Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная перцепция

Социальное восприятие и взаимопонимание

Проблема: Что такое социальное взаимопонимание?

Цель: раскрыть сущность социального взаимопонимания

План:

1. Социальная перцепция

2. Взаимопонимание между людьми

Понятие: понимание, социальная перцепция, когнитивный диссонанс

людей. Психологические особенности отношений в обществе.

Социальное восприятие – это сложный процесс восприятия внешних признаков людей и событий, соотнесения полученных результатов с их действительными внешними характеристиками, интерпретации и прогнозирования возможных поступков, поведения и течения событий.

Особенности социальной перцепции:

1. активность субъекта;

2. целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено, прежде всего, не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретация объекта восприятия;

3. мотивированность субъекта социальной перцепции;

Как правило, выделяют следующие функции социальной перцепции:

1. познание себя;

2. познание партеров по взаимодействию. Это дает возможность сориентироваться в социальном окружении;

3. установление эмоциональных контактов, обеспечивающих выбор наиболее надежных или предпочтительных партеров;

4. формирование к готовности к совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющей достигать наибольшего успеха.

В ходе социального восприятия формируются образы – представления о себе и патерах, имеющие свои особенности. Конституциональные признаки внешнего облика и своеобразие его оформления одеждой, косметикой играют роль эталонов и стереотипов социально-психологической интерпретации личности. Своеобразие оформления событий также играет роль социально-психологического оформления.

Кроме того, образы направляют наше осмысление по определенному, созданному другим человеком или группой направлению. Поэтому обязательно будет выделение доминирующих качеств.

Итак, эталоны и стереотипы формируются через общение в непосредственном окружении в процессе социализации. Прежде всего, это окружение семьи и этноса. Затем идет усвоение политико-экономических, социально-возрастных, эмоционально-эстетических, профессиональных и других эталонов.

Не стоит недооценивать значение стереотипов в социальных отношениях между субъектами. Он служит исходной информацией для определения тактики своего поведения по отношению к участникам взаимодействия. Другими словами, они способствуют регуляции их взаимодействия в общении. Каким образом? От непосредственного образа партера человек в процессе социальной перцепции поднимается к знанию о человеке вообще, а затем возвращается к самооценке. Так он уточняет информацию о себе и о том месте, которое может занимать в обществе. В этом процессе участвуют следующие социальные механизмы:

1. стереотипизация;

2. эмпатия и аттракция;

3. рефлексия;

4. каузальная атрибуция.

Социальным стереотипом называют устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Возникновению стереотипа способствует многократно повторяемая связь определенных символов с определенной категорией явлений. Он также возникает на основе восприятия не связанного с прямым опытом. Нам, как правило, много говорят о о том, что мы увидим. В этом случае мы очень часто видим то, о чем нам говорили.

Для чего нужны стереотипы? Закрепление традиций и привычек. Это своеобразная защита психологического мира личности. Он делит мир на знакомое и привычное – незнакомое и непривычное. При этом знакомое это синоним «хорошее», а «незнакомое» это синоним «плохое».

Стереотипы – это инструмент грубой настройки, позволяющие человеку экономить человеку психологические ресурсы.

Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому человеку. Эта способность человека развивается в процессе жизни. При этом вовсе не предполагает, что вы испытываете к нему симпатию. Практически любая деятельность в системе «человек - человек» требует развитие эмпатии.

Как феномен межличностного контакта эмпатия непосредственно регулирует сначала взаимодействие, а потом и устойчивые межличностные отношения людей и определяет нравственные качества человека.

В основе эмпатии лежит механизм осознанной или неосознанной идентификации, которая есть результат действия способности человека сравнивать себя, свою личность, поведение, состояние с другими людьми.

Существует три формы эмпатии: эмоциональная, когнитивная и поведенческая. Последняя форма, характерна для близких людей.

Механизм аттракции.

Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Что здесь важно?

Всякий сигнал, поступающий человеку через его органы чувств, может исчезнуть без следа, а может сохраниться в зависимости от его значения и эмоционального заряда. Эмоционально значимый сигнал, «минуя» сознание, остается в сфере бессознательного. В этом случае человек не может объяснить, почему он так относится к другому человеку.

Значит, если в ходе общения посылать партнеру сигналы таким образом, чтобы, во-первых, они были эмоционально значимыми; во-вторых, это значение было положительным; в-третьих, чтобы эти сигналы не осознавались. В этой ситуации человек будет утверждать, что общение было приятным, а собеседник – человеком, к себе располагающим.

Аттракция механизм расположения к себе, но она не убеждает. Что она делает? формирует установку, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Рефлексия – это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себя, как он представляется партнером по общению.

Исследование рефлексии выявило несколько её видов.

Табл. 1. Классификация рефлексии

виды рефлексии базовые процессы содержание отношений
эгоцентризм центрация все аспекты другого «Я»
эмотивно-рефлексивное когнитивная эмпатия причина эмоциональных состояний и возможные эмоциональные реакции «другого Я»
нормативно-ролевое принятие роли ролевое поведение «другого», нормы и отношение к роли, оценка статусной позиции
предметно-рефлексивное децентрация отражение предмета совместной деятельности в осознании другого человека

Оптимизация процесс рефлексивного понимания идет благодаря приемам эффективного слушания:

1. выяснение. Вы обращаетесь к собеседнику за уточнениями.

2. перефразирование. Вы повторяете слова собеседника своими словами.

3. резюмирование. Подытоживание основных мыслей партнера.

4. отражение чувств. Вы стремитесь отразить своими словами чувства говорящего.

Каузальная атрибуция – механизм выяснения и интерпретации причин поступков, переживаний и поведения других людей.

Исследователи выяснили, что у каждого человека есть свои схемы причинности. Люди, как правило, либо винят других в случившимся, либо обстоятельство, либо предмет, на которое направлено действие.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависят от двух факторов:

1. от степени уникальности или типичности поступка;

2. от степени социальной желательности или нежелательности поступка.

Своеобразие межгруппового восприятия. Динамические характеристики, обусловленные индивидуальными жизненным опытом каждого члена группы, но и опытом группы:

1. слияние индивидуальных представлений

2. устойчивость к внешним влияниям

3. стереотипность

4. эмоциональная окрашенность

5. зависимость образа другой группы от ситуации от совместной межгрупповой деятельности

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Под фоновой концентрацией для отдельного, источника загрязнения атмосферы понимают ее загрязнение, связанное с другими источниками, исключая рассматриваемый | Лекция 4. Взаимопонимание между людьми
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.