Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заупокойный храм Ментухотепа V в Дейр-эль-Бахри (ок. 2050 г. до н. э.)

Реконструируемый на основании сохранив­шихся следов и фрагментов заупокойный храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри (конец III тысяче­летия до н. э.) являлся одним из самых выдающихся па­мятников Среднего царства (рис. 3.11).

Ментухотепы сразу вошли в роль фараонов и ста­ли восстанавливать прежнее могущество еги­петской монархии. Ментухотеп V (XXI в. до н. э.) воюет с азиатами и строит в Дейр-эль-Бахри, в фиванском некрополе величествен­ный заупокойный храм и небольшую пирамиду. Это наиболее значительный памятник культовой архитектуры рассматриваемого периода. Он во многом определил основные направления дальнейшего развития древнеегипетского зодчества в эпоху Нового царства (рис. 3.12).

Этот храм был построен из бело-желтого известняка и очень эффектно смотрелся на фоне темно-красной скалы высотой около 150 метров (Ливийское нагорье).

На границе разлива нильских вод была устроена пристань (пропилеи). От неё к храму вела мощеная аллея длиной в 1200 метров, огражденная стенами. Вдоль неё на равном расстоянии друг от друга были посажены деревья. Между деревьями, также на равном расстоянии друг от друга, стояли раскрашенные статуи фараона. Аллея вела к воротам в огромный квадратный двор, в котором был разбит сад. Здесь были посажены правильными рядами священные сикоморы (Ficus sycomorus). Они очень оживляли архитектуру храма, вторя вертикальному ритму колоннад. Сикомора была священным растением богини Хатхор. В центре двора размещался пандус, по которому можно было подняться в колонный зал. По обе стороны от пандуса были вырыта два бассейна.

 

 

Рис. 3.11. Заупокойный храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри. Реконструкции

 

 

Рис. 3.12. Комплекс заупокойных храмов Ментухотепов и фараонессы Хатшепсут (XVIII династия).

Пространственная ориентация, общий вид (реконструкция)

 

По прямой оси, упираю­щейся в скалу, вытянуты основные части хра­ма: первый колонный зал, сердцевину которого составляла возвышавшая­ся над ним пирамида; второй двор; второй гипостильный зал и святилище. Гробница фараона была расположена под гипостильным залом, в скальном фундаменте пирамиды. Колонны в нижнем и верхнем портиках имели квадратное сечение. На них сверху были высечены имена фараона. Иероглифы на колоннах нижнего портика были желтыми, верхнего – синими. Стены портика были облицованы известняковыми плитами и покрыты цветными рельефами (сцены войны и царской охоты). В основе общего компо­зиционного замысла храма лежало, очевидно, стремление связать два традицион­ных типа гробниц: комплекс пирамиды фарао­нов Древнего царства и скальную гробницу фиванских номархов.

Своеобразие ком­бинации и чередования основных композици­онных частей сочетается в храме Ментухоте­пов с новизной их архитектурной разработки. Этот храм синтезировал в себе три основных композиционных принципа, которые были характерны для архитектуры трех царств – пирамиду (Древнее царство), скальное захоронение (Среднее царство), анфиладную систему ярусных портиков, открытых дворов и колонных залов (Новое царство). Гармоничное сочетание белого храма и темно-красной скалы стало новым направлением в культовом зодчестве Египта, получившим свое завершение в период Нового царства (рис. 3.13).

 

 

Рис. 3.13. Панорама заупокойных храмов в Дейр-эль-Бахри

 

Нестабильность политической обстановки в эпоху Среднего царства препятствовала развитию монументального строительства. Возведение зданий и сооружений из недолговечных материалов привело к тому, что до наших дней сохранилось лишь единичные памятники архитектуры. История Среднего царства была прервана нашествием азиатских кочевников – гиксосов, которые на четверть тысячелетия прервали развитие материальной и духовной культуры Обеих Земель.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Авдиев В.И. История древнего Востока. – М.: ОГИЗ, 1948. – С. 181-201.

2. Бадж Э.А. Уоллис. Египетская религия. Египетская магия. – М.: Наука, 1996 – 511 с.

