Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование торгово-экономических отношений между странами

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой ведения бизнеса промышленно развитых и новых индустриальных стран.

Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире.

В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики. Эти меры осуществляются как правомочными государственными учреждениями, так и общественными организациями.

Целью регулирования является стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменяющимся условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения национальных стратегических и тактических задач. Т.о. целями являются:

- содействие повышению производительности труда и качества на­циональной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую кон­куренцию;

• создание условий доступа российских предпринимателей на миро­вые рынки посредством оказания государственного, организаци­онного, финансового, информационного содействия;

• защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

• создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международ­ными организациями.

 

Функцией государственного регулирования прежде всего является разработка концепций ВЭД. Концепция (стратегия) - это общий замысел развития внешнеэкономической деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности указанной сферы. Разработка концепции включает определение внешнеэкономической политики на данный период развития с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры.

Предметом регулирования ВЭД являются:

- стимулирование национальных экспортеров:

- осуществление различных организационных мер для укрепления позиций национальных экспортеров на мировых рынках;

- содействие росту заграничных капиталовложений национальными фирмами.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.). Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой - правилами международных организаций.

Регулирование внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране обязательно отражается на результатах внешнеэко­номической деятельности других стран, так как производство, обмен и потребление различных стран мира взаимосвязаны и взаимозависимы. С углублением и расширением внешнеэкономических связей усиливается роль многосторонней регламентации ВЭД. В каждой стране она регулируется национальными нормами права, двусторонними соглашениями, региональными, а также многосторонними соглашениями в рамках международных организаций.

Международная регламентация внешнеэкономической деятельности представлена договоренностями в рамках международных организаций системы ООН и не входящих в систему ООН. Это, прежде всего,

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), созданное в 1947 г. для регулирования таможенно-тарифных вопросов мировой торговли. Заинтересованность всех стран в либерализации мировой торговли нашла отражение в принципах разработки и принятия соглашений в рамках ГАТТ:

- недискриминация, взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования;

- использование преимущественно тарифных мер защиты на­циональных рынков;

- систематическое снижение таможенных тарифов;

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

На Уругвайском раунде (1194 г.) было принято соглашение о создании новой договорно-правовой системы регулирования торговых отношений и новой организации - Всемирной торговой организации (ВТО), которая сохраняет все основные соглашения ГАТТ и его принципы.

ВТО ставит задачу достижения свободы торговли не просто ее либерализацией, а системой так называемых увязок: решение о повышении тарифа на один товар должно быть увязано с либерализацией импорта другого товара. Еще одна важная задача ВТО - усиление контроля за соблюдением подписанных соглашений. Определена процедура слушаний: по торгово-политическому режиму какой-либо страны заслушивается национальный доклад и доклад секретариата ВТО. Такое слушание способствует лучшей информированности и укреплению стабильности на мировых рынках. В рамках ВТО создан специальный орган по разрешению споров, возникающих в мировой торговле товарами и услугами.

Таким образом, четко прослеживаются тенденции усиления международной регламентации внешнеэкономических связей и контроля за соблюдением международных правил торговли.

 

 

УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Регулирование осуществления международных бизнес-операций может осуществляться на нескольких уровнях:

- национальном - регулирование осуществляют государственные органы страны, резидентом которой является участник ВЭД;

- межгосударственном - регулирование посредством межгосударственных многосторонних и двусторонних соглашений;

- международном - деятельность и регламентации международных организаций, носящие универсальный характер.

Разработкой единообразных правил общего характера относительно заключения и исполнения внешнеторговых сделок, занимаются три группы организаций:

- межправительственные (ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли, United Nations Commission on International Trade Law), УНИДРУА - Международный институт унификации частного права, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию,), Европейская экономическая комиссия ООН);

- региональные (ЕС, НАФТА);

- неправительственные (МТП –международная торговая палата);[1]

- Конвенции и соглашения, регламентирующие исполнение международных бизнес-операций, в зависимости от их предмета можно разделить на следующие группы:

 

- двусторонние межгосударственные соглашения - например, Общие условия поставок товаров (ОУП), регулирующие особенности заключения и исполнения внешнеторговых контрактов между сторонами и представляющие собой международные межведомственные соглашения диспозитивного характера. Положения данных соглашений отличаются как нормативным, так и инструктивным содержанием и могут также иметь оговорку о том, что их положения подлежат применению только в том случае, если стороны в контракте или в отдельном соглашении договорились об этом. Так, применительно к России, наибольшее практическое значение имеют договоры, заключенные с Китаем, Северной Кореей, Финляндией, а также со странами-членами СНГ (ОУП 1992 г. Вступило в силу 1 июля 1992 г. Участники: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина);

- унифицированные правила заключения и исполнения договоров международной купли-продажи;

- конвенции по конкретным видам заключаемых сделок - например, Оттавская конвенция по международному факторингу (Ottawa Convention on International Factoring), Оттавская конвенция по международному финансовому лизингу (Ottawa Convention on International Financial Leasing);

- унифицированные правила и нормы регулирования отдельных аспектов внешнеэкономической деятельности, в том числе:

- международные расчеты,

- международное инвестиционное сотрудничество,

- международные перевозки,

- международный торговый арбитраж.

Проблема унификации международных правовых норм состоит в основном в преодолении различий, существующих в национальном законодательстве государств, а также в создании единой системы стандартов используемых терминов и торговой документации. Международное правовое регулирование отдельных аспектов внешнеторговой деятельности осуществляется на основе следующих документов:

1) Международные расчеты

Унифицированные правила по инкассо, 1978 г. (ред. 1995 г), [2] Конвенция ООН о международном переводном векселе и международном простом векселе, 1988 г.[3]

2) Интеллектуальная собственность:

Парижская конвенция об охране промышленной собственности, 1883 г., Всемирная конвенция об авторском праве, 1952 г.

Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем, 1989 г.,

Евразийская патентная конвенция, 1994 г.

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.

3) Международный арбитраж:

Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, 1958 г.,

Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже, 1961 г.

4) Международные перевозки:

Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила), 1924 г.,

Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила), 1978г.,

Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся

международных воздушных перевозок, 1929 г.,

Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, 1944 г., Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ),

1980 г.,

Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС), 1951 г., Унифицированные правила в отношении комбинированного

транспортного документа, 1973 г.,

Конвенция ООН «О международных смешанных перевозках грузов»,

1980 г.

Кроме официальных регламентаций в отношении внешнеэкономической практики действуют и неправовые средства регулирования - так называемые торговые обычаи и обыкновения, то есть сложившиеся на практике правила поведения, за которыми компетентными государственными органами признается юридически обязательный характер. Чаще всего используемые в практике осуществления международных бизнес-операций обычаи и обыкновения обобщены и систематизированы международными организациями в несколько групп:

Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс), Унифицированные правила по инкассо (1995 г., МТП), Унифицированные правила для договорных гарантий (1978 г., МТП),

Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (1993 г., МТП),

Правила регулирования договорных отношений (1979 г., МТП),

Оговорки для морского страхового полиса (1982 г., Институт лондонских страховщиков),

Йорк-Антверпенские правила об общей аварии (1994 г., Комитет торгового мореплавания),

Типовые проформы договоров по отдельным видам сделок.

Некоторые из таких унифицированных правил получили широкое применение. Это в первую очередь относится к сфере международных расчетов. Не менее распространена практика использования Инкотермс (см. Приложение №42).

Организационную основу для исполнения индивидуальных, групповых и общегосударственных внешнеэкономических интересов составляют прежде всего органы трех ветвей власти. В обязанности государства при регулировании ВЭД входит выполнение внутренних и внешних функций. Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом:

Хозяйственно-организаторская функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, могущих быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок.

Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности.

Защита прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

В состав внешних функций входят следующие позиции:

Установление торгово-экономических отношений с зарубежными странами.

Защита государственной границы, включая организацию таможенной системы.

Создание и применение мер для защиты внутреннего рынка при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД.

