Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Артикуляция и фразировка




Существенная роль артикуляции при исполнении клавирных произведений Баха определяется свойствами клавесина (клавикорда). Ни один из этих инструментов не имеет средства, аналогичного фортепианной правой педали. Но значение артикуляции в клавирном искусстве основывается не только на свойствах клавесина, оно определяется общим значением артикулирования в баховском искусстве.

В произведениях необозначенных решение вопросов артикуляции становится обязанностью исполнителя и редактора. Именно так обстоят дела с клавирными произведениями, которые в большинстве своём принадлежат к произведениям необозначенным. Какая артикуляционная манера является основной при исполнении клавирных произведений Баха? Ясно, что исполнение требует владения игрой полнозвучной и лёгкой, стремительной и спокойной. Искусство артикулирования требует развития и связной, и расчленённой игры, отработки этих приёмов, искусного их противопоставления. В трактатах XVIII века о клавесинной игре находятся указания на необходимость вырабатывать расчленённую игру: здесь имелось в виду не выраженное staccato, а раздельность звуков воспринимаемая как ясность игры. Полагалось, что раздельное произнесение тонов является условием, обеспечивающим игре чёткость. Этот способ игры должен изучаться и войти в фонд тех штриховых приёмов, которыми пианист должен владеть. На необходимость вырабатывать и иной приём – приём игры cantabile – указывает Бах, считающий выработку игры cantabile чуть ли не главной педагогической целью своих инвенций и симфоний.

Что касается меры расчленённости тонов, то представляется невозможным указать какую-либо исчерпывающую классификацию. Меру необходимого в каждом отдельном случае следует находить на слух. Можно указать на несколько основных типов staccato, которое следует изучить:

1. В условиях фортепианного исполнения очень часто применяется staccato в басовом голосе. Таким способом удаётся сгладить некоторую грузность нижнего регистра фортепиано, сделать более прозрачной многоголосную ткань, в частности сделать более ясным соседний с басом голос.

2. Острое и звонкое staccato применяется в произведениях светлого, праздничного характера

3. Наряду с этим мы встречаем и более продлённый штрих, который часто называют non legato

4. Наконец, можно привести примеры такого non legato, которое обладает максимально возможной для данного штриха продлённостью. Это non legato, в котором тоны едва заметно отделены один от другого.

Данные штриховые приёмы, как краски, распространяемые своё действие на голос в течение целого раздела мелодии. В этом смысле действие штрихов аналогично инструментовочным оттенкам.

Другая роль артикуляции аналогична действию мелодических оттенков, т.е. использование штрихов для достижения ясного и правильного произнесения мотивов: артикуляция межмотивная и артикуляция внутримотивная. Межмотивная артикуляция – способ отделять один мотив от другого. Внутримотивная артикуляция – способ отчётливого исполнения самих мотивов.

Что касается внутримотивного произнесения здесь необходимо знание основных типов мотивов:

1. мотивы ямбические, которые идут со слабого времени на сильное и часто называются затактами.

2. мотивы хореические, вступающие на сильной доле и заканчивающиеся на слабой.

В произнесении ямбического мотива велика роль расчленённого артикулирования, где затактовые тоны стаккатируются, а опорные полностью выдерживаются. Такая артикуляция придаёт ямбическим мотивам свойственную, им энергию и чёткость. Характерным произнесением хорея следует считать связывания сильного времени со следующим за ним слабым (Прелюдия b-moll, ХТК II том; фуга fis-moll ХТК I том). Когда мы говорим о произнесении мотивов, речь идёт не о поисках правил, а об изучении основных приёмов.

Вопрос об артикуляции неизбежно приводит к фразировке, так как эти средства выразительности органически связаны между собой. Фразировать – значит разделять мелодию на смысловые отрезки, исходя из мотивной логики баховской музыки. Фразировка для Баха всегда является более существенным фактором, чем динамика. Фразировка Баха определяется особенностью строения его мелодии, большинство из которых имеет затактовое строение, а значит, границы такта не совпадают с границами мотива, что приводит к смягчению и ослаблению сильных частей такта, подчиняющихся внутренней жизни мелодии, её стремлением к смысловым кульминационным вершинам – основным тематическим акцентам. «…Различие частей такта между собой, - справедливо пишет Курт, - никогда не обостряется до различия «сильной» и «слабой» части, как в классической мелодике». Баховские тематические акценты часто не совпадают с метрическими, они обусловлены не метром, а внутренней жизнью темы. Интонационные вершины темы у Баха приходятся часто на слабые доли и очень редко совмещаются с сильным временем такта. «Надо акцентировать не сильные доли такта, а те, на которые падает ударение по смыслу фразировки». (А.Швейцер).

Логичную фразировку и артикуляцию пьес ХТК мы найдём в редакции Бартока. Необходимо ещё раз подчеркнуть, что основным моментом в баховской артикуляции, фразировке и динамике является мотивная структура. «Понимание мотивного строения мелодии,- пишет Браудо, - оказывается более прочной опорой в работе, чем уточнение штрихового приёма».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.