Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы планирования и планов

Классификация прогнозов

Разные исследователи предлагают различные признаки классификации прогнозов.

1. По цели разработки прогнозы делятся на поисковые и нормативные. Поисковые основываются на выяснении будущего развития исследуемого явления при сохранении тенденции прошлого. Нормативные учитывают заранее поставленные цели и определенные пути и сроки их достижения. Они разрабатываются от заданного состояния в будущем с учетом существующих тенденций.

2. По временному горизонту выделяют оперативные прогнозы, которые разрабатываются на срок до одного месяца и содержат только количественные показатели; краткосрочные прогнозы, разрабатываемые на срок до одного года и содержащие общие количественные показатели; среднесрочные прогнозы, разрабатываемые на срок 1-5 лет и содержащие как количественные, так и общие качественные оценки; долгосрочные прогнозы, разрабатываемые на период 5-15 лет и содержащие общие количественные и общие качественные показатели; дальнесрочные прогнозы, которые разрабатываются на период свыше 20 лет и содержат общие качественные характеристики.

3. По содержанию прогнозы бывают:а) экономические - предоставляют информацию о развитии любого экономического показателя; б) демографические – охватывают движение населения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень и структуру занятости населения и т.д.; в) социальные - представляют информацию об уровне и качестве жизни населения; г) экологический – дает информацию об изменении экологической ситуации в стране, городе, области и пр.; д) прогноз природных ресурсов – содержит информацию о потребностях общества в природных ресурсах и о возможностях их использования, охватывает все виды общественного воспроизводства и природную среду; г) научно-технические – рассматривают достижения научно-технического прогресса.

4. По методам разработки прогнозы делятся на интуитивные и формализованные. Интуитивные опираются на информацию, полученную по оценкам экспертов. В некоторых ситуациях при прогнозировании могут быть использованы только эти прогнозы (например, когда объект прогнозирования новый и о нем нет статистической информации, объект прогнозирования сложный и на его развитие оказывает влияние много факторов). Формализованные основываются на фактической информации об объекте. Статистические данные обрабатываются специалистами с помощью формализованных методов.

5. По масштабности прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы (объект прогнозирования - это страна в целом); структурные прогнозы (межрегиональные, межотраслевые и т.п.); прогноз развития отраслевых комплексов; региональные прогнозы (объектом прогнозирования выступает регион); прогноз первичных звеньев экономики (объект - предприятие, фирма); глобальные прогнозы (объект - мир в целом, крупные мировые регионы).

 

Круг объектов, подлежащих государственному планированию, достаточно широк. Прежде всего — это структура общественного производства. На пропорции и структурные сдвиги может влиять функционирование рынка, и государству небезразлично, как скла­дываются пропорции. Далее — социальная сфера. Главное здесь - предвидение влияния будущего развития экономики на жизнь раз­ных социальных групп населения, выявление негативных сторон этого влияния и определение мер по защите нуждающихся.

Различают директивное и индикативное государственное плани­рование. Директивное планирование присуще административно- командной системе, а индикативное планирование — рыночной эко­номической системе. Директивность планирования проявляется в наделении планов силой обязательного для всех исполнителей доку­мента. Из директивности планирования вытекает требование строго­го соблюдения плановой дисциплины, ответственности предпри­ятий, хозяйственных органов, должностных лиц за невыполнение заданий. Директивное планирование обеспечивает контроль за произ­водством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Каждый поставщик привязывается к своему потребителю, и каждый потребитель знает, кто ему поставит сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Хозяйствующий субъект не может само­стоятельно решать, что, как и когда производить, кому и по какой цене продавать.

С переходом к рыночной экономике развивается индикативное планирование как способ сознательного, целенаправленного управ­ления социально-экономическими процессами в государственном, а также и в негосударственном секторах.

Индикативное планирование представляет собой процесс фор­мирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие страны в целом, ее территориальных и от­раслевых подсистем, предприятий и организаций в соответствии с процедурами, утвержденными законодательством Российской Фе­дерации.

Индикативный план социально-экономического развития Рос­сийской Федерации включает:

♦ совокупность макроэкономических прогнозных показателей и обязательных заданий;

♦ показатели развития институциональных секторов экономи­ки, характеризующие деятельность крупных, средних, малых и совместных предприятий, индивидуальных предпринима­телей;

♦ показатели развития отраслей экономики;

♦ показатели социально-экономического развития территори­альных образований РФ, крупных экономических районов, субъектов РФ, территориально-промышленных комплексов, промышленных узлов, а также городов, имеющих особо важное значение.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной систе­мы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения.

Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей до­полняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государ­ственные заказы и др.

Индикативное планирование является основным методом воз­действия на функционирование рыночной экономики. Оно при­звано обеспечить решение многих вопросов социально-экономи­ческого развития, осуществление которых только рыночными ме­тодами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами.

Индикативные планы органично соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития, прогнозы функцио­нирования экономики, государственные программы, экономические регуляторы.

К плановым документам, утверждаемым исполнительными ор­ганами государственной власти России и субъектов РФ, относятся мобилизационный план, перспективный финансовый план, баланс финансовых ресурсов и др.

Мобилизационный план разрабатывается в соответствии с зако­ном «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в интересах укрепления обороноспособности как эле­мент подготовки экономики, перевода организаций на работу в ус­ловиях военного времени (в масштабе России, субъектов РФ, му­ниципальных образований). План предусматривает создание, нако­пление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых за­пасов продовольственных товаров и нефтепродуктов, а также под­готовку и организацию нормированного снабжения населения про­довольственными и непродовольственными товарами, его медицин - ского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспорт­ными средствами в период мобилизации и в военное время. Основ­ное внимание обращается на сохранение мобилизационных мощно­стей, приоритетность финансирования их содержания на предпри­ятиях в целях недопущения разрушения.

Представитель государства в органах управления акционерного общества, часть акций которых закреплена в федеральной собст­венности, осуществляет контроль за деятельностью АО по линии разработки мобилизационных планов, выполнения мобилизацион­ных заданий (заказов), сохранения мобилизационного резерва. В случае реорганизации или ликвидации АО, признания его банкро­том он ставит перед соответствующими органами вопрос о сохра­нении мобилизационных мощностей и выполнении мобилизацион­ных заданий.

Перспективный финансовый план разрабатывается сроком на 3 года одновременно с проектом бюджета на очередной год по ук­рупненным показателям бюджетной классификации и отражает возможности бюджета по мобилизации доходов, привлечению за­имствований и финансированию основных расходов; законодатель­но не утверждается. Исходной базой составления служат бюджет на текущий год и среднесрочный прогноз социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования. Пер­вым годом плана становится год, на который утверждается бюджет. Следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. План ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития. При этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Перспективный финансовый план используется для информи­рования законодательных органов о тенденциях развития, ком­плексного прогнозирования финансовых последствий реализации реформ, программ, законов, разработки и осуществления мер фи­нансовой политики.

Для использования при составлении государственного бюджета разрабатывается баланс финансовых ресурсов (доходов и расходов) по России, субъектам РФ, муниципальным образованиям, хозяйствую­щим субъектам на соответствующей территории. Исходными дан­ными для этого служат отчетный баланс за предыдущий год и про­гноз социально-экономического развития территории.

Для осуществления закупочных и товарных интервенций разра­батываются балансы ожидаемого производства и использования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Минэко­номразвития и Минсельхоз организуют разработку оперативных ба­лансов важнейших продовольственных, других социально значимых товаров и лекарственных средств, а также сырья для их производства, спирта. Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1997 г. № 225 предусмотрены разработка территориальных балансов по неф­тепродуктам и топливу и утверждение на их основе графиков поста­вок в районы Севера с ограниченными сроками завоза.

Утвержден государственный план подготовки управленческих кадров для предприятий и организаций народного хозяйства. Заказ­чиком плана выступает Минэкономразвития РФ, исполнителями - пять министерств и ведомств, образовательные учреждения. Наме­чается в течение двух лет подготовить 5 тыс. чел., в том числе по специальностям менеджмент, маркетинг, финансы и кредит — по 1500, прочие — 500 человек.

Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1032 утвержден национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе.

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают комплексные мероприятия по подготовке подведомст­венных организаций к работе в осенне-зимний период, обращая особое внимание на создание необходимых запасов топлива. Анало­гичные мероприятия разрабатывают и органы исполнительной вла­сти субъектов РФ.

В обязательном порядке разрабатываются генеральные планы развития территории области, муниципального образования. Гене­ральный план определяет организацию территории, расселения, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, меры по охране природы, использованию земельных угодий. Он содержит плановую, градостроительную документацию, опирается на проекты землеустройства, лесоустройства, планировки жилых районов, за­стройки городов и других поселений. *

С учетом генеральных планов составляются программы регио­нального развития, предусматривающие создание благоприятных условий для хозяйственной деятельности на данной территории.

