Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Информация как интеллектуальная собственность

 

На протяжении многих тысячелетий человечество использовало в рыночных отношениях материальные объекты - землю, природные ресурсы, результаты сбора и материального производства, в связи с чем была построена и соответствующая система правовой охраны указанных объектов. Но более чем два века назад в хозяйственной деятельности начали играть значительную роль результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные по своей сути. Это вызвало необходимость приспособления уже существующего механизма правовой охраны в новых объектов по признакам их формы (объекты авторского права) или содержания, формализованного определенным образом (объекты патентного права). Но впоследствии выяснилось, что существуют результаты интеллектуальной деятельности, которые никак не могут быть формализованы (в соответствии с ранее применявшимися способами), но тем не менее участвуют в экономическом обороте. Такие объекты отделяются путем сохранения в тайне от неопределенного круга субъектов рынка хозяйствования и требуют специфического механизма правовой охраны. Так сформировался институт коммерческой тайны.

Право на коммерческую тайну базируется не на юридической монополии правообладателя, а на фактической, то есть непосредственно на лицо, которое является владельцем информации, которая признана коммерческой тайной, возлагается обязанность по сохранению этой информации в тайне (сохранение монополии). Таким образом, по своей сути институт коммерческой тайны, как и институт интеллектуальной собственности, ограничивает доступ третьих лиц к специфическим информационным ресурсам их владельца, образуя тем самым условия для монопольного положения субъекта на рынке. В обоих случаях присутствует монопольное владение информацией, что обусловливает снижение расходов ниже существующего на рынке соответствующего конкурентного уровня, способствует получению монопольного положения. В то же время, по направленности коммерческой тайны и других институтов права интеллектуальной собственности на достижение одной и той же цели, они имеют и существенные различия.

Патентная защита имеет смысл лишь в случаях, когда формула изобретения в любом случае может быть обнаружена непосредственно путем изучения самого изобретения. При таких условиях без соответствующего патентной защиты копирования изобретения становится доступным и относительно дешевым средством (например, в форме обратного проектирования). В то же время, есть изобретения (например технологические процессы как средство изготовления изделия), являющиеся новым, более эффективным способом производства определенного, уже хорошо известного, изделия. В этом случае, когда способ производства не может быть установлен непосредственно путем изучения самого устройства, целесообразно держать такую информацию в тайне. Более того, в данных случаях патентная защита может навредить обладателю патента, поскольку третьи лица будут иметь возможность изучить формулу изобретения и применить ее в своем производстве. Расходы по поиску нарушителя патента, которые вынужден в этом случае нести обладатель патента, будут соразмерными с размером роялти, которые получает обладатель патента от продажи лицензий добросовестным приобретателям.

Институт коммерческой тайны крайне важен для обеспечения хозяйственной деятельности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Это единственный правовой институт, позволяющий предпринимателям обеспечить защиту информации, ноу-хау или имеющих коммерческую ценность идей и начинаний. Потенциально ценные идеи не могут быть защищены авторским правом, или как изобретение и полезная модель. Но несомненно новый оригинальный способ продаж или информация о проведении между крупными игроками определенной части рынка переговоров, а также о достигнутых на этих переговорах договоренностях может иметь большую коммерческую ценность и любая организация-конкурент будет заинтересована в получении этой информации. Защитить такую информацию позволяет институт коммерческой тайны, который регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности.

Закон Украины "Об информации" определяет, что граждане, юридические лица, владеющие информацией, в том числе коммерческого характера, полученной на собственные средства, или являющейся предметом их профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и другого интереса и не нарушающей предусмотренной законом тайны, самостоятельно определяют режим доступа к ней, включая принадлежность ее к категории конфиденциальной, и устанавливают для нее систему (способы) защиты. Согласно закону Украины «Об Информации» Конфиденциальная информация - это сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию согласно с предусмотренными ними условиями. Но обладателем коммерческой тайны может выступать только физическое или юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Права обладателя коммерческой тайны возникают с момента соблюдения всех требований, указанных в Законе Украины "Об информации".