3. Бадж, Эрнест Альфред Уоллис. Египетская религия. Египетская магия.: Пер. с англ. – М.: Новый Акрополь, 1996. – 401 с.

4. Бадж Э.А. Уоллис. Легенды о египетских богах. Мистерии Осириса в Древнем Египте. О символе и символическом: Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 1997. – 297 с., ил.

5. Бадж Э.А. Уоллис. Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц: Пер. с англ. – М.: Алетейа, 2001 – 528 с.

6. Бадж, Эрнест Альфред Уоллис. Путешествие души в царстве мертвых: Египет. Книга мертвых. – М.: Асс. «Золотой век», 1997. – 448 с., ил.

7. Баллод Ф.В. Древний Египет, его живопись и скульптура (I-XX династии) – М.: Изд. Снегирева, 1913 – 85 с.

8. Баллод Ф.В. Очерки истории древнеегипетского искусства – М.: Саратов: Изд. Яксакова, 1924 – 186 с.

9. Богословский Е.С. Древнеегипетские мастера: По материалам из Дейр-эль-Медины. – М.: Наука, 1983 – 366 с.

10. Брантон, Поль. Путешествие в сакральный Египет: Пер. с англ. – М.: Сфера, 1997. – 428 с., ил.

11. Бриер, Боб. Древнеегипетская магия: Пер. с англ. В. Симакова. – М.: КРОН-пресс, 2000. – 379 с., ил.

12. Брунов Н.И. Египетская архитектура и проблема синтеза искусств. / В кн. «Вопросы архитектуры», 1935. – С. 11-34.

13. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. – В 2-х т. – Т.1. Доклассовое общество, восточные деспотии. – М.: Центрполиграф, 2003. – 400 с., ил.

14. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество): Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». – Изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1988 – 416 с. – Указатель терминов и названий: С. 408-415.

15. Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т.: Учебник по специальности «История». – М.: Высшая школа, 1993. – Том 1. – 495 с., ил.

16. Владимиров В. Египет. Архитектура, скульптура и живопись. / Под ред. акад. М.Я. Гинзбурга. – М.: Академия архитектуры СССР, 1944. – 15 с., ил., 24 л. с табл.

17. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т.1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970 – С. 68-80.

18. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 59-61.

19. Донини А. Люди, идолы и боги. Очерк истории религии: Пер. с итал. – М.: Госполитиздат, 1962 – 320 с.

20. Древнеегипетская Книга Мертвых. Слова Устремленного к Свету. / Сост. А.К. Шапошников. – М.: Эксмо, 2008. – 429 с., ил.

21. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с.

22. Древний Восток. / Сост. М.В. Воскобойников. – СПб.: Реслекс, 1998. – 463 с., ил.

23. Дубровская О.Н. Древние религии мира. / О. Дубровская. – М.: РИПОЛ Классик, 2003. – 445 с., ил.

24. Египет: страна фараонов. / Пер. с англ. В. Пападаки. – М.: ТЕРРА, 1997 – 168 с.

25. Египетская мифология: Энциклопедия: Пер. с англ. Д. Воронина. – М.: Эксмо, 2002. – 590 с., ил.

26. Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда: Пер. с франц. – М.: Наука, 1992 – 326 с.

27. Искусство стран Востока. / Под ред. Р.С. Васильевского. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с.

28. История искусств Древнего Востока., в 2-х т., Т.1. Древний Египет / Под общ. ред. Н.Д. Флиттнер – Л.: Тип. Им. Володарского, 1947 – 171 с., ил.

29. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 407 с.

30. Кеес, Герман (1866-1964). Заупокойные верования древних египтян: от истоков до исхода Среднего царства. – СПб.: Журнал «Нева», 2005. – 489 с., ил.

31. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – СПб.: Нева: Летний сад, 2000. – 462, [1] с.

32. Котрелл Л. Во времена фараонов: Пер. с англ. – М.: Наука, 1982 – 380 с.

33. Крывелев И.А. История религий. Очерки в 2-х т., Т. 1. – М.: Мысль, 1975. – 415 с.

