Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Верховная Рада Украины в механизме государственной власти

Лекция 4. ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

 

План

 

1. Верховная Рада в механизме государственной власти.

2. Конституционный состав и структура парламента Украины.

3. Основные принципы деятельности Верховной Рады Украины.

4. Функции парламента Украины.

5. Законодательный процесс и другие парламентские процедуры.

6. Организация и порядок работы парламента Украины.

7. Акты Верховной Рады Украины.

 

 

Парламент — высший общенациональный представительский орган государственной власти, правомочный выполнять на основе конституционных предписаний законодательную, учредительную, контрольную и другие функции.

Предшественниками парламентов были государственные учреждения представительского характера Древних Греции и Риму (например, совет пятисот в Афинах). В XII—XIV ст. в странах Европы возникают сословно-представительские учреждения, которые в известной мере ограничивали власть монарха (например, испанские кортеси, генеральные штаты во Франции, совет королевства в Англии). Считается, что английский парламент существует из 1265 г., когда впервые были созваны собрания, которые ограничивали власть короля и достаточно широко представляли интересы страны (рядом с баронами в нем заседали по двух рыцарей от каждого графства и по двух представителей от каждого города). Однако история современного парламента как общенационального представительского и законодательного органа начинается лишь после буржуазных революций XVII—XVIII ст.

Конституция Украины в 1996 г. закрепила качественно новую организацию государственной власти. Отказавшись от иерархической, вертикальной системы организации государственной власти, которая существовала в Украине на протяжении нескольких десятилетий, она восприняла общепризнанный принцип организации государственной власти — принцип деления ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной власти Украины стали равноправными и не зависимыми один от другого. При этом Верховная Рада Украины, по Конституции, окончательно потеряла прежний статус высшего органа государственной власти, но впервые приобрела все основные черты статуса парламента Украины — единственный общенациональный, представительский, коллегиальный, выборный, однопалатный, постоянно действующий орган законодательной власти Украины.

Новый конституционно-правовой статус Верховной Рады Украины существенно отличается от установленного Конституцией Украины в 1978 г. и Конституционным договором от 8 июня в 1995 г. Это отличие предопределено рядом факторов. В первый раз со времен УНР (Конституция УНР от 29 апреля в 1918 г.) представительский законодательный орган Украины конституирован как парламент. Применение термина «парламент» к Верховной Раде Украины свидетельствует о восприятии ряда основных положений доктрины парламентаризма, под чем понимают систему правления, которое характеризуется четким разграничением законодательной и исполнительной функций власти.

Важной чертой украинского парламента как органа законодательной власти есть его единство — исключительность, универсальность в системе органов государственной власти, что предопределенно в первую очередь унитарным характером нашего государства, то есть государственным строем, делением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, внутренней структурой парламента и другими обстоятельствами. Сегодня в Украине нет других органов законодательной власти — общенациональных или местных, кроме Верховной Рады Украины. До 1992 г. в период между сессиями Верховной Рады законодательную власть осуществлял Президиум Верховной Рады путем внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты. Верховная Рада Украины является общенациональным органом государственной власти, поскольку наделенная правом представлять весь украинский народ — граждан Украины всех национальностей и выступать от имени всего народа. Это выплывает как из преамбулы Конституции Украины и ее содержания, так и из названия парламента — Верховная Рада Украины. Коллегиальный характер Верховной Рады как парламенту Украины заключается в первую очередь в ее составе и порядке работы. Верховная Рада состоит из 450 народных депутатов (ст. 76 Конституции) и является полномочной при условии избрания не менее как две третей от ее конституционного состава (ст. 82 Конституции Украины). Решения Верховной Рады принимаются на ее пленарных заседаниях путем голосования (ст. 84 Конституции). Законы и другие акты Верховная Рада принимает большинством ее конституционного состава, кроме случаев, предусмотренных Конституцией (ст. 91). Выборный характер украинского парламента заключается в том, что он формируется исключительно путем выборов народных депутатов. Эти выборы являются свободными и демократическими. Они проводятся на основе общего, ровного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Верховная Рада Украины является однопалатным парламентом. Это предопределено в первую очередь тем, что Украина есть унитарной государством. Парламент Украины — это орган общей компетенции. Он принимает участие в реализации всех функций Украинского государства.

