Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные концепции художественного образования. Анализ программ

ТОМ 1

Ответственные за выпуск – Дмитрий БАТАЛОВ, Эльвира ШИМЧУК

Дизайн-проект – Эльвира ШИМЧУК

Верстка – Светлана ПАВЛОВА, Ольга ЦАРЕГРАДСКАЯ

Обработка и цветокоррекция иллюстраций – Маргина ДАНИЛОВА

Корректор – Елена ПИСКУН

Сдано в набор 15.06.2010. Подписано в печать 18.10.2010. Формат 70×100/16.

Бумага мелованная 90 г/м2. Гарнитура Europe. Печать офсетная. Усл. печ. лист. 22

Тираж 1400 экз. Заказ 5583-2010.

ОАО «Сургутнефтегаз». Рекламно-издательский информационный центр «Нефть Приобья» 628415, Тюменская область, г.Сургут, ул.Игоря Киртбая, 5.

К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.

1 -ю концепцию всеобщей графической грамоты представляет традиционная программа, действующая во многих школах страны. Это направление было основано во время становления Российской Академии художеств (начало XVIII в), когда методы и принципы подготовки профессиональных художников в крайне упрощенном виде были «спущены» в общеобразовательные школы на уроки рисования. То, что было профессионально необходимым и значимым для подготовки художников-профессионалов, искусственно переносилось на общее образование. Современные авторы этой концепции — В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев.

Основные задачи программы по изобразительному искусству:

- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Эти компоненты содержания изобразительного искусства подразделяются на основные виды занятий:

- рисование с натуры (рисунок, живопись);

- рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

- декоративная работа;

- лепка;

- аппликация с элементами дизайна;

- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

2-я концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ», разработана в конце 60-х — начале 70-х гг. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б. П. Юсовым. Ее основная идея — «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися». Принципиально отличаясь от предыдущих, эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства.

Основной задачей программы по изобразительному искусству является создание художественного образа в различных видах и жанpax изобразительного искусства средствами графической грамоты.

Изобразительная грамота наполнилась новым содержанием, идущим от специфики художественно-изобразительного языка, от способов создания художественного образа. Способы создания художественного образа предполагают разнообразные виды учебной деятельности: изображения на плоскости, в объеме (лепка), в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению, на основе фантазии и воображения, а также эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства. А специфика художественно-изобразительного языка изучается в процессе решения следующих учебных проблем:

- форма, пропорции, конструкция;

- цвет и освещение;

- пространство и объём;

- композиционная организация изображения;

- работа с художественными материалами;

- развитие художественного восприятия и эстетической отзывчивости.

Эта концепция стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет, художественно развивающий и художественно воспитывающий. Теория Б. П. Юсова послужила основой для создания последующих концепций.

3-я концепция приобщения к мировой художественной культуре разработана в начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опытпредыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20—30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.

Основные задачи программы:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

- формирование художественно-творческой активности;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например:

I класс. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя.

II класс. Ты и искусство.

III класс. Искусство вокруг нас.

IV класс. Каждый народ — художник и т. д.

Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной.

4-я концепция приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Основоположником этой концепции является доктор пед. наук, профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе.

Основные задачи программы:

- формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков;

- создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.

В содержании предмета выделены следующие разделы:

- основы художественного изображения;

- орнамент в искусстве народов мира: построение и виды;

- народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения;

- художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).

Каждый из разделов включает в себя следующие виды учебно-творческой деятельности: экспериментирование (упражнения-опыты), учебная практика (упражнения-повторы, учебные задания), творческие работы (композиции, вариации, импровизации), беседы по искусству.

Итак, представленные здесь концепции и программы преподавания изобразительного искусства в школе являются основными. Руководствуясь основными положениями непрерывного художественного образования в общеобразовательной школе, учителю начальных классов, преподающему изобразительное искусство, следует ориентироваться на ту учебную программу по изобразительному искусству, которая реализуется в основном звене общеобразовательной школы.


Принципы обучения в различных направлениях художественного образования

I направление (концепция) «Школа рисунка — всеобщая графическая грамота» Традиционная программа. В. С. Кузина II направление (концепция) Целостный подход: «Понимание, переживание и посильное создание художественного образа» Типовая программа. Б. П. Юсова III направление (концепция) «Формирование художественной культуры как части духовной культуры» Программа Б. М. Неменского IV направление (концепция) «Приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа» Программа Т. Я. Шпикаловой
1.Воспитывающее обучение. 2. Научность обучения. 3. Наглядность обучения. 4. Систематичность и последовательность в обучении. 5. Сознательность и активность в обучении. 6. Доступность обучения. 7.Прочность усвоения учебного материала. 1. Всеобщность художественного воспитания. 2. Преподавание искусства как эстетического явления в тесной связи с ролью искусства в жизни 3. Единство обучения и художественного творчества. 4. Единство практической деятельности и развития эстетического восприятия действительности и искусства. 5. Единство работы на плоскости и объемно-пространственных видов художественной деятельности 6. Относительная самостоятельность задач и развития художественного восприятия. 7. Единство требований искусства и педагогических условий их реализации в работе с учащимися. 1. Закон художественного уподобления (педагогическая драматургия, ролевая игра). 2. Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения) 3. Принцип постоянства связи с жизнью. 4. Принцип опоры на апогей (характерность, исключительность) явления в искусстве. 5. Принцип единства формы и содержания (художественного образа и техники исполнения) в процессе обучения. 6. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков. 1.Принцип общекультурного развития 2. Принцип национальной основы в процессе становления и развития личности 3. Принцип синкретичности (взаимосвязанности, взаимопроникновения) народного искусства: - интеграция и взаимосвязь всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры; - отражение в искусстве сущностных связей, определяющих смысл жизни личности и целого народа (человек и природа, человек и семья, человек и история). 4. Принцип регионального подхода. 5. Принцип воздействия на духовный мир школьников и формирование их мировоззрения с помощью образного отражения действительности в искусстве. 6.Принцип комплексной системы работы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Тема. 1А. Сенсорные системы (СС) человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.