Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства обучения ИЯ

Под средствами обучения понимаются всё то материальное, техническое или нетехническое, что оказывает помощь в организации проведения учебно-воспитательного процесса. Эффективное использование каждого из средств возможно лишь в том случае, когда учитель знает, что, где, когда целесообразнее использовать в процессе обучения и какие рез-ты можно получить.

 

Средства обучения в метод-ой литературе:

1. по той роли, какие они играют в воспитательном процессе;

2. по адресату: для учителя и ученика;

3. по каналу поступления информации: слуховые, зрительные, зрительно-слуховые сред-ва;

4. по использованию техники: технические и нетехнические;

В методической лит-ре все сред-ва обучения делятся на основные и вспомогательные.

 

К основным относятся программа, книга для учителя, для учащихся, для чтения, грамматические справочники, словарь.

Программа - госуд-ый документ, которым руководствуется учитель с конкретным классом.

Состоит из:

1. Объяснительная записка;

2. основная часть;

3.приложение;

 

В объяснительной записке формируются цели и задачи по основным видам речевой деят-ти; даются общие методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса самостоятельной и внеклассной работы учащихся. Большое внимание уделяется комплексной реализации целей межпредметным связям, дифференцированному подходу, индивидуализации процесса обучения и воспитания. Т.е. назначение ОБ заключается в том, чтобы создать методическую ориентацию учителю. В программе даётся примерная тематика для устной речи и чтения, требования к практическому владению английском языком по классам и по каждому виду речевой деят-ти; перечисляются аудиовизуальные пособия ОМК. Изменившаяся роль и место ИЯ в аспекте школьного образования, в обучении, воспитании, развитии школьников, необходимость учёта современных тенденций методики преподавания ИЯ обусловили разработку нового варианта программы, признанного помочь учителям м методистам в организации учебного процесса по ИЯ в средней общеобразовательной школе.

 

Исходными пунктами в этой работе явились:

- развитие методического плюрализма,

- создание условий для стимулирования творческой активности авторов УМК, а также методистов, учителей и учащихся,

- многовариативность изучения ИЯ и большая самостоятельность учителей в определении условий, отборе содержания и средств обучения ИЯ.

 

В содержательном плане акцент сделан на харак-ку общих концептуальных основ обучения и основных составляющих учебно-воспитат-ого процесса (цель, содержание, ученик, учитель) с позиции современных требований теории и практики преподавания ИЯ.

 

Программа состоит из следующих разделов:

1.Цели с содержание

2.Характеристика этапов обучения в средней школе

3.Основные особенности современного учебного процесса по ИЯ

4.Приложение

 

Книга для учителя раскрывает содержание работы. Т.е. где, когда, какой из компонентов речи, какие задачи решаются в УВП. Учитель должен изучить основные её положения, принципы построения УМК для каждого класса.

 

Книга для учителя состоит из 3 частей:

1. Введение (цели, задачи, принципы)

2. Основная часть (планы к урокам, практические задачи и методические рекомендации)

3. Приложение

 

Учителю следует внимательно изучить введение, усвоить основные положения, по которым рекомендуется строить обучение в данном классе. Соотнести их с общими методическими рекомендациями программы и выяснить состав УМК для данного класса. Что касается распределения материала к урокам, то авторы УМК высказывают пожелания, чтобы учитель придерживался все положениями УМК. В отношении приёмов работы по овладению учебным материалом и по формированию умений и навыков учащихся учитель должен творчески подходить к рекомендациям авторов УМК, не нарушая системы этих учебников. Это означает находить лучший вариант решения поставленной задачи в конкретных условиях:

1. Зависит от индивидуальности учителя, его личностных кач-в, стиля деят-ти, способностей, методической культуры, опыта, и профессиональных умений.

2. от особенностей и состава группы учащихся, их инициативности, как индивидуальности, так и в коллективе наличие слабых и средних учеников.

3. Исходить из мотивации к изучению ИЯ: высокое, среднее, слабое.

4. исходить из того, что группа в целом больше любит или слушать, или говорить, или читать на ИЯ.

5. обращать внимание, что труднее даётся детям: понимание речи на слух, составление связанного высказывания, беседа чтение, письмо.

6. учитывать интересы и увлечения учащихся и уровень их общего развития.

7. опираться на материльно-техническую базу, которая есть в школе и классе. На то, что имеет учитель в своем распоряжении.

Иными словами, книга для учителя призвана помочь учителю полнее раскрыть свои возможности; она способствует повышению его проф. Мастерства, в первую очередь его методической грамотности.

 

Книга для учащихся - основное сред-во их обучения по ИЯ. Она реализует систему, на основе которой строится УМК для данного класса. Учебник дополняется книгой для чтения, которой следует пользоваться со 2-й четверти начиная со 2 класса. Домашнее чтение следует проводить регулярно, так как оно формирует интерес к ИЯ, и при помощи дополнительных текстов идёт обучение приёмам работы над иноязычным текстом.

