Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 5. Личность – это социально-психологическая сущность человека, которая формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения

.

Методи

Личность – это социально-психологическая сущность человека, которая формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, в результате воспитания, обучения, воспитания, общения и взаимодействия). Это социальное понятие, в то же время личность – не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет их, преобразует, постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые проходят внешние воздействия общества. Таким образом, личность – это не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания. Личность – целеустремленная, самоорганизующаяся система, имеющая активную жизненную позицию (осуществление выбора, возникающего в силу внутренней необходимости, оценка последствия принятого решения и ответ за него перед обществом, в котором личность находится). В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется.

Особая и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Она выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера, свою индивидуальность мы доказываем, утверждаем. Развитие личности находит свое продолжение в формировании индивидуальности. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности поступков. Но следует учитывать, что в отдельных ситуациях поведение личности довольно вариативно. В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентаций в таких условиях является положительным свойством личности, показателем ее развития (период перехода к рыночной экономике, МЫ-Я).

Итак, основные параметры личности: * - устойчивость, * - единство и * - активность.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает. Что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека.

В основе личности лежит ее структура (структура – это связь и взаимодействие устойчивых компонентов) личности: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции и мотивация.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир. Характер человека определяет его поведение в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это переживания людей и их внутренние побуждения к деятельности или общению.

Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим признаком является направленность. Это система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях. Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии, антипатии, вкусы, склонности. Она проявляется и в различных формах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессиональной (гуманитарной или технической), бытовой (домашний человек, светский и другие).

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и поэтому характеризуется 5 потенциалами:1) познавательный, 2) ценностный, 3) творческий, 4) коммуникативный, 5) художественный.

Познавательный потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение – а психические процессы – это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений).

Ценностный потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной сферах, то есть ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет о единстве психологического и идеологического моментов, сознания и самосознания личности, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении.

Творческий потенциал определяется полученными личностью самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к созидательному или разрушительному действию и мерой их реализации в той или иной сфере труда, других сферах.

Коммуникативный потенциал – определяется мерой и формами общительности личности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми.

Художественный потенциал определяется уровнем, содержанием, интенсивностью художественных потребностей личности и тем, как она их удовлетворяет.

Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами, а тем

1) что и как она знает;

2) что и как она ценит;

3) что и как она созидает;

4) с кем и как она общается;

5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.

2. Социальная среда – все, что окружает человека в его социальной жизни. Это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественно-экономической формации, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных различий («городская, деревенская, артистическая» среда). Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, географической и национальной конкретности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за ним – образ мышления и поведения.

Следовательно, общественно-экономическая формация – социальная среда – образ жизни – становление личности – принципиальный путь формирования личности.

Социализация – это освоение социального опыта, норм и ценностей, определяющих внутреннюю готовность человека занять место в существующем на данный момент социальном порядке. Это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему ценностей те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе (соответствие норм поведения данному обществу).

Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания, активной жизненной позиции. Особая роль в социализации индивида отводится развитию и умножению его контактов с другими людьми в условиях общественно значимой совместной деятельности. В процессе социализации человек обогащается общественных опытом и индивидуализируется. Он становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы других людей, оказывая влияние на социализацию других людей.

Процессы социализации исследованы главным образом детской и социальной психологией. В качестве источников социализации индивида выступают: 1) передача культуры через семейный и другие социальные институты и прежде всего через систему образования, обучения и воспитания; 2) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; 3) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; 4) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Выделяют следующие стадии социализации (Г.М.Андреев).

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста – основные формы существования – адаптация, приспособление, подражание).

2. Стадия индивидуализации. Появляется желание выделиться среди других, возникает критическое отношение к общественным нормам поведения. От подросткового до юношеского возраста (25 лет) наступает стадия промежуточной социализации, формируется устойчиво концептуальная социализация, устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (желание «вписаться» в общество). Она проходит благополучно, если общество принимает свойства человека. Если нет, то возможны следующие исходы: 1) сохранение своей непохожести и проявление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; 2) изменение себя под воздействием желания «стать как все»; 3) конформизм (внешнее соглашательство), адаптация.