 

К национальным нормативно-правовым актам, регламентирующие внешнеторговую деятельность в РФ, относится, прежде всего, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8.12.2003. Этот закон определяет основные цели внешнеторговой политики Российской Федерации, ее принципы, а также инструменты государственного регулирования этой сферы, подразделяя последние на инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. К первым относятся ввозные и вывозные таможенные пошлины, ко вторым - квоты, лицензии, исключительное право на экспорт (импорт), наблюдение за экспортом (импортом) отдельных видов товаров, а также специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В качестве целей внешнеторговой политики РФ в законе выделено «создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг».

Принципы государственного регулирования заключаются в следующем:

1) защита государством прав и законных интересов участников
внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов
российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой
деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по
международным договорам Российской Федерации и осуществление
возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой
деятельности, являющихся не более обременительными для участников
внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения
эффективного достижения целей, для осуществления которых
предполагается применить меры государственного регулирования
внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его
органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам
внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином
установленном законом порядке незаконных действий (бездействия)
государственных органов и их должностных лиц, а также права на
оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право
участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой
деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой
деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования
внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации

Кроме международной торговли товарами в законе определяются

вопросы регулирования внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью. Отдельные статьи закона посвящены бартерным сделкам, а также особым режимам осуществления внешнеторговой деятельности.

 

 

Органы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ

 

В соответствии с Указом Президента РФ, в стране учреждена новая структура федеральных органов исполнительной власти. Теперь, согласно новой структуре, вопросами регулирования внешнеторговых отношений РФ занимаются Президент РФ, Правительство РФ и Министерство экономического развития и торговли. Кроме того, непосредственное отношение к регулированию внешней торговли России имеют Федеральная таможенная служба (подотчетная Минэкономразвития), Федеральная налоговая служба и Федеральная служба по финансовому мониторингу (входят в структуру министерства Финансов), Центральный банк РФ.

Федеральная таможенная служба и таможенные органы выполняют следующие функции:

- участие в разработке и реализация таможенной политики РФ,

- обеспечение (в пределах своей компетенции) экономической безопасности и защита экономических интересов РФ,

- использование средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений (взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей),

- участие в разработке и реализация мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ,

- ведение таможенной статистики внешней торговли,

- осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции. Функции Центрального банка РФ в целях регулирования ВЭД:

- определение, совместно с Министерством финансов, условий финансирования ВЭД,

участие в совершенствовании законодательства,

- регулирование курса рубля по отношению к валютам других государств,

- регулирование валютных операций, вывоза капитала из РФ,

- осуществление валютного контроля.

Министерство финансов обеспечивает проведение единой государственной финансовой, налоговой, валютной политики, осуществляет валютный контроль, организует единую информационную систему валютного контроля. Министерство экономического развития и торговли РФ является специализированным органом регулирования внешней торговли в РФ, в его компетенции находятся следующие вопросы:

- торгово-экономические отношения и экономическая интеграция Российской Федерации со странами-членами СНГ;

- экономические отношения Российской Федерации с иностранными государствами, их союзами и международными организациями;

- техническая помощь Европейского союза, иностранных государств и международных организаций;

- развитие электронной торговли;

- применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров;

- государственная поддержка экспорта;

- создание российским экспортерам товаров и услуг благоприятных условий для доступа на рынок зарубежных стран;

- нетарифное и тарифное регулирование экспорта и импорта товаров, за исключением товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации об экспортном контроле;

- таможенно-тарифная политика и таможенное дело, за исключением определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств и порядка исчисления и сбора налоговых платежей.

Помимо указанного основного закона, направленного на регулирование внешнеэкономической деятельности, в РФ есть ряд и других нормативно-правовых актов. В частности, ФЗ «Об экспортном контроле»[4] регулирует внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Его исполнение контролирует специально созданный межведомственный координационный орган - Комиссия по экспортному контролю РФ.

 

Два основных направления торговой политики

Регулирование внешнеэкономических операций на национальном уровне основывается на нормативно-правовой базе отдельной страны и соответственно обладает своей спецификой. Основой государственного регулирования внешней торговли в любой стране выступает ее внешнеэкономическая политика, являющаяся важной частью экономической политики, под которой понимается система мероприятий государственной власти, направленных на наиболее благоприятное развитие экономических, научно-технических, производственных и других связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в МРТ с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития.

