Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социометрические индексы




Обоснование сферы применения социометрических опросов. Рекомендации по применению социометрических опросов как метода сбора социально-педагогической информации. Основные правила социометрии.

Социометрические опросники для изучения социально-педагогических процессов и явлений в группе.

Виды документов: текстовые, иконографические, вербальные. Виды анализа документов: традиционный (качественный) и контент-анализ (количественный). Сфера применения метода анализа документов в практике социального педагога. Рекомендации по методике анализа документов в социально-педагогической работе.

Бланки анализа документов.

Виды наблюдения: степень включенности наблюдателя. Сфера применения наблюдения: при автоматических действиях, при высокой напряженности действий.

Бланки социально-педагогического наблюдения.

Опросники: анкеты и бланки интервью. Описание сферы применения опросников. Инструкции по методике проведения опросов.

Социально-педагогическая технология -- подготовленная к практической деятельности программа, предусматривающая возможность достижения цели.

Основной диагностический и практический инструментарий, находящийся на рабочем столе социального педагога:

  1. Особенности реализации методической деятельности соц. педагога в коррекционном образовательном учреждении.

Один из путей предупреждения возможной социальной дезадаптации – создание развитой социальной и психологической службы, в которой первичным звеном является социальная служба школы. В нее могут входить социальный педагог, заместители директора, психолог, наиболее опытные учителя и воспитатели. При планировании деятельности этой службы следует обратить особое внимание на такие направления работы как:

1. Комплексное динамичное изучение особенностей психофизического и личностного развития детей с умственной недостаточностью (совместно с психологом, учителями и воспитателями).

2. Разработка программ, охватывающих в своем содержании этические, социокультурные, правовые и другие нормы поведения, принятые в обществе.

3. Помощь воспитателям в организации досуговой деятельности учащихся вне учебного процесса, учитывающей возрастные, индивидуальные психофизические и интеллектуальные особенности детей.

4. Организация общественно-социальных связей внутри и вне школы (друзья, товарищи, ролевое место в межгрупповых отношениях).

5. Систематический анализ возможных факторов, которые могут снизить результативность социальной адаптации в разных формах самостоятельной жизни воспитанника (здоровье, нетрудоспособность, отсутствие родных и близких, негативное влияние родственников, социально-материальная необеспеченность, индивидуально-личностные, патологические проявления и др.).

Особо следует выделить такое направление, как допрофессинальная и профессиональная подготовка учащихся специальных школ. Прежде чем принять решение о выборе профилей трудового обучения для учащихся, специальной школой должен быть проведен глубокий социальный анализ, включающий в себя социологические данные, показывающие, на какие виды труда и по каким специальностям устраиваются на работу выпускники. Важно также выяснить, как долго они удерживаются на своих рабочих местах, что является причиной сменяемости мест работы, имеется ли в регионе возможность трудоустройства с перспективой получения жилья. Такая комплексная работа может быть проведена под руководством социального педагога.

Сравнивая деятельность социального педагога в школах-интернатах для детей-сирот с нарушениями интеллекта и других учебно-воспитательных учреждениях, следует подчеркнуть существенные особенности социальной работы с умственно отсталыми детьми. Это усиление диагностического и коррекционного направлений; более ранняя до- и профессиональная ориентация, требующая учета особенностей профессионального самоопределения, оценки готовности подростка к самостоятельной жизни, социальной ориентировки как на производственный, так и индивидуальный труд; обучение семейным ролям ввиду отсутствия института семьи или его недееспособности и др.

Оптимальным вариантом развития конформного типа социальной адаптации умственно отсталых воспитанников является педагогическое наблюдение за ними, конкретная помощь и поддержка со стороны социального педагога не менее 2-3 лет после выхода из интерната.

Только четкое социально-педагогическое сопровождение детей на всех возрастных уровнях, создание материальных и многообразных социальных условий для коррекционного обучения, воспитания, психолого-педагогической и социально-трудовой реабилитации позволит всесторонне и более оптимистически рассматривать вопросы интеграции этой категории детей в общество.

  1. Постановка социально-педагогического диагноза ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации: факторы виктимизации, технологическая последовательность.

