Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы анализа спроса




Анализ спроса на нововведения по времени проведения может быть предварительным, текущим и последующим относительно периода, когда продукция считается новой.

Предварительный анализ спроса на новую научно-техничес­кую продукцию — один из наиболее важных, поскольку на его базе разрабатывается производственная программа и строится стратегия продвижения на рынке новой продукции.

Предварительный анализ проводится на базе данных, полу­чаемых с помощью специальных выборочных обследований, про­водимых в сфере потребления инноваций, если продукция нахо­дится в стадии подготовки опытного образца, запуска в произ­водство, а иногда на этапе выведения ее на рынок.

Выборочные обследования в сфере потребления могут быть проведены в виде анкетирования, например, по следующей форме:


Если информация о продукции уже имеется у потребителя и начато ее производство, то для изучения спроса используются данные журналов учета спроса или заказов на новую продук­цию. Они составляются, например, по форме табл. 10.5.


 



Если коэффициент ценовой эластичности меньше единицы, это свидетельствует об относительно неэластичном спросе. При Ер = 1 эластичность спроса единична. Это случается, ко­гда процентное изменение спроса равно процентному изменению цены. Если коэффициент ценовой эластичности спроса больше единицы, спрос относительно эластичен. При коэффициенте эластичности спроса по цене, стремящемся к бесконечности, спрос считается абсолютно эластичным. Это


происходит в том случае, когда при неизменной цене спрос не­ограниченно растет, что является следствием действия нецено­вых его факторов: моды, рекламы, ожидания роста цен, эколо­гической обстановки и др.

Для характеристики ценовой эластичности спроса можно ис­пользовать и графический метод. Тогда абсолютно неэластичный спрос будет выглядеть в виде прямой, параллельной оси ординат (рис. 10.5, а), абсолютно эластичный — в виде прямой, парал­лельной оси абсцисс (рис. 10.5, б). В общем случае чем больше угол наклона кривой спроса, тем эластичнее спрос (рис. 10.5, в).

При анализе спроса на нововведения интересно изучить влия­ние на него доходов потребителей. В зависимости от назначения продукции — производственно-технического или бытового — будет различаться информационная база анализа. В первом слу­чае могут быть использованы данные официальной отчетности предприятий, во втором — публикуемые и предоставляемые по запросам данные Госкомстата.

Формула коэффициента эластичности спроса по доходу имеет вид:


 


Коэффициент эластичности спроса по доходу может быть как положительным, так и отрицательным (для товаров низшей ка­тегории). Важность его значения для предприятий, производя­щих научно-техническую продукцию, заключается в том, что с его помощью осуществляется их отнесение к определенной груп­пе по уровню развития.

Чем выше эластичность спроса по доходу, тем эффективнее развивается предприятие. Если динамика данного показателя по­ложительна и растет приблизительно одинаковыми темпами, то можно говорить о стабильном развитии предприятия.

Постоянная величина коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о состоянии застоя на предприятии, про­изводящем научно-техническую продукцию.

Значение коэффициента перекрестной эластичности особен-но велико для анализа спроса на новую стандартизованную на­учно-техническую продукцию и требует постоянного анализа динамики цен на основной товар.

Для изучения чувствительности спроса можно также исполь­зовать соотношение темпов изменения спроса и влияющих на него факторов, представленное в виде динамического ряда. По­добные ряды позволяют построить график изменения кривой спроса под действием какого-либо фактора, вычислить показа­тели рядов динамики: темпы прироста, средние темпы роста и


прироста, абсолютные значения одного процента изменения спро­са за период, а также провести корреляционный анализ влияния факторов на изменение спроса и спрогнозировать его развитие на ближайшую перспективу.

Представляет интерес структурный анализ спроса, проводи­мый с помощью специальных таблиц, строящихся по каждому факторному признаку — направлению анализа: например ста­диям ЖЦ новой продукции (причем они заканчиваются перехо­дом к стадии зрелости) — см. табл. 10.7, распределению по по­требителям новой продукции — см. табл. 10.8, по планируемым каналам ее реализации — см. табл. 10.9.

Подобные таблицы могут быть построены при анализе опро­са вследствие изменения любого из факторов (см. табл. 10.4). Они служат инструментом оперативного принятия управленче­ского решения и являются базой для дальнейшего углубленного анализа влияния факторов на величину и характер спроса.

По данным подобных таблиц можно вычислить показатели стабильности спроса общие и в каждой подгруппе. Если, на­пример, наибольший процент опроса продукции А (по данным табл. 10.8) в динамике приходится на какое-либо предприятие (или их группу), то можно говорить о стабильности спроса в от­ношении этого потребителя.




 


 


Можно определить и показатели интенсивности спроса по данным таблиц 10.7—10.9. Если в динамике темпы роста по ас­сортиментным позициям растут по этапам жизненного цикла, потребителям или каналам сбыта, то спрос является интенсив­ным; если эти темпы роста близки к единице, то спрос стабили­зировался в отношении рассматриваемого аспекта; если темпы роста меньше единицы, то следует говорить о его сокращении. Анализ спроса на нововведения имеет огромное значение, по­скольку от результатов зависит точность разработки производст­венной программы предприятия, стратегия и объем реализации продукции и, следовательно, финансовые результаты деятельности.

Выводы

1. Эффективность НИОКР зависит от того, насколько учтена ры­ночная потребность в научно-технической продукции.

2. Формирование портфеля заказов предполагает проведение рабо­ты с потенциальными потребителями результатов НИОКР.

3. Особенности нововведений предопределяют специфику анализа

спроса.

4. Необходимо прежде всего уточнить, к каким нововведениям — базисным или усовершенствованным — относится продукция, спрос на которую подлежит изучению.

5. Спрос выражает число альтернативных возможностей приобрете­ния продукции при разных ценах и равных прочих условиях.

6. Все факторы спроса на новую продукцию можно разделить на внутренние и внешние.

7. По формам образования различают потенциальный, формирую­щийся, развивающийся и сформировавшийся спрос.

8. В зависимости от состояния рынка выделяют отрицательный спрос, отсутствие спроса, скрытый спрос, нерегулярный спрос, полноценный спрос, чрезмерный спрос, нерациональный спрос.

9. Структурный анализ спроса производится с помощью специаль-­
ных таблиц, строящихся по каждому факторному признаку.

Вопросы для повторения

1. Что необходимо учесть менеджеру при управлении программой НИОКР?

2. Как строится механизм управления процессом НИОКР?

3. Перечислите основные направления анализа спроса на нововве­дения.

4. Какие факторы следует учесть при анализе спроса?

5. Какие виды спроса различают в зависимости от форм образования?

6. Как проводится структурный анализ спроса?


Оценка эффективности Глава 11




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.