Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма журналистского материала




 

До сих пор мы говорили преимущественно о содержании текста. Теперь поду­маем, по каким параметрам оценивать его форму. С одной стороны, форма вытека­ет из содержания, с другой, сама воспроизводит многоплановость содержания. Оценивая форму журналистского материала, мы рассматриваем жанр, сюжет, ком­позицию, образы, лексику, стиль.

Сюжет в журналистике отличается от сюжета в художественной литературе. Часто он не развернут; в нем, как правило, отсутствует композиция; завязка и раз­витие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка обычно становятся главной частью всего сюжетного построения. Сюжеты разли­чаются в зависимости от того, что становится основой материала — событие, ха­рактер или проблема. Интересный сюжетный ход надо стараться найти еще в про-

 

цессе разработки темы, попытаться так изобразить события, выстроить факты, что­бы как можно выразительнее оформить содержание.

Если сюжет — это действие, динамика, то композиция — построение, устойчи­вость. Композиция — это архитектура текста, в ее ведении такие вопросы, как, с чего начать и чем закончить текст, на какие части его делить, о чем сообщить чита­телю сразу, о чем потом, от чьего лица (или с чьей точки зрения) вести повествова­ние и т.д.

Композиция — это средство организации текста, выступающее как система пра­вил его построения с точки зрения сочетания подтем (композиционных узлов).

Что же это за система правил? Необходимое и достаточное количество подтем в журналистском тексте должно принципиально сводиться к четырем:

1) ввод в ситуацию;

2) обозначение проблемы;

3) предъявление оценок и аргументов;

4) практическая постановка вопроса.

Второе правило композиции связано с расстановкой подтем и утверждает оно, что последовательность подтем может меняться, но она должна быть мотивирова­на жанром и оправдана соответствующими приемами.

Журналистский образ должен быть точен, ярок, понятен, достаточно свеж, не «заезжен» до банальности.

И наконец, материал должен быть элементарно грамотен с точки зрения и ло­гики, и лексики, и стилистики, не говоря уж об орфографии и пунктуации.

Наряду с факторами, определяющими особенности стиля, важное значение для понимания особенностей медиа-текстов как объектов информационного анализа имеют такие параметры, как тема, идея, структурно-композиционное решение, жанр. Выделяют три группы жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры. В качестве основания деления в этой классификации выступает степень авторской оценки и анализа в работе с информацией.

Любой текст СМИ также имеет свою специфическую структуру. По мнению А.И. Соловьева, она включает в себя:



• протекст (изначальный замысел, задумка автора);

• контекст (активизация знаний, содержащихся в памяти аудитории, близость ей описываемых событий, фактор ассоциативных связей и т.д.);

• затекст (атмосфера формирования текста);

• подтекст (неявные намерения автора);

• message (subliminal message — действующее на подсознание послание, глу­бинный смысл; носит кооперативный характер, так как является результа­том коллективного творчества).

Иногда для обозначения глубинного смысла используется термин «концепт», от него зависит смысловое и логическое строение текста. Отражая интенции авто­ра, именно концепт задает коммуникативную направленность текста, то есть вер­бального воплощения какой-либо конкретной ситуации.

 

Текст выглядит предпочтительнее просто устного слова, имеющего репутацию чего-то поверхностного, легковесного, и именно поэтому анализ влияния текста так важен. 99

Едва ли можно переоценить и психологическую значимость умело сработан­ных заголовков или в целом заголовочно-оформительских комплексов, так как они выполняют несколько важных задач. Главная из них: сказать всё и — коротко100.

Прежде всего заголовок должен подводить читателя непосредственно к тексту статьи. К сожалению, это случается не всегда. Так как интересы и информацион­ные запросы читателей самые разнообразные, заголовок, привлекший внимание одного, оставит равнодушным другого. Может случиться и так, что читатель полу­чит всю необходимую информацию уже из заголовка. Это характерно для читате­лей, любящих бегло просматривать материал: они очень требовательны в выборе статей для подробного чтения.