34. Липиньская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта: Пер. с польск. – М.: Искусство, 1983 – 223 с., ил.

35. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. / Под ред. И.С. Кацнельсона – М.: Искусство, 1976. – 375 с.

36. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М.-Л.: Изд. АН СССР, 1956 – 172 с., ил.

37. Матье М.Э. Искусство древнего Египта. – Л.-М.: Искусство, 1961 – 590 с.

38. Матье М.Э. Искусство Среднего Царства. – Л.: Государственный Эрмитаж, 1941 – 95 с.

39. Михаловский К. Фивы: Альбом. – Варшава: Аркады, 1974 – 32 с.

40. Морэ, Александр. Цари и боги Египта. – М.: Алетейя, 1998. – 239 с., ил.

41. Мюллер, Макс (1823-1900). Египетская мифология: Пер. с англ. Г.В. Бажановой. – М.: Центрполиграф, 2007. – 334 с., ил.

42. Павлов В.В. Искусство древнего Египта. – М.: Изд. Академии художеств СССР, 1962 – 71 с., ил.

43. Павлов В.В. Очерки по искусству Древнего Египта. – М.: Изогиз, 1936. – 162 с., 85 илл., 16 табл.

44. Поляков Е.Н. Космическая интерпретация культа Осириса в архитектуре Древнего царства. // Известия вузов. Строительство, 1999, № 6 – С. 117-121, библиогр. 7.

45. Поляков Е.Н., Зырянова Н.Н. Воспроизведение фрагментов культа Осириса в архитектуре скальных гробниц Древнего Египта // Известия вузов. Строительство, 1999, № 8 – С. 106-110, библиогр. 6.

46. Поляков Е.Н., Залесов В.Г. Образ Преисподней (Царства теней) в мифологии и архитектуре древнего мира. – Материалы НПК «Качество урбанизированной среды: архитектурно-градостроительный аспект» (г. Новосибирск, 12 февраля 2003 г.) – Новосибирск: Сибпринт, 2003 – С. 150-161, библиогр. 9.

47. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства древнего Египта. – М.: Искусство, 1985 – 255 с., ил.

48. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 398 с., ил.

49. Рак И.В. Египетская мифология. – Изд. 2-е, пер. и доп. – СПб.: Журн. «Нева», Летний сад, 2000. – 414 с., ил.

50. Религии Древнего Востока. / РАН, Институт востоковедения; отв. редакторы Г.М. Бонгардт-Левин, А.Н. Мещеряков. – М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – 342 с., ил.

51. Роллен Г. Древняя история. Об египтянах…, Т. 1. – СПб., Изд. Имп. Академии наук, 1749 – 342 с.

52. Рубинштейн Р.И. Мифы древнего Египта. – Л.: Учпедгиз, 1959. – 129 с., ил.

53. Рузаева, Надежда Георгиевна. Древний Египет. Происхождение обрядов и праздников: Лекция. – М.: МГУ, 1997. – 17 с.

54. Струве В.В. История Древнего Востока. – Изд. 2-е – М.: Госполитиздат, 1941. – 484 с.

55. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ.: Исследования в области мифологического: Избранное. – М.: Изд. Группа «Прогресс»-«Культура», 1995. – 624 с.

56. Тураев, Борис Александрович (1868-1920). История Древнего Востока. / Под ред. В.В. Струве и И.Л. Снегирева. – 2-е стереотип. Изд. Т. 1-2. – Л.: Соцэкгиз, 1936. – Том 1. – 362 с., 5 л. ил.

57. Тураев Б.А. Бог Тот: Опыт исследований в области древнеегипетской культуры. – СПб.: Журнал «Нева», Летний сад, 2002. – 406 с., ил.

58. Харт, Джордж. Египетские мифы: Пер. с англ. М. Звонарева. – М. ГРАНД: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 109 с., ил., карт.

59. Хоуп М. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта?: Пер. с англ. – Киев: «София», 1997 – 272 с.

60. Целлар К. Архитектура страны фараонов. Жилища живых и умерших богов: Пер. с венг. – М.: Стройиздат, 1990 – 160 с.

