Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорный конспект лекций

План

План

чтения лекции по курсу «Финансовое право»

(на факультете подготовки следственных работников, факультете подготовки оперативных работников, и факультете подготовки иностранных специалистов СПб Университета МВД РФ)

 

Тема 9/ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ.

Учебные вопросы: 1. Понятие страхования и его виды

2. Страховые правоотношения.

3. Государственное регулирование страхования.

4. Правовое регулирование отдельных видов страхования.

 

Время: 2 часа

Место: лекционный зал (2-й корпус)

 

 

Литература:

 

1. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” с изменениями и дополнениями// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920.

2. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 56.

3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” // Российская газета. 1998. 12 августа.

4. Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1474.

5. Федеральный закон РФ от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования” // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

6. Федеральный закон от 25 мая 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”// Российская газета. 2002. № 80.

7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.

8. Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право. – М., 2001.

9. Петров Д.А. Страховое право. Учебное пособие. - 2001.

10. Райхер В.Х. Общественно-исторические типы страхования.- М., 1947.

11. Финансовое право. Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко.- М., 2003.

12. Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству.- М., 2003.

13. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов.- М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997.

14. Страховое право: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Шахова, В.Н. Григорьева, С.Л. Ефимова.- М., 2003.

15. Финансовое право: Учебник /Отв. Ред. Н.И. Химичева.- М., 2003.

 

Содержание учебных вопросов:

1 вопрос. Понятие страхования, его виды.

Страхование является одним из значимых социально-экономических институтов современного общественного устройства. Сегодня без страхования невозможно эффективное функционирование как социальной, так и экономической сфер общественного бытия.

Переход к рыночной экономике существенно повлиял на возрастание роли страхования в общественном воспроизводстве, значительно расширил спрос на страховые услуги. При этом необходимо указать на то, что само страхование как вид экономической деятельности оказывает существенное влияние на всю систему хозяйственных отношений.

В экономике рыночного типа страхование, выступая средством защиты бизнеса и благосостояния людей, является в то же время одним из видов деятельности, приносящей прибыль. Источниками прибыли страховщика выступают доходы от собственно страховой деятельности, от вложения имеющихся у него денежных средств в объекты материального производства, непроизводственной сферы, акции предприятий, банковские депозиты и т.п.

Кроме того, страхование, используя свойственные только ему хозяйственные технологии, влияет на процессы создания, распределения и прибыльного использования инвестиционных ресурсов общества. Страховая деятельность в силу своей природы побуждает страховщика инвестировать средства, поступающие ему от страхователей в наиболее прибыльные сферы экономики. Таким образом, страхование, являясь одним из видов предпринимательской деятельности, содействует развитию и осуществлению других ее видов.

Страхование, представляя собой сложное, многообразное явление, подразделяется на различные виды в зависимости от выбранного критерия. В настоящее время в теории и практике страхования его виды классифицируются по трем основным критериям: по содержанию страхового случая - рисковое и накопительное; по объекту страхования - личное и имущественное; по основаниям возникновения страховых отношений - добровольное и обязательное.

Рисковое страхование связано со случайным событием в жизни или деятельности страхователя, которое может не произойти (имущественные потери, ущерб здоровью). При этом величина страховых выплат напрямую не связана с суммой внесенных лицом страховых взносов.

Накопительное страхование представляет собой страховую деятельность, исходящую из процесса формирования денежных средств страхователя с последующей их выплатой ему или указанным им лицам по наступлению определенного события (пенсионный возраст, совершеннолетие, вступление в брак и др.). В этом случае величина страховых выплат напрямую связана с величиной внесенных страховых взносов.