4. Трудовая стадия социализации – период всей зрелости человека, трудовой зрелости, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия – пожилой возраст, как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизведение социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

3. Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество социальных групп (семья, учебная группа, спортивная секция). В каждой из этих групп человек выступает в разных ролях. Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека.

Примеры социальных ролей – половые, профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако требования к выполнению ролей могут быть самыми противоречивыми, и механизмом, обеспечивающим целостность человеческого Я, является личность человека. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Социальная роль распадается на «ролевое ожидание» - то, чего ждут от человека, находящегося в той или иной социальной роли, и на «ролевое поведение» - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Соответствие ролевого ожидания ролевому поведению контролируется целой системой социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов, а также системой социальных санкций – от порицания, осуждения, до насильственного пресечения (несоответствие роли комика в жизни).

Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, его самосознание, так как человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли. Очень часто возникают внутриличностные конфликты в случае несоответствия представлений роли и своего Я. Виды внутриличностных конфликтов: 1) роль выше возможностей Я – у человека возникает переутомление, появление неуверенности в себе (слабая личность); 2) роль ниже возможностей Я – она, по мнению человека, является для него недостойной, унизительной. Разрешение этого конфликта может принимать разные формы: а) объективное изменение ситуации внешнего мира (неудовлетворенность профессией – её смена); б) не имея возможности изменить ситуацию, человек изменяет ситуацию внутреннего мира, отказываясь от исполнения противоречащего его Я роли; в) конфликт устраняется из сферы сознания, но переходит в эмоциональную сферу, формирую внутренне напряжение, которое нарастает со временем срывает зло; г) рационализация - делает это исключительно по собственному желанию; д) неадекватное поведение - недостаток внимания (роль одобряемого всеми) часто компенсируется вызывающим поведением; е) обращение гнева против себя, человек начинает себя считать себя неудачником (может являться причиной множества заболеваний) –­­­­ внутренняя агрессия.

На освоение той или иной социальной роли человека побуждают внешние и внутренние требования. Внешние – своеобразное психологическое давление значимых для человека людей; внутренние требования (мотивы) – 1) выполнение каких-либо желаний возможно через овладение человеком определенной роли, для него заманчивы те же права и льготы, которые доступны исполнению данной роли (желание самореализоваться – через исполнение роли в той или иной области, которая наиболее значима для личности); логическое завершение первого мотива- 2) овладение ролью позволяет человеку приобрести социально-психологическую защищенность.

В ходе освоения и выполнения ролей – первое – появляются новые мотивы; - второе – происходит их соподчинение; - третье - видоизменяется система взглядов, ценностей, этических норм и отношений. Первый вариант в педагогическое поэме Макаренко история с деньгами и вором; второй вариант – нахождение врачей на поле сражения, когда речь идет о долге врача, как и чести солдата; третий вариант – принадлежность своему социальному кругу (например, высший слой дворянства).

Какие бывают роли: руководитель, коллега, подчиненный, партнер по переговорам.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Он обусловлен должностью человека (директор, профессор). Отражается во внешнем поведении (одежда, жаргон и другое), так и во внутренней позиции (установки, ценностные ориентации, мотивации).

Классификация статусов:

1 группа:

Предписанный статус – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он также обусловлен этническим происхождением, местом рождения, семьей и так далее (золотая молодежь, жители Крайнего Севера). Приобретенный (достигнутый) – определяется усилиями самого человека (писатель, ученый).

2 группа:

Естественный - предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины, женщины, юность или зрелость).

Профессионально-должностной статус - базисный статус личности, чаще всего являющийся основой интегрального статуса (в нем сочетаются социальное, экономическое, производственно-техническое положение – банкир, адвокат).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.

Социальная роль – это модель поведения человека, занимающего данный социальный статус в социальной системе. Каждый статус включает обычно ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Литература:

1. Л.Д.Столяренко. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997г. – 736с.

2. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.- 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440с.: ил.

3. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор А.А.Радугин. – М.: Издательство Центр, 1996. – 336с.

4. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 336с.

 

 

       
   
 

 


Метод процентних відрахувань від. територіальних надходжень Дотації виділена тверда сила– для балансування бюджету Субвенції допомога на певні цілі Субсидії цільове виділення коштів у місцеві бюджети; при нецільовому використані - повертаються  

в) Бюджетний процес.

 

Одержання державою доходів і розподіл не відбувається автоматично. Бюджет постійно рухається (procession – рухання, pro-cede – проходження).

Компетентні органи державної влади визначають:

- пріоритети;

- відшуковують джерела для покриття видатків;

- складають проекти бюджету;

- розглядають, затверджують, виконують бюджет і звіт про його виконання.

Ця діяльність має назву бюджетного процесу. Ця процедура ретельно

регламентується правовими нормами.

Стадії (етапи) бюджетного процесу:

1) Складання проектів бюджетів.

2) Розгляд та прийняття закону про Державний бюджет України, рішень про місцеві бюджети.

3) Використання бюджету.

4) Підготовка та розгляд звіту про виконання бюджету і прийняття рішень щодо нього.

На всіх стадіях бюджетного процесу здійснюэться фынансовий контроль і аудит та оцінка ефективності використання бюджетних коштів.

Стадії бюджетного процесу повторюються систематично, щорічно. Дозвіл дає Верховна Рада, Кабінет Міністрів на 1 рік (має назву бюджетного року або бюджетного періоду (з 1.01.по 31.12). Однак з моменту податку до затвердження звіту проходить майже 2 роки, і цей час має назву бюджетного циклу.

Бюджетний процес – регламентована нормами права діяльність, пов’язана із складанням, розглядом, затвердженням бюджетів, їх виконанням: контролем за їх виконанням, розглядом звітів про виконання бюджетів, що складають бюджетну систему Україну.

 

 

Принципи бюджетного процесу

               
       
 
 


 

Верховенству органів Реальності Спеціалізації показників Гласності

законодавчої влади бюджету

 

Бюджетна класифікація – єдине систематизоване згрупування бюджету доходів, видатків та фінансування бюджету за ознак економічної сутності, функціональної діяльності, організаційного устрою та іншими ознаками відповідно до законодавства України та міжнародних стандартів.

Бюджетна класифікація забезпечує можливість на всіх стадіях бюджетного процесу здійснювати аналіз і контроль, встановлювати джерела

Надходження коштів, об’єкти бюджетного фінансування, органи відповідальні за повне і своєчасне надходження коштів у доходну частину бюджету і ефективне використання бюджетних коштів.

Вона затверджена наказом Міністерства фінансів України № 28 від 2.05.93р. “Про внесення змін до класифікації доходів і видатків державного та місцевих бюджетів України” (...).

 

Порядок складання, розгляду і затвердження бюджетів в Україні:

- складання основних прогностичних макроекономічних показників (до 1

червня Міністерство економіки, фінансів, НБУ...);

- прогнози (Уряд Автономних республік, Кримська область, Київський...)

- прогноз постійної комісії Верховної Ради (до 20 травня);

- бюджетна резолюція (до 1 липня основні...);

- складання бюджету (Кабінет Міністрів... усі органи виконавчої влади

в 2 тижні розглядають);

- подання Президенту по згоді виноситься на Верховну Раду;

- подання на Верховну Раду проекту бюджету, основні...,зведений баланс ресурсів України, основні... + прогноз доходів і видатків на наступні 3 роки, на ознайомлення Верховною Радою не менше 20 днів;

- представлення проекту бюджету Президентом до Верховної Ради до 25 вересня;

- 2 читання (з доповіді Міністрів Фінансів).

Прийнятий закон в 5 денний строк підписує Голова, в 10 денний строк Президент.

 

 

ТЕМА: Методологическая сущность экономического механизма регулирования земельных отношений

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ключевое слово: личность – Л | Музыкальные инструменты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.166 сек.