Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы и виды инфляции




Описанный выше механизм инфляции может воздействовать на экономику двумя разными путями, исходя из которых выделяют два типа инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения.

Инфляция спроса — это ситуация, при которой допол­нительная денежная эмиссия достигает в первую очередь рынка потребительских товаров, т.е. в первую очередь до­полнительные деньги выделяются потребителям. Данная ситуация возникает в случае использования следующих механизмов распределения дополнительной эмиссии: потребительское кредитование, субсидии и дотации конечным потребителям из государственного бюджета, «повышение зарплат государственным служащим, повышение государственных пенсий и т. п.

Повышенный спрос на конечные потребительские товары вызывает рост цен на них. Затем повышаются цены на комплектующие для этих товаров. После этого повышаются цены на сырье и заработная плата. Схема­тично инфляцию спроса можно представить в следующем виде:

Повышение цен на потребительские товары

 

Повышение цен на комплектующие

 

Повышение цен на сырье

 
 


Повышение заработной платы

 

Таким образом, можно сказать, что инфляция движется сверху вниз.

Инфляционное стимулирование спроса является основой кейнсианской теории. В соответствии с дан­ной теорией «спрос создает денежную массу». Проводя анализ доходов и расходов экономических субъектом (государства, предпринимателей, трудящихся), Кейнс считал, что стимулирование увеличения спроса со сто­роны государства и предпринимателей влечет за собой рост производства и занятости.

Однако, как было показано выше, данное воздействие может быть только временным. Длительное продолжение данной политики ведет к серьезному спаду, длительной стагнации экономики или высокой инфляции.

Инфляция издержек — это ситуация, при которой дополнительная денежная эмиссия достигает в первую очередь рынка сырьевых товаров. Примером может быть использование дополнительных денег для проведения спекулятивных операций, которые приводят к повы­шению уровня цен на сырье. Другими словами, если дополнительные деньги в первую очередь попадают на рынок сырьевых товаров, это вызывает рост цен на них, который по цепочке приводит к росту издержек во всей экономике. В данном случае денежная эмиссия приводит к повышению цен сырьевых товаров, а последующий рост издержек приводит к росту потребительских цен. Схематично данный вид инфляции можно представить в следующем виде:

Повышение цен на сырье

 
 


Повышение цен на комплектующие

 
 


Повышение цен на потребительские товары

 
 


Повышение заработной платы

 

Обратите внимание, что в обоих случаях заработная плата растет в последнюю очередь. Инфляция приводит к ухудшению положения основной массы трудящегося населения.

В экономике инфляция спроса и инфляция изде­ржек никогда не проявляется в чистом виде. Инфляция издержек и инфляция спроса взаимосвязаны и взаимо­обусловлены, их трудно четко разделить. Избыточная денежная масса в экономике всегда порождает повы­шенный спрос, вызывая неравновесие рынков, реакцией на которое выступает рост цен. Вызванная увеличением количества денег, инфляция спроса распространяется дальше на производство и потребление, деформирует пот­ребительский спрос, усиливает неравномерность и непро­порциональность развития различных сфер экономики, приводя в конечном счете к инфляции издержек.

Важно также помнить, что инфляция издержек часто является следствием длительной и ускоряющейся инфля­ции. Если деньги обесцениваются и субъекты экономики ожидают дальнейшего продолжения этой тенденции, они [будут пытаться сохранить свои сбережения, вкладывая их в реальные ценности, коими являются золото, нефть и другие сырьевые товары.

В зависимости от темпов обесценения денег и роста денежной массы в обращении различают следующие виды инфляции: ползучую, если среднегодовой темп роста не выше 5-10%; галопирующую — при среднегодовом темпе прироста цен от 10 до 50%; гиперинфляцию — когда рост цен превышает 100% в год.

Классификация инфляции в зависимости от темпов роста во многом носит условный характер. Теоретически невозможно провести количественную оценку ползучей, галопирующей и гиперинфляции.

Существует два вида инфляции, имеющих принци­пиальное различие: инфляция и гиперинфляция.

Инфляция — это рост денежной массы, приводящий к росту цен и обесценению денег через механизм спроса и предложения.