Для понимания основных принципов коммерческой тайны необходимо четко понимать, что в режиме коммерческой тайны можно защитить только информацию. Информацией являются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Поэтому в режиме коммерческой тайны не может быть защищен какой-либо вещественный объект, продукция или товар. Если потребуется в режиме коммерческой тайны предоставить охрану конкретной продукции, необходимо будет определить, что коммерческую тайну составляют не сама продукция, а сведения о назначении и свойствах данной продукции, её технических характеристиках, химическом составе, дизайне, внешнем виде, а также используемых при её изготовлении оборудовании, технологии и методиках.

Следует подчеркнуть, что в отличие от известных, традиционных для права объектов, информация, которая составляет коммерческую тайну, характеризуется юридическими свойствами, которые во многом определяют и отношения, возникающие при ее обращении между субъектами и характер их поведения. К таким особенностям и свойствам можно отнести следующие:
1. Информация при включении в оборот отделяется от автора или владельца, осуществляется в виде символов и знаков, и вследствие этого существует отдельно и независимо от автора или владельца. Отсюда возникает юридическое свойство информации - возможность выступать в качестве объекта, передаваемого от одного субъекта другому и требует юридического закрепления факта ее принадлежности субъектам, которые принимают участие в таком ее использовании;
2. После передачи информации от одного субъекта к другому одна и та же информация может оставаться у субъекта, который её передает, и возникать у субъекта, который ее получает. То есть одинаковая информация одновременно может принадлежать двум участникам информационных отношений. Это основное отличие информации от вещи. Юридическое свойство информации в этой связи - ее физическая неотчуждаемость от автора, владельца и пользователя. Такое свойство требует разработки и применения к информации при ее использовании особых правовых механизмов, заменяющих механизм отчуждения вещи;
2. Информация при включении в оборот документируется и отображается на материальном носителе. Юридическое свойство, которое следует из этой особенности, заключается в единстве информации и материального носителя, на котором закрепляется информация. Это свойство дает возможность ввести для документированной информации понятие сложной составной вещи - информационной вещи, состоящий из носителя информации и самой информации, которая отображена на носителе.

Информация должна быть рассмотрена в двух аспектах. Не доступная для третьих лиц информация имеет свою коммерческую ценность (стоимость). Соответственно ценности должна строиться и правовая охрана такой информации. Также существует общедоступная и общеизвестная информация, которая может иметь коммерческую ценность, возникающая в результате ее представления в необходимой для потребителя форме и не является результатом творческого труда. Для обработки такой информации, тем не менее, нужны определенные затраты. Эта информация тоже должна защищаться. Таким образом, при правовой охране информации возможна защита ее содержания, а возможна и формы.

Несомненным достоинством института коммерческой тайны является возможность отнести к коммерческой тайне практически любые сведения, которые организация хотела бы сохранить в тайне; право определять перечень и состав такой информации принадлежит её обладателям. Предприниматель вправе сам определить, какую информацию отнести к коммерческой тайне. Чаще всего к коммерческой тайне относят финансово-экономическую, научно-техническую, технологическую, производственную информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау), а также сведения, касающиеся структуры организации, разрабатываемых и реализуемых организацией проектах, планах расширения или свертывания деятельности организации, планах инвестиций, закупок, продаж и т.п.

Но при этом следует учитывать, что отнесение информации к коммерческой тайне, сделанное в целях сокрытия правонарушений и нанесения ущерба правам и законным интересам государства, организаций и граждан будет являться злоупотреблением правом, и в силу этого будет считаться незаконным.

Информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность именно в силу неизвестности её третьим лицам. В практике не сложились четких критериев определения действительной или потенциальной ценности информации в силу неизвестности ее третьим лицам. По общему правилу оценку информации могли бы провести профессиональные оценщики. Но информация является очень специфичным объектом, которая может в любой момент обесцениться, став общеизвестной или известной третьим лицам. Также на данный момент не существует методик, которые могли бы с достоверностью определить коммерческую ценность информации. При этом сама возможность доступа к информации оценщика противоречит еще и принципам коммерческой тайны, как информации составляющей ценность именно в силу неизвестности её третьим лицам. Даже если предположить, что оценщик примет на себя обязательство о сохранении этой информации в тайне, обладатель действительно ценной информации, вряд ли решиться предоставить её оценщику, зная с какой легкостью, может произойти утечка информации. Трудно себе представить, что бы компания «Дзе Кока-Кола Компани» допустила оценщика к секретной формуле своего напитка, хранящегося в строжайшем секрете уже более ста лет, и составляющего значительную часть стоимости её бренда. Еще большую трудность представляет определение потенциальной ценности информации. Как определить потенциальную ценность информации о результатах проведения переговоров с заказчиком? В данном случае материального выражения такая информация иметь не будет, так как обладающий такой информацией конкурент просто предложит более выгодные условия сделки. Поэтому оценка действительной или потенциальной коммерческой ценности информации должна проводиться по критерию, может ли информация, при существующих или возможных обстоятельствах в силу её неизвестности третьим лицам помочь обладателю коммерческой тайны увеличить доходы, избежать убытков, сохранить положение на рынке или получить иную коммерческую выгоду.

Еще одно требование закона для отнесения информации к коммерческой тайне заключается в том, что к информации не должно быть свободного доступа на законном основании. Поэтому к коммерческой тайне не может быть отнесена информация, доступная из открытых источников. То есть, к коммерческой тайне не может быть отнесена информация, считающаяся общеизвестной, или опубликованная в средствах массовой информации или в Интернете. Также к коммерческой тайне нельзя отнести информацию, в отношении которой для правообладателя существует обязанность предоставить ее на основании закона. В качестве примера можно привести информацию, которую продавец обязан предоставить покупателю, производитель потребителю или подрядчик заказчику. Любое практическое образование представляет собой передачу знаний. Обучение сантехников установке крана — это сообщение им знаний, которыми они до этого не владели. Но это обучение не представляет собой передачу ноу-хау, потому что эти знания в соответствующих отраслях общедоступны. При этом обучение группы работников какой-либо фирмы установке микропроцессоров с использованием процесса, известного только в этой компании, вполне может представлять собой секрет производства.

Конфиденциальность информации о секрете производства охраняется. Ее нельзя добывать, используя незаконные методы или нарушая доверие.

Обладатель коммерческой тайны обязан предпринимать меры по защите конфиденциальности информации. В частности такие меры могут быть организационного, правового и технического характера.

Организационные меры включают в себя определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну, ограничение свободного доступа к такой информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за его соблюдением.

Правовые меры включают в себя регулирование отношений с работниками и контрагентами в отношении обязанности по сохранению коммерческой тайны и регулирование условий передачи и использования такой информации.

Фиксирование информации составляющей коммерческую тайну на материальных носителях с указанием грифа "Коммерческая тайна" и её обладателя, а также процедура ознакомление сотрудников с данными носителями под роспись, или передача данных носителей контрагентам по акту, позволяет обеспечить доказательную базу отнесения конкретной информации к коммерческой тайне и доступ к ней определенных лиц.

Обладатель коммерческой тайны также вправе применять всевозможные средства и методы технической защиты конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, как то хранение информации в охраняемых помещениях, сейфах, банковских ячейках.

В любом случае меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, будут разумно достаточными, если исключат возможность случайного доступа к этой информации любых лиц без согласия обладателя коммерческой тайны и обеспечивают возможность передачи и (или) использования этой информации работниками и контрагентами без нарушения установленного режима коммерческой тайны. Но следует учитывать, что принимаемые по охране конфиденциальности информации меры не должны представлять опасность для жизни и здоровья людей и нарушать другие законные права и интересы физических и юридических лиц.

Сохранение информации, которая может защищена патентным правом, в режиме коммерческой тайны, несет в себе определенные риски. Так лицо, получившее информацию, составляющую коммерческую тайну путем собственных изысканий или другим правомерным способом, будет считаться независимым обладателем коммерческой тайны. При этом такое лицо, как правомерный обладатель данной информации вправе в любое время разгласить её третьим лицам или сделать общеизвестной, и при этом не будет нести ответственности за её разглашение. Следует учитывать, что в случае, если обладатель коммерческой тайны разгласит её в результате случайности или ошибки, разглашенная информация уже не будет обладать коммерческой ценностью и являться коммерческой тайной. Информация, составляющая коммерческую тайну, представляет ценность именно в силу неизвестности её третьим лицам. Лицо, обладающее коммерческой тайной должно предпринимать меры к защите её конфиденциальности, и несет все риски с несоблюдением данного требования. Было бы не разумно (и невозможно) требовать соблюдение режима коммерческой тайны от всех лиц, посмотревших телепередачу, если обладатель коммерческой тайны случайно её озвучит во время эфира.