61. Шмелев И.П. Золото Древнего Египта. – М.: ИМА-пресс, АПН, 1990 – 64 с., ил.

62. Штайнер, Рудольф (1861-1925). Египетские мифы и мистерии: Пер. с нем. Г.А. Кавтарадзе. – СПб.: Дамаск, 2007. – 189 с., ил.

63. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах: Пер. с франц. – 4-е изд. – М.: Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 1 – 592 с.

64. Эшби, Муата Абхайя. Воскресение Осириса: Древнеегипетская библия: Пер. Д. Палец, К. Семенов. – М.: София, 1998. – 174 с., ил.

65. Ямвлих (древнеегипетский философ – Иерусалим, IV в.). О египетских мистериях: Пер. А.Ю. Лукомского. – М.: Изд-во АО «Х. Г. С.», 1995. – 285 с., ил.

66. Armour, Robert A. Gods and Myths of Ancient Egypt. – 2 print. – Cairo: American univ. in Cairo press, 1987. – 207 c., ил.

67. Beltz, Walter. Die Schiffe der Gotter: Agypt, Mythologie. / Walter Beltz. – Berlin: Der Morgen, 1987. – 255 c., ил.

68. Breasted, J.H. Development of Religion and Thought in Ancient Egypt. – University of Pennsylvania Press – Philadelphia: 1972 ed.

69. Capart J. Les debuts de l`art en Egypte. – Bruxelles: 1904 – 316 p.

70. Cauville, S. La Theologie d`Osiris a Edfou. – Institut Francais d`Archeologie Orientale du Caire, 1983.

71. Dunand, Francoise. Gods and men in Egypt: 3000 BCE to 395 CE: Пер. С франц. – London: Cornell university press, 2004. – 378 c., ил.

72. Faulkner, R.O. The Book of the Dead. // British Museum Press. – London: 1972.

73. Frankfort H. Ancient Egyptian Religion. // Harper & Torch Books – New York: 1961 ed.

74. Griffiths, J.G. The Origin of Osiris and his Cult. – Leiden: 1980.

75. Lethaby W., Gilbert A.G. Architecture, Mysticizm and Myth. // Solos Press, 1993 – p. 129.

76. Lichtheim, M. Ancient Egyptian Literature, vol. I, The Old and Middle Kingdom. // University of California Press. – Los Angeles: 1975 ed.

77. Manchip White, J. Ancient Egypt, its Culture and History. // George Allen & Unwin Ltd. – London: 1970 ed.

78. Mayassis, S. Mysteres et Initiations de l`Egypte Ancienne. – Athens: 1956.

79. Mercer, S.A.B. The Religion of Ancient Egypt. – London: 1946.

80. Neugebauer, O. & Parker, R. Egyptian Astronomical Texts. Vol. 1–3. // Brown University Press, Lund Humphries – London: 1964.

81. Parkinson, R.B. Voices of Ancient Egypt, an Antology of Middle Kingdom Writtings. // British Museum Press – London: 1991.

82. Petrie, Flinders. Egyptian architecture. – London: Bristol. School of archeology in Egypt, 1938. – 91 p., 34 sheets-ill.

83. Religion and philosophy in ancient Egypt / By James P. Allen et al. – New Haven (Conn.): Yale Egyptological seminar. Dep. оf Near Eastern lang. a civilizations. Graduate school Yale univers., 1989. – 159 с., ил. (Религия и философия в Древнем Египте: Сборник статей).