Гиперинфляция — это ситуация, при которой эконо­мические субъекты имеют положительные инфляцион­ные ожидания, в результате которых они увеличивают цены вне зависимости от спроса на свою продукцию. По мере того, как раскручивается маховик инфляции, люди начинают привыкать, что цены растут, и когда рост цен становится постоянным, ощутимым, они корректируют свои ожидания и встраивают рост цен в свои действия. Гиперинфляция — это ситуация, когда «сегодня» цены растут просто потому, что они росли «вчера» и «поза­вчера». Может показаться, что эта фраза звучит смешно и абсурдно, но именно так и выглядела гиперинфляция в Германии в 1921-1923 гг. и России в 1992-1995 гг.

В Германии в 1921-1923 гг. средний уровень инфля­ции составлял около 25 % в день (за 3 дня цены вырастали вдвое, а за месяц — в тысячу раз). В подобной ситуации люди как можно быстрее стремятся избавиться от налич­ных денег, обменяв их на любые товары.

В России за 1992 г. цены возросли более чем в 26 раз. Общий индекс цен за четыре года к концу 1995 г. повы­сился в 4500 раз.

Гиперинфляция — это крайняя стадия расстройства денежного обращения. Ее итогом является переход субъ­ектов экономики к бартерным операциям.

Другой классификацией, отражающей проявление инфляции, является разделение инфляции на откры­тую и подавленную. Открытая инфляция проявляется в рыночной экономике, как правило, в виде роста цен. Подавленная инфляция проявляется через дефицит товаров и ухудшение их качества. Такое происходит в случае фиксирования или ограничения цен товаров. Такая ситуация может возникнуть в случае ограниче­ния государством цен, например замораживания цен. Подавленная инфляция возникает в социалистической экономике, поскольку в ней все цены устанавливаются государством.

Оценка темпов инфляции

Если исходить из того, что инфляция — это увели­чение количества денег в обращении, то для оценки

масштабов инфляционных процессов необходимо проанализировать темпы роста денежных агрегатов, разделив значение агрегата в текущем периоде к предыдущему.

Агрегатом, наиболее полно отражающем количество денег в нашей стране, является М2. Исходя из этого, проанализируем темы инфляции с 2001 г. (табл. 1).

Исходя из имеющихся данных можно сделать вывод, что средняя инфляция (прирост денежной массы) за последние 10 лет составила 31,3% в год (за 10 лет количество денег в обращении увеличилось в 15 раз). Сложившиеся темпы роста денежной массы отражают инфляционную направленность денежной системы, в которой банки используют частичное резервирование. Говорить о том, что данные темпы роста денежной массы каким-то образом обусловлены темпами роста экономики, по меньшей мере некорректно, поскольку экономика росла существенно более низкими темпами.

Официальные статистические данные показывают, что за 10 лет валовый внутренний продукт вырос на 59%, что существенно меньше темпов роста денежной массы, выросшей в 17 раз (табл. 2).

Прирост денежной массы не является приростом цен на товары. Рост цен на товары может быть как ниже, так и выше темпов роста денег в обращении. При эко­номическом росте цены на товары будут расти медлен­нее денежной массы. Если рост экономики будет выше темпа роста денег в обращении, цены будут снижаться. С другой стороны, рост количества-денег в обращении воздействует на уровень цен с определенной задержкой, т.е. цены начинают расти не сразу, а только через некото­рое время. Это очевидно, учитывая механизм инфляции. Даже после того, как денежная масса перестает расти, цены на товары продолжат рост в течение определенно­го времени. Между ростом денежной массы и темпами инфляции существует лаг.

Для оценки инфляции как темпов роста цен в эконо­мике используют следующие индексы: индекс потреби­тельских цен (табл. 3) и дефлятор валового внутреннего продукта (табл. 5).

