Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об общении. 7 страница




По такому же принципу можно работать и над скороговоркой "От топота копыт пыль по полю летит".

12. От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт. От то­пота, от топота, от топота; от топота копыт, от топота копыт, от топота копыт; пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю; пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.

Как и в предыдущей скороговорке, повышать голос по полутонам на полунапевном звучании на первой половине скороговорки: "От топота копыт, от топота копыт, от то­пота копыт" и т. д., дойдя до самой своей высокой ноты, а потом — понижать (по хро­матической гамме): "Пыль по полю летит, пыль по полю летит, пыль по полю летит" и т. д., дойти до своей самой низкой ноты и еще раз повторить (обычно на средней ноте своего диапазона): "От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топо­та копыт" (и на этом закончить).

Мы привели только две скороговорки в сочетании с голосовым упражнением, но хочется еще раз повторить, что мы предлагаем как бы канву, по которой можно строить скороговорку, а каждый педагог, а также и каждый учащийся может работать по-своему и на этих и на других скороговорках.

В скороговорке "Либретто "Риголетто" два Imml нужно произносить слитно, а так­же в скороговорке "От топота копыт пыль по полю летит" два Imml {от топота) тоже нужно произносить слитно.

В некоторых случаях можно объединить две скороговорки, близкие по содержанию. Например:

13, Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокорпьевича, говорили про пола, про Прокопия-попа, про Прокопьевича. Один поп Прокоп творил: пришел Прокоп, ки­пел укроп, кипел укроп, пришел Прокоп, Другой поп Прокоп говорил: ушел Про­коп, кипел укроп, кипел укроп, ушел Прокоп. Третий поп Прокоп говорил: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп, как без Прокопа кипел ук­роп, так и при Прокопе кипел укроп.

Что происходит в этой скороговорке? Один поп Прокоп считает, что кипел укроп, когда пришел Прокоп. Другой поп Прокоп возражает: он считает, что кипел укроп, ког­да ушел Прокоп. Третий поп Прокоп, желая их примирить, говорит, что кипел укроп и при Прокопе и без Прокопа. Спор продолжается, каждый упорно настаивает на своём. Дело доходит до ссоры.

14. Сенька, Санька с Сонькой на санках (2 раза) лавировали, лавировали, да не вылави­ровали. Санки скок, санки скок, санки скок! Сеньку с ног, Сеньку с ног, Сеньку с ног! Саньку в бок, Саньку в бок, Саньку в бок! Соньку в лоб, Соньку в лоб, Соньку в лоб! Все в сугроб, все в сугроб, все в сугроб!

15. Везет цапля чушку с щучкой на санках. Санки скок, санки скок, санки скок! Цап­лю с ног, цаплю с ног, цаплю с ног! Чушку в бок, чушку в бок, чушку в бок, щучку в лоб, щучку в лоб, щучку в лоб! Все в сугроб, все в сугроб, все в сугроб! Цапля чахла, цапля чахла, цапля чахла, чушка сохла, чушка сохла, чушка сохла, чушка сдохла.

16. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины и два дровосека, два дровокола, два дроворуба, говорили они про торги да про покупки, про крупу да про лодкрупки, про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену.

(Эту скороговорку можно говорить с повторениями отдельных фраз.)

17. На дворе трава, на траве дрова, на дровах два дровосека, два дровокола, два дрово­руба — Осип и Архип. Осип: "Наш голова вашего голову головой переголовил, пе- ревыголовил". Архип: "Наш голова вашего голову переголовил, перевыголовил". На дворе трава, на траве дрова, на дровах два дровосека, два дровокола, два дрово­руба — Осип и Архип. Осип: "Наш голова вашего голову головой переголовил, пе­ревыголовил, перевыголовил, переголовил". Архип: "Наш голова вашего голову го­ловой переголовил, перевыголовил, перевыголовил, переголовил". На дворе трава, на траве дрова, на дровах два дровосека, два дровокола, два дроворуба — Осип и Архип. Осип: "Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил, пе­ревыголовил, переголовил". Архип: "Наш голова вашего голову головой переголо­вил, перевыголовил, перевыголовил, переголовил, перевыголовил, перевыголовил, переголовил, переголовил, перевыголовил". Осип охрип, Архив осип.

