Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новосибирск: на юбилейной оси

СЕРГЕЙ КОРОБЕЙНИКОВ

(ПАМЯТИ ШОСТАКОВИЧА И КАЦА)

 

 

Два концерта, прошедшие в Новосибирской филармонии в сентябре 2016 года, ознаменовали начало симфонического сезона. Концерты имели особый смысл, будучи объединенными личностями Дмитрия Шостаковича и Арнольда Каца. Сентябрьское 110-летие со дня рождения первого из них – ещё один повод проакцентировать крупнейшую фигуру автора 15 симфоний. Харизматичный Арнольд Кац - для российской культуры имя весьма значимое, и памяти прекрасного дирижёра по традиции уже в течение почти десяти лет посвящаются первые в каждом сезоне концерты оркестровых коллективов Новосибирска.

Обоих музыкантов связывало многое. Для Арнольда Каца Шостакович был, пожалуй, самым главным отечественным композитором ХХ века. Свою дирижёрскую карьеру в Новосибирске Кац начал с его 10й симфонии, впоследствии исполнив все 15. Шостакович, в свою очередь, высоко ценил искусство новосибирского дирижера, и особой творческой близостью двух музыкантов оказался 1966 год, когда Арнольд Михайлович стал вторым в мире смельчаком (после Кирилла Кондрашина), который исполнил в Новосибирске опальную и нелюбимую властью 13 симфонию Шостаковича в присутствии автора.

Новосибирск стал ещё одной связующей нитью между этими великими музыкантами. В жизни Шостаковича связи с Новосибирском весьма заметны. Он был здесь не раз, впервые – в годы Великой Отечественной войны. В конце июня 1942 года композитор прожил в Новосибирске месяц, общался со своими ленинградскими друзьями – дирижёром Евгением Мравинским, лектором и музыковедом Иваном Соллертинским, композитором и учеником Георгием Свиридовым и другими, эвакуированными в Новосибирск музыкантами. Тогда же он присутствовал на новосибирской премьере своей 7й симфонии (под управлением Мравинского), которая далее прозвучала здесь в исполнении ленинградского оркестра ещё семь раз.

Для Каца Новосибирск - главный город всей его жизни, в котором маэстро удалось осуществить столь многое, что его имя сразу же было увековечено в названии нового Большого концертного зала Новосибирской филармонии, построенного и открытого – увы, после кончины маэстро - в сентябре 2013 года. Об Арнольде Каце можно сказать очень многое. О его решительности и настойчивости в отстаивании интересов оркестра, о непримиримости в принципиальных творческих вопросах, о трепетном и бережном отношении к молодым талантам, о желании открывать новую музыку, если она талантлива. Целеустремлённый, обладающий огромной волей и чрезвычайно сильным магнетизмом – так писали о нём те, кто хорошо его знал.

Именно Кац, как хорошо известно, в далёком 1956м основал Новосибирский симфонический оркестр и был его бессменным руководителем в течение полувека - случай поистине уникальный! В январе 1995 года опять же по инициативе Каца возник ансамбль солистов «Новосибирская камерата», в состав которого вошли ведущие струнники - артисты симфонического оркестра.

Оба этих коллектива юбиляры: "Камерата" отметила свои двадцать лет в прошлом году, симфонический оркестр - юбиляр нынешнего года, в котором коллектив активно гастролировал - в Италии, Испании и Германии, выступил в Петербурге, стал уже в третий раз базовым коллективом Транссибирского Арт-Фестиваля Вадима Репина, проходящего в Новосибирске.

Одной из кульминаций 2016 года стал большой юбилейный концерт, который прошёл 29 марта в новосибирском Государственном концертном зале имени Каца. Руководил оркестром Гинтарас Ринкявичюс, солистом выступил победитель XV Международного конкурса имени Чайковского пианист Дмитрий Маслеев. Необычным стал концерт оркестра (под управлением Алексея Людмилина) на Центральной площади города Новоалтайска 18 июня 2016 года - на том самом месте, где шестьдесят лет назад состоялось первое выступление новосибирского оркестра.

Два основанных Кацем коллектива и открыли цикл своих выступлений в 61м филармоническом сезоне Новосибирска.

17 сентября прозвучали два весьма часто исполняемых опуса Шостаковича - Первый фортепианный концерт и Восьмая симфония.

