КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия инновационного менеджмента (ИМ)Ведущий американский специалист по проблемам управления П.Друкер считает предприятие предпринимательского типа источником инновационного менеджмента. Механизм принятия решений такого предприятия рассматривает инновации, как шанс для улучшения финансово-экономического и технологического состояния. Концепция ИМ предприятия, с одной стороны, выступает как определяющая составная часть общего менеджмента в части организации нововведений на всех стадиях инновационного процесса. С другой стороны, концепция ИМ является этапом в развитии общего менеджмента и аккумулирует актуальные направления менеджмента, такие как применение системного и ситуационного подходов; признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом в целом; использование моделей и методов преодоления проблем неопределенности и быстрых изменений в окружающей среде; а также прогнозное, стратегическое, маркетинговое направление, управление качеством. Р.Фатхутдинов связывает осуществление ИМ с применением таких научных подходов, как: системный, ситуационный, маркетинговый, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический (анализ и прогноз развития объекта), процессный подход, функциональный, оптимизационный, директивный, поведенческий; а использование этих подходов на практике называет основным фактором развития системы менеджмента. По мнению Л.Оголевой, главные закономерности развития инновационной деятельности отражают системный, маркетинговый, жизнециклический и проектный подходы, которые и формируют особый тип инновационного управления. С другой стороны, инновационный менеджмент представляет собой систему управления в нескольких сферах деятельности. Так, С.Покропивный разграничивает сферы организационного, научно-технического и инвестиционного менеджмента В соответствии с определением Й. Шумпетера, инновационный менеджмент объединяет менеджмент организационно-управленческий, объектом которого выступает сам процесс управления нововведением, и менеджмент производственно-технологический, объектом которого выступает нововведение. Сложной системой является и процесс нововведения как объект ИМ. Процесс нововведения характеризуется пространственно-временной протяженностью, функциональной обособленностью видов деятельности, разделением труда и специализацией, необходимостью взаимодействия всех элементов на основе применения специфических организационных форм кооперации и структур, обеспечивающих необходимую координацию работ. Реализация инновационного менеджмента осуществляется посредством выполнения комплекса функций. Представим схему инновационного менеджмента в виде, приведенном на рисунке 4. Здесь управляющая (2) подсистема выступает как самостоятельная и включает различные компоненты (систему функций инновационного менеджмента, управление персоналом, разработку управленческих решений, координацию выпуска инновационных продуктов), а также определяет качество всех остальных подсистем. Управляемая подсистема (4) определяет специфику аспектного содержания всей системы инновационного менеджмента и состоит из двух субсистем в зависимости от объекта управления: процесс управления нововведением или
2- управляющая подсистема;
5 - подсистема научного сопровождения.
Рис.4 Система инновационного менджмента предприятия инновационный процесс. Целевая (1), управляющая (2) и обеспечивающая (3) подсистемы представляют собой комплекс функций, в них инновационный менеджмент реализуется как вид деятельности. Управляющая (2) подсистема соответствует также институциональному аспекту инновационного менеджмента как аппарата управления. Подсистема научного сопровождения (5) включает научные знания и искусство управления инновациями. Функциональный аспект системного подхода предполагает выделение комплекса функций, выполняемых инновационным менеджментом. Задача ИМ - обеспечить эффективность и согласие в функционировании всех внутренних и внешних элементов предприятия в достижении инновационных целей. Поэтому, можно сказать, что ИМ выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления. Функция (лат. functio - исполнение, совершение) означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль чего-либо. В функциях экономической категории проявляются её свойства и сущность в данной системе отношений. Подходы научного менеджмента, административной и бихейвиористской школ, с учетом системного и ситуационного подходов к менеджменту, обосновали концепцию управления как единства процесса и структуры. Поэтому функции управления - есть функции процесса управления. Традиционно к функциям управления относят: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Специфика инновационного менеджмента заключается, в том, что, с одной стороны, первостепенное значение при планировании получает прогнозирование научно-технического развития, оценка инноваций. С другой стороны, предприятия в условиях необходимости формирования спроса на свою инновационную продукцию должны в полной мере осуществлять комплекс маркетинговых исследований. Организационный аспект системного подхода к исследованию и совершенствованию инновационного менеджмента предполагает установление определенной структуры функционирования служб и организацию процессов управления. Зарубежный опыт свидетельствует, что использование новых методов организации приводит к повышению эффективности работы в производственном секторе. Так, например, распространение группового принципа - в США 8% обследованных компаний использовали различного типа самоуправляющиеся структуры - принесло значительный экономический эффект и позволило повысить производительность от 60 до 600 %. В условиях рыночных условиях хозяйствования, актуализации адаптивности организации и обновления производства и продукции структуры управления нововведениями могут быть достаточно разнообразными. Для инновационного менеджмента в отличие от традиционного характерна связь с более широкой сферой производственных, финансовых, инвестиционных и других процессов. Различные виды связей и организации их осуществления исследуются в рамках коммуникационного аспекта инновационного менеджмента. Инновационная коммуникация рассматривается в трех смысловых пространствах: деятельности, технологии и культуры. Её задача в критической экономической ситуации заключается в том, чтобы построить систему экономических отношений между субъектами инновационной сферы, включить механизмы партнерства. Суть коммуникационных отношений в инновациях составляют ресурсонесущие потоки - материальные, информационные, финансовые, нематериальные. Таким образом, в инновационном менеджменте информация выступает в качестве важнейшего ресурса на входе системы, предмета и результата управленческого труда, а также средства коммуникации. Процессный аспект системного подхода рассматривает этапы принятия и реализации управленческих решений, повторяющиеся на всех стадиях процесса нововведения. Управленческое решение является основным продуктом деятельности управляющей подсистемы. Таким образом, ИМ предполагает подготовку и осуществление управляющих воздействий, направленных на инициирование и обеспечению высокой эффективности инновационной деятельности в целом и упорядочение выполнения отдельных её видов, которые приводят к достижению намеченных целей предприятия, и может рассматриваться как комплекс определенных организационно-экономических методов и форм управления всеми видами инновационной деятельности и всеми стадиями инновационных процессов. В зависимости от объекта управления ИМ может осуществляться на уровне различных звеньев экономики - фирм (компаний, корпораций), отраслей, территорий (регионов), и народного хозяйства в целом.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |