Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические черты и особенности международного менеджмента




Деятельность фирмы внутри страны и за рубежом отличается тем, что здесь налицо фактор пересечения государственных границ, а также интенсивность и сложность осуществления деловой активности. Например, при прямом экспорте товаров фирма напрямую обслуживает зарубежных клиентов с их особыми потребительскими предпочтениями, привычными стандартами и качеством послепродажного сервиса.

Водораздел проходит по линии: национальный бизнес протекает в знакомой (нормативной) внешней по отношению к фирме среде, международный бизнес – в чужеродной (отличной) окружающей среде принимающей страны. Следовательно, управление зарубежной деловой активностью испытывает комплексное воздействие со стороны чужеродной внешней среды, ее политико-правовых и экономических условий и культурных особенностей.

Базовым различием является содержание, роль и специфика внешней среды в международном бизнесе. Это требует детального анализа внешней среды, качественной информационной базы, преодоления языковых барьеров.

Факторы внутренней среды фирмы – цели, структура, задачи, технологии – принципиально не отличаются от национальной модели. А такая ситуативная переменная, как люди – и как сотрудники, и как потребители, их потребности, восприятия, ожидания, ценности и цели поведения – требуют учета национально-культурных особенностей.

Основной проблемой международного менеджмента является адаптация руководства фирма к внешней (чужеродной) среде зарубежного бизнеса.

Исходя из такого понимания, выделим отличительные черты международного менеджмента:

- огромное значение имеет зарубежная окружающая среда принимающей страны (политико-правовые нормы, экономические условия, культурные особенности). Это требует управленческого и организационного приспособления от фирмы;

- возрастает количество и виды рисков (политические, валютные, предпринимательские риски, стихийные бедствия), которые необходимо учитывать (страховать) и иметь дополнительные ресурсы, в том числе и финансовые;

- затраты по ведению бизнеса за границей выше, чем в своей стране;

- специфическими институциональными зарубежными партнерами при ведении международного бизнеса выступают высшие органы государственной власти принимающей страны (правительство, министерства, государственные учреждения), а также религиозные организации и неформальные лидеры;

- важной проблемой является разработка первичной стратегии проникновения на внешний рынок с учетом внутреннего потенциала фирмы, рисков и возможностей принимающей страны;

- актуальной является проблема взаимодействия между головной компанией в стране базирования и зарубежными структурными подразделениями;

- особенности проявления управленческих функций за рубежом.

 

Главные задачи международного менеджмента.

1. Комплексное изучение и оценка внешней среды бизнеса для поиска и приумножения источников конкурентных преимуществ фирмы.

2. Анализ и оценка культурного фона целевой страны и использования его возможностей (учет ограничений) при выработке стратегических, тактических и оперативных решений для эффективного функционирования фирмы.

3. Оптимальной выбор организационно-правовой формы осуществления зарубежной деловой активности фирмы с учетом экономических и правовых возможностей принимающей страны.

4. Формирование эффективного интернационального коллектива международной компании.

5. Поиск, развитие и эффективное использование разнообразных возможностей международного делового сервиса в области финансов, технологического и информационного обслуживания зарубежных операций.

 

Американский исследователь Р. Робинсон разделил развитие международного бизнеса на пять периодов.

1. Коммерческая эра (1500–1850 гг.) начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой XIX в. Это была торговля колониальными товарами в Европе с огромными рисками из-за опасностей морских путешествий (особенно в XVI–XVIII вв.). Она сопровождалась развитием финансирования и страхования торговых экспедиций, складского хозяйства, судостроения, промышленной переработки заморского сырья.

2. Эра экспансии (1850–1914 гг.) – это время формирования колониальных империй на фоне индустриального развития европейских стран в результате промышленной революции. Развитые страны перешли от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и ведению плантационного хозяйства в колониях. Конкурентные преимущества Англии, Франции, Голландии формировались за счет добычи и переработки дешевого сырье. Это требовало зарубежных инвестиций в развитие добывающей промышленности в колониях. Главные мотивы развития зарубежного бизнеса в эру экспансии:

использование более дешевых сырьевых, природных, энергетических ресурсов;

расширение рынков сбыта;

новые сферы приложения свободных финансовых ресурсов;

извлечение выгод из местного законодательства (налогового, таможенного и т. д.).

 

3. Эра концессий (1914–1945 гг.) с позиций международного бизнеса характеризуется формированием на концессионных предприятиях туземных менеджеров среднего эвена и местного подготовленного персонала. В результате Первой мировой войны (1914–1917), Октябрьской революции (1917) и распада Российской империи возникли новые государства и произошел передел мировых рынков. Великая депрессия 1929–1932 гг. поставила вопрос об эффективности международного бизнеса в соотношении с национальным. Интернационализация использования людских ресурсов, характерная для эры глобализации, впервые заявила о себе именно в эти годы. Интернационализация мирового рынка рабочей силы, обостряющееся соперничество на мировых рынках сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, главные участники которого стараются приобрести конкурентные преимущества за счет международного бизнеса, означали продвижение не только к следующей эре национальных государств, но и к глобализации бизнеса в целом.

4. Эра национальных государств (1945–1970 гг.) – это возникновение новых государств, получивших в наследие от концессионной эры относительно развитый экономический базис и некоторую кадрово-технологическую структуру, со всеми пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем. Относительно закрытые для внешнеэкономической деятельности колониальные империи в исторически кратчайший срок превратились во множество самостоятельных игроков на внешнем рынке, что вызывает расширение международного бизнеса. Менеджеры понимают необходимость учета культуры и национальных стереотипов поведения туземных партнеров по бизнесу, позволяя добиваться конкурентных преимуществ более высоких порядков. Ведь глобальная эффективность международной компании требует и свободы выбора формы зарубежной деловой активности и абсолютной свободы выбора целевой страны для оптимизации используемых ресурсов.

5. Эра глобализации (начиная с 70–х гг. XX в.) проходит под знаком революционных технологических изменений в области информатизации и компьютеризации, телекоммуникаций и интернет-технологий, вслед за которыми идут экономические, социальные и политические перемены. Разрыв между ведущими индустриальными и более отсталыми странами увеличивается и сохраняется напряженность в отношениях. Рухнула мировая социалистическая система и появились на мировом рынке новые игроки. Только Китай демонстрирует эффективный симбиоз рынка и социализма при поддержке Запада и Японии, которым китайское руководство гарантирует безопасность их инвестиции и доходов. Территория свободного предпринимательства увеличилась на 15–20 %, лишь ограниченное число стран остаются закрытыми для международного бизнеса. В результате глобализации международные экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. Последствия этого двояки: с одной стороны, страна может пользоваться всеми его благами, не испытывая отрицательных последствий отсутствия в ней тех или иных ресурсов, возможностей и т. д. С другой стороны, платой за это становится существенная зависимость страны от состояния мировых рынков. Нельзя пользоваться только благами интеграции страны в мировую экономику, приходится одновременно нести и риски этого процесса. Об этом свидетельствуют кризисы 1997–1998 и 2008–2009 гг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.