Личное страхование неразрывно связано с личностью застрахованного и связано с наступлением в его жизни определенного события, предполагающего необходимость страховыми средствами обеспечить ему соответствующие денежные выплаты. В соответствии со ст. 934 ГК РФ, по договору личного страхования, одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму), в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

Имущественное страхование связано с определенным имуществом и предполагает возможность стоимостной оценки причиненного ему вреда или ущерба. При этом предполагается, что застрахованному лицу страховыми средствами будет предоставлено денежное возмещение причиненного вреда. Так, Гражданский кодекс, определяя договор имущественного страхования, указывает на то, что при данном виде страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественным интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Гражданское законодательство выделяет три основные вида договора имущественного страхования: договор страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества, договор страхования риска ответственности по обязательствам и договор страхования риска убытков от предпринимательской деятельности (ст. 929). Выделение данных договоров позволяет нам выделить три разновидности имущественного страхования: страхование имущества (ст. 930 ГК РФ), страхование ответственности (ст.931,932), страхование предпринимательского риска (ст. 933).

Добровольное страхование представляет собой совокупность страховых отношений, возникающих по инициативе страхователя, определяемая его частным интересом. В этом случае страхование осуществляется за счет страхователя и регламентируется преимущественно нормами частного права.

Обязательное страхование, в отличие от добровольного, вытекает из публичного интереса и в значительной степени предписывается законами или иными нормативными правовыми актами публично-правового характера. На страхователя при обязательном страховании возлагается обязанность застраховать совершение того или иного события. Обязательное страхование осуществляется как за счет государства, так и за счет страхователя.

Возникающие при обязательном страховании отношения в значительной степени являются предметом правового регулирования финансового права. Это обусловлено тем, что, во-первых, государство устанавливает виды, порядок, условия обязательного страхования, источники вы­плат страховых возмещений и т.п.; во-вторых, государство выступает или одной из сторон данных отношений, или осуществляет государственный надзор за выполнением требований закона страховщиком и страхователем; в-третьих, в большинстве случаев обязательное страхование производится за счет средств, находящихся в государственной собственности; в-четвертых, отношения по обязательному страхованию регулируются государством с использованием императивного метода.

Обязательное страхование представляет собой форму страхования, при которой страховой интерес подлежит защите независимо от воли страхователя. Обязательное страхование устанавливается только федеральным законом. Законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать: жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами. Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. (ст. 935 ГК РФ).

Обязательное страхование осуществляется за счет страхователя, за исключением обязательного страхования пассажиров, которое в предусмотренных законом случаях может осуществляться за их счет. Объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом. (ст. 936 ГК РФ).

 

2 вопрос. Страховые правоотношения

 

Нормы финансового права регулируют источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы, в частности с бюджетной системой; порядок использования средств фонда страхования; компетенцию органов государственной власти в области страхования, осуществление государственного надзора за страховой деятельностью и иные отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования фонда страхования, т.е. такие отношения, которые относятся к сфере финансовой деятельности и регламентируются императивными средствами.1

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими страховую деятельность, являются: Гражданский кодекс РФ (гл. 43, ст. 927-970)2, Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4016-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации”3, Закон РФ от 28 июля 1991 г. № 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”4, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”5, Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”6, Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” 7.

Значительную роль в правовом регулировании страхования имеют подзаконные нормативно-правовые акты: Указы Президента России, Постановления Правительства России. Отношения по страхованию также регулируются многочисленными нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов России и в частности его департамента по надзору за страховой деятельностью и др.

Страховые правоотношения складываются главным образом между страховщиком и страхователем. Предметом этих правоотношений в соответствии с Законом об организации страхового дела (ст.2) являются “отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)”. При этом под страховым случаем понимается наступление события, которое в договоре страхования определялось как основание для осуществления страховщиком страховых выплат страхователю или указанному им лицу, а страховая премия – это денежные средства, уплачиваемые страхователем страховщику в соответствии с условиями договора.

Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. При этом предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.

Страховым агентом является физическое или юридическое ли­цо, которое от имени и по поручению страховой компании зани­мается продажей страховых полисов (заключением договоров страхования), инкассирует страховую премию, оформляет доку­ментацию и в отдельных случаях выплачивает страховое возме­щение (в пределах установленных лимитов). Взаимоотношения между страховыми агентами, физическими лицами и страховой компанией строятся на гражданско-правовой основе посредством заключения договоров, где оговариваются права и обязанности сторон.