 

Коммерческая тайна - это информация, которая является секретной в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной. Коммерческая тайна не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит. В связи с этим, коммерческая тайна имеет коммерческую ценность и выступает предметом адекватных мероприятий по сохранению ее секретности, применяемых лицом, которое законно контролирует эту информацию.

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации. Также под коммерческой тайной могут подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны (то есть, владелец информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности). При этом срок правовой охраны коммерческой тайны ограничивается временем действия совокупности указанных условий. Обладатель информации имеет право отнести её к коммерческой тайне, если эта информация отвечает вышеуказанным критериям и не входит в перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну.

Сведениям, информации, которая может быть отнесена к коммерческой тайне, должна быть присуща совокупность следующих признаков:

- не содержит государственной тайны;

- не наносит ущерб интересам общества;

- имеет непосредственное отношение к производственной (уставной) деятельности предприятия;

- имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность и создает преимущества в конкурентной борьбе, а ее разглашение может причинить предприятию существенный материальный ущерб;

- имеет ограничения в доступе (действует адекватная система мероприятий по ее защите).

 

Состав и объем сведений, которые составляют коммерческую тайну, способ их защиты устанавливаются предпринимателем самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. При выделении такой информации необходимо учитывать ряд ограничений, которые вводятся отдельными законодательными и нормативными актами.

В частности, к коммерческой тайне не могут быть отнесены:

- учредительные и другие документы, которые позволяют заниматься предпринимательской деятельностью или ее отдельными видами;

- информация по всем формам государственной отчетности;

- сведения, необходимые для проверки отчислений и уплаты налогов и других обязательных платежей;

- сведения о численности и составе работающих, их заработной плате в целом, по профессиям и по должностям, а также информация о наличии свободных рабочих мест;

- документы об уплате налогов и обязательных платежей;

- информация о загрязнении окружающей естественной среды, нарушениях техники безопасности, реализации продукции, которая наносит вред здоровью, а также других нарушениях законодательства Украины и размерах, причиненного при этом убытке;

- документы о платежеспособности;

- сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, союзах, объединениях и других организациях, которые занимаются предпринимательской деятельностью;

- сведения, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат обнародованию.

Кроме того, не может устанавливаться режим ограниченного доступа к информации, которая является общеизвестной и общедоступной на законных основаниях.

Не могут также быть объявлены коммерческой тайной изобретения, рационализаторские предложения и другая информация, защищенная патентом или авторским удостоверением.

 

Особенностью права интеллектуальной собственности на коммерческую тайну является то, что восстановление нарушенных имущественных прав интеллектуальной собственности на коммерческую тайну невозможно. После того как информация, являющаяся коммерческой тайной, становится известной или легкодоступной, она навсегда теряет признаки коммерческой тайны. Меры по охране конфиденциальности информации должны включать в себя:

- перечень секретной информации;

- порядок обращения с секретной информацией и порядок контроля за соблюдением порядка обращения;

- порядок учета лиц, получивших доступ к секретной информации;

- порядок нанесения на материальные носители (документы) с секретной информацией грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации.

 

Прежде, чем воспользоваться своими правами на коммерческую тайну, необходимо юридически грамотно оформить их. Лицо, которое намеревается предоставить любым сведениям режим коммерческой тайны, должно определить круг сведений, составляющих такую тайну, установить порядок ознакомления с указанными сведениями и круг лиц, имеющих право с ними знакомиться, т.е. обеспечить их конфиденциальность. С целью оформления прав на коммерческую тайну вносятся соответствующие положения в учредительные документы, например, в учредительный договор, а также в ряд внутренних регламентирующих документов, таких, как коллективный договор и правила внутреннего трудового распорядка.

Учредительный договор. В данном документе необходимо сформулировать положение о том, что предприятие имеет право классифицировать принадлежащую ему информацию как коммерческую тайну, определять ее состав, объем и порядок защиты, а также указать на обязательства предприятия по защите конфиденциальной информации, связанной с его хозяйственной деятельностью. Кроме того, необходимо определить, кем устанавливается порядок защиты конфиденциальной информации. Как правило, эти функции выполняет владелец или руководитель предприятия. Также следует определить, каким должностным лицом осуществляется контроль за соблюдением установленного на предприятии порядка защиты коммерческой тайны. В учредительном договоре целесообразно также зафиксировать право предприятия не выполнять требования должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, а также других органов государственного управления, при отсутствии в них законных полномочий на ознакомление с такой категорией информации. Иногда взнос в уставный капитал одного из участников является объектом интеллектуальной собственности, расцениваемым им как коммерческая тайна. В этих случаях в учредительном договоре нужно определить порядок доступа к этой информации других учредителей.

 

Коллективный договор. Коллективные договоры заключаются на всех предприятиях, которые используют наемный труд. Заключению коллективного договора, соглашения, предшествуют коллективные переговоры, в ходе которых стороны обязуются представить необходимую информацию относительно его содержания. При этом участники переговоров не имеют права разглашать данные, которые расцениваются как государственная или коммерческая тайна и подписывают соответствующие обязательства. В настоящий документ необходимо включить положения, которые предусматривают взаимные обязательства администрации и коллектива предприятия по защите коммерческой тайны. В договоре целесообразно также сформулировать обязательства администрации проводить периодические занятия с сотрудниками, допущенными к конфиденциальной информации, обеспечивать их необходимыми методическими материалами по вопросам защиты коммерческой тайны. В договоре можно определить ответственность сотрудников за нарушение порядка работы с информацией, которая расценивается как коммерческая тайна. Например: лишение премий, отстранения от работы с такой информацией, перенесения времени дежурного отпуска, привлечение, к дисциплинарной ответственности.

 

Правила внутреннего трудового распорядка. В Правилах внутреннего трудового распорядка конкретизируются обязательства администрации и сотрудников предприятия по вопросам защиты коммерческой тайны. Например, обязательства администрации могут быть сформулированы таким способом:

- при приеме или переводе на работу, в составе которой есть коммерческая тайна, инструктировать работников по вопросам соблюдения установленного порядка ее защиты;

- согласие сотрудника на допуск к коммерческой тайне оформлять подпиской о ее неразглашении;

- создать необходимые условия для выполнения сотрудниками установленного на предприятии порядка защиты коммерческой тайны;

- внедрить комплекс организационных, экономических, инженерно-технических и воспитательно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение истока конфиденциальной коммерческой информации;

- включать в должностные инструкции сотрудников, которые имеют допуск к коммерческой тайне требования о ее неразглашении;

- контролировать выполнение сотрудниками предприятия установленного порядка защиты коммерческой тайны;

- в случае, если коммерческая тайна разглашается - привлекать к дисциплинарной ответственности.

Обязательства сотрудников можно изложить в следующей редакции:

- строго соблюдать требования установленного на предприятии порядка защиты коммерческой тайны;

- бережно относиться к носителям информации, в которых содержится коммерческая тайна (документы, рукописи, чертежи, диски, и так далее).

Сведения, которые составляют коммерческую тайну, могут быть дифференцированы предприятием по степени важности, с присвоением соответствующего грифа. Например:

- коммерческая тайна - конфиденциально (КТ-К);

- коммерческая тайна - строго конфиденциально (КТ-СК);

- коммерческая тайна - особой важности (КТ-ОВ)

В этом случае в допуске необходимо указывать уровень конфиденциальной информации, с которой может знакомиться или работать сотрудник. Предоставление допуска предусматривает:

- определение потребности сотрудника в конфиденциальной информации, при выполнении им служебных обязанностей;

- проверку сотрудника в связиу с допуском к коммерческой тайне;

- ознакомление сотрудника с мерой ответственности за нарушение законодательства о незаконном сборе, использовании или разглашении коммерческой тайны;

- оформление письменного обязательства о неразглашении коммерческой тайны, которая будет ему доверена.

Комплекс используемых предприятием проверочных мероприятий не должен нарушать права и свободы гражданина. Согласие сотрудника принять на себя обязательства о неразглашении коммерческой тайны оформляется письменным обязательством о ее неразглашении.

 

На основании данных основных документов предприятием создаются другие внутренние документы, в которых конкретизируются вопросы коммерческой тайны и ее защиты, например:

- положение о коммерческой тайне;

- инструкция о порядке отнесения информации к коммерческой тайне;

- перечень сведений, которые включает в себя коммерческая тайна;

- обязательства о неразглашении коммерческой тайны и др.

Главным документом по защите коммерческой тайны для любого предприятия будет "Положение о коммерческой тайне предприятия" - где будут расписаны все должностные инструкции, классификация информации, которая должна относиться к коммерческой тайне, а также порядок хранения, использования и обработки данных, содержащих коммерческую тайну предприятия.

 

Главным источником утечки конфиденциальной информации является персонал предприятия. Причем действия его, в подавляющем большинстве случаев, носят сознательный характер. Они могут быть обусловлены, например, желанием отомстить за несправедливость со стороны руководства, корыстными мотивами. Поэтому для предприятия важно зафиксировать индивидуальную ответственность сотрудников за доверенную им коммерческую тайну. Осуществляется это путем оформления допуска к коммерческой тайне при приеме на работу или переводе на соответствующую должность.

Под допуском к коммерческой тайне стоит понимать письменное распоряжение руководителя предприятия, которое дает конкретному сотруднику право на ознакомление или работу с информацией, которая составляет коммерческую тайну.

В отечественных условиях причинами разглашения коммерческих секретов являются:

1.Болтливость сотрудников, особенно связанная с употреблением алкоголя и общением в дружеских компаниях - 32%;

2.Стремление сотрудников заработать деньги любым способом, по принципу «деньги не пахнут» - 24%;

3. Отсутствие службы безопасности фирмы - 14%;

4.«Советская» привычка персонала делиться опытом, давать советы - 12%;

5.Бесконтрольное использование информационных и копировальных средств - 10%;

6.Психологические конфликты между сотрудниками, между сотрудниками и руководством - 8%.

 

Обладатель коммерческой тайны имеет:

1) право на использование коммерческой тайны;

2) исключительное право разрешать использование коммерческой тайны;

3) исключительное право препятствовать неправомерному разглашению, сбору или использованию коммерческой тайны;

4) другие имущественные права интеллектуальной собственности, установленные законом.

 

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну – действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору. За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность - дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная и материальная. Материальная ответственность наступает независимо от других форм ответственности.

 

Согласно ст 231 УК Украины, преднамеренные действия, направленные на получения сведений, которые составляют коммерческую тайну, с целью разглашения или другого использования этих сведений (коммерческий шпионаж), а также незаконное использование таких сведений, если это нанесло существенный вред субъекту хозяйственной деятельности, - наказываются штрафом от двухсот до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы сроком до пяти лет, или лишением свободы сроком до трех лет.

Здесь можно выделить два состава преступления:

1. незаконный сбор с целью использования сведений, которые составляют коммерческую тайну (активные действия, направленные на добывание (получение) таких сведений любым способом: изъятие, в том числе похищение документов, которые содержат коммерческую тайну, незаконное ознакомление с такими документами или предметами любым способом, прослушивание телефонных разговоров, подслушивания устных бесед, опроса сотрудников предприятия, получения таких сведений, от лиц, которые владеют ими, путем подкупа, угроз); преступление в этой форме считается законченным с момента осуществления действий, направленных на незаконный сбор сведений, которые составляют коммерческую тайну, независимо от их последующего использования. Субъективная сторона данного деяния характеризуется лишь прямым намерением. Обязательным признаком субъективной стороны является цель - последующее использование незаконно собранных сведений, которые составляют коммерческую тайну:

- для собственных потребностей, например, внедрения в производство;

- продажа или безоплатная передача другим субъектам предпринимательской деятельности;

- разглашение с целью причинения материального или другого вреда субъекту предпринимательской деятельности;

- требование вознаграждения или осуществление определенных действий за возвращение или неразглашение собранных сведений, которые содержат коммерческую тайну.