Учебник должен содержать всё, что необходимо для достижения заданных целей: тексты, упражнения, правила, инструкции, схемы, таблицы и иллюстрации. Он должен также обеспечить самостоятельную работу на уроке или во внеурочное время. На первых уроках учитель должен рассказать о структуре учебника, и как по нему предстоит работать.

Для формирования сложного умения говорить на ИЯ домашнее чтение даёт возможность осуществлять образовательные и воспитательные цели. На уроках по домашнему чтению идёт обучение приёмам работы над ИЯ. Приступая к работе с книгой учителям необходимо познакомить учеников с автором, с особенностями его стиля, научить их пользоваться сносками для выполнения последующих заданий.

Что касается звукозаписи, приложенному к УМК, они даются в приложении под названием «Звуковое пособие». Звукозапись играет важную роль на всех этапах обучения, особенно на начальном, так как она даёт детям возможность услышать подлинную англ. речь, как образец для подражания. Она благотворно сказывается на кач-ве их произношения и формирует умения понимать речь на слух. В рез-те, школьники овладевают правильным произношением, чтением вслух и аудированием. У них воспитывается интерес к предмету и развиваются навыки самостоятельной работы.

На ряду с УМК учитель использует набор наглядных пособий, которые включают предметные, тематические и сюжетные картинки, и они относятся к художественно-изобразительным сред-ам наглядности, которые играют особую роль на начальном этапе обучения, целью которой является развить мышления учеников, т.е. умение связывать слова, соотнести предметы с их названиями. Набор учебно-наглядных пособий можно использовать при ознакомлении с новым материалом, при организации его тренировки и контроля.

 

Вспомогательные сред-ва - все материалы, все орудия учебного процесса, благодаря которым успешно достигаются поставленные цели обучения за рациональное время при минимальной затрате учебных усилий.

Основная задача этих средств - активизировать УВП.

Все ВС можно разделить на 3 группы:

1. Для учителя.

2. для учащихся.

3. для учителя и учащихся.

К 1-й группе относятся методические пособия, статьи, журналы («ИЯ в школе», «Коммуникативная методика», «Мозаика», «English»), которые представляют интерес для учителя ИЯ, так как помещённые в них материалы отражают современное состояние науки о языке и как обучать ему. Большой интерес для учителей представляют разделы: методика обучения, использование ТСО, статьи из опыта языков, приложения с тестами и текстами, статьи со страноведческим материалом со странами языка и.т.д., а также предлагаются стихи, песни, сценарии вечера и творческие разработки уроков.

Регулярное чтение журналов является необходимым источником повышения квалификации учителей, формирования их методического мастерства.

Кроме того, вспомогательным сред-ом для учителя и для учеников являются словари.

 

Все сред-ва делятся на технические и нетехнические.

Нетехнические сред-ва можно разделить:

1. Учебный материал (объекты материального мира, внешние неязыковые факторы поведения человека)

2. Учебные орудия (картинки, рисунки, кроки, плакаты, карточки, таблицы, предметы, фотографии и карты).

Картинки бывают:

1.прсостая с изображением отдельного предмета. Используются как средство раскрытия значения слов.

2.простая ситуативная (ученик за партой); для овладения грамматикой, структурами для освоения предметов

3. Сложная ситуативная (улица, класс, библиотека); для усвоения структур, для развития навыков говорения по темам.

4. тематическая (зима, спорт, город); для обобщения темы

5.сюжетная (грачи прилетели)

Кроки - схематическая зарисовка человека или животных или мелом на доске, или фломастером на кодоскопе. Кроки используются в том случае, когда учителю необходимо что-то быстро зарисовать, так как такой лаконичный рисунок является эффективным сред-ом (мой рабочий день, спорт, животные).

Фланелеграф - доска, покрытая фланелью, на неё прикрепляются картинки (клей, соль)

Плакаты могут быть со стихами, песнями, рифмовками, пословицами, опорными словам, словами исключениями.

Карточки (с буквами, буквосочетаниями, словами, предложениями, как раздаточный материал).

В качестве раздаточного материала могут быть использованы карточки с рисунками. Рядом даются задания (задать вопросы, составить диалог). На карточках могут быть помещены вопросы для самостоятельного построения связного высказывания(ключевые слова, логическое построение). Могут быть даны слова по теме, глаголы, план в виде вопросов, ответы на которые помогут при составлении высказывания, они могут содержать связный текст и разные тесты.

Таблица используется для обобщения грамматического материала.

Карты по странам изучаемого языка.

 

Технические средства обучения.

1.слуховые

2.зрительные

3.зрительно-слуховые

 

К слуховым относятся следующие учебные орудия: плёнка, диск, программа, техническим устройством является видеомагнитофон.

К зрительным - слайды, неозвученные видеофильмы, технические уст-ва, проектор, телевизор, DVD,TV.

К ЗС - видеофильм, озвученная компьютерная программа.

