Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция)

Пьер Бурдье об образовании (структуралистическая

Большой вклад в развитие социологии образования внес Пьер Бурдье. Работая в системе высшего образования, Бурдье занимался исследованием структур французского общества, сохраняющих преуспевание высокоинтеллектуальных студентов, выходцев из среднего класса в статусно высших институтах[8]. Опираясь на идеи Дюркгсйма, он изучал проблемы:

· как общество понимает, что такое «думающий» и «недумающий»;

· как оно отличает высшие (почти сакральные) знания от каждодневных, «светских» знаний.

Он предполагал, что различия и неравенства используются в виде разновидностей культурного кода. Этот код безоговорочно воспроизводит социальные различия (такие, как общественный класс) посредством особого рода культурных отличий. Исходя из этой точки зрения, институты образования могут рассматриваться как организации, которые кодируют культуру, а эти коды воссоздают социальные категории.

По Бурдье, социальное пространство многомерно, структурируется на основе распределения различных видов капиталов (экономического, культурного, символического), выступающих как инструменты и цели борьбы внутри пространства.

Социальное деление функционирует одновременно и как принцип видения, как категория восприятия и оценивания, то есть как ментальная структура, являющаяся во многом продуктом инкорпорирования объективных структур социального пространства. Для агента это означает обладание «габитусом» – системой диспозиций, которые служат схемами восприятия и организующими действия.

Диспозиции, приобретенные в результате опыта, изменяющиеся в зависимости от времени и места, производят стратегии как ориентированные практики, которые оказываются объективно подогнанными к ситуации, не являясь ни продуктом сознательного стремления к цели, ни продуктом механической детерминации, но продуктом практического чувства. Чувство игры неравномерно распределено в обществе, усваивается с детства через участие в социальной деятельности и отношение с некоторым полем.

Поле (экономики, политики, религии и т. д.) – исторически сложившееся, относительно автономное пространство игры со своими институциями и логикой функционирования. Действие, обозначающее момент встречи между соответствующими друг другу «габитусом» и полем, принимает в расчет совокупность адекватных качеств, присущих позиции в социальном пространстве, исходя из того, какую структуру нужно произвести. Большинство значимых стратегий являются результатами коллективных решений, включающих коллективную историю семьи или класса, поэтому они воспроизводят не только индивидуальную позицию, но и социальные группы. Чтобы понять морфологические изменения, следует учитывать символические структуры, обладающие властью конституирования и легитимации порядка. Социальные классификации транслируются через систему образования и, по сути, представляют собой формы господства.

Социология Бурдье делает акцент на повторяемости, воспроизводстве социальных структур, социального неравенства. В своих работах он «разоблачает» социальные системы, например образование, которое воспроизводит социальное неравенство, декларируя при этом эгалитаристскую идеологию. Объектом его критического анализа становится скрытое насилие, насилие символическое, осуществляемое по отношению к низшим классам в целях воспроизводства существующей системы господства и подчинения. При этом Бурдье отрицает воинствующую критику в исследовании пространства неравноправных социальных позиций. Наиболее пристальное внимание он уделяет различным слоям среднего класса, интенсивные усилия которого рассматривает как обеспечивающие воспроизводство подчиненного положения наиболее обездоленных классов.

Интересный синтез конфликтной концепции и теории "человеческого капитала" в социологии образования представляют работы Бурдье. Поддержка стабильности элиты во многом обеспечивается системой контролируемых ею учебных заведений. Этот синтез создает "элиту элиты". Знатный титул не обеспечивает еще подлинную элитность. Не обеспечивает его и богатство. Элита не любит парвеню с их быстрым успехом и дурными манерами. Элитное образование, академические звания сами по себе также совершенно недостаточны. Принадлежность к истеблишменту - символический капитал, имеющий собственные законы накопления, отличные от экономического капитала.

Бурдье показывает, что школьная система вносит свой вклад в воспроизводство структуры распределения культурного капитала и через него – социальной структуры, системы позиционных дифференциаций и дистанций. Существует, несомненно, связь между элитными школами и правящим классом. Сравнивая образовательную систему США с французской и английской, Бурдье признает, что в Соединенных Штатах она более меритократична, и там талантливый выходец из социальных низов имеет больше шансов пробиться наверх.

Работы Бурдье включали в себя эмпирические исследования: вкусов и сфер потребления, культурных различий академической среды французских университетов, культурных предпочтений студентов университета, а также специфических форм культуры например фотография.

Основным достижением структурализма в социологии образования стала теория кода, которая позволила классифицировать те элементы социальной структуры, которые не поддавались классификации (а следовательно, и исследованию) с помощью других, ранее описанных научных направлений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структурализм | Критическая социология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.