Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ось степени выраженности характера

Критерии психопатии Ганнушкина-Кербикова.

1. Относительная стабильность во времени, так как мало меняется в течение жизни – «Каков в колыбельке, таков и в могилку».

2. Тотальность проявлений характера: и дома, и на работе, и на отдыхе. если человек дома один, а на работе другой – он не психопат.

3. Социальная дезадаптация. (Ю.Б.Гиппенрейтер, с.271).

 

 

       
Норма Патология

Где 1 – средний характер, 2 – скрытая акцентуация, 3 – явная акцентуация, 4 – психопатия. 1 и 2 и 3 – это норма, а 4 – уже патология.

Леонгард выделяет 12 типов акцентуации. Акцентуация часто встречается у подростков и юношей (50-80%).

Краткая характеристика особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1) гиперактивный – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, стремится к лидерству, не реагирует на замечания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;

2) гипоактивный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаще является пассивной стороной;

3) циклоидный – общительность циклически меняется;

4) эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, глубоко переживает малейшие неудачи, поэтому у него чаще печальное настроение;

5) демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь), легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6) возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, «занудливость», но как маскировка возможна льстивость, услужливость;

7) застревающий – «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной;

8) педантичный – выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, чрезмерно актуален, формально требователен;

9) тревожный – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, неуверенность в себе, нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10) экзальтированный – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

11) интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут в себе, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, хотя повышенная свойственная ранимость, сдержанно-холодно относится к другим людям, даже к близким;

12) экстравертированный (конформный): высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

4. Основную роль в формировании и развитии характера играет общение личности с окружающими людьми. Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст 2-3 и 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как со взрослыми людьми, так и со сверстниками. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям (имеются данные о том, что начало формирования этих черт уходит в глубь дошкольного возраста, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком).

Такие черты характера как трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве (далее - Немов, страница 419).

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые качества, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие основы характера. К окончанию школы характер человека можно считать уже сложившимся.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Он, несомненно, влияет на познавательные процессы человека – восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты личности. Эмоциональная жизнь находится под прямым влиянием характера человека. То же самое можно сказать о мотивации и о воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается, прежде всего, своей устойчивостью и более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки в целом могут меняться у человека в течение жизни, то его характер, однажды уже сформировавшийся, остается уже более или менее устойчивым. Исключение составляют только случаи тяжелого заболевания, захватывающего мозг, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения центральной нервной системы, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец некоторые его изменения могут происходить в периоды жизненных кризисов, что тоже нельзя отнести к нормальным явлениям.

Одной из черт характера человека, обнаруживающую особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность и связанная с ней по смыслу черта – замкнутость, а также общие черты, в состав которых две названные входят как составляющие – экстраверсия и интроверсия.

Характер человека связан с его интересами, потребностями, он более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворить наиболее сильные и актуальные потребности.

 

Литература:

1. Л.Д.Столяренко. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997г. – 736с.

2. Р.С.Немов. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.1: Общие основы психологии. – 688с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ключевое слово: характер – Х, темперамент – Т | Вопросы лекции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.