КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Число единиц анализа, фиксирующих данную категорию
Выводы и рекомендации по проведенному исследованию. Анализ результатов контент-аналитического исследования. Таблица 1. Этапы проведения контент-аналитического исследования
В обязательном выделении этих этапов проявляется формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа.
Во-первых, после того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа – наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий. Это: · знак; · цели; · ценности; · тема; · герой; · автор; · жанр и др. При определении категорий анализа желательно избежать ряда крайностей. 1-я крайность. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание» 2-я крайность. Если категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много. Это приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Поэтому социологу необходимо найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были: а) уместными - соответствовали поставленным задачам и исследуемому содержанию, т.е. что бы соответствовали решению исследовательских задач; б) исчерпывающими - охватывающими все части содержания, определяемые задачами данного исследования, т.е. должны достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования; в) взаимоисключающими - одни и те же части не должны принадлежать различным категориям, т.е. одно и то же содержание не должно входить в г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.
Во-вторых, после определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста - лингвистическая единица речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. За единицу анализа может быть принято: · слово; · предложение; · тема; · идея; · автор; · персонаж; · социальная ситуация; · часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Когда контент-анализ выступает единственным методом сбора информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа. Сложные виды контент-анализа также оперируют не одной, а несколькими единицами анализа. В-третьих, после того, как определены единицы анализа текста, устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте и частота их появления (интенсивность). Таким образом, единицами счета могут быть: · число определенных слов или их сочетаний; · количество строк; · печатных знаков; · страниц; · абзацев; · авторских листов; · площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое. (См. рисунок на следующей странице)
Рис. 1. Стадии применения контент-анализа
Помимо стадий проведения контент-анализа, важен еще и выбор необходимых источников (объектов), подвергаемых контент-анализу.
Проблема выборки содержит в себе: а) выбор источника, б) выбор количества сообщений, в) выбор даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования. Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: · если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), · если изучение сообщений средств массовой информации – 12 - 16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200 - 600 текстов. Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются: 1. классификатор контент-анализа; 2. регистрационная карточка или кодировочная матрица; 3. протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение - бланк контент-анализа; 4. инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета; 5. каталог (список) проанализированных документов. Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение - предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа - ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода. Тип таблицы определяется этапом исследования. Например, разрабатывая категориальный аппарат, исследователь составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым делится содержание текста. (См. бланки контент-анализа)
Регистрационная карточка представляет собой кодировочную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.
Таким образом, для регистрации единиц анализа составляется таблица получившая название – кодировочная матрица. Кодировочная матрица имеет следующий вид:
(См. рисунок кодировочной матрицы). Рис. 2. Кодировочная матрица
Примечание: · По вертикали записывается название каждого документа. · По горизонтали записываются классификационные единицы анализа. Протокол (бланк) контент-анализа предназначен для подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу. Как правило, протокол содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде. Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью матричных (кодировочных) листов. Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировочная матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере. Важным условием контент-анализа является разработка инструкции кодировщику – системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается: · алгоритм действий кодировщика; · дается операциональное определение категорий и единиц анализа; · правила их кодирования; · приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования; · оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д. Процедура подсчета при количественном контент-анализе в общем виде аналогична стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциации. Существуют специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу. Например, формула коэффициента Яниса, предназначена для вычисления соотношения положительных и отрицательных оценок, суждений, аргументов. (См. рисунок) В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных: f - f * n C = ---------------- r * t
где: С – коэффициент соотношения положительных и отрицательных оценок; f – число положительных оценок; n – число отрицательных оценок; r – объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме; t – общий объем анализируемого текста. В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных, f * n - n C = ---------------- r * t Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы К = ---------------------------------------------------------------------------------
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |