Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философское исследование текста Библии

Священные тексты разных народов особенно привлекают внимание современных исследователей. Расшифровка, толкование символического языка священных текстов приводит к интересным открытиям и философским интерпретациям, углубляющим наше представление о самих себе, о народах других культур и верований. Обратимся к первой части Библии – к Ветхому Завету, книге «Бытие».

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни **, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла»*.

В этом фрагменте текста мы видим два символически зашифрованных смысла. Первый состоит в том, что человек создан Богом из двух разных сущностей – из праха земного (т. е. из материи) и «дыхания жизни» (т. е. из некоторой сущности, которой обладал сам Бог). Учитывая, что христианский Бог – это воплощение трех ипостасей единой сущности – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, то мы можем признать, что «дыхание жизни» – это и есть энергия Святого Духа. Итак, первый вывод из исследования текста – первоначальная природа человека – двойственная – синтез материи и божественной сущности. Второй вывод – Бог произрастил два дерева – дерево жизни и дерево познания добра и зла, оба дерева несут символический смысл. Далее продолжим изучение фрагмента о первородном грехе.

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»*.

Дерево – это древнейший символ языческого и религиозного мировоззрения, означавший связь всех уровней мироздания – небесного, земного и подземного. В христианстве и конкретно в данном сюжете говорится о плодах двух «деревьев», которые запретил есть Бог – дерево познания добра и зла и дерево жизни. На самом деле плоды олицетворяли тайное знание, непозволительное для человека. Плоды дерева жизни открыли бы человеку тайну бессмертия, вечной жизни. Но чтобы понять тайну дерева познания добра и зла, снова потребуется расшифровка текста.

«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились…И сказал змей жене…в день, в который вы вкусите их (плодов дерева познания добра и зла – Л. Б.), откроются глаза ваши **, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена **, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание **; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих **, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». После этого «…сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».*

*Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М., Изд. Московской патриархии. 1992 г.

**выделено мной – Л.Б.

 

Из этого фрагмента мы узнаем, что первородный грех, который лежит печатью на всех людях – это нарушение первоначальной природы человека, вследствие чего было обретено другое зрение, «видение» мира. До употребления «плода» зрение и другие органы чувств Адама и его жены функционировали в одном диапазоне восприятия (они не видели наготы, но видели Бога, райских птиц), а после употребления «плода» – «открылись глаза у них», вероятно, все органы чувств трансформировались, «перешли» в другой диапазон восприятия. Современная наука утверждает, что глаза и другие органы чувств человека не совершенны – свет воспринимается в цветах спектрального разложения, мы не воспринимаем инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, органы слуха воспринимают звуки ограниченной длины волны (от 20 до 20 тыс. Гц), человек не воспринимает инфразвуки и ультразвуки. Согласно тексту Библии человек не всегда имел такой ограниченный диапазон восприятия. До потребления «плода» у человека преобладали божественные способности к восприятию (Благодать или энергия Святого Духа). Первородный грех (потеря жизненной энергии Святого Духа) сужает способности человека к познанию, делает его ограниченным и греховным. Обряд крещения и крестный путь символизируют «обещание» Богу вернуться к первоначальному сверхъестественному, божественному состоянию – вернуть потерянную Благодать. Следует подчеркнуть, что как в язычестве (колдовстве), так и в христианстве не отрицается наличие сверхъестественных способностей в человеке. Ясновидение, экстрасенсорика были свойственны многим христианским святым, в т.ч. Сергию Радонежскому. Отличие христианства от язычества в том, что для христианства «сверхъестественное» – это Благодать (благо дано Богом, это энергия Святого Духа), соединенная со свободой воли человека и проявленная в таких способностях, которые используются только во Благо людям. Таким образом, сущность первоначальной природы человека в Благодати, которую потерял человек и стремится вновь обрести, преодолевая первородный грех, т.е. ограниченные возможности и неистинное восприятие мира.

Какую же тайну раскрыло первым людям дерево познания добра и зла? Снова обратимся к тексту Библии, где говорится о том, что вкусив «плод» Адам и его жена узнали, что они наги и сделали себе опоясания, Адам не выходил на зов бога, ибо боялся, что наг. Понятно, что людьми овладело чувство стыда, которое основано на «оценке». Но как современный человек называет способность давать оценку кому-либо или чему-либо, но неверную, основанную на гордыни и испорченной природе человека? Такая способность в Библии называется «судом», право судить (осуждать) обрели люди после вкушения «плода». Они осудили себя и спрятались от Бога. Это и есть тайна дерева познания добра и зла. Во второй части Библии (Новом Завете) Иисус обращается к своим последователям с призывом «Не судите, да не судимы будете». Тайну суда (осуждения) Бог запретил знать первым людям, жившим в Раю. Когда же люди обрели эту способность, Бог изгнал их на Землю и через жертву Христа показал, что спасение человека в «жертве».

В притче о Каине и Авеле говорится, что Авель был пастырь овец, Каин – земледелец, оба приносили плоды своих трудов в качестве жертвы Богу, но Бог не принял жертвы Каина. И наполнилась жизнь его страданием. Каину же сопутствовала удача. В зависти и огорчении Каин убивает своего брата. Но откуда происходит грех убийства? Понятно, что из зависти. Но этот сюжет интересен тем, что объясняет, откуда происходит зависть как источник всякого греха. В тексте говорится:

«И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит (по другому изданию: ни грех ли у порога лежит? – Л. Б.); он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»*.

*Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М., Изд. Московской патриархии. 1992 г.

 

Символ «порога», «двери» указывает здесь на сокрытие корыстных мыслей в душе, противоречащих доброму поступку. Для современного (и даже неверующего человека) этот сюжет имеет очень важный философский мировоззренческий смысл, который запрещает раздваиваться (в мыслях и желаниях – эгоизм, а для публики – благообразная маска). Раздвоение – великий грех, из которого произрастают все другие грехи, в т.ч. зависть. Если признать, что мир сотворен высшим разумом, а человек, жертвуя своим временем, здоровьем, благополучием, стремится лишь к собственной выгоде, значит он подобен Каину, у которого Бог не принял «жертву» (не признал его труд). Бог признает усилия (жертвы) ради общего блага, гармонии и должного порядка. Значит наставление Бога – не раздваиваться и господствовать над грехом своим – относится и к современному человеку.

***

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности патристики. Философия Аврелия Августина | Рационализм средневековой схоластики. Философия Фомы Аквинского
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.