Страховыми агентами - юридическими лицами могут выступать, туристические агентства, юридические консультации, нотариальные конторы и другие организации, которые наряду с услугами по основному профилю своей деятельности могут предложить и страховые услуги. Совокупность страховых агентов, составляет так называемую альтернативную сеть распространения страховых услуг данного страховщика. Взаимоотношения между страховой компанией и стра­ховыми агентами юридическими лицами также определяются соглашением. Посреднические услуги страховых агентов оплачиваются страховщиком по твердым фик­сированным ставкам, в процентах или промилле от объема выпол­ненных работ. Оплата услуг страхо­вого агента связана с объемом поступления страховых платежей по заключенным ими договорам, или с общей страховой суммой или количеством договоров данного вида. По особенностям взаимосвязи страховщика со страховыми агентами можно выделить агентов непосредственно связанных с ним и генеральных агентов, выступающих посредниками между страховщиком и другими агентами.

 

 

Страховые брокеры – юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика. Страховые брокеры выступают во многих случаях также и в роли консультанта страхователя при за­ключении договора страхования с той или иной страховой компании. Деятельность брокеров обычно подлежит лицензированию в органе Государственного страхового надзора. Так, в соответствии с Законом об организации страхового дела (ст.8) страховые брокеры обязаны направить в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до начала этой деятельности. К извещению должна быть приложена копия свидетельства (решения) о регистрации брокера в качестве юридического лица или предпринимателя. Выдача лицензии сопряжена со сдачей экзамена, в ходе которого проверяются професси­ональные знания брокера в области страхования и различных норм права.

Главное отличие брокера от страхового агента заключается в том, что он выступает в качестве независимого посредника стра­ховой компании. Обладая обширным банком данных об оператив­но-финансовой деятельности страховых компаний, действующих на страховом рынке, систематизируя, сопоставляя и анализируя эту информацию, брокер выступает в качестве квалифицированно­го эксперта для страхователя, во многом определяющего его по­следующие действия. Если в результате профессиональных усилий брокера будет заключен договор страхования с данным страхов­щиком, то последний оплачивает труд брокера на комиссионных началах.

 

3 вопрос. Государственное регулирование страхования

 

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется путем отслеживания уполномоченными государственными органами требований законодательства Российской Федерации о страховании. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации организуется и осуществляется Министерством финансов России. В структуру этого министерства входит департамент страхового надзора1, который непосредственно осуществляет надзорную деятельность. Законом на данный орган исполнительной власти возложено выполнение следующих функций: выдача страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности; ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров; осуществление контроля за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности; обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Одним из основных средств государственного надзора за страховой деятельностью является лицензирование. Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, носит обязательный характер. Оно осуществляется Министерством финансов России, которое проводит контроль за деятельностью страховых организаций и соблюдением ими лицензионных требований в области страхования.

Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются федеральным органом исполнительной власти по надзо­ру за страховой деятельностью. Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключи­тельно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов.

Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу ли­цензии на осуществление страховой деятельности может слу­жить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации. Об отка­зе в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной влас­ти по надзору за страховой деятельностью сообщает юриди­ческому лицу в письменной форме с указанием причин отказа. Об изменениях, внесенных в учредительные документы, страховщик обязан сообщить федеральному органу исполни­тельной власти по надзору за страховой деятельностью в месяч­ный срок с момента регистрации этих изменений в установлен­ном порядке.

Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение названной деятельности на территории страны при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее выдаче. После регистрации и выдачи лицензии на проведение страховой деятельности государство в лице уполномоченных органов осуществляет постоянный надзор за деятельностью страховщиков.

Одним из основных условий обеспечения финансовой устойчивости страховщиков является перестрахование. Данный хозяйственно-правовой инструмент, носящий гражданско-правовую природу предусматривает, что принятый страховщиком на себя риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы по договору страхования может быть им в свою очередь застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по договору перестрахования. Подобная хозяйственная схема, расширяя денежную и субъектную основу осуществления выплат страхового возмещения содействует не только финансовой устойчивости, но так же и рентабельности страховых операций.