84. Rundle Clark, R.T. Myth and Symbol in Ancient Egypt. // Thames & Hudson – London: 1978 ed.

85. Shorter, A.W. The Egyptian Gods. // Routledge & Kegan Paul. – London: 1983 ed.

86. Spence, L. Myths and Legends, Egypt. // Bracken Books. – London: 1985 ed.

87. Temple, R.K.G. The Sirius Mystery. // Sidgwick & Jackson – London: 1981 ed.

88. Wallis-Budge, E.A. Osiris and the Egyptian Resurrection, Vol.1. // Dover Publications Inc. – New York: 1973 ed.

89. Wallis-Budge, E.A. The Books of the Egyptian Dead. // Dover Publications Inc. – New York: 1967 ed.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

 

1. «Яхмос рассказывал о своем пребывании в страшных подземельях, где мучительная смерть подстерегала смельчака на каждом шагу благодаря ухищрениям строителей. В самых древних гробницах, скрытых глубоко под огромными пирамидами, сокровища и саркофаги защищались толстыми плитами, запиравшими узкие наклонные ходы. Позже применялись лабиринты фальшивых ходов, прерывавшиеся глубокими колодцами с гладкими стенами. Тяжкие глыбы падали сверху при попытке грабителей отодвинуть загораживавшие ход камни, груды песка из сооруженных наверху колодцев засыпали входы погребальных камер. Если дерзкие гости продолжали попытки проникнуть дальше, массы земли обрушивались из колодцев и запирали нарушителей покоя усопших царей в узком пространстве между кучами песка и вновь насыпавшейся землей. В менее древних гробницах в темноте низких галерей смыкались каменные челюсти, решетки с копьями падали с колонн, едва нога пришедшего ступала на роковую плиту пола…. Много ужасов тысячелетиями скрывалось в молчании и тьме, поджидая жертву. Опыт приобретался ценой гибели многих товарищей по ремеслу. Не раз натыкался египтянин на истлевшие останки неведомых людей, погибших в западне в незапамятные времена…. Страшное ремесло, достойное народа, заботившегося более о смерти, чем о жизни, старавшегося сохранить в вечности не живые дела, а славу мертвых !…» [Ефремов И.А. Сочинения в 3-х тт., Т. 2. Повести и рассказы. – М.: Молодая гвардия, 1975. – С. 189-190].

Что здесь – правда, а что – плод авторской фантазии писателя?

 

2. «Большой и серый квадрат земли, примерно по две стадии с каждой стороны, был заключен в высокие, неприступные стены, охранявшиеся ходившей поверху стражей. Всю правую половину огороженной площади занимали крошечные глинобитные клетушки, сомкнутые друг с другом боковыми стенами и разделенные узкими продольными проходами. Такие же низенькие домики находились в левом углу. Передний угол огораживался низкой стеной, откуда шел острый аммиачный запах. Близ двери стояли сосуды с водой. Здесь же длинный участок почвы был намазан глиной и чисто выметен. Это было место для еды…. Вся свободная часть квадрата была выглажена и вытоптана – ни одной травинки не зеленело на ее серой поверхности. В воздухе царила духота – жаркий день, казалось, осаждал весь свой зной в квадратное углубление, замкнутое высокими стенами и открытое сверху. Таков оказался шене – рабочий дом, один из многих сотен ему подобных, разбросанных по стране Та-Кем. Здесь томились разноплеменные рабы – рабочая сила, основа богатства и красоты Айгюптоса…» [Ефремов И.А. Сочинения в 3-х тт., Т. 2. Повести и рассказы. – М.: Молодая гвардия, 1975. – С. 160].

Можете ли Вы вспомнить примеры таких поселений в градостроительстве Древнего Египта?

3. Слева изображена реконструкция одного из самых знаменитых египетских храмов. Справа – его заказчик и посмертный хозяин, захороненный под пирамидой. Что это за здание и кто этот человек?

 

4. Приведем фрагмент нашей статьи:

 

«Вторая градация сторон света использовалась в погребальных обрядах со времен Раннего и Древнего царств. Тогда во время мумификации из тела умершего извлекались все внутренние органы и раскладывались в четыре сосуда-канопа. Сосуды выполнялись в виде человеческих фигурок – «Сыновей Гора»: «Дети твоих детей все вместе подняли тебя вверх [а именно] Хапи, Имсети, Дуамутеф и Кебхсенуф, [кому] ты дал эти имена…» («Тексты пирамид», 1983-4).

Один из канопов имел голову человека, второй – шакала, третий – сокола, четвертый – павиана. Сосуды устанавливались около стен гробницы. Каждый из четырех Сыновей Гора считался «опорой Вселенной» и покровителем той стороны света, куда было обращено его лицо (рис. 3.14).

