Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плохи свидетели для людей глаза и уши тех, кто имеет грубые психеи»




Я предпочитаю то, что могу услышать или увидеть».

Ведущим у человека признавался разум, поскольку органы чувств позволяют установить лишь внешнюю гармонию природы, тогда как разум, опираясь на чувства, открывает ее внутренние законы.

Основная цель познания: открывая истины, нужно прислушиваться к голосу природы и поступать сообразно ее законам.

Довольно подробно рассматривал Гераклит побудительные силы, влечения, потребности. По мнению Гераклита, потребности живых существ определяются условиями их жизни:

«Свиньи грязи радуются, ослы – золоту предпочитают солому, птицы в пыли или золе купаются, морская вода – для рыб пригодна…»

Связанные с потребностями чувства удовольствия и неудовольствия узнаются через свою противоположность.

«Голод приятным делает насыщение, усталость – отдых, болезнь – здоровье…»

Вывод: Среди наиболее важных положений учения Гераклита необходимо выделить:

1) идею о материальной (огненной) природе души и зависимости психического от общих законов природы (логоса);

2) дифференциацию уровней жизнедеятельности (сон, бодрствование);

3) изменчивость психических состояний, переход их из одного в другое;

4) введение первого психологического термина «Психея» для обозначения психических явлений;

5) процессуальный характер психического и его развитие (самовозрастание).

 

3. Анаксагор (500-428 гг. до н.э.). Учение Анаксагора отличается от представлений прежних философов тем, что за основу мира им принимаются не отдельные стихии – земля, вода, воздух или огонь, а их дробные частицы, названные им «гомеомериями». Это еще не атомы; гомеомерии или семена ближе к молекуле.

Например: кости состоят из костных частичек. Все тела делимы; во всяком меньшем есть меньшее.

Все тела и предметы представляют собой сочетание этих мелких частиц – гомеомерий. Все гомеомерии обладают своей качественной определенностью. В каждом теле содержатся семена всех качеств и благодаря этому возможен взаимный переход одного вещества в другое.

Например: снег потому превращается в воду, что влажные гомеомерии содержатся уже в самом снеге.

Гомеомерии сами по себе инертны. Их соединение и разъединение происходит благодаря «НУСУ» или «УМУ», основное назначение которого состоит в организации и упорядочении мира (скопление тяжелых, влажных частиц в одном месте, а сухих, светлых, прозрачных – в другом).

«НУС» – есть самое тончайшее и легчайшее вещество, близкое к воздуху. Он проникает повсюду, поэтому все имеет душу.

Растения, подобно животным и человеку могут радоваться и огорчаться, только в разной степени. Самой большой способностью ощущать и чувствовать природу обладает человек, и это преимущество людей над животными Анаксагор связывал с наличием у человека руки. И растения, и животные, и человек произошли из гомеомерий, ранее рассеянных в воздухе и впоследствии прибитых к земле дождем. Вначале появились растения, потом животные, из них – человек.

В качестве общего механизма организации психического Анаксагор выдвигает не закон подобия, а принцип противоположности. Он указывает, что нельзя получить ощущение теплого, если наше тело и воздействующий на него предмет одинаково теплы. Точно также сладкое, соленое, горькое нельзя определить через них самих. Пресное узнается через соленое, сладкое – через горькое и т.д.

Анаксагор первый заметил зависимость ощущений и восприятий от расстояния и интенсивности воздействующего предмета, подойдя, таким образом, к догадке о наличии верхнего порога чувствительности. Философ полагал, что слишком сильные раздражения (чрезмерно яркий свет или сильный звук) устраняют специфику различения и вызывают страдания.

Вывод: в целом в учении Анаксагора выделяются следующие важные положения:

1) представление о корпускулярном строении мира как предпосылка зарождения атомистического направления в философии и психологии;

2) придание НУСУ (душе) функций упорядочения и организации;

3) догадка об определяющей роли руки в становлении человека;

4) введение принципа противоположности для объяснения механизма восприятия;

5) предположение о зависимости ощущений от интенсивности внешних воздействий и условий восприятия.

4. Крупнейший древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) полагал, что мир образуется из четырех стихий. Стихии вступают в различные соединения, образуя многообразие природы. Организм человека также представляет собой смесь четырех начал (земли, воды, воздуха, огня), но связанных в определенной пропорции. Гармоническое сочетание стихий обусловливает физическое здоровье человека. Однако в результате внешних воздействий (климат, смена времени года, условия жизни, характер употребляемой пищи и т.д.) пропорция стихий может нарушаться и вызывать у человека болезни. Поэтому один из путей выхода из болезни должен состоять в изменении внешних условий, географической среды, организации режима питания и соблюдения диеты.

Различия в пропорции отдельных стихий у людей Гиппократ связывал с имеющимися в организме человека четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в которых в разной мере представлены основные четыре стихии. Степень преобладания какой-либо из названных жидкостей в их смеси и обусловливает основные четыре типа людей – сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

– У сангвиников преобладает кровь;

– у холериков – желтая желчь;

– у флегматиков – слизь;

– у меланхоликов – черная желчь.

Выделением четырех типов темперамента и характера Гиппократ вошел в историю психологии как основоположник дифференциально-психологического подхода к изучению людей.

5. Ближайший ученик Платона – Аристотель (384-324 гг. до н.э.)является одним из крупнейших философов древности. Он был ученым энциклопедистом, внесшим вклад по существу во все области современного ему знания. Его взгляды представляют собой обобщение, итог и вершину всей древнегреческой науки. К.Маркс называл в свое время Аристотеля Александром Македонским в области философии.

Основные сборники его сочинений:

«Органон»; «Метафизика»; «Физика».

Произведением, в котором Аристотель непосредственно касается вопросов психологии, является трактат «О душе». Придание психологическим знаниям того огромного значения, которое они имеют для изучения природы в целом, явилось для Аристотеля основанием для выделения знаний о душе в самостоятельный раздел философии. Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.