Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение права , его признаки




№2

С развитием религии и религиозного сознания на более поздних этапах первобытного общества являются самостоятельные, отдельные, религиозные правила поведения, в основе которых лежали требования многих богов, а затем - заповеди единого Бога и в начале устанавливали порядок, процедуру взаимоотношений между человеком и многими богами, а затем - между человеком и единственным Богом.

В-шестых, для нормативных регуляторов первобытного общества характерны их «религиозный характер». Они всегда асвяшчалися какой-то звышсилай, которая, по мнению первобытного человека, управляла природой и его жизнью. У древнего человека уже на самых ранних этапах существования появилась потребность в поддержке со стороны звышсилы. И поэтому вполне логичным явлением первобытного общества стали жертвоприношение и связанные с ними ритуалы и обряды религиозного характера. Понятно, что первичные табу - запреты, в основе которых лежали неизвестные человеку природные силы и явления, не могли не иметь религиозного характера. С появлением мифа и мифологии, основными действующими лицами которых были разные боги, именно с их поступками и действиями начали связываться определенные правила поведения. Вот почему правила поведения, которые формулировались в мифе, подлежали неукоснительному соблюдению и безусловному выполнению. Если определенным образом поступают боги, то человек тем более должен придерживаться определенных правил поведения.

В-пятых, для правил поведения первобытного общества характерно то, что они не имели представительно - обязывающего характера. То есть, в то время не существовало никакой разницы между правами и обязанностями, право воспринималось как обязанность, а обязанность - как право. Дело в том, что первобытные люди, принадлежали к одной общности, были психологически и физически тождественными между собой. Тождество между людьми следовало, во-первых, из отсутствия противоречий в обществе, которые были бы обусловлены качественной и количественной имущественного неравенства, а, во-вторых, обусловливалось родственными связями, которые лежали в основе первобытного общества.

Первобытное общество уже на самых ранних этапах своего существования изобрело специфические «правила - средства», с помощью которых хранились и защищались табу, мифы, календари, с помощью которых происходила реализация правил поведения в повседневной жизни древнего общества и одновременно обеспечивалась их передача от поколения к поколению, формировалась установка, привычка, а затем и обычай хранить и соблюдать правила поведения.

Во-вторых, нормативные регуляторы первобытного общества являлись обычаями по форме существования и сохранения. Под звычаёвасцю правил поведения первобытного общества понимаются не те обычаи, указываемые этим термином в современном мире - старые, известные всем правила поведения человека, правила, которыми люди руководствуются в повседневной жизни, а тысячелетняя привычка не нарушать известных первобытному человеку правил поведения - табу, мифы и т. д.

Правила поведения, которые формулировались первобытным человеком, не содержались, безусловно, в готовом виде в природной среде, а формулировались самим человеком в результате его интеллектуальных усилий. Природные связи и закономерности человек «перекладывал на язык правил поведения», содержавшие какой-то приказ, какой-то обязательный императив для поведения первобытного человека. Выполнение этих приказов (императивов) позволяло человеку выжить в жестких условиях существования.

Ни одно общество не может нормально функционировать и развиваться без того, чтобы не урегулировать должным образом отношения между людьми. Уже на самых ранних этапах развития человечества было сделано одно из самых значительных «социальных открытий», согласно которому наилучшим образом общественные отношения можно устроить путем создания разнообразных правил поведения общего характера - системы нормативного регулирования.

№1

Лекция Сильченко Н. В

Основные виды нормативно-правовых регуляторов в первобытном обществе

Академия МВД

В предыдущей теме, где шла речь о правилах поведения в первобытном обществе, был сделан вывод о том, что основными правилами поведения в первобытном обществе были табу, миф и календарь. Причем на стадии присваивающего экономики главными правилами поведения были табу и мифы, а на стадии производственной экономики появился качественно новый вид правил поведения - календарь. Продолжали функционировать табу и мифы, но они существовали в измененном виде. Несмотря на то, что все правила поведения первобытного общества имели свой ​​отличительный содержание, свое неповторимое лицо, вместе с тем им были присущи и некоторые общие черты.