Мотивы незаконного сбора сведений, которые содержат коммерческую тайну персоналом предприятия, как правило, корыстные.

2. незаконное использование сведений, которые содержат коммерческую тайну, если это нанесло предприятию существенный экономический убыток (внедрение "технических" секретов в собственное производство, учет полученных сведений, при планировании собственной предпринимательской деятельности, продажа сведений, которые составляют коммерческую тайну и т. п.). Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является обязательное наличие значительного материального убытка, который превышает в 50 и более раз установленный законодательством минимальный размер заработной платы. При определении убытка учитываются:

- прямой материальный убыток;

- расходы на ликвидацию последствий от использования сведений другими субъектами предпринимательской деятельности;

- убытки от снижения реализации продукции (товаров, услуг);

- расходы, связанные с вынужденным перепрофилированием;

- убытки от падения цен.

Моральный убыток, нанесенный предприятию использованием сведений, которые составляют коммерческую тайну, на квалификацию преступления не влияет, но учитывается при определении меры наказания. Субъективна сторона преступления предусматривает обязательное наличие намерения. Виновное лицо должно осознавать, что незаконно использует сведения, которые составляют коммерческую тайну. Не суть важно, кем были собраны незаконно используемые сведения, которые представляют собой коммерческую тайну.

 

Преднамеренное разглашение коммерческой тайны без согласия ее владельца лицом, которому эта тайна стала известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью, если оно осуществлено из корыстных или других личных побуждений и нанесло существенный вред субъекту хозяйственной деятельности, - наказывается штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, с лишением права занимать определены должности, или заниматься определенной деятельностью, сроком до трех лет, или исправительными работами сроком до двух лет, или лишением воли на тот же срок.

Разглашение коммерческой тайны являет собой незаконное ознакомление других лиц со сведениями конфиденциального характера, отнесенными предприятием к коммерческой тайне, а также преднамеренное создание условий, направленных на ознакомление с ними посторонних лиц, совершенно лицом, которому такие сведения стали известны в связи с профессиональной или служебной деятельностью, и которое обязано такие сведения хранить в секрете. Способы разглашения сведений, которые составляют коммерческую тайну, могут быть самыми разнообразными, например:

- сообщение указанных сведений третьим лицам, в частности, конкурентам;

- предоставление для ознакомления третьим лицам документов и других носителей информации, которые содержат коммерческую тайну;

- опубликование в средствах массовой информации сведений, которые содержат коммерческую тайну.

Обязательным признаком преступления является наличие существенного материального убытка в размере 50 и более установленных законодательством минимальных заработных плат. Нанесение предприятию морального убытка в результате разглашения коммерческой тайны, например, ухудшение деловой репутации при этом не учитывается. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым намерением и специальными мотивами - корыстным или другими личными мотивами.

Субъектами данного преступления, наряду с сотрудниками предприятия, могут быть представители правоохранительных, контролирующих и других государственных органов, банковских структур и т. п., которым такие сведения стали известны в процессе выполнения служебных обязанностей, и которые обязаны хранить в секрете полученную информацию.

 

НОУ-ХАУ -это полностью или частично конфиденциальные знания, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества лицу, их получившему. "Ноу-хау", как термин, появился в США и в переводе с английского означает «знать, как» - разговорное сокращение от словосочетания «знать, как делать».

Ноу-хау могут быть признаны любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность из-за неизвестности их третьим лицам. В большинстве случаев объекты ноу-хау – это технические или организационные решения, на которые в силу тех или иных причин, правообладатель не получил патент. Причины этого могут быть различны, в том числе и необходимость раскрыть информацию о патенте после регистрации. Многие зарубежные компании предпочитают не патентовать новые изобретения, а передавать их в качестве "ноу-хау" на лицензионной основе. Обладателю ноу-хау принадлежит исключительное право его использования, включая продажу такого секрета. Но если другое лицо правомерно и независимо от обладателя ноу-хау получит сведения, составляющие такой секрет, то это лицо приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства. Исключительное право на секрет производства действует неограниченный срок, но только до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей. Обязательным условием для признания сведений секретами производства, является наличие специальных мер по защите информации.

