Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный анализ

Суть системного анализа. Системный анализ предполагает рассмотрение любого изучаемого явления как определенной системы (5) составляющих его взаимодействующих элементов. Такой подход проявляется как соответствующий способ научного мышления.

Логические основы системного анализа. Системный анализ, представляя собой определенный способ научного мышления, имеет логические основы: понимание сис-темы, т. е. того, что она собой представляет; научные представления о характере и механизмах функционирования систем; учет их разнообразия и выделение отдельных их видов; научные знания об эволюции систем и др. При этом само системное мышление, проявляющееся в ходе системного анализа, основано на использовании таких общенаучных методов познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование и др.

Наконец, важным логическим основанием и в то же время методологическим принципом системного анализа является учет многообразия систем, в том числе социальных, выделение основных их видов по разным основаниям. В современной науке выделяются следующие виды систем:

 

- материальные и идеальные, т.е. системы явлений и процессов материального мира (природного и социального) и системы знаний о них;

 

- открытые и закрытые: первые открыты для взаимодействия с внешней средой, обмениваются с ней веществом, энергией и информацией; в закрытых системах этого не происходит, однако полностью изолированных от внешнего мира систем не существует: имеются только «частично закрытые системы»;

 

- детерминистические (6) и стохастические (7) системы: первые функционируют на основе устойчивых причинно-следственных и закономерных связей; вторые «управляются законами случая», которые предопределяют появление отдельного события «лишь в зависимости от его принадлежности к определенному стохастическому коллективу с той или иной степенью вероятности»;

 

- телеологические (8), или целенаправленные, и ненаправленные: первые – это «целесообразные действия живых систем» и «целеориентированные действия социальных коллективов»; вторые «не имеют строгой направленности» и действуют больше в неорганической природе».

Системны подход также относится к общенаучным методам исследования т е является методом социальной диалектики.

Системный подход предполагает рассмотрение любого изучаемого как определенной системы составляющих ее взаимодейтсвующих эл-тов.Сис.подход являясь мотодом познания одновременно является способом мышления,суть которого состоит в том,чтобы зафиксировать основные элементы изучаемого явления в динамике или статики и иследования взаимодействия.Основоположником сис.подхода является Людвиг Фон Бетталан.При это м исходит из того что при взаимодействии эл-тов системы как целостности у нее возникают новые свойства у системы,отстутвующие у ее эл-тов

energence энерджентые.Явление энерджентности выражает несводимость свойств системы свойством ее элементов т е знак равенства перед системо й и совокупности элементов мы поставить не можем

Система представляет собой внутренне расчлененную целостность.Целостная система заключается:

-В устоичивом взаимодействии ее элементов

-В относительной самодостаточности так как система может воспроизводить свои свойства

-Наличие внутреннего источника развития

Целостность системы не сводима свойством ее элементов.

Структура системы есть совокупность прямых и обратных связей ее элементов.Будучи расчлененной системой система как целое функционирует и развивается во взаимодейтсвии с окружающий ее системой

Системныа анализ представляет собой способ научного мыления и анализ имеет следующие логические основы:

-Понимание системы т е того что она собой представляет

-Научные представления о характере и механизме систем

-Учет их разнообразия и выделение отдельных их видов

-Научные знание об эволюции системы

-Система понятий в рамках которой осмысливается сущность содержание функционирование и развитие систем

-Фиксирование целостности изучаемой системы

Единицами системы являются ее элементы которые составляют структуру системы и ее функции.Функцуии системы определяются ее недостатком в объективной реальности выражая ее свойства.К логическим принципам относятся:

-Элементы системы и их взаимосвязи,взаимоотношения(прямые и обратные,пространственно временные,причинно следственные,функциональные и другие)

-Выявление источников развития изучаемой системы(как врнутренних так и внешних)

-Исследования мехпанизма воспроизводства даной системы,ее структуры и функции

-Появление новых свойств и соответствующих способов адаптации к внешней среде.

Логичесике принципи системного исследованияя носят методологический характер ибо выражают теоритические подходы к изучению систем и направления их дальнейшего изучения поэтому логические основы системного анализа можно характеризовать и как методологические принципы анализа системы.Логические основы системного анализа являются исходными (отправными)моментами Иссэп и во многом определяют содержание и направленность этих исследований

Целью системного анализа определяется понимание его сути и содержание,обусловлено его огическими основами и заключаются в том,чтобы выявить и изучить основные эл-ты исследуемого феномена как целостность системы. В процессе иследования формируется система его целей,принимающиая так называемого древа целей.Суцть и главный принцип построения целей-координация (согласование)и сувординацию всех целей системного исследования и их зависимость от главной цели.