(Эту скороговорку нужно делать в трех темпах: в медленном, в более быстром и в очень быстром, конечно, в зависимости от возможностей учащегося.)

Мы привели несколько примеров усложненных и комбинированных скороговорок.

По этому принципу можно подбирать и составлять целый ряд других усложненных и комбинированных скороговорок и из приведенных в учебнике примеров, и из других источников.

Еще раз напоминаем: главное в работе над скороговорками наряду с четкостью, яс­ностью и легкостью произнесения текста осмысленное их донесение.

Хотя скороговорка и примитивна по своему содержанию, она рассказывает о каком- то хоть и незначительном, но событии; в ней есть м ы с л ь, которую мы выражаем сло­вами, а слово должно быть действенным.


Глава 4

ДЕФЕКТЫ РЕЧИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

В главе "Дикция" мы рассмотрели артикуляционные нормы произнесения звуков ре­чи, овладение которыми позволяет добиться чистоты дикции — неотъемлемого качества речи актера.

Для тех, кто нуждается в активизации деятельности речевой мускулатуры, трениров­ке произносительных механизмов речевого аппарата, приведенный комплекс артикуля­ционных упражнений и речевых заданий весьма эффективен. Но существует группа уча­щихся, которым для совершенствования дикции этого комплекса недостаточно. Речь идет о тех, кто нуждается в помощи логопеда — специалиста по устранению речевых недостатков. Эти недостатки порой носят очень стойкий характер и являются причиной возникновения почти драматических ситуаций как в период поступления в институт, так и в период обучения, поскольку служат помехой в становлении профессиональной речи. Большинство речевых дефектов все же могут быть устранены при условии целенаправ­ленной, систематической работы с использованием дополнительных — логопедиче­ских — приемов.

Чтобы работа по устранению речевых недостатков носила осмысленный характер и была эффективна, необходимо иметь четкое представление о принципах функциониро­вания речевого аппарата в целом и о механизме произнесения отдельных звуков. Напом­ним, что процесс образования звуков речи связан со слаженной деятельностью несколь­ких систем — дыхательной, голосообразующей, артикуляционной — под контролем ко­ры головного мозга. Мы будем говорить о нарушениях речи, связанных с деятельностью артикуляционной системы и проявляющихся в дефектах звукопроизношения, которые получили название дислалий.

Человек познает мир и имеет возможность воздействовать на него благодаря работе анализаторов — сложных нервных механизмов, обеспечивающих тончайший анализ раз­дражений, воспринимаемых организмом из внешней и внутренней среды, и адекватную на них реакцию. Формирование речи осуществляется на основе деятельности системы анализаторов: речедвнгательного (процесс артикулирования), кинестетического (ощу­щение пространственного расположения органов артикуляции), зрительного (контроль за правильностью положения губ, языка) и слухового (контроль за правильностью звуча­ния). Эту систему анализаторов необходимо привлекать и к работе по устранению де­фектов произношения. Центральный отдел речедвнгательного анализатора посылает че­рез нервные проводящие пути сигналы периферическому участку — органам артикуля­ции, которые, подчиняясь команде "сверху", выполняют то или иное движение. При этом по нервным путям в кору направляется новый поток сигналов, которые анализиру­ются и синтезируются на высшем уровне. При необходимости работа периферического участка корректируется. На основании нервных процессов, протекающих в коре голо­вного мозга, формируется единая функциональная система, получившая название дина­мического стереотипа. Если в период овладения речью возникают нарушения в работе центрального, периферического участков или нервных проводящих путей, их соединяю­щих, происходит формирование неверного динамического стереотипа. Задача коррекци- онной работы сложна тем, что должна разрушить этот стереотип и сформировать новый, правильный. Поскольку становление прежнего стереотипа проходило длительный пери­од, работа по становлению нового должна носить интенсивный, регулярный характер.

Речевые нарушения, как вы знаете, могут быть разделены на две группы; органиче­ские (или механические) и неорганические (или функциональные). Это деление связано с природой нарушения: оно может быть результатом структурных дефектов какого-либо участка речевого аппарата и следствием неверно или вяло протекающих функциональ­ных речевых процессов. В зависимости от того, на каком уровне происходит сбой в сла­женном механизме речеобразования, речевые нарушения подразделяются на централь­ные и периферические. Центральные нарушения могут быть как органическими (трав­мы мозга), так и функциональными (нарушения формирования системы нервных процес­сов, вялость их протекания). Периферические нарушения бывают только органическими (дефекты строения органов артикуляции, врожденные или приобретенные в результате травм, поражения проводящих нервных путей).

Днслалии — результат центральных функциональных или периферических органи­ческих нарушений. В связи с этим они делятся на две группы: функциональные дисла- лии и органические. Первые — результат неверного речевого воспитания в детстве, на­личия двуязычия в семье или слабости физического и психического здоровья в период становления речи. Все это может приводить к формированию неверного динамического стереотипа, вялости протекания нервных процессов в коре головного мозга. Обычно функциональная дислалия сопровождается мышечной слабостью органов артикуляции. Органические дислалии могут быть результатом дефектного строения органов, принима­ющих участие в формировании звука речи: губ, языка, челюстей, зубного ряда, нёба. Ес­ли функциональные дислалии поддаются исправлению в результате систематической тре­нировочной работьг на основании логопедических приемов, то эти органические наруше­ния требуют вмешательства таких специалистов, как стоматологи-ортодонты. Присту­пать к коррекции произношения без их участия нельзя, поскольку она не даст желаемых положительных результатов. Правда, такой дефект, как укороченная массивная подъ­язычная уздечка, мешающая произношению шипящих звуков и звуков лир, может быть устранен при помощи специальных упражнений, позволяющих ее растянуть. Если пери­ферические органические нарушения возникают в результате поражения нервных прово­дящих путей, нарушается иннервация органов артикуляции. Это проявляется в их значи­тельной вялости шги излишней напряженности. Тогда снижается способность к четкости выполнения движений и переключаем ости с одного движения на другое, возникает быст­рая мышечная утомляемость.

Прежде чем намечать и осуществлять пути коррекционной работы, необходимо оп­ределить, какими причинами вызвано искаженное произношение звука: органическими или функциональными. Для этого рекомендуем пользоваться системой артикуляционньгх упражнений-тестов. Тестирование проводится педагогом, знающим нормы речевых укла­дов всех согласных звуков (форму органов артикуляции, их местоположение и способ раооты). иорагцая внимание на раооту органов артикуляции при выполнении тестов, можно сделать предварительный вывод о том, какая группа звуков может нарушаться вследствие несовершенства выполнения определенных движений (например, если язык с трудом дотягивается до верхних зубов, обязательно пострадает произношение шипящих, л или р). В то же время, зная заранее о нарушениях определенных звуков (например, шипящих), при выполнении тестов можно вскрыть причины их искажения, обращая вни­мание на выполнение тех движений, которые формируют эти звуки в речевом потоке.

При выполнении тестов обращаем особое внимание на следующие качественные характеристики работы органов артикуляции:

1. Двигательный диапазон органов артикуляции (губ, язьгка, нижней челюсти).

2. Чистоту и точность выполнения движений (соблюдение симметрии, формы и ко­нечного местоположения органов артикуляции).

3. Плавность и легкость движения (без толчков, подергиваний, дрожаний органов).

4. Умение длительно удерживать определенную форму речевого уклада.

5. Умение быстро и четко переключаться с одного движения на другое.

6. Выносливость, то есть способность выполнять какие-либо движения в течение долгого времени без ощущений мышечной усталости (60 сек.).

Снижение качественных параметров указывает на характер нарушений. Если функ­циональные нарушения обычно проявляются в мышечной вялости, нарушении точности и четкости выполнения упражнений, то при органической природе нарушения может от­мечаться не только вялость, но и, наоборот, излишняя напряженность губ, языка. Тогда при выполнении заданий отмечается асимметрия, отсутствие устойчивости конечного ре­зультата, потеря пространственных ориентиров в тестах на переключаемость движений и снижение выносливости. Это проявляется чаще всего при длительном выполнении серии движений на ускорении темпа. Если нарушена иннервация языка, можно увидеть его подрагивание даже в спокойном состоянии, а выполнение значительной двигательной нагрузки может приводить к его сильному тремору (дрожанию) и изменению окраски слизистой (посинению).

