Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы государственного регулирования инновационного процесса




 

В России сложилось четырехуровневая система управления инновационным процессом:

1) высший государственный, федеральный;

2) средний государственный, отраслевой;

3) государственный, региональный;

4) нижний государственный, институциональный.

По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает:

а) организационную структуру управления – конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей;

б) систему сбора, обработки и анализа необходимой информации;

в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением;

г) систему подбора и расстановки кадров.

Организационная структура управления (регулирования) инновационным процессом на высшем государственном, федеральном уровне представлена на рисунке 1. По общим и наиболее важным вопросам государственной инновационной политики издаются указы Президента РФ. Решение принципиальных государственных проблем в области инновационной сферы, ее законодательное регулирование осуществляет Федеральное Собрание. В формировании государственной научно–технической, инновационной политики и ее реализации участвуют все межотраслевые органы, среди них следует выделить Министерство промышленности и науки РФ, Министерство экономического развития, Министерство финансов РФ.

Министерство промышленности и науки является основным органом, который обеспечивает формирование и реализацию государственной инновационной политики. Задачами этого министерства являются: выбор и оценка приоритетных направлений инновационного развития; методическое руководство разработкой федеральных и региональных научно–технических программ; создание условий (экономических, организационных) для развития фундаментальных и поисковых исследований; содействие формированию политики международного научно–технического сотрудничества и др. Министерство осуществляет координацию работ, выполняемых в рамках ин­новационной политики, в масштабе промышленности, участвует в разработке инновационной политики, определении перспективных направлений исследований и проектно–конструкторских разработок в промышленности, распределении ресурсов (финансовых и др.) на их выполнение, распространении и использовании результатов инновационных разработок.

Большую работу по формированию инновационной политики и управлению инновационным процессом проводят такие специальные органы, как Российская академия наук (РАН), Госстандарт России и др.

 

 

Рис. 1. Структура государственного регулирования инновационных процессов

Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

· признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

· обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

· концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

· создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

· создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

· активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;

· укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования имеет:

1. четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;

2. органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;

3. информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;

4. инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

Классификация инновационных организаций.

 

В российской практике выделяют три базовые формы организации инновационного процесса:

· административно-хозяйственную;

· программно-целевую;

· инициативную.

Административно-хозяйственная форма предполагает наличие научно-производственного центра – крупной или средней корпо­рации, объединяющей под общим руководством научные исследо­вания и разработки, производство и сбыт новой продукции. Боль­шинство фирм, выполняющих научные исследования и опытно-конструкторские разработки, функционируют
в промышленности.

Решению задач научно-технических прорывов, особенно в таких прогрессивных отраслях, как микроэлектроника, биотех­нология, робототехника и других, служит программно-целевая форма организации НИОКР. Координационная форма управления целевыми научно-техническими программами предусматривает работу участников программ в своих организациях и согласова­ние их деятельности из центра управления программой. Не ме­нее эффективным надо считать формирование (как правило, на временной основе) новых организаций для решения тех или иных крупных задач. Это так называемая чистая программно-целевая структура.

Для усиления связи между научными исследованиями, с одной стороны, и проектированием и разработкой различных принципиально новых видов техники, продукции, систем – с другой
в промышленности организуются инженерные центры. Большое внимание уделяется также созданию университетско-промышленных и университетских исследовательских центров. Управляются такие центры советами, которые разрабатывают планы исследований, а также организуют проведение НИОКР по договорам с заказчиками.

Комплексной формой организации взаимодействия фундаментальной науки с производством, распространенной в развитых индустриальных странах, служат технопарки и технополисы. Технополис – это научно-промышленный комплекс, созданный для производства новой прогрес­сивной продукции или для разработки новых наукоемких технологий на базе тесных отношений
и взаи­модействия с университетами и научно-техническими центрами.

В технополисе объединяются наука, техника и предпринимательство, осуществляется тесное сотрудничество между академической наукой, предпринимателями, местными и центральными органами власти. Стержнем, основой технополиса выступает его научно-исследовательский комплекс.

Технопарки – это крупные скопления промышленных компаний с их научно-техническими подразделениями. Академическая наука здесь отсутствует, научно-исследовательский сектор представлен гораздо слабее, нежели в технополисе.

Научно-исследовательский комплекс в технополисе составляет мозговой центр развивающихся в нем предприятий и отраслей. Он подготавливает радикальные прорывы в технологии на основе фундаментальных научных исследований. Технополис создается таким образом, чтобы
в наибольшей степени облегчить и укрепить взаимодействие научно-исследовательского и промышленного секторов, обеспечить скорейшее освоение и коммерци­ализацию результатов научных исследований.

Промежуточной формой между административно-хозяйственным и программно-целевым методами руководства процессом научно-технического развития служат временные центры, создаваемые для решения крупных научно-технических проблем. После завершения поставленной перед ним задачи центр реорганизуется.

Одна из прогрессивных форм организации инновационной деятельности — инкубаторы. Инкубатор бизнеса или инкубатор технологий – это элемент инновационной инфраструк­туры, комплекс, предоставляющий разносторонние услуги раз­личным инновационным формам, находящимся на стадии созда­ния и становления. Эти услуги могут быть консультативными, информационными, в форме предоставления в аренду оборудо­вания, помещений и др. «Инкубационный период» для фирмы-клиента длится обычно 2–3 года, после чего она покидает ин­кубатор и начинает самостоятельную деятельность.

На сегодня в мире существует и функционирует свыше 2000 бизнес-инкубаторов. Деятель­ность бизнес-инкубаторов позво­ляет ускорять реализацию инновационных проектов, способству­ет распространению передовых технологий, повышению кон­курентоспособности действующих ком­паний, обеспечению за­нятости населения, развитию отстающих секторов экономики в регионах, повышению деловой культуры и этики предприни­мательства и др.

По данным В.Г. Медынского, российские бизнес-инкубаторы оказывают следующие услуги:

· обучение основам бизнеса (70–85%);

· маркетинговая поддержка (76,9%);

· бухгалтерский учет и финансовый менеджмент (69,2%);

· информационные услуги (84,6%);

· привлечение специалистов по бизнесу (84,6%) и т.д.

Дальнейшее развитие идеи инкубатора как элемента инновационной инфраструктуры находит отражение в такой более сложной форме, как технопарки.

Инициативная форма организации инновационного процесса состоит в финансировании научно-технической, консультативно-управленческой и административной помощи изобретателям-одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам, создаваемым для освоения технических и других нововведений. Значение подобных экономических и организационных механизмов объясняется спецификой самого инновационного процесса, особенно на ранних стадиях, когда велика степень неопределенности. Здесь главная ставка делается на человеческий фактор.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.