Концерт, созданный 27-летним композитором, обычно воспринимается в скерцозно-пародийном ключе - и на это есть основания. Сочинение, воспроизводящее необарочный состав (клавир, труба соло и струнные), сталкивает аллюзии на венских классиков с разухабисто звучащими польками, галопами и интонациями блатной песенки эпохи НЭПа - такая пестрота в своё время шокировала Сергея Прокофьева, обнаружившего в этом недостаток вкуса и нетребовательность к отбору интонационного материала, на что он в своё время попенял молодому Шостаковичу. Но строгость Прокофьева на самом деле означает «всего лишь» принципиальную несовместимость эстетических платформ двух классиков ХХ столетия. Бесстрашное отношение к банальности роднит Шостаковича с его кумиром Густавом Малером, как и демонстративная стилевая пестрота – здесь банальное и возвышенное идут рука об руку от начала до конца.

Лукас Генюшас, серебряный медалист XV Международного конкурса имени Чайковского, практически ровесник автора, сыграл концерт уверенно и точно – полётным звонким звуком, местами (в 3й части) достигая и драматизма и глубины. И в этом с ним был солидарен Гинтарас Ринкявичюс, трактующий это сочинение не как «лёгкий» опус, а пытающийся обнажить в нём глубокий и даже драматический подтекст. Это явственно ощущалось в напористо-стихийной звуковой подаче у струнных, в их неоднократных неистовых fortissimo. Две литовские фамилии на новосибирской афише позволили ещё раз почувствовать талантливость этой крошечной нации (удвоенное население Новосибирска больше!), среди представителей которой немало известных режиссёров, актёров, музыкантов. Партию трубы безупречно исполнил солист оркестра Иван Коробань.

Зал, заполненный на 100 процентов, не шелохнувшись, прослушал монументальную Восьмую. Этот рождённый ужасами войны музыкальный триллер Шостаковича переполнен устрашающими кульминациями и осмысливает трагически-беспощадную суть Времени, развёртываясь от глубочайшей скорби и боли через жуткое наступление Зла к робкой надежде на спасительное умиротворение.

Дирижёрский жест Г. Ринкявичюса сдержан, будучи наполнен внутренним темпераментом. «Мощное энергетическое поле», - когда-то написал Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской филармонии, об Арнольде Каце. Я с удовольствием переадресую эту характеристику его преемнику – глубокому, яркому музыканту Ринкявичюсу, десятый год поддерживающему высочайшую репутацию новосибирского оркестра. Он сумел так выстроить драматургический рельеф симфонии, что каждая кульминация, являясь грандиозным динамическим пиком, усиливалась и перекрывалась последующей – и ещё более страшной. После этого поистине прекрасного выступления маэстро долго поднимал для оваций всех солистов оркестра, отдавая дань их мастерству.

Концерт 21 сентября открыл абонемент «Новосибирской камераты» и представил фигуру Шостаковича в окружении его старшего современника Глазунова и великого предшественника Чайковского. Этих композиторов объединил образ Петербурга-Ленинграда – кстати, города юности Каца. Хорошо знакомые сочинения (Вальс из струнной Серенады Чайковского, Антракт из "Раймонды" Глазунова, Романс Шостаковича из кинофильма «Овод») чередовались с менее известными. Одно из открытий – ранний опус Шостаковича «Две пьесы для струнного октета» – спутник прославившей юного музыканта Первой симфонии. Довольно развёрнутый диптих с эмоционально многоплановой Прелюдией и антиромантическим супердиссонантным Скерцо ещё раз подчеркнул полную творческую зрелость 19-летнего гения, а в совокупности с бытовыми танцевальными миниатюрами из музыки к кинофильмам и спектаклям – его многоликость и возможность «зацепить» тем или иным сочинением практически любого слушателя.

Музыканты ансамбля обошлись без дирижёра (эта возможность предполагалась Кацем изначально). «Новосибирская камерата», конечно, двухформатна – это и ансамбль с возможностью различных группировок солистов, и одновременно камерный струнный оркестр – и музыканты во главе со своим нынешним руководителем Фабио Мастранжело умело используют эти возможности, будучи в состоянии исполнить и крупные сочинения барокко, и эстрадные миниатюры ХХ века, и многое другое.

В зале находились супруга, дочь и внучка Арнольда Михайловича, и это усилило атмосферу личностно окрашенной признательности каждого музыканта коллектива любимому дирижёру.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стартовал сверхмарафонский пробег Волгоград-Пенза-Саров в честь 60-летия Победы | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 85; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.