Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие физической культуры в России




 

Основателем физического воспитания в России можно считать Петра I. В условиях больших преобразований в России Петр I создает в стране светские учебные заведения, в которых было внедрено физическое воспитание. Во всех учебных заведениях преподавались фехтование, верховая езда и танцы, в режим учебного дня включались прогулки, игры, различные «телесные упражнения». Наряду с государственными учебными заведениями в это же время в С.-Петербурге появляются частные общеобразовательные школы, в учебном плане которых известное место было отведено и физическому воспитанию.

Армии нужны были резервы здоровых молодых людей, и в 1888 г. военный министр П. С. Ванновский предложил ввести военную гимнастику в гражданские учебные заведения, что и было сделано министром народного просвещения в 1889 г.

Цель этой гимнастики состояла в том, чтобы несколько развить учащихся и привить им необходимые навыки военной службы. Обязательным предметом гимнастика была только в средних учебных заведениях, а в начальных училищах она могла вводиться там, где на это окажутся необходимые средства для оплаты преподавателей.

В 1889 году вышла в свет «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии». В инструкции к циркуляру о введении гимнастики все упражнения разделялись на 4 отдела:

1. Вольные движения, приучающие ученика управлять своими частями тела и с укреплением физических сил вырабатывать национальные движения.

2. Упражнения с подвижными снарядами: палками, мячами, деревянными шарами и др.

3. Упражнения на неподвижных снарядах: шесте, канате, наклонной лестнице, имеющие целью отягощением собственного тела исполнять движения с наименьшею затратою сил.

4. Отдел строевых упражнений, дающих основы воинской дисциплины.

В программу высших учебных заведений физическое воспитание не включалось (кроме учительских институтов), а после революции 1905 г. правительство запретило даже существовавшие отдельные спортивные кружки из-за «неблагонадежности» студентов. В виде исключения получили право на существование отдельные студенческие спортивные клубы. Первые студенческие спортивные клубы появились в политехническом и электротехническом московских институтах, Киевском политехническом институте. В университете Санкт-Петербурга спортивный клуб был образован в 1908 г.

Несмотря на это гимнастика, спорт и игры получают распространение среди студентов. Чтобы отвлечь студентов от политической борьбы, разрешено было организовывать спортивные секции. В университетах Петербурга, Москвы, Киева, Томска создаются кружки спорта, гимнастики и игр. В 1911 г. организовываются С.-Петербургская, а в 1914 г. Московская городские спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди учащихся высших учебных заведений.

К началу первой мировой войны в России было 105 вузов, в 40 из которых имелись спортивные кружки. В студенческой среде культивировались фехтование, лыжный и конькобежный спорт, гимнастика, футбол, борьба, легкая атлетика и некоторые другие виды спорта. Однако развитие самодеятельного спорта среди студентов не могло компенсировать отсутствие физического воспитания как обязательного предмета в учебных планах высших учебных заведений.

Высший совет физкультуры ввел на 1923/24 учебные годы всеобщее обязательное преподавание физкультуры в школах. Но этот процесс шел очень медленно. Осенью 1924 года физическое воспитание было обязательным предметом только в 823 школах. Такая же картина была и со школьным спортом. Физкультурные кружки были только в школах крупных городов. Такое критическое положение объяснялось экономическими трудностями, нехваткой гимнастических залов и специалистов, но самой основной трудностью было отсутствие содержания и методов работы советской физической культуры. Так как задачами физической культуры являлось создание идеала всесторонне развитого человека, поэтому она должна была принципиально отличаться от физической культуры западноевропейских стран. В связи с этим возникло много всевозможных направлений в вопросах определения содержания и методов социалистической физической культуры.

Направление, выступившее под знаком центризма детского фи­зического воспитания, видело развитие физической культуры в том, чтобы в школах занимались только благоприятной и полезной для учеников игровой деятельностью, тем самым упрощались подходы к физическому воспитанию.

Сторонники медицинского направления видели основы физического воспитания в кондиционной гимнастике. Они считали, что лечебная гимнастика, став всеобщей, в практике школ и спортивных кружков может не только устранить возможность производственных заболеваний, но и создать связи между процессом работы и физическим воспитанием.

Специальную форму пути развития физкультуры представлял Комитет художественного физического воспитания. По представлению Комитета, действительное физическое воспитание должно основываться на художественном переживании в процессе работы. В предлагаемых формах были отброшены «буржуазные системы упражнений» и вместо них предлагались стилизованные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и др.).

В 1927 г. Государственным ученым советом были разработаны первые единые школьные программы физического воспитания. Программа по физической культуре стала исходным рубежом для всех следующих программ, в ней были сформулированы задачи физического воспитания, средства и методы урока физкультуры, формы организации. Предусматривалось также проведение уроков физической культуры в начальной школе 3 раза в неделю.

Недостатки этой программы заключались в том, что не было учета физкультурных достижений, она не давала конкретных нормативных требований. В рамках программы осуществлялось также воспитание санитарно-гигиенических навыков − с изучением явлений окружающей среды. Это сокращало время на физические упражнения.

В 1927-1928 гг. физическое воспитание было включено в учебные планы педагогических и медицинских вузов.

В 1929 г. Наркомпрос СССР утвердил новые учебные планы для школ II ступени. По этим планам на физическое воспитание отводилось по 2 часа в неделю.