 

1! При обучении ИЯ звукозапись имеет большую роль. Она даёт возможность учащимся слышать подлинную речь, и так как у учащихся развита способность к имитации, то звукозапись даёт возможность для подражания, что сказывается на кач-ве их произношения и умение понимать речь на слух. Учителям не следует пренебрегать использованием звукозаписи на уроке, так как при её использовании:

1.у учащихся формируется правильное произношение, хорошее чтение вслух, умение аудировать иноязычную речь.

2.у учащихся воспитываются интерес к этому сред-ву получения знаний, и они приучатся работать с ТСО.

С помощью магнитофона можно проводить:

1. работу по постановке произношения и интонации. Перед глазами учащихся должны быть тексты, которые они имитируют.

2. работу по выработке навыков понимаю звучащей речи и говорения. Здесь следует приучать учащихся к однократному прослушиванию. Когда цель: понять основное содержание текста.

3. работу по выразительному чтению (учащиеся заучивают песни, стихи, образцы). При работе с магнитофоном, DVD - учитель записывает звуки, которые не получаются у учащихся. Есть программы, при которых отрабатываются звуки, произношение, интонация. Эти звуки затем можно отрабатывать в различных скороговорках.

 

2! Эпидоскоп. При его помощи можно показать мелкий рисунок и спроецировать его на доску. К каждой теме учитель может подобрать иллюстрации и затем с помощь вопросов описывать эти картинки.

Слайды. Сначала учитель сам должен их просмотреть. До просмотра выписываются слова. Эти слова прочитываются хором, затем учитель даёт ориентировочные замечания, что ученики будут делать. Просмотрев фильм, ученики задают вопросы, а затем создается высказывание.

Кодоскоп.

1. Прост в обращении

2.его можно использовать как над работой над аспектами языка и для формирования различных навыков

3. он обладает рядом преимуществ перед другими сред-ми, так как его можно использовать без затемнения. Он более экономичен в отношении времени, так как все необходимые транспаранты учитель готовит заранее

4. «эффективное наложение», когда учащиеся прослеживают динамику развития ситуации при наложении фотопозитивов.

5. он даёт возможность использовать материал, который отражает реальную действительность окружающих детей.

6. он предоставляет неограниченные возможности для использования. Для этого берётся плёнка и фломастеры.

 

3! Зрительно-слуховые сред-ва.

К работе с использованием фильма следует готовиться заранее…за урок или за два. Работу проводят к концу проведения темы. До этого показа учитель просматривает этот фильм сам, иногда предлагаются брошюры с методическими указаниями. В каждом дикторском тексте есть слова, о значении которых можно догадаться:

1. По сходству строения языков.

2. по контексту.

3.по словообразовательным элементам

А другие слова необходимо систематизировать для закрепления новой лексики.

До просмотра фильма рекомендуется:

1. Чтение отдельных предложений из текста.

2. Ответы на вопросы.

3. Составление собственных предложений с новыми словами.

4. Составление ситуация на заданную тему.

5. Перевод предложений с теми словами, аналогов которых нет в родном языке.

При работе над фильмом у учащихся развиваются не только навыки говорения, но они учатся понимать речь на слух.

Для развития этих навыков используются след приёмы работы:

1. Вступительное слово учителя.

2. рассказ учителя с кратким содержанием фильма до просмтра.

3. Просмотр фильма и вопросно-ответные упражнениями.

4.составление плана содержания фиьма.

5.пересказ содержания фильма.

6. Пересказ от имени действующих лиц.

7. Пересказ по заданной ситуации.

8.пересказ по цепочке

9. Письменное изложение фильма.

10. Домашнее сочинение по фильму с творческими заданиями.

Выбор того или иного приёма определяется уровнем подготовленности учащихся в зависимости от характера фильма.

Обычно урок строится следующим образом:

1. Фонетическая зарядка

2. вступительное слово учителя

3. Демонстрация фильма

4. Вопросно-ответные задания

5.повторение демонстрации фильма

6. Пересказ содержания фильма в зависимости от цели.

Перед второй демонстрацией фильма учитель даёт установку, быть внимательными, чтобы суметь рассказать, что они услышали. Ученик могут пересказывать фильм по ключевым словам, которые записываются на доске и являются опорными (глаголы, словосочетания, вопросы, назывные предложения). Пересказ содержания по плану составляется вместе с учениками и записывается на доске или в тетради.

Большой интерес пред-ет драматизация. Она позволяет создать ест-ую ситуацию на уроке. Можно использовать пересказ по цепочке. С помощью фрагментов фильма можно решать задачи формирования навыков и умений ситуативного аудирования. Опыт показывает, что просмотр фильма вызывает положительное возд-ие на детей, вызывает у них радость и мотивирует на изучение ИЯ, также просмотр фрагментов создаёт условия для развития монологической и диалогической речи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гуморальная регуляция дыхания. Зависимость деятельности дыхательного центра от газового состава крови | Механізми та інструменти реалізації і екологічного менеджменту
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.