Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цифры в скобках, стоящие после цитаты, означают: первая — порядковый номер цитируемой работы в библиографии, вторая — страницу, римская цифра указывает том. 12 страница




 

Современная речь на сцене — это малоизученный пласт театрального искусства, область, которая включает широкий круг вопросов, творческих и технических.
Критериями речи на сцене и методики работы над речью является практика театра, которая формируется и развивается под влиянием сегодняшней действительности.
Аппарат воплощения актера всегда должен быть подготовлен к осуществлению конкретных творческих задач. Иначе говоря, все требования к слову на сцене необходимо в практике обучения переводить на язык технологии, внутренней и внешней актерской техники.
Школа в искусстве всегда обозначена единством художественного мышления и профессиональной техники, активно воздействующих на методы воспитания и обучения. Так, искусство классицизма предопределило требования к красоте и правильности речи, искусство реалистическое потребовало от речи актера достоверности, искусство переживания выдвинуло на первый план органику рождения слова, его действенный смысл, спонтанность сценической речи.
Современная речь на сцене с ее высокой степенью разговорности, с артикуляционной нейтральностью, отсутствием подчеркнутой внешней характерности, слитностью слова с психофизическим действием, требует совершенной и тонкой техники, подчиненной органическому действию на сцене. Принципиально важны, незабываемы и неотменяемы традиционные качества сценического слова русского театра, необходимость которых лаконично определена К. С. Станиславским: «К чему тонкости переживания, если их будет выражать плохая речь».
Голос звучный и полетный, свободно управляемый, легкая и чистая дикция, свободное владение дыханием, интонационная точность и богатство русской мелодики, орфоэпическая культура — неотъемлемые качества профессии актера, тем более нуждающиеся в постоянном внимание и заботе, чем чаще о них забывают в театре.
Но нельзя не видеть, что живая современная сценическая речь требует пересмотра некоторых сложившихся методологических принципов работы над словом, системы постановки голоса и речи.
Методика работы над голосом, дыханием, дикцией нуждается в постоянной проверке, обновлении, развитии в соответствии с достижениями режиссерской и актерской практики, на основе изучения современных научных представления в области психологии, фониатрии, физиологии, ЛИНГВИСТИКИ, Особое внимание должно быть уделено углублению наших представлений о речи как деятельности и совершенствованию методов работы над словом.
Внутренняя актерская техника, метод воспитания профессионального мастерства, разработанные К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко, являются той необходимой школой, на основе которой организуется, оттачивается, воспитывается сценическая речь, и, наоборот, многие аспекты техники сценической речи становятся ключом к овладению внутренней актерской техникой.
За последние годы усилиями работников театра и театральной педагогики преодолены многие трудности в воспитании сценической речи. То новое в системе и в методах работы, что развивает классическую педагогику в области сценической речи, должно стать достоянием советского театра и способствовать укреплению и развитию профессиональной культуры актера.
Наиболее важным представляется нам следующее обстоятельство. Педагоги по сценической речи в театральной школе и консультанты по речи в театре должны глубоко понимать сущность процесса обучения мастерству, сущность режиссерской работы в спектакле. В то же время и режиссеры должны хорошо знать современную методику воспитания сценической речи, важнейшей области, которая непосредственно смыкается с вопросами профессионального мастерства актера.
Театр сегодня заинтересован в самом пристальном внимании к вопросам мастерства и техники владения словом еще и потому, что призван активно участвовать в развитии речевой культуры советского общества. В этой почетной и ответственной работе должен быть использован весь огромный запас знаний, накопленный советским театром и театральной педагогикой.

 

1. Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве.— Поли, собр. соч., т. 1.
2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г.— Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.
3. Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. М., Изд-во МГУ, 1956.
4. Аксаков С. Т. Я. М. Шушерин и современные ему театральные знаменитости.— Собр. соч., т. 2. М., «Правда», 1966.
Антонов С. П. Я читаю рассказ. М., «Мол. гвардия», 1973. Арго А. М. Звучит слово... Очерки и воспоминания. Изд. 2-е. М., «Дет.лит.», 1968.