В вопросе о том, каким образом расставлялись сосуды внутри гробницы (точнее, каким сторонам света соответствовало то или иное божество), в различных первоисточниках встречаются разногласия.:

«Имсет – хранитель сосуда с печенью, Дуаметеф – с желудком, Кебексенуф – с кишками и Хапи – с легкими…» [468, с. 170].

«Закончив обряд, жрецы отнесут гроб в усыпальницу и установят в каменный саркофаг. У южной стены погребальной камеры поставят канопу, изображающую Имсета, у северной – Хапи, у восточной – Дуамутефа, у западной – Кебехсенуфа…» [389, с. 172]. Аналогичная раскладка – и в «Мифах народов мира», Т. 1 (Р.И. Рубинштейн … с. 315).

В то же время в статье «Животные» тех же «Мифов народов мира» (автор В.Н. Топоров) сокол («ястреб») был назван покровителем севера, шакал – запада, павиан («обезьяна») – юга, а человек – востока [297, таблица на с. 441].

Получается, что раскладка персонажей в мире живых явно не совпадает с аналогичной раскладкой тех же персонажей в мире мертвых. Однако известно, что Небо, Земля и Подземный мир, в полном соответствии с древневосточной традицией, являются зеркальным отражением друг друга. Поэтому приведем иные соображения.

 

а б

 

Рис. 3.14. Канопы из гробниц О (а) … и Тутанхамона (б)

 

Собакоголовый павиан (Papio cynocephalus) почитался в Древнем Египте в качестве «солнечного» и «лунного» животного. Поэтому его изображения традиционно помещались либо у западного, либо у восточного входа в храм. Отсюда следует ожидать, что такого же канона придерживались и в расстановке погребальных сосудов.

Черный шакал считался в Египте «хранителем горизонта». В Древнем Египте хоронили покойников на западном берегу Нила, где за плодородной полосой земли простирается пустыня – «край смерти». Здесь же, в пустыне, жили шакалы – «владетели» и «хранители» этого края. Поэтому тут особых противоречий нет – бог-шакал Дуамутеф повернут лицом к западу, в сторону своего «домена». По свидетельству путешественников, посещавших Египет в конце XVIII – XIX вв., огромные стаи этих «священных» животных жили на территории древних некрополей и наводили страх на окрестное население. Виноваты в этом были сами египтяне с их довольно противоречивыми способами погребения. Оберегая мумии бедняков от разложения, они зарывали их в сухой и горячий песок на небольшую глубину. Поэтому большинство этих захоронений стало законной добычей «слуг Анубиса».

Сокол (Гор) изначально был тотемом первых египетских фараонов – выходцев из VIII Тинисского нома, расположенного на юге, на территории Верхнего Египта.

Относительно человека мы ничего определенного сказать не можем. Возможно, такая иконография объясняется тем, что человеческое обличье имел Птах – бог-покровитель «северного» Мемфиса.

По этой причине мы полагаем, что статуэтки бога-сокола и бога-павиана должны быть переставлены местами. Сокол – к северной стене, а павиан – к западной. Бог-шакал и Бог-человек остаются на своих местах….».

 

Со всем ли приведенным здесь материалом Вы согласны? Приведите свои контраргументы.

5. На фотографии изображен момент захода Солнца на западном берегу Нила (Хапи). Древние египтяне верили, что «умирающее» дневное светило (Атум) опускается в горную расщелину вблизи города Абидоса.

 

 

Этот вход упоминается в «Книге мертвых», в «Текстах пирамид» и в иных религиозных текстах. Как он выглядел? Каким архитектурным термином обозначается такая конструкция?

6. На иллюстрации изображен фрагмент жилого дома из ремесленного поселка Дейр-эль-Медина (современное название).

 

 

Как Вы думаете, что это за сооружение? Нет ли ему аналога на рис. 3.15?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культ бога Осириса. Скальные гробницы | Концепция дохода от инвестирования в ценные бумаги
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.