В 1939 г. были пересмотрены школьные программы физического воспитания. В них были включены начальная и допризывная подготовка школьников. Физическое воспитание учеников становилось одним из основных показателей работы школ. Подростки и юноши приобретали навыки военного строя, обучались стрелковому делу, правилам противовоздушной обороны и противохимической защиты, получали хорошую физическую подготовку и закалку. Повысилось внимание к внешкольным и внеклассным формам занятий гимнастикой, спортом и играми. В 1940 г. свыше 830 тысяч учащихся 5−10 классов посещали спортивные секции школьных коллективов физической культуры и 46 тысяч школьников обучались разным видам спорта в 240 детских спортивных школах.

В послевоенные годы немало было сделано для развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях страны. С 1947 г. во всех университетах и институтах были восстановлены кафедры физического воспитания и спорта, введены первые послевоенные программы. На первых двух курсах вузов на физическое воспитание отводилось 2 часа обязательных занятий в неделю. Более совершенную программу по физическому воспитанию студентов вузы страны получили в 1951 г. Она предусматривала обязательный курс общей физической подготовки для студентов первого и второго годов обучения (2 часа в неделю) и курс спортивного совершенствования для всех лет обучения (факультативно по 4 часа в неделю). Новая программа предъявляла более высокие требования к физической подготовке студентов. Студент, заканчивавший второй курс, должен был завершить сдачу норм ГТО II ступени. Наметилась преемственность построения программ физического воспитания в школах и вузах. Начиная с 1956 г., во всех высших учебных заведениях была установлена спортивная специализация: по легкой атлетике (обязательная для всех вузов), лыжному спорту (для снежных районов страны), гимнастике, плаванию, велосипедному спорту, спортивным играм и другим видам спорта (в зависимости от условий вуза). Для студентов с ослабленным здоровьем, отнесенных к специальной группе, организовывались отдельные занятия.

Анализируя историю возникновения и развития физкультуры можно сделать вывод, что развитие физической культуры как у нас в стране, так и за рубежом происходило в первую очередь как средства подготовки к воинской службе.

Изучение положительного влияния физических нагрузок на организм человека продолжается и в настоящее время. Таким образом, можно констатировать возникновение и развитие физической культуры, имеющей своей целью профилактику и даже лечение заболеваний, что делает ее действительно необходимой широким массам в отличие от военно-прикладного и спортивного направлений. Примером массовых занятий физическими упражнениями могут служить такие виды как джоггинг (лёгкий бег) и аэробика, отличительной особенностью которых является целевая установка на улучшение состояния здоровья и отсутствие ориентации на высокий спортивный результат.

Для того, что бы продолжать знакомство с физической культурой, нам необходимо уточнить значение некоторых терминов и понятий. В первую очередь речь идет о таких понятиях как «физическая культура», «физическое воспитание» и «спорт».

Физическая культура (ФК) – часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созиданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.

Физическое воспитание (ФВ) – вид воспитательного процесса, специфика которого заключается в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека.

Спорт – специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.

Понятие" физическое воспитание" входит в общее понятие "воспитание" в широком смысле. Отличительные особенности физического воспитания определяются, прежде всего, тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых определяет его физическую работоспособность. В физическом воспитании различают две специфические стороны, или части − обучение движениям и воспитание физических качеств. Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, т.е. системное овладение человеком в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Образовательная сторона имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике.

Целью и результатом физического воспитания является физическое развитие человека или процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение жизни. Зная и умело используя объективные закономерности физического развития человека, можно целенаправленно воздействовать на его развитие, работоспособность и даже отодвинуть сроки естественного старения. Именно в этом целесообразно направляющем воздействии и состоит специфическая социальная функция физического воспитания. Однако следует помнить о том, что физическое развитие определяется не только физическим воспитанием, но и такими факторами как наследственность, социальные условия, природно-климатические условия.

В современных системах физического воспитания весьма значительное место занимает спорт. Это объясняется рядом причин, среди которых − высокая эмоциональная насыщенность спортивных соревнований, престижная значимость спортивных достижений, международные контакты, а также выделение спортивной деятельности в своеобразную экономическую деятельность для спортсменов достаточно высокого уровня. В настоящее время спорт стал ещё одной разновидностью шоу-бизнеса, когда экономический эффект порой становится ведущим.

Ядро спорта, основу его особенностей составляет специфическая соревновательная деятельность. Непосредственная цель соревновательной деятельности в спорте − достижение высокого результата. Исходя из этого, строится система подготовки в спорте. Ориентация на максимально высокий результат предъявляет очень высокие требования к занимающимся. В массовом спорте, где результаты отличаются от высших достижений, риск приобрести функциональные нарушения или заболевания ниже, при этом причинами функциональных срывов может быть как нерациональное планирование, так и нарушения режима занимающимися. При рациональных и систематических занятиях спортом или оздоровительной физкультурой в организме человека происходят перестройки, способствующие повышению его функциональных возможностей. Но физическое развитие индивида – это не единственный результат систематических занятий. Хотелось бы обратить внимание на еще одну сторону, которая часто остается в тени.

Регулярные занятия, требующие в режиме дня выделения определенного времени, приучают человека к размеренному ритму деятельности. Это требует хорошей организации своего рабочего и свободного времени, и соответственно, как правило, спортсмены достаточно высокого уровня привыкают очень рационально планировать свое время.

Значение, которое придается физическому воспитанию молодого поколения, казалось бы, подкрепляется тем, что предмет «Физическое воспитание» является обязательным, начиная со школы и заканчивая высшими учебными заведениями. К сожалению, провозглашаемая на словах важность предмета, зачастую на деле не подкрепляется наличием необходимых условий для занятий, как это отмечалось в России ещё и в XIX в. При этом организация массовых «спортивных» мероприятий, где большинство участников регулярно не занимаются, приносит больше вреда, чем пользы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 10153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.