С точки зрения бизнеса принято различать три вида ноу-хау:

1) неотделимые от конкретного физического лица (работника);

2) неотделимые от фирмы;

3) отделимые в общем случае от физического лица и от фирмы.

 

При передаче "ноухау" обладатель может передать информацию о разработке в следующем объеме:

- опытные образцы изделий;

- машины, аппараты;

- отдельные детали;

- инструмент, приспособления для обработки и пр.;

- техническая документация - формулы, расчеты, планы, чертежи, результаты опытов, перечень и содержание проведенных научно-исследовательских работ и их результаты;

- расчеты применительно к данному производству или технологические данные о качестве материалов;

- учебные планы для подготовки персонала;

- инструкции, содержащие данные о конструкции, изготовлении или использовании продукта;

- производственный опыт, описание технологий;

- практические указания по дизайну, технические рецепты, данные по планированию и управлению производством и т.д.

 

Международные соглашения и национальное законодательство обеспечивают защиту "ноу-хау", в частности, преследуется по закону: разглашение "ну-хау", сохраняемого владельцем в тайне. Ответственность за разглашение "ну-хау" одной из сторон контракта вытекает из Гражданского кодекса Украины о нанесении ущерба другой стороне в результате такого разглашения. В международной практике одной из юридических форм защиты интересов является договор о конфиденциальности, предусматривающий использование информации только в интересах представившей ее стороны и ответственность за несоблюдение этого положения. В случае установления фактов нарушения законодательства о "ну-хау" потерпевшей стороне в судебном порядке возмещаются убытки. Ноу-хау относится к коммерческой тайне.

Обычно заключению договора о передаче "ну-хау" предшествуют предварительные переговоры, в ходе которых чаще всего происходит раскрытие "ноу-хау". Поэтому продавцу "ноу-хау" рекомендуется перед началом переговоров заключить с предполагаемым покупателем договор о неразглашении им информации, составляющей "ноу-хау" и о неиспользовании "ноу-хау" в случае, если договор о его передаче не будет заключен.

При страховании информации, составляющей "ноу-хау" страховой полис оплачивается государством при условии соблюдения юридическими и физическими лицами законодательства, норм и правил в этой области, а также в случае принятия ими соответствующих мер по защите информации, составляющей для них "ноу-хау". Перечень сведений, составляющих "ноу-хау" определяется руководителем предприятия. Перечень сведений, которые не мо¬гут составлять "ноу-хау" определяется правительством страны. В деловой практике часто встречаются лицензии на право использования технических решений, не обеспеченных патентной охраной, то есть на использование секретов производства, которые не запатентованы их владельцами,их тоже, как правило, называют "ноу-хау". Под "ноу-хау" могут пониматься формулы, рецепты, чертежи, инструкции, спецификации, рабочие и монтажные схемы, анализ средств проверки, контроля изделий и процесса, технологический опыт, мастерство, непатентоспособные секреты производства и тому подобное. Для незапатентованных объектов, созданных при выполнении служебных обязанностей, следует руководствоваться трудовым договором, трудовым и гражданским кодексами.

 

Существует также понятие банковской тайны и налоговой тайны. Банковскую и коммерческую тайны объединяет лишь то, что они являются видами информации с ограниченным доступом, используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной деятельности и имеющие в своем названии указание «тайна». Вместе с тем, они относятся к разным частям и институтов гражданского права (права интеллектуальной собственности и обязательственного права). Круг сведений, относимых к коммерческой тайне, определяется самим правообладателем по его усмотрению (при соблюдении указанных в законе требований), а круг сведений, являющихся банковской тайной, определяется исключительно законом и является единым для всех банковских учреждений, их клиентов и корреспондентов. Исключительно законом определяется также круг лиц, в соответствующих случаях имеют право получать сведения, являющиеся банковской тайной. Сама кредитная организация по своему усмотрению не имеет права расширить или сузить ни перечень сведений, которые относятся к банковской тайне, ни круг лиц, имеющих право получать эти сведения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка ликвидности и платежеспособности | Источники и субъекты налогового права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.