Закон об организации страхового дела (ст.. 13) определяет, что “перестрахованием является страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестрахователя)”. По своему содержанию договор перестрахования отнесен законодателем к договорам страхования предпринимательского риска. При перестраховании со страховщика по основному договору страхования не снимается ответственность перед страхователем за выплату страхового возмещения или страховой суммы. Он остается ответственным перед страхователем в полном объеме в соответствии с договором. Страховые гарантии при перестраховании могут быть усилены за счет того, что закон допускает возможность последовательного заключения двух или нескольких договоров перестрахования (п. 4 ст. 967 ГК РФ).

 

4. Правовое регулирование отдельных видов страхования

 

4.1 Медицинское страхование граждан в РФ

Одним из наиболее значимых направлений страховой деятельности в современных условиях является медицинское страхование граждан. Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения РФ определяет закон “О медицинском страховании граждан в РФ”. Закон направлен на создание механизма направления средств населения и государства, предприятий и учреждений, на охрану здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечение их конституционного права на медицинскую помощь.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

4.2 Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Значительное место в страховой системе государства занимает обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы данного вида страхования и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях. В соответствии с данным законом объектом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

4.3 Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Для целей защиты прав потерпевших на возмещение вреда, пречененного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами был разработан и принят Федеральный закон РФ от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. В соответствии с этим законом владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены данным законом, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей граж­данской ответственности, которая может наступить вследствие причине­ния вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распро­страняется за некоторым определенным законом исключением на всех владельцев используемых на территории Российской Федерации транспортных средств. Объектом данного вида обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федера­ции.

Названным законом определяется страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при насту­плении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение сро­ка действия договора обязательного страхования)
тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

4.4. Обязательное страхование сотрудников органов МВД

Одной из разновидностей обязательного государственного страхования является обязательное страхование сотрудников органов МВД. Отношения по страхованию жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ регулируются целым рядом нормативно-правовых актов. В их число входят: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции”1, Постановление Правительства РФ 29 июля 1998 г № 855 “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ и сотрудников федеральных органов налоговой полиции”2, Приказ МВД РФ от 16 декабря 1998 г. № 825 “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России”.

Данные акты к объекту страхования относят жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц. Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ в соответствии с этими нормативно-правовыми актами входят в эту группу лиц.

Страховщиками при данном страховании могут быть страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователями договоры обязательного государственного страхования. Страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба, служба и военные сборы. Застрахованными лицами при этом страховании являются военнослужащие и приравненные к ним лица. Законом по данному виду обязательного государственного страхования установлены выгодоприобретатели помимо застрахованных лиц на случай их гибели. В состав выгодоприобретателей включены: супруг (супруга), родители (усыновители) застрахованного лица, дедушка и бабушка застрахованного – при отсутствии у него родителей отчим и мачеха, а также дети застрахованного лица.

Законом в качестве страховых случаев при страховании военнослужащих устанавливает: гибель застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы и военных сборов либо в течение года за периодом службы и сборов, но в их результате; установление инвалидности в период прохождения военной службы и военных сборов; полученные застрахованным лицом в страховой период тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии); досрочное увольнение военнослужащего с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограничено годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Постановлением Правительства от 29 июля 1998 г. были утверждены: перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровью военнослужащим и лицам к ним приравненным; перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и лиц к ним приравненных.

Обязательное государственное страхование военнослужащих и лиц, приравненных к ним данным законом, осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов. В соответствии с Приказом МВД страхователем по обязательному государственному страхованию сотрудников органов МВД является Министерство внутренних дел России. Органы внутренних дел и внутренние войска МВД России не вправе выступать в качестве страхователя по данному виду страхованию.

Размер страхового тарифа по данному виду обязательного государственного страхования определяется страховщиками по согласованию со страхователем и федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой и бюджетной политики.

 

Доцент кафедры финансового и предпринимательского права

П-к милиции ____________________ А.А. Морозов

 

«__»ноября 2007 г.