Упражнения-тесты следует выполнять, используя маленькое зеркало.

Каждый тест имеет своё условное название.

1. Упражнение "Улыбка-хоботок" определяет двигательные возможности губ. (Чет­кость выполнения гарантирует качество произношения звуков п, б, в, ф).

Улыбнуться, затем вытянуть губы вперед "хоботком" (трубочкой).

Выполнять смену позиций многократно на ускорении темпа.

2. Упражнение "Качели" выявляет двигательные возможности языка по вертикали (л, р, шипящие — ш, ж, щ, ч).

Открыв рот, попеременно касаться кончиком языка то верхних, то нижних зубов

с внутренней стороны. Выполнять упражнение на ускорении темпа,

3. Упражнение "Крестик" ("Перекрестие") — усложненный вариант предыдущего упражнения — выявляет способности языка к пространственной ориентации, переклю- чаемости с одного типа движения на другой.

Здесь н далее в скобках указаны звуки, четкость произнесения которых зависит от качества выполне­ния данного упражнения, поскольку в работе участвуют те же речевые органы и часто в той же позиции,

"Внутренний крестик" — при широко открытом рте язык совершает перекрест­ное движение: вверх (за зубы), вниз (за зубы), влево (укол кончиком языка в ле­вую щеку), вправо (укол в правую щеку).

"Внешний крестик" — язык попеременно касается верхней губы, нижней, левого уголка рта, правого уголка.

4. Упражнение "Маляр" — определяет двигательные возможности языка по вертика­ли.

Открыв рот, проводим кончиком языка, как малярной кистью, по твердому нёбу вглубь рта и обратно. Кончик языка не подворачиваем.

5. Упражнение "Ну-ка, дотянись!" помогает определить двигательные возможности языка во всех направлениях.

Открыв рот, пробуем дотянуться языком до кончика носа, до края подбородка, до какого-либо предмета, помещенного перед ртом. Голову не запрокидываем, подбо­родок опущен.

6. Упражнение "Горка" определяет подвижность спинки языка (с, з, ч)- Упереться кончиком языка в основание нижнего зубного ряда, и, медленно откры­вая рот, выпячивать "горкой" спинку языка. Удерживая язык в таком положении, постучать спинкой по верхнему зубному ряду, опуская и поднимая её. Нижняя че­люсть остается неподвижной.

7. Упражнение "Прилипала" ("Грибок") помогает определить мышечную силу языка, особенно его боковых краев и кончика (шипящие, л, р). Это упражнение почти всегда выявляет органическую природу нарушений: дефекты строения подъязычной уздечки (ог­раничивающей движение языка по вертикали) или недостатки в иннервации языка.

Открыв рот, подсосать язык к нёбу так, чтобы его боковые края прилегали к вер­хнему зубному ряду, а передняя часть к твердому нёбу. Положение языка должно быть симметричным по отношению к средней линии нёба. Удерживая язык в та­ком положении, опускать и поднимать нижнюю челюсть.

Если язык отлипает и провисает с какой-либо стороны, это свидетельствует о на­рушении иннервации данного участка. Очень часто подобные нарушения приводят к дефектному — боковому — произнесению целого ряда звуков: р, ui, ж, щ, ч, с, з, ц. При этом слышится неприятный хлюпающий призвук — воздушная струя те­ряет свое верное центральное направление и через опущенный боковой край язы­ка ударяет в щеку.

При выполнении упражнения можно помочь языку присосаться, прижав его боль­шими пальцами обеих рук. Можно соединить движение языка с движением потя­гивания: встав на носки и разведя поднятые руки немного в стороны (ладошками, повернутыми к потолку), потянуться вверх, как бы в стремлении коснуться потол­ка и прилипнуть к нему. Напрячь все мышцы. После небольшой паузы отлепить язык от нёба щелчком и одновременно расслабиться, "бросив" корпус вперед и вниз.

