Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 16. Понятие истины. Проблема критериев истины. Диагностический процесс как поиск истины

Какова цель познания: это раскрытие не познанного, получение полного представления о мире, и филос. разрабатывает понятие истины, которое понимается как раскрытие сокрытого. Есть некое сокрытое от нас, и попытка открыть это и будет истиной.

Есть разные определения истины:Аристотель: истинное знание то, которое соответствует действительности. Это корреспондентная теория истины. (кореспандере с латинского – соответсвовать/согласовыватся) те знания которые соотв. действительности в полной мере – это истина.

Слабые места этой коресп. теории: когда мы говорим о действительности(стул стол и пр) мы оперируем неким инструментом, который опосредует действительность через речь. Есть объективная действительность, есть внутренняя наша действительность, и есть речь, через которую мы опосредуем. Посему мы лишь опосредовано можем выстраивать картину.

Мы можем сказать высота стола 90см, 75дюймов и пр. Мы измеряем в другой системе символов, которую сами сделали(а о чем мы говорим, о реальности или системе символов, которую мы создали?)

Когерентная теория истины: когеренто – быть связанным, сцепленным, прочным. По ней истина – знания которое согласованы меж собой, не противоречат друг другу. Они могут пройти проверку на прочность теоритическим способом, они согласованы, связаны, не противоречат друг другу. Если знания последовательны взаимосвязаны и пр – это истина. Сторонник – Лейбниц(он говорил «мы должны принимать за истину согласие таких феноменов, которые связаны???»

Элиминационный подход: никакие теоритические критерии не могут дать четкие, адекватные представление о действительности. Мы должны оперировать к нашему опыту, мы не можем оперировать понятием абсолютной, полной истины. Мы можем лишь говорить о том, что согласуется/подтверждается нашим опытом.

Конвенсциалисткая (соглашение, договор) истины: если ученые договариваются об истинности определенного круга идей или теорий, каких то умозрительных построений, и они принимают это соглашение меж собой – то это истина. Сие явления аксиоматического порядка(есть аксиома, которая не доказуема. Просто есть такое и все.) Проблема критериев истины:

1)Декарт выделил критерий: ясность, четкость, очевидность. Это логические критерии, о которых говорят рационалисты.

2) от когерентников: не противоречивость

3) прагматиками, (Чарльз Пирс): истинное знание то, которое полезно для чела и общество или приносит благо.

4)практика(определение выше). Если то или иное теоритическое утверждение находит подтверждение не только в 1 эксперимент, а в повседневной практике – это истина.

В религиозной концепции понятие истины измеряется не доказуемостью, логичностью и пр, а там мб абсурдностью, мб чудо. «верую ибо понимаю, верую ибо знаю, верую ибо истина абсурдна».

Понятие об абсолютной и относительной истины: абсолютная истна – полное, исчерпывающее знание о действительности или о каком либо предмете (на определенном историческом этапе?) пример – каждый квадрат имеет 4 стороны и углы по 90 градусов. Если убрать последнею часть – будет ромб. Всякий квадрат это ромб, но не всякий ромб – квадрат. А если первую часть уберем – прямоугольник. Каждый квадрат – прямоугольник6 но не каждый прямоуг. – квадрат.

Но абсолютную истину не осознать без поэтапного приближения через относительные истины(эт не полное представление об окружающей действительности, которое имеет тенденцию к углублению, уточнению, делается более полным.)

Диалектика абсалют И относит истины заключ. в том что: в любой относительной истине есть доля абсолют, и наоборот в любой обсалют есть доля отностит.Пример относительной истины: в античности было сформировано впервые учение о том, что наш мир –вращающая сфера(до этого полагали что она покоится на китах и пр), потом это было подтверждено Галилеем, они ток сказали что она шарообразная. В 19в сказали что она эллипсовидная. И потом уже сказали что наша земля – не статична, она в движении, она может сдавливаться, может растягиваться по полюсам. Вот оно поэтапное получение истин.Сюда можно включить про агностицизм и пр, про истину. Как дополнение.

Чел. цивилизация существует 6-7тыщь лет. Вид тысяч 20, планета миллионы. Галактика миллиарды и пр. Как чел, который живет так мало еще используя опосредованную систему сигналов в виде букв, цифр, и пр можем ли мы в конечной форме, в конечной формуле из символом уместить весь объем знаний в этой форме? Просто сопоставить объемы.

Диагностический процесс как поиск истины: начиная с 17-18в только начинает формироваться классическая(НЕ традиционная) медицина. Традиционной лет 300, всяких традиционных операций типа кровопускания, примочки, травки и пр.

Так вот, классическая формируется по принципу открытого вопроса о природе. Типа давай попробуем так лечить, а не получилось, по другому попробуем. И так за века накопились методы по лечению. То есть диагностический процесс ток в 19в приобретает черты науки. Посему тут идет речь о том, что каждый врач, студент не только лекарь, это еще исследователь, ученый. Типа надо обращать внимание на нетипичное протекание заболевания, не классические формы симптомов и пр. Например 2 недели назад в Сибири в мелкой деревушку с мед. пунктом ребенок 8-9лет умер от туберкулеза открытой формы, оказалось что врач восприняла симптомы как ОРВИ и как пневмонию, при этом она разрешала ходить ребенку в школу, заниматься и пр. И ребенка спасти уже было нельзя никакими антибиотиками, и теперь 2 деревни в карантине. А все потому что врач делает тупо по плану, типа жар есть, понос есть, головокружения нет, а значит не то и пр.

Посему диагностич. процесс должен быть всесторонним, многоуровневым, системным, последовательным, внимательным, что позволит не только успешно лечить, но и делать открытия, проводить научные работы и пр.

Все эти эксперименты 19в, в т.ч. инфицирование самого себя(исследователя) привело к открытию что есть возбудители, к открытию сывороток против них.На сегодняшний день кол-во нозологич. Единиц увеличивается в прогрессии. Над быть крайне внимательным.

Излечение, верный метод лечения, сохранение здоровье – это и есть достижение истины в мед. аспекте.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оборотных средств предприятий | Билет 17. Специфика научного познания. Роль науки в развитии цивилизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.