 


1 Финансовое право. Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М., 2003. С. 127

2 СЗ РФ. 1996. № 5.

3 Российская газета. 1993. 12 января; СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 4; 1999. № 47. Ст. 5622.

4 Ведомости Верховного Совета РФ. 1991. № 27. Ст. 920.

5 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.

 

6 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

 

7 СЗ РФ. 2002. № 18. Ст. 1720

1 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082.

 

1 СЗ РФ. 1998, №13, ст. 1474.

2 СЗ 1998. №32. Ст. 3900.

чтения лекции по курсу «Финансовое право»

(на факультете подготовки следственных работников, факультете подготовки оперативных работников, и факультете подготовки иностранных специалистов СПб Университета МВД РФ)

Тема 10/1-2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебные вопросы: 1. Субъекты и объекты валютных правоотношений.

2. Правовое регулирование валютных операций

3. Валютный контроль в Российской Федерации

Время: 2 +2 часа

Место: лекционный зал (2-й корпус)

Содержание учебных вопросов:

 

Вопрос 1. Субъекты и объекты валютных правоотношений

 

Для создания эффективного механизма правового регулирования валютных отношений необходимо формирование валютного законодательства – совокупности нормативных правовых актов, регулирующих порядок совершения валютных операций различными субъектами валютных правоотношений.

В области валютного законодательства за последние десять лет произошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере: отменой государственной валютной монополии. Государственная валютная монополия была главным принципом валютной политики на протяжении всей истории СССР. Она означала, что государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в одних руках и распределялась из центра с помощью валютного плана. Государство имело исключительное право на совершение операций с валютными резервами. Действовали принципы концентрации валютных резервов и единства валютной кассы.

С упразднением государственной монополии на внешнюю торговлю и началом либерализации внешнеторговой деятельности начался новый этап в сфере валютного регулирования. Начиная с 1989 г. постепенно все субъекты хозяйственной деятельности получили право выхода на внешний рынок, минуя соответствующие государственные структуры. В результате предприятия, поставляющие товар на экспорт, стали получать иностранную валюту на свои счета, в собственное распоряжение. Такая политика государства имела как позитивные, так и негативные последствия для экономики страны. В числе последних можно отметить: ослабление позиций центра в валютном регулировании и рост валютной задолженности.

На фоне дальнейшего расширения сферы валютных отношений и вступления России в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития возникла объективная необходимость законодательной регламентации валютных правоотношений и создания собственно российской системы валютного регулирования, а также обеспечения государственного контроля в этой области. Первым этапом на этом пути стало принятие 9 ноября 1992 г. Закона РФ № 3615- I «О валютном регулировании и валютном контроле»1, в котором были разработаны основные понятия валютного права.

Впоследствии в данный Закон были внесены необходимые изменения и уточнения.2 Однако и на сегодняшний день он остается главным актом валютного законодательства России и определяет основы организации и осуществления валютного регулирования. Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных и иных нормативных актах, в том числе ведомственных. Государственной Думой 25 ноября 2003 г. был принят Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации», основные положения которого вступят в силу спустя полгода с момента его опубликования.

Проводимые на сегодняшний день в России рыночные реформы направлены на преобразования общественной жизни во всех сферах, в том числе во внешнеэкономической деятельности, на привлечение иностранных инвестиций. Стоит отметить, что реализация данных реформ возможна только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютного режима.

В мировой практике принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: режим государственной валютной монополии, т. е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок; режим государственного валютного регулирования (валютных ограничений), и режим свободно конвертируемой валюты. Избранный тип валютного режима определяет правовые основы осуществления валютных операций, права и обязанности субъектов валютных отношений, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, ответственность за нарушение валютного законодательства.

В Законе валютное регулирование определяется как деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций. В соответствии с законодательством основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является Центральный банк РФ 1. Также к органам валютного регулирования относятся Министерство финансов РФ и Государственный таможенный комитет РФ.