Во-первых, все они имели природный характер, т.е.., Они формулировались первобытным человеком в ходе его приспособления к окружающей природной среды в условиях жесткой борьбы за выживание. Особенно это заметно на примере табу и мифов, но природная зависимость характерна также и для агракалендаров и животноводческих календарей. Жесткость условий существования первобытного человека обусловливало и жестокость содержания правил поведения. Прыроднасць правил поведения первобытного общества означает, что они формулировались для того, чтобы поведение человека были адекватными конкретным связям, которые человек наблюдал в природной среде, определенным природным зависимость и закономерностям, к которым он вынужден был приспосабливать свое поведение.

В-третьих, правила поведения первобытного общества имели «монанарматывны» характер. Это значит, что они являлись единственными и неделимыми на виды в зависимости от характера регулируемых общественных отношений. «Монанарматывнасць» означало также, что эти правила поведения имели одинаковые механизмы воздействия на общественные отношения, одинаковые средства защиты в случае их нарушения. Они находились в органической связи с экономикой и идеологией как присваивающего системы хозяйствования, где человек являлся частью природы, так и в условиях производственной экономики земледельцев и животноводов в общинах, которые были относительно замкнутыми и развивались автономно. Но самое главное в «монанарматывнасци» правил поведения первобытного общества сводится к тому, что они, будучи разными по своему характеру и содержанию, являлись едиными для всех членов первобытного общества, потому что в обществе не существовало социальной дифференциации, не было различных социальных слоев и групп населения, которые бы выделялись по имущественному признаку.

В-четвертых, правила поведения первобытного общества исходили от всего сообщества, выражали ее волю, интересы, а потому воспринимались как свои и исполнялись добровольно. Их соблюдение обеспечивалось авторитетом всей общины. В первобытном обществе не существовало специальных органов, которые бы следили за осуществлением нормативных регуляторов. К нарушителям правил поведения применялись воспитательные меры, при необходимости принуждение, но все эти меры исходили от всего сообщества - стада, рода, племени. Вместе с тем по мере развития первобытного общества и усложнения системы нормативного регулирования, особенно после появления мифологии, среди первобытного общества появились люди (жрецы, знахари, шаманы), которые специально занимались сохранением правил поведения и пристально следили за тем, как соблюдаются правила поведения и особенно правила - средства - ритуалы, обряды, этикет. Они обладали значительным авторитетом в сообществе, который опирался на их глубокие знания и необычные способности.

Характеризуя правила поведения, свойственные первобытному обществу, очерчивая их общие черты, надо иметь в виду и то, что на их характер, на их содержание, на их развитие и трансформацию очень сильное влияние оказывала мышление первобытного человека. Без эмоционально- интеллектуальных усилий со стороны человека никакие правила поведения вообще не могли не только возникнуть, но и существовать. Вместе с тем, мышление первобытного человека изначально было интуитивно- мистическим, потому что в условиях присваивающего экономики очень трудно было установить и установить связи между действиями человека и результатами его действий. Случайность результатов при охоте, собирательству, рыболовству, отсутствие закономерных связей между работой и ее результатами не позволяли сформулировать четко очерченные, формально - определенные, правильные, однообразные правила поведения при охоте, рыболовством и собирательством. В этих условиях акцент в нормировании поведения человека переносился на ритуальную и обрядовую часть поведения, на те правила, которые предшествовали его производственной деятельности и сопровождавшие ее результаты. Их можно было сформулировать четко и однозначно.

После перехода первобытного общества от присваивающего к производственной экономики, с возникновением земледелия и скотоводства перед человеком возникла целостная и довольно полная картина происхождения результатов его работы, поменялась и мышление человека. От интуитивно- мистического мировосприятия он постепенно перешел к мышлению, в котором преобладают логические моменты. А вместе с таким переходом происходят и изменения в характере и содержании сформулированных человеком правил поведения. Они приобретают большую абстрактность, обобщенный характер, формальную азначанасць. Более того, при создании правил поведения первобытный человек переносит акцент на производственную сферу своей деятельности и стремится наиболее детально и подробно урегулировать отношения именно в производственной сфере своей деятельности.

Право, так же, как государство, возникает естественно -историческим путем в результате тех социально -экономических преобразований, произошедших в обществе после и в ходе неолитической революции, стержнем которых были три крупные общественные разделения труда. Содержание этих крупных разделов общественного труда и их последствия были подробно рассмотрены в предыдущей теме, а потому обратим внимание на следующее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.