7. Артемов В. А. Метод структурно-функционального изучения речевой интонации. М., 1974.
8. Архив Музея МХАТ СССР им. М. Горького.
9. Баллы Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. Изд. 3-е. Пер. с франц. М., «Иностр. лит.», 1955.
10. Белинский В. Г. Гамлет. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета.—Полн. собр. соч., т. 2. М., Изд-во АН СССР, 1955.
11. Белинский В. Г. И мое мнение об игре Каратыгина.— Поли. собр. соч., т. 1. М., Изд-во АН СССР, 1955.
12. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды.— Поли. собр. соч. т. 5, 1955.
13. Бирман С. Г. Путь актрисы. Изд. 2-е. М., ВТО, 1962.
14. Брызгинова Е. И. Практическая фонетика и интонация русского языка.М„ Изд-во МГУ, 1963.
15. Будагов Р. А. Человек и его язык. Изд. 2-е, расширенное. М., Изд-во МГУ. 1976.
16. Бирлаков И. Школа театрального искусства. М., 1886.
17. Вербовая И. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. М., «Сов. Россия», 1964.
18. Виноградов В. В Понятие синтагмы в синтаксисе современного русского языка.— В кн.: Вопросы синтаксиса современного русского языка. М., Гос. учеб.-пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР. 1950.
19. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., «Худож. лит.», 1961.
20. Волконский С. О читке. Актер, критика, школа.— «Рус. мысль». М., 1914, № 3.
21. Выготский Л. С. Психология искусства. М., «Искусство». 1968.
22. Гоголь и театр. М.— Л., «Искусство», 1952.
23. Гончаров А А. Поиски выразительности в спектакле. М., ВТО, 1964.
24. Гончаров И. А. Мильон терзаний.— Собр. соч., т. 8. М., 1955.
25. Горчаков Н. М. Режиссерские уроки К. С. Станиславского. М., «Искусство», 1952.
26. Гудовичев В. Н. Театрально-драматическое образование в России в первой трети XIX в. Дис. на соиск. учен, степени канд. искусствоведения. М., 1968.
27. Добролюбов Н. А. Что такое обломопмшпа. Собр, СОЧ., т. 4. М.—Л., Гослитиздат, 1962.
28. Долинов А. Искусство декламации. Пг, 1918.
29. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М, «Музыка». 1968.
30. Драматический альбом для любителей театра и музыки М. изд. М. Писарева и А. Верстовского, 1826.
31. Жихарев С. П. Записки современника М Л, II |Д но ЛИ СССР, 1955.
32. Запорожец Т. И. Логика сценической речи. М., «Просвещение», 1974.
33. Ильин Н. Театральное поприще Г. Помаранцева «Альфион», 1815. М., изд. тип. ун-та, февр.
34. Каратыгин П. А. Записки. Л., «Искусство», 1970
35. Каратыгина А. М. Воспоминания,—«Рус. нести», 1891, апр
36. Кнебель М. О. Вся ЖИЗНЬ Изд. 3-е, тир. М, НТО. 1967,
37. Кнебель М. О. Слово в творчестве актёра, М., ВТО, 1970.
38. Кнебель М. О., Лурия А. Р. Пути и средства кодирования смысла.—«Вопр. психологии», 1971, № 4.
39. Кони Ф. А. Ивам Афанасьевич Дмитревский, славнейший русский актер.— В кн.: Пантеон русского и всех европейских театров. Кп. 3. Ч. 1. Спб., 1840.
40. Кони Ф. А. Николай Осипович Дюр, императорский российский придворный актер.— В кн.: Репертуар русского театра, т. 2, кн. 7. Спб., 1839.
41. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., «Искусство», 1968.
42. Леонов Л. М. Беседы с участниками спектакля «Золотая карета».— В кн.: Вопросы театра. М., ВТО, 1973.
43. Леонтьев А. Н. Введение к книге Л. С. Выготского «Психология искусства». М., «Искусство», 1968.
44. Леонтьев А. А. Психология речевого общения. Дис. на соиск. учен, степени д-ра психол. наук. М., 1974.