Под валютными правоотношениями понимаются урегулированные нормами ряда отраслей права, в том числе финансового права, общественные отношения, возникающие в процессе осуществления валютных операций, проведения валютного контроля и регламентирования валютного обращения.

Структуру валютного правоотношения образуют в единстве и взаимодействии три элемента: субъекты, объекты и содержание.

Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ делит субъектов валютных правоотношений на две категории: резиденты и нерезиденты.

К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся (п. 6 ст. 1):

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

К нерезидентам относятся (п. 7 ст. 1):

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 Ст. 1;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 Статьи 1 Закона.

 

Все юридические и физические лица государств - участников СНГ рассматриваются в качестве нерезидентов, если иное не установлено специальными соглашениями Российской Федерации с этими государствами.

Под объектами валютных правоотношений понимаются:

а) валюта Российской Федерации;

б) внутренние и внешние ценные бумаги;

в) иностранная валюта;

г) валютные ценности.

Необходимо отметить, что термин «валюта» может использоваться в двояком смысле: во-первых, это денежная единица государства; во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта). В финансовых отношениях и финансовом праве, в служебной и бытовой лексике термин «валюта» наиболее часто используется во втором значении.

В Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173 – ФЗ даны определения валюты.

Валюта Российской Федерации – это:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Иностранная валюта - это:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств в международных денежных или расчетных единицах.

В указанном Законе также дается понятие внутренних ценных бумаг, к которым относятся:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

К внешним ценным бумагам закон относит ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с законом к внутренним ценным бумагам.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в п.5 ст.1 дает следующее определение валютных ценностей:

а) иностранная валюта;

б) внешние ценные бумаги.

 

Вопрос 2. Правовое регулирование валютных операций

 

К валютным операциям относятся следующие:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

 

Все валютные операции осуществляются через уполномоченные банки и иные кредитные организации, имеющие лицензию на проведение операций с валютными ценностями от Центрального банка РФ.

Все банки, имеющие право осуществлять операции с валютными ценностями, подразделяются в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ2 на четыре вида:

а) банки, имеющие лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

б) банки, имеющие лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами, которая может быть выдана одновременно или при наличии лицензии, указанной в п. «а»;

в) банки, имеющие лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, при условии наличия лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения средств физических лиц).

г) банки, имеющие генеральную лицензию.

Генеральная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (наличие лицензии, указанной в п. «б» не является обязательным) и выполняющему требования Банка России к размеру капитала. Банк, имеющий генеральную лицензию, имеет право создавать филиалы за границей Российской Федерации в порядке, установленном законодательством2, а также приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций- нерезидентов.

Что касается небанковских кредитных организаций, то они имеют право проводить некоторые виды операций с валютными ценностями после получения соответствующей лицензии Центрального банка РФ.

Необходимо отметить, что лицензии первых двух видов могут быть выданы как вновь создаваемой, так и уже существующей кредитной организации при расширении ее деятельности. Лицензии на осуществление банковских операций, указанные в подп. «в» и «г», могут быть выданы банку, с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ устанавливает, что операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на валютные операции между резидентами, между нерезидентами, между резидентами и нерезидентами и валютные операции, связанные с движением капитала.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами направлены на обслуживание экспортно-импортных торговых операций и обеспечение перемещения валютных средств граждан, работающих и проживающих за рубежом.

Валютные операции, связанные с движением капитала, означают вложение Российской Федерацией капиталов в экономику других стран, а также ввоз иностранного капитала в страну. На осуществление данных операций установлены ограничения, они осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

Под валютными операциями, связанными с движением капитала, понимаются (ст. 7):

1. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.

Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.

2. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.

Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения пятилетнего срока со дня заключения договора о проведении соответствующих строительных и подрядных работ между резидентом и нерезидентом, а при экспорте товаров - со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.

3. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.

Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня возникновения обязательств в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, а при экспорте товаров - со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.

4. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления.

Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты в связи с внешнеторговой деятельностью.

5. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более трех лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления.

Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты импортируемых товаров.