Таблица 1

Денежные агрегаты в Российской Федерации

Показатель 01 января 2001 01 января 2002 01 января 2003 01 января 2004 01 января 2005 01 января 2006 01 января 2007 01 января 2008 01 января 2009 01 января 2010 01 января 2011 01 января 2012
сумма (М2), млрд. руб. 1150,6 1609,4 2130,5 3205,2 4353,9 6032,1 8970,7 12869,0 12975,9 15267,6 20011,9 24543,4
Темп при­роста (инф­ляция), % 61% 40% 32% 50% 36% 39% 49% 43% 1%' 18% 31% 23%

 

Таблица 2

Индексы физического объема валового внутреннего продукта

Показатель                      
Темп роста в % к предыду­щему году 105,1 104,7 107,3 107,2 106,4 108,2 108,5 105,2 92,2 104,3 104,3

Таблица 3

Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации в 2001-2011 гт.

                       
Декабрь в % к декабрю предыдущего года 118,6 115,1 112,0 111,7 110,9 109,0 111,9 113,3 108,8 108,8 106,1

Таблица 4

Индексы цен на жилье по Российской Федерации в 2001-2011 гг.

                       
Рублей за 1 квадратный метр общей площа­ди на конец периода (вторичное жилье) 9 072 11 557 13 967 17 931 22 166 36 615 47 206 56 495 52 895 59 998 48 243
в % предыдущему году 137,7 127,4 120,9 128,4 123,6 165,2 128,9 119,7 93,6 113,4 80,4

 

Таблица 5

Индексы-дефляторы валового внутреннего продукта в 2001-2010 гг.

в % к преды­дущему году

 

                     
В % к предыдущему году 116,5 115,6 113,8 120,3 119,3 115,2 113,8 118,0 101,9 111,4

 

Индекс потребительских цен используется для изме­рения среднего уровня цен на определенные товары и ус­луги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. Суть индекса в том, что он показывает темп роста цен на определенную потребительскую корзину товаров. В нашей стране данный показатель рассчитывает Федеральная служба государственной статистики.

Индекс потребительских цен отражает рост цен только в узком спектре товаров, включенных в потребительскую кор­зину. В нее входят три группы товаров: продовольственные товары (хлеб, мясо и т. п.), непродовольственные товары (одежда, мебель и т. п.) и услуги (коммунальные, связь и т. п) Потребительская корзина не включает всех необходимых человеку товаров, что, в конечном счете, приводит к иска­жению реальных масштабов инфляции. Так, в потребитель­скую корзину не включается жилье или его аренда, которые необходимы для жизни любого человека. Для наглядности, приведены официальные данные статистики по средним ценам на вторичном рынке жилья (табл. 4).

Индекс потребительских цен не отражает не только масштаб инфляционных процессов в экономике России, но и изменение цен для конечных потребителей.

Для измерения уровня цен на все конечные товары используется также дефлятор валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП). В отличие от индекса пот­ребительских цен, он рассчитывается по всем товарам входящим в валовый внутренний продукт. Дефлятор ВВП включает все конечные товары и услуги, в отличие от индекса потребительских цен, который показывает рост цен на ограниченное количество товаров и услуг составляющих потребительскую корзину.

С точки зрения статистики дефлятор ВВП и темп роста экономики связаны следующим образом:

 

Номинальный ВВП (за текущий год) / Номинальный ВВП (за прошлый год) = Темп роста ВВП*Темп роста цен (дефлятор ВВП),

 

где Номинальный ВВП (за текущий год) - валовый внутренний продукт за текущий год в номинальных ценах текущего года;

Номинальный ВВП (за прошлый год) - валовый внутренний продукт за прошлый год в номинальных ценах прошлого года;

Темп роста ВВП — рост валового внутреннего продукта без учета роста цен на товары;

Темп роста цен (дефлятор ВВП) - рост уровня цен в эко­номике.

 

Точного расчета индекса-дефлятора не существует. В силу этого его значение определяется экспертным путем на основании индекса потребительских цен и прочих факторов.

Недостатком как индекса потребительских цен, так и дефлятора ВВП является то, что они отражают рост цен только в потребительском секторе, в то время как кроме него существуют рынки сырья, капитальных товаров и товаров длительного пользования, фондовый рынок и рынок капиталов и др. Таким образом, принимая во вни­мание механизм инфляции, данные индексы не отражают общего уровня инфляционных процессов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.