Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная смета, расчет потребности в бюджетных средствах




По определению смета бюджетного учреждения — это основной плановый документ для финансирования учреждений; определяет объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании. Существует также смета затрат на производство (строительство, отдельное мероприятие и т.д.), которая также представляет собой план затрат на производство (в целом или на отдельный вид производства). Таким образом, понятие сметы можно охарактеризовать следующими признаками:

• плановый документ;

• отражает свод затрат на определенный вид деятельности, отдельное производство, мероприятие;

• составляется на определенный временной период (год, время производства, время проведения мероприятия и т.п.);

• не определяет источники погашения планируемых затрат.

Действующее законодательство, используя понятие сметы, также исходит из того, что смета отражает плановую (запланированную) величину затрат на осуществление определенной деятельности. В частности:

• «Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете» (статья 298, пункт 1, Гражданский кодекс Российской Федерации);

• «Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строи-

тельного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете» (статья 743, пункт 1, Гражданский кодекс Российской Федерации).

Тем не менее, для практической деятельности образовательных учреждений законодательство об образовании предусматривает наличие баланса, т.е. документа, отражающего не только расходы образовательного учреждения, но и получаемые им доходы. «Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях» согласно Закона «Об образовании». Это же положение, правда достаточно своеобразно, подкрепляется законодательством о некоммерческих организациях. «Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету» (статья 3, пункт 1, Закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Отсюда следует, что баланс и смета являются взаимозаменяемыми документами, т.е. в определенном смысле эквивалентны друг другу. Поэтому возьмем на себя смелость сделать утверждение о том, что смета — это баланс, составляемый для планирования расходов по одному источнику дохода (государственному бюджету напри-

мер), поэтому говорить о «смете доходов и расходов» означает говорить о балансе. Баланс в таком случае — свод смет расходов по всем источникам доходов. Поэтому в условиях множественности источников (каналов) поступления средств образовательному учреждению следует формировать все-таки баланс доходов и расходов. Да и «по жизни» это верно, поскольку для работы важно знать, сколько средств и откуда планируется получить и на что эти средства можно израсходовать. При этом следует учесть два обстоятельства:

• в соответствии с требованиями бюджетного законодательства бюджетные средства расходуются по смете, утверждаемой главным распорядителем бюджетных средств. Поэтому составление бюджетной сметы необходимо;

• бюджетные средства не должны «смешиваться» с внебюджетными, поэтому в балансе внебюджетные средства должны быть отделены от бюджетных.

Для обсуждения. С точки зрения хозяйствующего субъекта безразлично, откуда поступили средства, которые он может использовать для осуществления, например, образовательной деятельности. Поэтому лучше всего было бы зачислять их на единый счет и расходовать по мере необходимости, как это делается в коммерческих организациях. Следует добавить, что понятие «смета» широко используется в практике работы (особенно — бюджетных учреждений), но законодательно нигде не определено. Можно предложить определение сметы как росписи расходов по статьям классификации. Общий вид примера сметы можно представить таким образом:

Смета расходов ______________ на 20__ г. (пример)

Коды:

Раздел — Образование 13 Подраздел — Высшее образование 06 Целевая статья — Высшие учебные заведения 172 Вид расходов — Содержание учреждений социально-культурной сферы Наименование, Код Предметные статьи расходов (по квартально) Текущие расходы, Закупки товаров, Оплата труда государственных служащих и пр. Итого расходов ….

С другой стороны, смета является и плановым документом для главного распорядителя бюджетных средств (который эту смету утвердил). Это означает, что и финансирование должно осуществляться в соответствии со сметными назначениями в каждом квартале. Следовательно, утверждая смету, распорядитель берет на себя обязательства по обеспечению бюджетного учреждения средствами по определенному графику и в определенных объемах. Для разработки сметы необходимо определить потребность в средствах для осуществления расходов по каждой статье классификации. Потребность в бюджетном финансировании системы образования базируется на трех основных количественных параметрах:

• численности учащихся (по соответствующим уровням обучения);

• сроках и условиях обучения (по соответствующим уровням);

• материальной базе обучения.

В принципе, указанные параметры в пояснениях не нуждаются. Понятно, что для обучения разного количества учащихся требуются соответственно и разные затраты, точно так же, как и для обучения одного и того же количества учащихся, но разное время и разным дисциплинам. Материальная база в общем случае является элементом постоянным — что есть, то и есть. Причем обычно независимо от численности учащихся. Когда-то построенная школа (или училище) продолжает использоваться для учебных целей, а численность учащихся, например, по естественным причинам снизилась. Технически расчет потребности в бюджетных средствах может осуществляться двумя основными путями:

1. Сводом расчетов потребности в средствах, проведенных непосредственно образовательными учреждениями. Это процесс достаточно трудоемкий, требует большой работы по сбору и обработке экономической информации. Как и всякая сводная работа, приводит к большому количеству ошибок, дополнительных уточнений, согласований и т.п. В практической работе применяется при стабильной по срокам и условиям процедуре составления проекта бюджета и при наличии достаточного ресурса времени. Использовался в условиях плановой экономики, а также применяется сейчас в качестве элемента сбора экономической информации на уровне органов управления образованием.

2. Расчетом потребности в средствах, проводимым органом управления образованием соответствующего уровня. Условием проведения такого расчета является наличие необходимой статистической информации о сети подведомственных образовательных учреждений и необходимой методической базы. То и другое в необходимых объемах в органах управления имеется, может уточняться в течение подготовительного периода. Данный подход отличается большей оперативностью, возможностью проведения расчетов «в любой момент» при выдаче исходных финансовых показателей, единым подходом к совокупности образовательных учреждений и, как результат, меньшей индивидуализацией расчетов и т.д. Но именно поэтому он же отличается и «усредненностью» подхода, что требует ввода значительного количества поправок. А это уже становится сопоставимым по трудозатратам с первым подходом. Просто меняется место проведения расчетов. Этот вариант используется в практике расчетов (в частности — Минобразованием России).