6. Требования о резервировании, установленные частями 3 и 4 настоящей статьи, не применяются при предоставлении резидентами нерезидентам отсрочки платежа либо коммерческого кредита на срок до года при условии наличия указанного в статье 17 настоящего Федерального закона обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом.

7. Расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде, кооператива) юридических лиц при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать только:

1) установление требования об использовании специального счета резидентом;

2) установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней.

8. Действие настоящей статьи не распространяется на валютные операции движения капитала, осуществляемые между кредитными организациями - резидентами и нерезидентами.

Группа капитальных валютных операций (валютных операций связанных с движением капитала) неоднородна. Их можно подразделить на следующие виды:

а) лицензируемые капитальные валютные операции- операции, осуществляемые на основании разрешения (лицензии) Банка России;

б) регистрационные капитальные валютные операции- операции, которые могут осуществляться по усмотрению заинтересованного субъекта, либо на основании разрешения ЦБ РФ, либо при условии регистрации операции в территориальном учреждении Банка России;

в) безлицензионные капитальные валютные операции- операции, в отношении которых ЦБ РФ установлен свободный (безлицензионный) режим осуществления (ст. 34 Федерального закона от 29. 10. 1998 г. № 164- ФЗ «О лизинге»; п. 1 указания ЦБ РФ от 08.10.1999 г. № 660- У «О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций»).

Необходимо отметить, что вышеизложенное деление валютных операций не охватывает операции резидентов с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Вопросы понятия драгоценных металлов и драгоценных камней, собственности на них и порядка осуществления операций с ними урегулированы Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26. 03. 1998 г. 1.

Федеральным законом от 05.07.1999 г. № 128- ФЗ установлено право физических лиц – резидентов вывозить из Российской Федерации без разрешения ЦБ РФ, но при соблюдении таможенных правил, наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США.

С первого января 1994 г. на территории Российской Федерации действует правило о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации. 2

 

Вопрос 3. Валютный контроль в Российской Федерации

 

Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

Под валютным контролем понимается деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

В Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 5 июля 1999 года) закреплен перечень основных направлений валютного контроля, который включает:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

В соответствии с законодательством, валютный контроль в РФ осуществляется системой органов и агентов валютного контроля. Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 12) закреплены общие полномочия органов и агентов валютного контроля:

1) осуществление контроля за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

2) проведение проверок валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации;

3) определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Характерно, что система органов и агентов валютного контроля формировалась в Российской Федерации постепенно. Первоначально в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 2 ст. 12) в качестве органов валютного контроля были предусмотрены Банк России и Правительство РФ. Однако в связи с принятием Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 72- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»1 состав органов валютного контроля изменился: Правительство было исключено из состава органов валютного контроля, а дополнительно включены:

- федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами;

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

В настоящее время к числу органов валютного контроля относятся: Центральный Банк РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, региональные управления валютного контроля.

Агенты валютного контроля - это организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля и осуществляют валютный контроль в рамках специальных полномочий, закрепленных в нормативных актах. К ним относятся: кредитные организации, территориальные таможенные органы, территориальные органы налоговой инспекции.

Наиболее существенным различием между органами и агентами валютного контроля является, помимо отсутствующего у агентов права на издание нормативных актов, принадлежащее исключительно органам валютного контроля право применять к нарушителям валютного законодательства имущественные санкции, закрепленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

В соответствии с п. 11 ст. 4 Закона о Центральном Банке России, а также п. 7 ст. 11 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» к компетенции Центрального Банка Российской Федерации в сфере валютного контроля относятся:

- контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами;

- осуществление взаимодействия с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечение взаимодействия с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля;

- контроль за деятельностью уполномоченных банков по осуществлению функций валютного контроля.

Как орган, осуществляющий валютный контроль, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации полномочно издавать в установленном порядке нормативные акты, регулирующие следующие отношения:

- разработку и реализацию мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроль за ее осуществлением;

- участие в регулировании и контроле российских инвестиций за рубежом1.

Кроме того, Минэкономразвития России осуществляет выдачу заключений о правомерности не поступления на территорию Российской Федерации валютной выручки по импортным контрактам2.