45. Марков П. А. О театре. В 4-х т. М., «Искусство», 1974—1977.
46. Матанов Б. А. Игра как средство воспитания сценической речи. Дис. на соиск. учен, степени канд. искусствоведения. Л., 1971.
47. Мочалов П. С. Заметки о театре, письма, стихи, пьесы. М., «Искусство», 1953.
48. Муравьев Б. Л. Воспитание речевого дыхания актера. Дис. на соиск. учен, степени канд. искусствоведения. Л., 1972.
49. Нейгаиз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники.— Избр. статьи. Письма к родителям. М., «Сов. композитор», 1975.
50. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., «Музыка», 1961.
51. Немирович-Данченко ведет репетицию. М., «Искусство», 1965.
52. Немирович-Данченко о творчестве актера (сост. ред., авт. вступит. статьи В. Я. Виленкин). М., «Искусство», 1973.
53. Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 1. М., «Искусство», 1952.
54. Носенко Э. А. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, Изд-во Днепропетровского ун-та, 1975.
55. Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1976.
56. Озеровский Ю. Э. Наше драматическое образование. Спб.. 1900.
57. Осокин В. В. Логическое ударение. Томск, изд. Томского ун-та, 1968.
58. Островский А. Н. О театре. Записки, речи и письма. Общая ред. и вступит, статья Т. И. Владыкина. М.—П.. «Искусство», 1947.
59. Паустовский К. Золотая роза,— Собр. соч., т. 3. М., 1968.
60. Пашенная В. Н. Искусство актрисы. М.. ВТО, 1956
61. Плетнев И. А. Биография И. А. Крылова.— Крылов И. Собр. соч., т. 1. Спб., 1847.
62. Полевой Н А. Мои воспомияянич о русском театре.— В кн.: Репертуар русского театра, т. 1, кн. 2. Спб., 1840.
63. Пушкин и театр (общая ред. Б. Н. Городецкого). М., «Искусство», 1953.
64. Режиссерское искусство сегодня. Сост. 3. Владимирова. М., «Искусство», 1962.
65. Речь на сцене. Сборник статей. Л., «Искусство», 1961.
66. Савкова 3. В. Голосовой тренинг в воспитании актера. Дис. на соиск. учен, степени канд. искусствоведения. Л., 1971.
67. Саричева Е. Ф. Сценическая речь. М., «Искусство», 1955.
68. Семенова Е. С. Докладная записка.— «Театр», 1952, № 11.
69. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга.— Избр. произв., т. 1. М., Изд-во АН СССР, 1956.
70. Сиротинина О. Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М., «Просвещение», 1974.
71. Соловьева А. И. Основы психологии слуха. Л., изд. ЛГУ, 1972.
72. Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т. М., «Искусство», 1954—1961.
73. Строева М. Н. Режиссерские искания К. С. Станиславского, т. 1. М., «Наука», 1973.
74. Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. Изд. 2-е. доп. М., ВТО, 1967.
75. Топорков В. О. О технике актера. М., «Искусство», 1950.
76. Топорков В. О. Станиславский на репетиции. М., ВТО, 1954.
77. Фрейдкина Л. М. Немирович-Данченко — театральный педагог филармонии.— В кн.: Записки Государственного института театрального искусства им. Луначарского. М., «Искусство», 1940.
78. Хмелев Н. П. Письма, статьи, речи, беседы, стенограммы репетиций.— «Ежегодник МХТ», за 1945 г., т. 2, 1948.
79. Цветаева А. И. Воспоминания. М., «Сов. писатель», 1971.
80. Чарели Э. М. Подготовка речевого аппарата к звучанию.— В кн.: Сценическая речь. М., «Просвещение», 1976.
81. Чехов А. П. Собп. соч. и писем, т. 2. М., «Наука», 1975.
82. Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. М., «Просвещение», 1974.
83. Щепкин М. С. Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине. Сост. А. Н. Клинчин. М., «Искусство», 1952.
84. Эфрос А. В. Профессия: режиссер. М., «Искусство», 1979.
85. Эфрос Н. Е. Московский Художественный театр. 1898—1923. М., «Госиздата, 1924.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.