Метод сравнительного анализа. Суть этого метода относительно проста: сопоставление отдельных социальных явлений и процессов с целью обнаружения их сходства и различий. На основе выявленного сходства делается предположительный или достаточно обоснованный вывод, например о их социальной однородности, более или менее аналогичном содержании, общей направленности их развития и т. д.

Механизм сравнительного анализа. Ранее уже упоминались некоторые составляющие механизма сравнительного анализа общественных явлений и процессов: общенаучные методы познания (аналогия, анализ, синтез и др.) и логический аппарат (прежде всего система категорий, используемых в логических операциях сравнительного анализа, присущие ему суждения и умозаключения).

 

Структурно-функциональный анализ. Широкое распространение в западных странах получил и так называемый структурно-функциональный анализ – по сути, один из вариантов системного подхода к изучению общества, начало которому положили труды Огюста Конта, Герберта Спенсера и Эмиля Дюрктейма.

Социометрия. Социометрия – это достаточно распространенная в США и других странах методология социологического исследования экономических, политических и других явлений и созданная на ее основе теоретическая концепция, разработанная американским психологом и социологом Джекоб (Якоб Леви) Морено. Суть и содержание социометрии изложена в ряде его работ, вышедших под общим названием «Социометрия. Экспериментальный метод в науке об обществе».

 

Экспертные методы исследования. Метод Дельфи. Экспертные методы используются в исследовании социально-экономических и политических явлений и процессов в тех случаях, когда не хватает достоверной статистической информации об исследуемом явлении или имеются весьма неопределенные представления об условиях его функционирования, что бывает довольно часто, а также при дефиците времени для исследования данного явления или при проведении его в экстремальных ситуациях.

 

Экспертные методы исследования чаще всего имеют форму экспертных опросов – форму устной беседы (интервью) или письменного анкетного опроса.

Коннкретно предметные методы исследования.

Сопоставление отдельных социальных явлений и процессов с целью обнаружения и сходства их различия.Но по мимо аналогии механизм сомнительно анализа вводит общенаучные способы познания (синтез и анализ),и логический аппарат(система категорий используемых логических операция сравнительного анализа присуще его суждения умозаключения

Механизм усомнительного анализа одной из важнейших процедру является сегментация и выделение из них к которм будет поддержан сомнительный анализ.С помощью сегментации используется структура и функции явления.Сравнительный анализ получил широкое распостранение проназирования.Самы простой способ прназирования-прямой по развитию изучаемых процессов динамики.Другой способ на основе сранительного анализа-экстраполяция(распостранение НА) полученны в данных на будущее на основе фактов и гепотез

Структурно функцианальный анализ по своей сути есть один из вариантов сис.Анализа начало которого положили труды Герберта спенсера и Эмиля гельма.Основные положения и теоретические обоснование структурно функцианального аналдиза иложено в работах прежде всего американского социолога Толкотта и ученика Роберта.Согласно какой то теории деятельность людей всегда протекает в определенных структурных рамках(соц группы соц организации соц института)-и в той или иной степени социально организованно поэтому понять содержание и социальное значение общественного явления можно понять,если изучить побудительные мотивы дейтсвия людей ее содержание и социальной направленности.Дейтсвие людей:

-Побуждает потребностями и интересами

-Регулируется определнными соц нормами и ценностями на которые они ориентируются.

ЛЮДИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ НА ОСНОВЕ ОБЩИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОТИВОВ НОРМ ПОТРЕБНОСТЕЙ.БЕЗ ЭТОГО НЕВОЗМОЖНЫ СОВМЕСТНЕ ДЕЙСТВИЯ А СЛЕДОВАТЕЛЬНО И СОЦ ПРОЦЕССЫ КОТОРЫЕ СКЛАДЫВАЮТСЯ ИЗ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Следующим образом характеризует:

-Возможность системы адаптироваться с условиям нашей среды

-Разрешение целей функционирования данной системы

-Наличиие интрегративных функций

-Воспроизведение и сохранение

Патесон социальные системы реализуется благодаря деятельности социальных инстиутутов (эконом политич и т д и т п)

Основой считал что его учитель пытаясь создать всеобщую теорию сис анализа соц явлений и процессов был не совсем прав.

Теорией среднего уровня которая по его мнению ближе к действительности а потому и системный анализ более конкретен и глубок.помимо этой теории метод разработал методолдогию исследований социальных дисфункций те когда нарушено равновесие в системе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теплопроводность | Товарный рынок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.