Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературное произведение - произведение человеческой мысли, закрепленное в письменном виде и обладающее общественным значением

Вопрос 7. Литературное произведение: художественное единство образной системы.

Составляющие литературного произведения: тема, проблема, идея, сюжет, композиция, родовые и жанровые признаки, образная система, художественная речь, пафос произведения, творческий метод автора как способ художественного познания мира, стиль как способ художественного выражения мира.

Наукой о литературе в XX в. сделано очень многое для адекватного описания такого сложного эстетического объекта, каким является литературное произведение. Средоточием интересов ученых разных методологических ориентации (формализм и социологизм 1910—1920-х годов, структурно-семиотические студии, герменевтический, культурологический и другие подходы) выступает само произведение, его мир, его текст — «чарователь неустанный», «неслабеющий магнит» (В. Брюсов). Ушло в прошлое обыкновение сначала разбирать «идейное содержание», а потом, если останется время и место, перечислять «художественные особенности». Литературное произведение как целое. Каждое литературное произведение представляет собой какую-либо целостную картину жизни (эпические и драматические произведения) или какое-либо целостное переживание (лирические произведения). Поэтому Белинский и называл каждое творение литературы, равно как и других видов искусства, замкнутым в себе миром. Об «отдельности» каждого произведения говорил Гегель в «Лекциях по эстетике» (применительно к опыту драматической поэзии): «В драматической области, например, содержанием является некое действие; драма должна изобразить, как совершается это действие. Но люди делают много вещей: разговаривают друг с другом, в промежутках — едят, спят, одеваются, произносят те или другие слова и т. д. Из этого должно быть исключено все, что не связано непосредственно с определенным действием, составляющим собственное содержание драмы, так что не должно оставаться ничего, не имеющего значения по отношению к этому действию. Точно так же в картину, охватывающую лишь один момент этого действия, можно было бы включить множество обстоятельств, лиц, положений и всяких других событий, которые составляют сложные перипетии внешнего мира, но которые в этот момент никак не связаны с данным определенным действием и не служат его характеристике. Согласно же требованию характерности в произведение искусства должно входить лишь то, что относится к проявлению и выражению именно данного определенного содержания, ибо ничто не должно быть лишним». Здесь имеется в виду то внутреннее целостное единство художественного произведения, которое определяется единым авторским замыслом и выступает во всей сложности органически связанных между собой взаимодействующих событий, картин, ситуаций, лиц, переживаний, мыслей. Без проникновения в это единство, без осмысления составляющих его элементов в их взаимосвязях по-настоящему глубоко и серьезно понять художественное творение невозможно. Л. Н. Толстой в письме к Н. Н. Страхову от 23 апреля 1876 года, обобщая свой творческий опыт работы над романом «Анна Каренина», не только охарактеризовал целостное единство литературного произведения, но и указал на те требования к критикам, которые вытекают из понимания этого единства: «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак нельзя, а можно только посредственно — словами описывая образы, действия, положения... Теперь... для критики искусства нужны люди, которые бы показывали бессмыслицу отыскивания мыслей в художественном произведении и постоянно руководили бы читателей в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства». В этом же письме к Страхову Толстой замечает: «Если же бы я хотел сказать словами все то, что имел в виду выразить романом, то я должен бы был написать роман тот самый, который я написал, сначала».
 

ать объявлени Вопрос 8. Понятие формы и содержания в философии и литературе.

Форма и содержание как философские категории:

Во их взаимосвязи содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет совокупность частей (элементов) предмета и их взаимодействий между собой и с другими предметами, а форма есть внутренняя организация содержания. Отношения Ф. и С. характеризуются единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении Ф. и С. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма обнимает систему устойчивых связей предмета.

Категории Ф. и с. появляются в древнегреческой философии в связи с попытками ответить на вопрос, как возможно и возможно ли вообще постоянство и повторяемость явлений при одновременной их изменчивости.

Предположение: есть сохраняющаяся "материя", и это было первоначальным значением категории содержания.

У Платона понятие формы (эйдоса) обозначало реальную определенность тела как некоей целостности, не сводимой к пространственно-геометрическим соотношениям элементов, составляющих вещь; каждому классу чувственно воспринимаемых вещей соответствовала "своя" форма, или идея. В связи с тем, что форма у Платона получила самостоятельное, независимое от мира природных вещей существование, возникла и проблема отношения мира форм (идей) к миру материальных вещей (к "материи"), в рамках которой долгое время разрабатывалась проблема соотношения Ф. и С.

