признание сложившихся в

Европе послевоенных реальностей и нормализация отношений

с СССР и странами Восточной Европы. Это дало толчок разви-

тию процесса укрепления общеевропейской безопасности. В

1973 г. в Хельсинки состоялись многосторонние консультации

33 европейских государств, США и Канады по подготовке об-

щеевропейского Совещания. 30 июля – 4 августа 1975 г. в Хель-

синки состоялось Совещание по безопасности и сотрудниче-

ству в Европе (СБСЕ). Руководители 35 государств подписали

Заключительный акт, в котором зафиксированы согласован-

ные принципы взаимоотношений стран – участниц Совеща-

ния, определены содержание и формы сотрудничества между

ними, меры по уменьшению опасности возникновения воору-

женных конфликтов. Растущую заинтересованность в развитии

процесса, начатого в Хельсинки, показали последующие встречи

государств – участников СБСЕ в Белграде (1977–1978 г.), Мад-

риде (1980–1983 г.), Стокгольме (1984–1987 г.), Вене (1986–

1989 г.), Париже (1990 г.), Хельсинки (1992 г.).

70–80-е годы были отмечены беспрецедентным ростом про-

мышленных, научно-технических связей западных стран с

СССР и другими социалистическими странами. Перспектив-

ные программы и соглашения с СССР заключили Франция,

Великобритания, Австрия, Италия, Бельгия, Норвегия, Шве-

ция, Греция, ФРГ и ряд других государств. Однако нельзя не

отметить, что в конце 70-начале 80-х годов международная

обстановка обострилась. Политический курс США в отноше-

нии СССР резко ужесточился с приходом к власти в январе

1981 г. администрации Р.Рейгана. В марте 1983 г. он выступил со

стратегической оборонной инициативой (СОИ). Напряженность

достигла кульминации осенью 1983 г. в результате того, что над

территорией СССР был сбит южно-корейский авиалайнер с

пассажирами на борту.

Рост международной напряженности был связан также с

внешнеполитическим курсом США и других западных стран.

Сферой жизненно важных интересов США были объявлены

почти все регионы планеты. Многие испытали на себе полити-

ческое, экономическое, а зачастую и военное давление США. В

конце 70-начале 80-х годов объектами вмешательства станови-

лись Иран, Ливан, Ливия, Никарагуа, Сальвадор, Гренада и

другие страны. Усилилась напряженность и в связи с вводом

ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

Перемены, происшедшие в СССР с приходом к власти в

1985 г. новых руководителей, позволили обосновать на государ-

ственном уровне основы нового политического мышления и

приступить к их практическому осуществлению. Это привело к

радикальному обновлению внешней политики СССР. Централь-

ными идеями нового политического мышления стали: идея

приоритета общечеловеческих интересов над классовыми, на-

циональными, социальными; идея взаимозависимости челове-

чества перед угрозой стремительно надвигающихся глобальных

проблем; идея свободы выбора общественного устройства; идея

демократизации и деидеологизации всей системы международ-

ных отношений.

Новая философия мира пробивала себе дорогу, воплоща-

ясь в конкретных шагах. Реальным подтверждением этому яви-

лось развитие и углубление политического диалога между СССР

и США по всем узловым вопросам мировой политики и дву-

сторонних отношений.

Советско-американские переговоры на высшем уровне в

Женеве (1985 г.), Рейкьявике (1986 г.), Вашингтоне (1987 г.) и

Москве (1988 г.) привели к важному результату. В декабре 1987 г.

был подписан, а в июне 1988 г. вступил в действие Договор

РОСМД. Это первое в истории соглашение, предусматриваю-

щее уничтожение двух классов ядерных вооружений при стро-

гом международном контроле. Результатом явилось значитель-

ное улучшение советско-американских отношений. Дальнейшее

их качественное развитие произошло в результате переговоров

на высшем уровне в Вашингтоне (май – июнь 1990 г.) и в

Москве (июль 1991 г.). Исключительное значение имело подпи-

сание двустороннего договора об ограничении и сокращении

стратегических наступательных вооружений. Сбалансированность

договора отвечала интересам укрепления стратегической ста-

бильности и уменьшения вероятности ядерного конфликта.

Однако в этом направлении имеются огромные возможности

для движения вперед и более существенного сокращения СНВ.

В устранении напряженности в международных делах как в

целом на планете, так и в Европе большую роль сыграло урегули-

рование отношений Германии и подписание 10 сентября 1990 г.

соответствующего соглашения. Практически этот договор под-

вел окончательную черту под итогами второй мировой войны.

Впоследствии в международных делах возникли новые ос-

трые проблемы. Распад Югославской Федерации, а затем и

СССР привел к возникновению новых региональных конфлик-

тов, которые не урегулированы до настоящего времени. Изме-

нилась геополитическая ситуация в мире, прекратила свое су-

ществование система международных отношений между

социалистическими государствами. Страны Восточной Европы

переориентировались на Запад. В июле 1997 г. на саммите НАТО

в Мадриде было принято решение о расширении альянса за

счет трех государств бывшего Варшавского Договора – Чехии,

Польши и Венгрии. Приближение военной структуры НАТО к

большинству государств СНГ может изменить геополитичес-

кую обстановку, способно подорвать систему договоров по ог-

раничению вооружений. Такое развитие событий может ослож-

нить создание новой структуры Европы, дестабилизировать всю

систему международных отношений. Война на Балканах, дру-

гие конфликты в Европейском регионе, трудности переходно-

го периода в странах Восточной Европы и в постсоветском

пространстве создают угрозу безопасности в Европе. Эта угроза

дополняется агрессивным национализмом, религиозной и эт-

нической нетерпимостью, терроризмом, организованной пре-

ступностью, неконтролируемой миграцией. В последние годы

усиливается борьба за контроль над принятием решений в гло-

бальном масштабе. Наибольшее внимание «центры силы» со-

средотачивают на деятельности, позволяющей контролировать

основные финансовые, интеллектуальные и информационные

потоки. Быстро возрастает значение контроля над экономиче-

скими процессами, развитием всей социальной сферы. Все это

требует новых огромных усилий для сохранения и укрепления

мира и международной безопасности.

Вступая в ХХI век, человечество столкнулось не только с

новыми глобальными вызовами, но и с изменившейся геопо-

литической ситуацией. Оставшись единственной сверхдержавой

в мире, США подают свою главенствующую роль как необхо-

димость, продиктованную не только американскими нацио-

нальными интересами, но и желанием мирового сообщества.

Применение силы в Ираке и Югославии, расширение

Североатлантического союза, использование силы в других ре-

гионах планеты демонстрируют желание установить абсолют-

ную гегемонию США в мире. С этим вряд ли согласятся Китай,

Россия, Индия и многие независимые государства, которые

оказывают и будут оказывать сопротивление гегемонизму. В сло-

жившейся ситуации подлинная безопасность человечества свя-

зана не с углублением противостояния между странами и на-

родами, а с поиском новых путей и направлений всестороннего

и взаимовыгодного сотрудничества, способных обеспечить со-

хранение и расцвет человеческой цивилизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.