8. Упражнение "Лошадка" выявляет уровень мышечного тонуса языка, способность к активной работе его передней части и кончика (шипящие, л, р).

Открыв рот, щелкать языком при неподвижной нижней челюсти. Необходимо сле­дить за тем, чтобы работала не спинка языка, не один из его боковых краев, а вся

передняя часть. Только в этом случае щелчок будет носить четкий, звонкий ха­рактер,

9.Упражнение "Болтушка" определяет двигательные возможности языка и подвиж­ность его кончика (шипящие, л, р).

Открыв рот, поднять широко распластанный язык на верхнюю губу и, задевая ее, делать быстрые движения языком вперед-назад,- бл-бл-бл.

10. Упражнение "Лопаточка-жало" дает возможность выявить способности языка к быстрой смене формы.

Открыв рот, "выбрасываем" язык вперед, придавая ему форму то тоненького, уз­кого "жала", то широкой "лопаточки", спокойно лежащей на нижней губе. Подрагивание языка в положении "лопаточка" указывает на нарушение его иннер­вации.

Перечисленные упражнения-тесты следует использовать не только для проверки ра­боты органов артикуляции, но и для их активной тренировки.

Если при выполнении упражнений, требующих широко открытого рта, нижняя че­люсть все время приближается к верхней, сужая раствор рта, необходимо работать над расслаблением ее мышц. Мышечный зажим нижней челюсти — довольно часто встреча­ющийся недостаток, который влияет на внятность речи. Для его устранения рекомендуем использовать упражнения, приведенные в главе "Дыхание, артикуляция, резонирование".

Бывает, что при наличии незначительного искажения ряда звуков учащийся не слы­шит их в собственной речи. Слуховое невнимание — результат неразвитого речевого, вернее фонематического, слуха (различения звучания фонем — смыслоразличительных характеристик звуков речи и их звуковых нюансов). Если записать речь на магнитофон и дать возможность студенту неоднократно прослушать эту запись, комментарии педаго­га помогут ему яснее услышать дикционные недостатки. Привлечение слухового анализа­тора к выявлению речевых недостатков — один из путей не только их диагностики, но и "лечения".

Как вы помните, в становлении речи принимает участие и зрительный анализатор, поэтому необходимо использовать и другой путь — зрительный контроль за произнесе­нием звуков. Для этого, сев перед зеркалом и придерживая одной рукой себя за подборо­док, студент медленно произносит согласные звуки в позиции между гласными а: аса, ала, ара, аша и т. д. Широко открытый рот дает возможность увидеть работу языка, ко­торый участвует в произнесении практически всех согласных звуков. Сравнив этот вари­ант артикулирования с нормами, можно установить, что именно в работе органов арти­куляции им не соответствует.

После этого приступаем к работе по исправлению индивидуальных недостатков.

Методические рекомендации.

Работа по исправлению дикционных недостатков включает три этапа.

I этап — подготовительный, В его задачи входит укрепление мышц артикуляци­

онного аппарата и закрепление на основе специальных упражнений вер­ных форм, местоположений органов артикуляции и способа их работы при произнесении исправляемого звука.

II этап — постановка звука. На этом этапе осуществляется верная постановка

звука.

Ш этап — автоматизация (закрепление) звука в речи.

Подготовительный этап — этап интенсивных артикуляционных тренировок. Заня­тия должны проводиться ежедневно по 20—30 минут, лучше в утренние часы, после фи­зической гимнастики. Для зрительного контроля за правильностью выполнения упражне­ний на первых порах необходимо использовать зеркало, лучше настольное (небольшого размера) или карманное, чтобы не рассеивалось внимание. Каждое артикуляционное уп­ражнение выполняется б—8 раз. Если при тестировании были обнаружены признаки ор­ганических нарушений, артикуляционная гимнастика должна проводиться в течение дня неоднократно, быть более интенсивной и занимать значительно больше времени. При этом перед началом гимнастики полезно проводить гигиенический и вибрационный мас­саж лицевой мускулатуры.

Упражнения для укрепления мускулатуры губ и щек

1. Используем комплекс упражнений из раздела "Дикция".