Министерство финансов Российской Федерации, в свою очередь, согласно п. 1 «Положения о территориальных органах валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации», утвержденного Приказом Минфина от 27 декабря 2000 г. № 399 создает специальные региональные управления валютного контроля, имеющие статус территориальных органов валютного контроля Минфина России.

Валютный контроль осуществляет также Государственный таможенный комитет Российской Федерации. В соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса Российской Федерации государственный таможенный комитет является органом валютного контроля, а иные таможенные органы - агентами валютного контроля, ему подотчетными.

Право на осуществление валютного контроля в августе 1999 г. также получило Министерство РФ по налогам и сборам. Российской Федерации3. В настоящее время Министерство по налогам и сборам (далее –МНС РФ) контролирует порядок налогообложения доходов, полученных в иностранной валюте лицами и организациями, признаваемыми налогоплательщиками по законодательству Российской Федерации, а также порядок уплаты налогов в иностранной валюте налоговыми нерезидентами Российской Федерации.

Помимо вышеуказанного, фНС России принадлежит право взыскания штрафов за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета резидентов в уполномоченных банках.

В осуществлении валютного контроля участвуют также: Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство обороны. Указанные исполнительные органы информируют Центральный банк РФ, Минэкономразвития РФ, Минфин РФ и другие органы валютного контроля о ставших им известными фактах нарушения резидентами и нерезидентами валютного и таможенного законодательства и иных нормативных актов, касающихся осуществления валютных и других операций.

Среди агентов валютного контроля наиболее многочисленной группой выделяются подотчетные Банку России уполномоченные кредитные организации (как банки, так и небанковские кредитные организации). Их полномочия в сфере валютного контроля заключаются в следующем:

- обеспечение исполнения клиентами кредитных организаций обязанностей, установленных валютным законодательством;

- контроль за соответствием совершаемых клиентами валютных операций действующему законодательству;

- контроль за документацией, направляемой клиентами для получения разрешения (лицензии) на осуществление капитальных валютных операций.

К компетенции таможенных органов относится осуществление валютного контроля за перемещением лицами через таможенную границу Федерации (за исключением периметров таможенных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. Таможенные органы осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным и таможенным законодательством России.

При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров работа таможенных органов осуществляется в несколько этапов:

- предварительный контроль;

- информационно- аналитический контроль;

- окончательный документальный контроль.

Предварительный контроль включает определение правильного оформления паспорта сделки, грузовой таможенной декларации и достоверности содержащейся в них информации, а также контроль соответствия условий внешнеторговой деятельности действующему законодательству.

Информационно- аналитический контроль обеспечивает формирование учетной карточки валютного контроля и направления ее в уполномоченные банки для проведения работы по идентификации поступившей валютной выручки.

Информационно- аналитический контроль предполагает формирование учетной карточки на основании грузовой таможенной декларации (ГТД), в соответствии с которой было произведено таможенное оформление товара, а далее - передачу этой карточки в уполномоченный банк. Учетная карточка, поступившая в банк, содержит информацию о стоимости товара и дате его вывоза за пределы Российской Федерации. После зачисления соответствующих валютных средств уполномоченный банк вносит в учетную карточку информацию о движении средств за данный товар.

При поступлении учетных карточек от уполномоченных банков в Главном научно- информационном вычислительном центре Государственного таможенного комитета по истечении 180 дней со дня экспорта товаров производится их анализ. Учетные карточки, в которых выявлен факт не зачисления валютных средств от экспорта товаров, передаются в таможенный орган, в зоне деятельности которого зарегистрирован участник внешнеэкономической деятельности, предположительно не обеспечивший зачисление валютной выручки.

При осуществлении окончательного документального контроля таможенными органами проводятся целевые проверки экспортеров по возможным фактам не поступления валютной выручки. В случае подтверждения указанных фактов применяются санкции, установленные Таможенным кодексом РФ.

Помимо учетных карточек экспортируемых товаров одним из осно

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 9. 1. Модели динамики социальной системы | Являются образцом поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.262 сек.