Конституционно-правовой статус Верховной Рады предопределен президентско-парламентской формой правления. Это проявляется в подотчетности и подконтрольности Кабинета Министров перед парламентом Украины, в наличии у Президента Украины права роспуска Верховной Рады Украины, права вето на законы и тому подобное. Это дает основания отнести Верховную Раду к парламентам смешанного типа.

Отмечены черты парламента Украины предопределяют свойственное лишь ему место в системе органов государственной власти. Парламент Украины является приоритетным органом в системе органов государственной власти Украины, первым среди равных. Он осуществляет законодательную власть, принимает участие в формировании органов исполнительной и судебной власти, является общим представителем народа и выразителем его воли, имеет многогранные отношения с другими органами государственной власти и с субъектами политической системы: политическими партиями, общественными объединениями и тому подобное. У него достаточно широкие международные связки, которые расширяются и обогащаются.

Самыми тесными и многогранными являются отношения парламента с Президентом и Кабинетом Министров. Это предопределено их функциями и полномочиями, предусмотренными Конституцией и законами, системой взаимных получений и противовесов и другими обстоятельствами. Конституцией Украины предусмотрено участие парламента в формировании органов государственной власти на паритетных принципах с Президентом Украины.

Конституция Украины закрепляет основы взаимоотношений между Верховной Радой Украины и ветвями исполнительной и судебной власти. Верховная Рада Украины назначает выборы Президента Украины (п. 7 ст. 85 Конституции), осуществляет устранение его с поста в порядке особенной процедуры (импичменту), установленной ст. 111 Конституции Украины. Президент Украины в свою очередь назначает внеочередные выборы в Верховную Раду в сроки, установленные Конституцией Украины (п. 7 ст. 106); в отдельных случаях прекращает полномочия парламента (п. 8 ст. 106 Конституции Украины).

Взаимодействие между Верховной Радой Украины и исполнительной властью проявляется в образовании некоторых государственных органов. Например, Верховная Рада предоставляет согласие на назначение Президентом Украины Премьер-министра Украины (п. 12 ст. 85 Конституции), на назначение на должности и освобождения из должностей Президентом Украины председателя Антимонопольного комитета Украины, председателя Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины; на назначение Президентом Украины на должность Генерального прокурора Украины; выражает недоверие Генеральному прокурору Украины, которая имеет следствием его отставку с должности (п. 25 ст. 85 Конституции).

Верховная Рада Украины назначает и освобождает половину состава Совета Национального банка Украины, вторую половину назначает Президент Украины (п. 19 ст. 85; п. 12 ст. 106 Конституции).

Верховная Рада Украины, Президент Украины и съезд судей Украины назначают по шесть судей Конституционного Суда Украины (ст. 148 Конституции). Президент как глава государства создает суды в определенном законом порядке (п. 23 ст. 106 Конституции). Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляется Президентом Украины. Все другие судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой бессрочное, в порядке, установленном законом (ст. 128 Конституции).

Президент Украины принимает участие в законодательном процессе: он имеет право законодательной инициативы (такое право принадлежит также Кабинету Министров Украины (ст. 93 Конституции).

Срок полномочий Верховной Рады Украины — пять лет (ст. 76 Конституции). Верховная Рада является полномочной при условии избрания не менее как две третей от ее конституционного состава (часть вторая ст. 82 Конституции). Полномочия Верховной Рады прекращаются в день открытия первого заседания Верховной Рады нового созыва. Президент Украины может досрочно прекратить полномочия Верховной Рады, если в течение 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться. Полномочия Верховной Рады не могут быть досрочно прекращены в последние шесть месяцев срока полномочий Президента Украины (ст. 90 Конституции). В случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия военного или чрезвычайного состояния ее полномочий продолжаются ко дню первого заседания первой сессии Верховной Рады, избранной после отмены военного или чрезвычайного состояния (часть четвертая ст. 83 Конституции).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как измеряется количество информации? | Конституционный состав и структура парламента Украины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.