2. "Полоскание", Катаем воздушный шарик в полости рта, загоняя его то за одну щеку, то за другую, под верхнюю губу, под нижнюю губу. Затем, напрягая щеки и губы, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть воздух из полости рта наружу. По­сле выполнения упражнения в губах должно ощущаться легкое покалывание. Сбрасыва­ем напряжение кучерским "тпрррр", как бы останавливая лошадь.

3. "Надуваем шарик". Максимально втягиваем щеки в полость рта, как бы "всасыва­ем" их, а затем максимально надуваем.

4. "Рыбий рот". Большими или указательными пальцами обеих рук вдавить щеки между верхней и нижней челюстью в полость рта, сблизив его уголки. Обе губы при этом будут выдаваться вперед, напоминая рыбий рот. В таком положении произносить скороговорки, насыщенные губно-губными звуками, требующими активного смыкания губ: б и п. Например: "Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа", "От топота копыт пыль по полю летит, "Купи кипу пик" и другие (см. главу "Дикция"). Затем без паузы после проделанного упражнения произнести скороговорки.

Упражнения для укрепления мышц языка

]. Используем приведенные выше упражнения-тесты: "Качели", "Крестик", "Маляр", "Ну-ка, дотянись!", "Горка", "Прилипала", "Болтушка" и др.

2. "Вертушка". Вращать языком по кругу между челюстями и губами, то справа на­лево, то наоборот, с задержкой и упором кончика языка в правую щеку, в левую щеку,

3. "Печем пироги". Выполняется в три этапа:

а) "месим тесто" — хорошо размять язык зубами;

б) "лепим пирог" — похлопать губами по языку;

в) "остужаем пирог" — подуть на кончик языка, находящийся в распластанном по­ложении на нижней ]убе.

4. "Коврик". Подвернув кончик распластанного языка кверху и зацепив его верхни­ми зубами с нижней стороны, всасывать, втягивать (как бы свертьгвать) его в полость рта так, чтобы он коснулся мягкого нёба. Помассировать мягкое нёбо кончиком языка. Зевнуть, "развернув" язык. Упражнение выполнять почти при закрытом рте.

5. "Чистим зубы". Открыть рот, кончиком языка тереть из стороны в сторону попе­ременно то за верхними, то за нижними зубами. При выполнении движения кончик язы­ка должен напрягаться, как будто язык пытается очистить зубы от налипшей на них ириски или жевательной резинки.

6. "Барабанщик". Открыть рот, кончиком языка, как барабанной палочкой, ударять по бугоркам за верхними зубами: д!д!д!д!д! с разным ритмическим рисунком, постепен­но ускоряя темп произношения. Можно добавить к звуку д звук т: дт!дт!дт!дт!дт! или тд!тд!тд!тд!тд!

1. "Дырявый барабан" — вариант предыдущего упражнения. После произнесения цепочки звуков д.'д.'д! произносим звук, близкий по звучанию к звуку з, но за верхними зубами, не сдвигая язык с альвеол. "Барабан" прорывается, и вместо четких и резких ударов слышится дзж. При этом язык напряжен и плотно прижат боковыми краями к верхнему зубному ряду. Воздушная струя, выходя по центру языка, заставляет его немно­го вибрировать. Необходимо чередовать постукивание с жужжанием многократно.

8. "Вкусное варенье". Открыть рот и широко распластанным языком (форма "ков­ша") облизывать верхнюю губу снаружи вовнутрь, задвигая язык за верхние зубы.

9. "Экскаватор". Открыть рот, придать языку форму "ковша", выдвигать его как можно дальше вперед и задвигать как можно глубже в полость рта, удерживая на уровне верхней челюсти.

Для правильного произнесения многих согласных звуков важна не только мышечная активность органов артикуляции, способность придавать им определенную форму и удерживать ее. Нужна и верная направленность воздушной струи.

Упражнения для выработки верного направления воздушной струи

1. "Трубочка". Положить язык на нижнюю губу и попробовать свернуть его в тру­бочку, приподняв боковые края. Вдыхая через нос, выдыхать сквозь "трубочку".

