Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины, задачи, движущие силы




 

Грандиозный взрыв 1905 года был предопределен всем ходом социально-экономического и политического развития России на протяжении многих десятилетий. Россия была страной разительных контрастов, где причудливо соединялись новейшие формы крупной промышленности и финансового капитала, сказочная роскошь знати и кричащая нищета масс, неграмотность большинства народа и выдающийся вклад российской интеллигенции в мировую культуру, стремление угнаться за новейшими достижениями западного прогресса и восточная неподвижность.

Нерешенность аграрного вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья превращали деревню в очаг постоянного социального возбуждения, чреватого мощным революционным взрывом. Если на одно крестьянское хозяйство приходилось в среднем по 7 десятин земли, то средний размер помещичьих владений составлял около 2300 десятин. Большинство крестьян находилось на грани голодного существования, поскольку для обеспечения прожиточного минимума крестьянской семьи требовалось не менее 15 десятин земли. Большие противоречия существовали между трудом и капиталом, между пролетариатом и буржуазией - самый длинный рабочий день, по сравнению с западными странами, самая низкая зработная плата. Кроме того, социальный гнет тесно переплетался в России с национальным. Происходивший в условиях капитализма процесс формирования буржуазных наций сопровождался интенсивным ростом национального самосознания, что вело к обостренному восприятию любых форм национальной дискриминации. Полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, полицейско-чиновничий произвол и накопившийся социальный протест - все это не могло не породить революционный взрыв. Катализатором, ускорившим развитие революции, стало ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 1900 -1903 гг. и русско-японской войны 1904-1905 гг. Правительство пошло на обострение отношений с Японией, полагая, что маленькая победоносная война станет реальной альтернативой назревавшей революции и укрепит позиции царизма. Но в действительности получилось по иному: поражение русской армии и флота в Порт-Артуре, на полях Маньчжурии и в Цусимском проливе стали вехами политического пробуждения народных масс и углубления кризиса верхов.

В непосредственную задачу революции не входила ликвидация капитализма. Наоборот речь шла о том, чтобы расчистить завалы, остатки крепостнической системы и создать условия для беспрепятственного развития буржуазных отношений в городе и, особенно в деревне. Революция была призвана покончить с военно-политическим деспотизмом, дать крестьянам землю, положить конец войне, поднять жизненный уровень трудящихся, предоставить им политические права, установить равенство народов России.

В осуществлении этих задач были заинтересованы широкие слои населения. В революции участвовали: большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция, рабочие, крестьяне, солдаты, матросы, служащие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.