Таким образом. внешнеторговая политика страны – это политика в области регулирования доступа на внутренний рынок иностранных продуктов, т.е. результатов производственной деятельности, а также обеспечения доступа продуктов данной страны на зарубежные рынки.

Основными целями внешнеторговой политики любого государства являются:

- сохранение экономической и политической независимости страны,

- сохранение военного превосходства,

- обеспечение экономического роста,

- оптимальное включение страны в международное разделение

труда,

- защита российских производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции,

- поддержание равновесия платежного баланса страны посредством регулирования импорта товаров,

- обеспечение потребностей внутреннего рынка в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров посредством регулирования экспорта таких товаров.

 

Регулирование доступа на внутренний рынок и обеспечение доступа на зарубежные рынки осуществляются при помощи инструментов торговой политики.

Инструменты торговой политики – это экономические, правовые, административные и политические средства, которые используются для осуществления торговой политики.

Инструменты торговой политики применяются в форме мер (мер регулирования).

Меры (меры регулирования) – законодательство, практика его применения, а также любые другие действия властей, которые касаются регулирования условий доступа на внутренний рынок и/или рынки зарубежных стран. Это относится к мерам на любом уровне – государственном (федеральном), региональном и местном.

Торговая политика конкретной страны находит свое выражение в торговом режиме.

Торговый режим – это совокупность мер, которые применяются в данный момент в данной стране для регулирования доступа иностранных товаров на внутренний рынок, а также для обеспечения доступа отечественных товаров и услуг на рынки других стран.

Меры регулирования направлены на то, чтобы создать наиболее благоприятные условия для успешного и эффек­тивного включения экономики страны в систему междуна­родных экономических отношений, т.е. для ее участия в меж­дународном разделении труда и факторов производства.

 

Результаты деятельности участника внешнеэкономических связей ВЭС во многом зависят не только от цены и качества своего товара или услуги, но и от соблюдения установленных правительствами стран различных норм и правил, регулирующих внешнеторговые отношения. В целом государственное регулирование международного экономического сотрудничества страны осуществляется по следующим направлениям:

 

1. Межгосударственные экономические отношения.

2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций.

3. Деятельность иностранных организаций и предприятий на территории страны.

4. Валютное регулирование на территории страны.

5. Ценообразование на отечественном рынке импортных товаров, продаваемых за рубли.

 

Существует взаимодействие двух тенденций государственного регулирования внешней торговли: либерализация и протекционизм.

 

Протекционизм — политика использования огра­ничений, направленная на затруднение доступа иностранных товаров, услуг, капиталов, рабочей силы на внутренний рынок с целью ослабления на нем иностранной конкуренции.

Как правило, такие ограничения называют торговыми барьерами. Они направлены на то, чтобы искусственно со­здать более благоприятные условия для отечественных пред­приятий, правда, ценой некоторого снижения интенсивнос­ти внешнеэкономических операций и отказа от части выгод, связанных с развитием международных экономических от­ношений.

Политика свободы торговли (либерализация) — экономическая политика устра­нения ограничений в международной торговле, а также в международном обмене факторами про­изводства с целью активизации международных экономических отношений.

Политика свободы торговли направлена на создание ус­ловий, способствующих развитию международного обмена товарами, услугами и факторами производства. В этом слу­чае экономические преимущества участия страны в между­народном разделении труда и факторов производства про­является в наибольшей степени, однако предприятия вы­нуждены вести более жесткую борьбу с иностранными кон­курентами — их положение усложняется.

 

В настоящее время во внешней торговле преобладает политика либерализации, которая осуществляется на следующих трех уровнях:

- между отдельными странами в их взаимной торговле;

- между государствами, входящими в единый таможенный союз (такой, как ЕС);

- на многосторонней основе в рамках Всемирной торговой организации (ВТО/ГАТТ).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Микроуровень | Деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.