2. "Свисток". Просунуть расслабленный язык между зубами. Вдыхать через нос, вы­дыхать через рот, направляя струю на кончик языка и в трлышко пустого пузырька.

3, "Футбол". На плоскости стола из каких-либо двух предметов составить "ворота". Скатав из небольшого кусочка ваты "мяч", "забивать" его в "ворота" струей вьщыхаемого воздуха. Язык находится в том же положении, что и в предыдущем упражнении. Воз­душная струя должна быть плавной и достаточно сильной. При выполнении упражнения важно не менять положения головы и рта относительно плоскости стола и "ворот". По­мимо выработки центрального направления струи вьщыхаемого воздуха это упражнение помогает развивать долгий, плавный вьаох, что необходимо в работе над речевым дыха­нием,

4, "Пушинка". Положить на кончик носа ватку. Открыть рот и, приподняв широкий язык на верхнюю губу (как в упражнении "Вкусное варенье"), подуть на ватку так, что­бы она взлетела вертикально вверх. При выполнении упражнения необходимо следить, чтобы голова не запрокидывалась: она должна оставаться неподвижной в естественном положении покоя.

Все эти упражнения выполняются обычно при дефектном боковом произнесении звуков, вызванном слабостью боковых краев языка, что приводит к искривлению направ­ления воздушной струи.


Этап постановки звука с физиологической точки зрения представляет собой созда­ние нового условного рефлекса. После многократного повторения артикуляционных уп­ражнений, включающих элементы нужного речевого уклада, вырабатываются кинестети­ческие ощущения упражняемого движения, оно постепенно автоматизируется. Первона­чально пробуем поставить звук по подражанию с учетом его произносительных особен­ностей. Взрослым это почти всегда удается, особенно если человек произносит верно мягкий вариант звука (например, очень часто при правильном произнесении звука л', бывает искажено произнесение звука л). Если попытки не увенчаются успехом, звук приходится ставить косвенным путем, используя определенные приемы, о которых пой­дет речь при рассмотрении частных случаев дислалий, В период работы на этом этапе необходимо помнить о трех целях, которые нужно достичь для того, чтобы звук был правильно сформирован: мы должны выработать верную форму органов артикуляции, за­крепить место и способ образования звука.

Этап автоматизации (закрепления) звука в речи — самый длительный, С точки зрения высшей нервной деятельности на этом этапе происходит затормаживание и уст­ранение старых, неправильных, динамических стереотипов и выработка новых. Вновь со­зданная и закрепленная относительно простая связь — речевой звук — последовательно вводится в более сложные речевые структуры: слоги, слова, фразы, — вытесняя неверный звук, произносившийся в них ранее. Эта работа достаточно сложна и трудна для нервной системы, поэтому необходимо соблюдение определенных правил: речевой материал дол­жен быть доступен и систематизирован, переход от одного этапа автоматизации к другому должен быть постепенен. Последовательность работы на этапе автоматизации такова:

1. Закрепление звука в слогах

— прямых (типа с*г)* в ударном и безударном слоге: с*ы, р*а, ш*а;

— обратных (типа гс*) в ударном и безударном слоге: ас*, ар*, аш*;

— в позиции между гласными (типа гс*г) с ударением на первом гласном и на вто­ром: ас*а, ар*а, аш*а;

~ в слогах со стечением согласных (типа с*сг и сс*г) с*ка и вс*а.

При отработке слоговых сочетаний используются двух-, трех-, четырехсложные структуры с разноместным ударением, например: ры ба и ша ры; ра ду га, во рд на и то по ры и т, д.

Вначале работа по закреплению звука в слогах проводится в статике, затем в дина­мике: слоговые комбинации произносятся в сочетании с движением — наклонами, пово­ротами, ходьбой и т. п. Приведем примеры.

Движение по прямой. Определить цель движения. После короткого вдоха через нос, двигаться по направлению к цели, произнося на одном выдохе слоговую це­почку. При ходьбе каждые 3—4 шага можно делать поворот и следующие 3—4 шага двигаться задом наперед, затем (через поворот) возвращаться к обычному принципу дви­жения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.