Планируется работа Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, членов Правительства РФ. Координацион­ные и консультационные органы, образуемые Правительством РФ, планируют свою деятельность самостоятельно в соответствии с по­ложениями о них. Объектами планирования являются законопро­ектная деятельность, действия на определенные периоды, меро­приятия контрольного характера, проведение заседаний.

Программы и планы законопроектной деятельности формиру­ются и утверждаются распоряжением Правительства РФ на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных и иных ор­ганизаций. Вносимые предложения проходят экспертную оценку в Минюсте, Правительстве с привлечением в необходимых случаях соответствующих институтов, организаций.

Предложения должны содержать:

♦ обоснование необходимости принятия закона;

♦ концепцию законопроекта, включающую в себя его общую характеристику и основные положения;

♦ этапы подготовки законопроекта и перечень соисполните­лей-разработчиков;

♦ срок представления законопроекта в Правительство РФ;

♦ ориентировочный срок внесения законопроекта в Государ­ственную Думу.

Президент РФ информируется о ходе подготовки и реализации программ и планов законопроектной деятельности.

Правительство РФ координирует законопроектную деятельность с палатами Федерального Собрания, с органами исполнительной власти субъектов РФ (по вопросам совместного ведения). Органы исполнительной власти субъектов РФ получают программы и пла­ны законопроектных работ Правительства РФ для практического использования и участия в подготовке документов.

Заседания Правительства РФ планируются поквартально.

План заседаний на очередной квартал включает:

♦ календарь рассмотрения вопросов;

♦ перечень законопроектов, подлежащих рассмотрению на за­седаниях в очередном квартале;

♦ перечень вопросов и законопроектов, намечаемых для рас­смотрения в следующем квартале.

По каждому вопросу указываются органы исполнительной вла­сти, ответственные за их подготовку.

Федеральные исполнительные органы до начала планируемого квартала представляют в Правительство разработанные на основе посланий Президента РФ, программ и планов работы Правительст­ва предложения для обсуждения. Они содержат:

♦ наименование вопроса и обоснование необходимости его рассмотрения на заседаниях Правительства;

♦ общую характеристику и основные положения предлагаемо­го к рассмотрению вопроса;

♦ форму решения Правительства;

♦ перечень соисполнителей для подготовки вопроса к рассмотрению на заседании;

♦ дату рассмотрения.

План заседаний Правительства РФ утверждается председателем Правительства. Дополнительные (внеплановые) вопросы могут быть рассмотрены по решению председателя Правительства.

Работа членов Правительства определяется на основе ежене­дельных графиков, предусматривающих их участие в заседаниях Правительства, координационных и консультативных органов, па­лат Федерального Собрания, межправительственных комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также в других мероприятиях.

В годовом плане работы Правительства РФ, в частности, содер­жатся мероприятия по разделам.

1. Налогово-бюджетная политика.

1.1. Укрепление доходной базы федерального бюджета.

1.2. Повышение эффективности использования бюджетных средств.

2. Структурная реформа.

2.1. Укрепление прав и усиление ответственности собственни­ков, развитие рынков.

2.2. Реструктуризация предприятий оборонно-промышленного комплекса.

2.3. Усиление государственного контроля за деятельностью есте­ственных монополий.

2.4. Внешнеэкономическая деятельность и поддержка россий­ских товаропроизводителей.

3. Социальная политика.

По каждому разделу предусмотрены вид готовящегося докумен­та (указ, постановление или распоряжение Президента и Прави­тельства, нормативный акт ведомства, доклад Правительству РФ), срок подготовки, ответственные за подготовку. Персональная от­ветственность за выполнение возложена на руководителей феде­ральных органов исполнительной власти, которые составляют ве­домственные планы первоочередных мер.

В планах работы Правительства РФ отражаются направления государственной политики на макроэкономическом и микроэко­номическом уровнях. Планируя государственную политику, Пра­вительство РФ одновременно привносит элементы планомерно­сти в социально-экономическое развитие страны. Поэтому то, что намечает Правительство РФ в той или иной сфере, не внут­реннее дело кабинета, а жизнь государства.

Перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году, представляется на рассмотрение Государствен­ной Думы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы разработки федеральных целевых программ и государственного плана | Задачи и основные принципы анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.