Заголовки также помогают распределить материалы по степени важности. Сво­ими размерами и расположением они дают читателю понять, насколько редакция считает эти материалы важными или интересными. Заголовки разбивают текст материалов, выполняя таким образом оформительские задачи (дизайн, инфографика). На протяжении многих лет заголовки эволюционировали как бы по кругу. Сто лет назад газеты использовали заголовки и подзаголовки в несколько строк, которые могли занимать до четверти страницы. Их составление отнимало много времени, не говоря уже о чисто технических сложностях печатания. Приходилось долго подбирать ключевую информацию, чтобы заполнить все строки, отведенные для заголовков и подзаголовков.

Позднее появились исследования, доказывавшие, что многие читатели — из-за выборочного интереса или нехватки времени — удовлетворяются информацией, по­лученной при чтении заголовков, и никогда не читают сами материалы. По этой при­чине дизайнеры сегодня используют в некоторых материалах один подзаголовок в дополнение к основному заголовку. Тем временем новая технология избавила ре­дакторов от необходимости втискивать суть сложной статьи в строго отведенное для заголовка число позиций. Во времена горячего набора часто невозможно было поме­стить заголовок в это «прокрустово ложе». Такие заголовки назывались «разжало­ванными», так как их приходилось сокращать. Сегодня, с распространением компь­ютеров, можно уплотнить заголовок, который занимает, например, 48 позиций, до 46. Исследования показывают, что для глаза это уплотнение почти незаметно.

Как правило, легче работать с «нисходящими» заголовками, т. е. с такими, в которых только первое слово и имена собственные пишутся прописными буквами, а все остальное — строчными. Так как строчные буквы уже, на отведенном для за­головка месте их может поместиться больше. Умение писать заголовки, однако, не означает только подгонку количества букв под отведенные позиции. В заголовках должна содержаться суть материала. В них не следует ни преуменьшать, ни пре­увеличивать значение фактов материала — необходимо только точное отражение.

__________________________________

99 См. об этом подробнее: Шомели Ж., УисманД. Связи с общественностью. — СПб., 2003. — С. 82-83.

100 Этой проблеме посвящена отдельная глава в пособии «Справочник для журналистов стран Централь­ной и Восточной Европы». — М., 1994. Мы используем основные рекомендации из данной книги.

 

Многие судебные иски против газет были возбуждены из-за неправильных, неточ­ных, вводящих в заблуждение заголовков.

Слабые заголовки получаются при использовании слов, не имеющих отноше­ния к материалу. Часто в заголовках неопытного журналиста много «воды». Заго­ловок должен содержать только точные, ключевые слова. Когда журналисту при­ходится слишком долго копаться в материале в поисках точной формулировки за­головка, это означает, что идея самого материала выражена туманно, или, как говорят журналисты, «похоронен лид».

Существуют и определенные тонкости. Глагол — главный элемент заголовка — в многострочном варианте должен стоять в первой строке. Лучше не разгонять по отдельным строкам сложные сказуемые, прилагательные и определяемые ими су­ществительные, а также устоявшиеся словосочетания. Избегайте незнакомых, загадоч­ных сокращений, но те, что стали широко известными, вполне употребимы. В поисках коротких слов, которые умещались бы в отведенные позиции, журналисты зачастую напрасно жертвуют более точным смысловым оттенком более длинного слова-си­нонима. Можно составить словарик коротких слов для заголовков, но пользовать­ся им нужно разумно, не повторяясь. Можете воспользоваться и следующим при­емом: напишите обычное повествовательное предложение, передающее суть мате­риала, затем уберите лишние слова. В результате, как правило, остается хороший заголовок.

Он обычно пишется в настоящем времени, что помогает создать ощущение си­юминутности. Но есть, конечно, и исключения. Приняв как аксиому, что заголовки увеличивают читаемость (даже если читаются только они), следует выбирать раз­мер шрифта заголовков, которые соответствовали бы важности материала. В ре­дакционной спешке заголовкам часто не уделяется достаточного внимания. Это серьезная ошибка, от которой проигрывают материалы и в конечном итоге газета в целом. В высокопрофессиональной газете неудачные заголовки часто переписыва­ются заново. А в ряде газет, в частности в «Комсомольской правде», даже есть жур­налисты, в обязанность которых входит только придумывание заголовков для пуб­ликаций. Ведь когда газета безупречна в заголовках, она обычно безупречна во многих других отношениях.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.19.123
Генерация страницы за: 0.108 сек.