Оба эти пути требуют методической основы расчета потребности в средствах либо на уровне отдельного образовательного учреждения, либо на уровне отрасли (министерства). Расчет на уровне образовательного учреждения более точен, но в масштабах всей страны требует значительных затрат времени и средств. Добавим, однако, что никто подобных затрат не оценивал и экономию на централизации расчета потребности не рассчитывал. Основные исходные данные для расчета потребности в средствах:

• контингент студентов, учащихся, воспитанников;

• нормативы социального и материального обеспечения студентов, учащихся, воспитанников;

• материальная база образовательных учреждений — кубатура зданий, занимаемые площади, приборы и оборудование, используемые в образовательном процессе;

• другие необходимые показатели.

Источниками для получения этих данных являются формы статистического наблюдения, нормативные документы, данные бухгалтерской отчетности. Исходными параметрами любого расчета потребности в средствах являются показатели контингента учащихся (студентов, воспитанников, слушателей и т.д.) — фактические, плановые, прогнозные (в зависимости от того, какая именно потребность рассчитывается). Исходя из контингента, рассчитывается количество должностей преподавателей, необходимых для обучения имеющегося (прогнозируемого) контингента студентов, учащихся, воспитанников. Расчет производится, исходя из установленных соотношений (количество студентов на 1 преподавателя, количество педагогов на 1 класс-комплект — класс заданной численности учащихся, количество воспитателей на группу и т.д.)

Определяется количество вспомогательного и обслуживающего персонала (имеются типовые штаты для отдельных типов образовательных учреждений в части такого персонала, рассчитывается количество учебно-вспомогательного персонала как процент от численности преподавателей). Количество персонала, необходимого для обслуживания образовательного учреждения, определяется на основе норм зон обслуживания — площадей помещений для уборки, мест в гардеробах, коммуникаций, электроустановок и т.п. Процесс этот очень трудоемок, его итогом является выверенное штатное расписание конкретного (!) образовательного учреждения. На основе действующей системы оплаты труда, принятой для работников сферы образования, определяются размеры должностных окладов, надбавок, доплат и прочего для всех категорий работников. Это, пожалуй, самая сложная часть финансовых расчетов, поскольку она касается размеров заработной платы каждого конкретного человека. Чем точнее будет проведен расчет на данном этапе, тем меньше будет вопросов и неясностей в течение года. Сумма всех «заработных плат» по штатному расписанию даст размер общего фонда заработной платы по образовательному учреждению. Средства, необходимые для социального и материального обеспечения студентов, учащихся, воспитанников и работников учебных заведений, определяются исходя из численности различных категорий учащихся (дети-сироты, дети, оставшиеся

без попечения родителей, учащиеся на полном государственном обеспечении и т.д.), работников и установленных нормативов их соответствующего обеспечения стипендиями, питанием, одеждой и др. В качестве примера рассмотрим расчет потребности в бюджетных средствах некоторых типов учебных заведений. В соответствии с постановлением Правительства для вузов установлено определенное соотношение между количеством преподавателей и количеством студентов: по дневному обучению — 1:8, по вечернему — 1:15, по заочному обучению — 1:355. Иные соотношения установлены по отдельным специальностям (архитектура, дизайн, графика, отдельные специальности по электронной технике и кибернетике в Новосибирском техническом университете, восточные языки, специальности культуры и др.) и по ряду конкретных вузов с учетом их значимости и уровня подготовки в них специалистов (в ведении Минобразования России таких вузов 22). Необходимые соотношения установлены и по другим видам образования (дополнительное образование, обучение студентов-иностранцев и др.) Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 г. № 600 «Об утверждении программы экономии государственных расходов» исходное соотношение 1:8 было увеличено до 1:10 с задачей достижения этого соотношения в течение 2 лет. Данное положение не распространяется на высшие учебные заведения по специальностям, для которых установлены индивидуальные соотношения числа студентов, приходящихся на одного преподавателя (см. выше). Минобразования России было поручено совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и иными получателями средств федерального бюджета, имеющими в своем подчинении высшие учебные заведения, представить во II квартале 1999 г. В Правительство Российской Федерации предложения о критериях установления соотношения числа студентов, приходящихся на одного преподавателя, в зависимости от реализации в вузах

образовательно-профессиональных программ и их научно-педагогического потенциала. К настоящему времени установленное соотношение фактически достигнуто. Эти соотношения служат исходной точкой для определения численности профессорско-преподавательского состава (ППС), которая, в свою очередь, определяет численность других видов персонала (учебно-вспомогательного персонала (УВП), административно-управленческого персонала (АУП), прочего обслуживающего и хозяйственного персонала) и является основой для определения фонда оплаты труда. Расчет фонда заработной платы основан на показателях Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (ЕТС). Напомним, что ЕТС была принята постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки». Она представляет собой 18 разрядов, по которым распределены должности работников бюджетной сферы. Каждому разряду соответствует разрядный коэффициент. Смысл такой дифференциации в оплате состоит в определении (законодательном установлении) размера должностного оклада по 1-ому разряду ЕТС, а все оклады по остальным разрядам определяются путем умножения оклада по 1-ому разряду на соответствующий тарифный коэффициент. Тарифные коэффициенты приведены в таблице:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.