Основным направлением деятельности социального педагога является постановка социально-педагогического диагноза. Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя множество анкет для выявления различных социальных позиций. Значит, ему необходимо знать основы социологии, позволяющие грамотно составить, обработать, проанализировать результаты анкетирования и на их основе уметь прогнозировать ситуацию. В этом отношении данный работник уже чем-то напоминает психолога. Во многих учреждениях образования выявлением социальной или социально-психологической ситуации занимается именно психолог. Но эффективнее было бы перераспределить эти обязанности. Выявление социальных проблем, например таких, как степень удовлетворенности школьников и родителей учебно-воспитательным процессом, взаимоотношения учеников друг с другом (социометрия), выделение «группы риска» и тому подобное, следует оставить социальному педагогу, что, впрочем, не исключает его взаимодействия с психологом.
Методологические основания виктимологии образования определяют концептуальные параметры гносеологической рефлексии нового для педагогической теории феномена – виктимизация личности в образовательном процессе.
Во всех подходах виктимизация рассматривается как системно-динамический процесс, деструктивный по своей результативности, ибо его результат всегда предполагает жертву. Виктимизация представляет собой системно-динамический процесс, результатом которого становится дефицит или система взаимосвязанных дефицитов, определяющая виктимную организацию личности. Это даёт основание определить виктимизацию как механизм виктимной организации личности. (2).
Учитывая тот факт, что генетическая виктимология Ч.Тойча и разрабатываемая А.В.Мудриком социально-педагогическая виктимология обосновано, предполагают рассматривать виктимизацию как процесс, обусловленный неблагоприятными условиями социализации, то правомерно рассматривать виктимизацию как системно-динамический процесс дефицитарной социализации личности, в котором ведущую роль играют:
- дефицитарная деформация личности;
- дефицитарная дезатаптация личности;
- дефицитарная дифференциация личности.
Результатом этих процессов становится виктимная организация личности. Таким образом, виктимизация – это системно динамический процесс дефицитарной социализации, в результате которого развивается дефект социализации, определяющий действие механизма виктимной организации личности.
Феномен «виктимизация личности в образовательном процессе» является индикатором социальной дефектности педагогической деятельности социальных институтов образования.
Факт реального существования виктимизации личности в образовательном процессе свидетельствует о наличии общей педагогической проблемы, связанной с нарушением закономерностей социального развития личности, которая выражается:
- в дезадаптации;
- в дезинтеграции;
- в деиндивидуализации;
- в деперсонализации;
- в утрате возможностей к конструктивному самоутверждению личности в социуме.
Это порождает комплекс проблем разных сфер педагогической теории и практики. Виктимизация личности в образовательном процессе – это проекция проблемного состояния общей педагогики.
Виктимизация личности:
- является реальностью, определяющей «издержки» образовательной деятельности социальных институтов образования в условиях трансформации социокультурной системы общества;
- возникает как результат несоответствия концепции образования и социализации личности в институтах образования реальностям общественного развития;
- формируется следствие несоответствия реализуемых в практике образовательной деятельности школ педагогических технологий управления механизмом социогенеза личности новой антропологической реальности, которая сформировалась на постсоветском пространстве на рубеже веков;
- развивается в результате неадекватной актуальной ситуации состояния образовательной системы, подготовки педагогических кадров в системе профессионального педагогического образования;
- возникает в силу дисфункции современной семьи, которая утрачивает социализирующие функции, а система образования к компенсации этих утрат ещё не готова.
Существует шесть противоречий в проблемном состоянии общей педагогики, которые являются основными, но не единственными, проецируются в феномене «виктимизация личности в образовательном процессе» и определяют систему его научно-теоретических и научно-методологических оснований риска.
1.Методологические противоречия в структуре общепедагогического знания.
2.Противоречия в интерпретации базовых категорий общей педагогики.
3.Противоречия в трактовке морфологии образовательного процесса.
4.Противоречия в теоретическом осмыслении функций образовательного процесса в условиях трансформируемого общества.
5.Противоречия в определении профессионально-функционального статуса учителя в образовательном процессе школы.
6.Противоречия в определении социального статуса образовательного процесса и его роли в становлении нового механизма социальной динамики общества.
Логика актуализации проблемы виктимизации личности:
1. Система противоречий:
- создаёт проблемное состояние;
- разрушает концептуально-теоретическую ценность базового раздела педагогической теории;
- утрачивает возможность целостного представления, его структуры, принципов организации и управления.
2. Деструктивная проекция в разрабатываемых Государственных образовательных стандартах высшего профессионального педагогического образования:
- образовательный процесс не предстаёт;
- характеризует дефицитарность педагогического знания;
- выявляет не соответствие содержания Государственного образовательного стандарта уровня развития отечественной и мировой педагогической науки.
3. Дефицитарность педагогического знания.
4. Дефектность высшего педагогического образования:
- не учитывается принцип единства обучения и воспитания – доминирование предметной подготовки учителя в ущерб его антропологической подготовки;
- формирование двух деструктивных моментов:
а) структурный дефицит профессионального самосознания личности учителя;
б) профессионально-функциональная деформация личности учителя в образовательном процессе школы.
5. Структурный дефицит профессионального самосознания личности учителя.
6. Дидактическая доминанта.
7. Дефициты субъектно-профессиональных качеств личности учителя.
8. Дефицитарность интерактивного механизма социализации.
Такая методологическая интерпретация виктимизации личности позволяет вскрыть механизм проекции актуальных для развития общей педагогики противоречий на существование дефицитарной социализации, ведущей к виктимизации личности.
Психологическим индикатором виктимизации личности является состояние личностной дезинтегрированности, определяемого термином «личностная аномия», которая характеризуется ростом личной тревожности. Для неё характерным признаком является наличие интропсихических конфликтов личности, предопределяющие развитие онтологической неуверенности личности, ноогенного невроза и социальной фрустрации.
Таким образом, виктимизация личности по трудам Е.В.Руденского:
1.Является одной из социальных характеристик качества образования.
2.Является индикатором проблемного состояния самого образовательного процесса.
3.Указывает на разбалансировку системы механизмов, обеспечивающих функционирование образовательного процесса.
4.Демонстрирует деструктивную результативность проекции проблем общей педагогики, которые определяют неблагоприятный вектор социальной жизни выпускников школ.
Невроз является также характеристикой виктимизации личности, как и акцентуации характера. Противоречия педагогической науки, проекция, которых на образовательный процесс школы стало реальностью, ведут к невротизации личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.