Далее: наиболее развитую античную концепцию Ф. и С. построил Аристотель. Аристотель вместе с тем утверждает, что форма есть определенность самих материальных вещей. Телесная вещь есть единство формы и "материи", одновременно и форма, и материя, оформленная материя; различие между материей и формой относительно. Правда, такой трактовке проблемы сам Аристотель поставил предел: говоря о мире в целом, он допускает существование неоформленной "материи" и нематериальной формы, обладающей независимым от материи существованием и восходящей к "форме форм", т.е. к Богу.

Новое время: первый шаг к преодолению идеализма в понимании материи и формы сделал Дж. Бруно, подчеркнувший, что материя "...является той вещью, от которой происходят все естественные виды" ("О причине, начале и едином", М., 1934, с. 178). Эту линию продолжают Ф. Бэкон, Декарт, Р. Бойль, Гоббс и др.

Усиление идеализма: основание формы, по Лейбницу, заключено в нематериальном начале, в монаде, а фигура, величина и т.п. суть только способы выражения и описания внутренней определенности монады.

И. Кант выдвигает тезис, согласно которому форма, как и другие категории рассудка, есть принцип упорядочивания, синтезирования чувственно данного многообразия. Это относится и к материи: "...лишь отношение чего-то вообще к чувствам"

Гегель: тезис о взаимообусловленности материи и формы. По Гегелю, отношение между Ф. и С. есть сущностное отношение, типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей. Единство Ф. и С. предполагает их взаимопревращение.

К. Маркс показал, что в области социально-экономических отношений все собственно природные определения вещи имеют значение лишь как формы существования и проявления иного, социального содержания.

 

Понятия содержания и формы в литературе

Содержание – это познанная, осмысленная, отраженная и оцененная с определенной эстетической точки зрения действительность (события, явлении жизни).

- Содержание – должно быть общеинтересным.

- Содержание – сплав изображенного и выраженного.

- Содержание – должно быть оформленным, никакое содержание не может быть бесформенным.

- Не бывает «краткого содержания» - кратко можно изложить только сюжет или тему произведения.

Форма - «форма существенна» (Ленин).

- Форма – это все средства оформления содержания, раскрытия содержания. Познания содержания.

- Форма – это совокупность средств образного выражения содержания.

- Форма в литературе может быть «внешней» - это род, вид, жанр, изобразительно-выразительные средства – то есть основные пласты художественной речи

- Форма в литературе может быть «внутренней» - это образы, сюжет, композиция – структурно-содержательные элементы.

- Форма есть выражение содержания, он связана с ним так тесно. Что отделить ее от содержания – значит уничтожить самое содержание

 

Вопрос 9. Единство формы и содержания в литературном произведении

Диалектическое единство содержания и формы: в этой дихотомии четко работают все три закона диалектики.

Гегель – объективный идеалист, написавший три тома философских исследований по эстетике (наука о прекрасном), тем не мене подчеркивал, что главное - все же содержание.

Главный предмет литературы – человек.

Главный объект литературы – мир, окружающая человека реальность. Автор должен реальность увидеть, понять, осмыслить, отразить, выразить…

Все элементы литературного произведения являются формально-содержательными, они представляют собой и содержание и форму литературного произведения.

Хотя условно их можно разделить на

элементы содержания – тема, проблема, идея, образы – персонажи, фабула, сюжет, замысел

и элементы формы – род, жанр, композиция, образы, художественные средства языка (художественная лексика, семантика, синтаксис и фоника).

Вопрос 10. Художественный прием и жизненный принцип автора

в форме и содержании литературного произведения.

 

Рассмотрим единство художественного приема и жизненного принципа автора на материале исследования М. Гаспарова о творчестве Горация.

Такое единство является основополагающим при определении единства формы и содержания, гармонии всех уровней художественного произведения, когда оно само существует в литературном воплощении как то, о чем оно говорит…

Такое единство мы можем наблюдать всех гениальных произведениях мировой литературы.

Высшее мастерство литературоведческого анализа: это умение определить это гармоничное единство формы – содержания и жизненного принципа автора.

 

Вывод лекции: об образе мировая литература может сказать, как было сказано об одном русском поэте в ХІХ веке: «Пушкин – наше все». Так и в литературе образ – это ее все. Безобразная (с ударением на второй слог) литература – БЕЗОБРАЗНА с ударением на третий слог. Множество классификаций и определений образа лишь раскрывают его с разных точек зрения, однако окончательный смысл и полнота образа бездонны и бесконечны в своем глубинном полном значении. Образ раскрываются лишь в индивидуальном восприятии реципиента, и лишь в той мере, на которую способны его мышление, воображение и ассоциативное восприятие.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 5. Особенность литературной формы, ее изобразительность и выразительность | Особенности регионального туризма как объекта управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.