Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об общении. 16 страница




17. Я прилагаю огромные волевые усилия в работе над голосом.

18. У меня сильная воля.

19. Я вижу и представляю работу всего речевого аппарата.

20. Я слышу свой мягкий, объемный, приятный голос.

Кроме аутогенной тренировки общего характера можно применять небольшие ауто­генные паузы голосового аппарата.

1. Сидя, глаза закрыты, язык высунут изо рта, рот приоткрыт. Медленно произне­сти: "Мое лицо свободно. Язык, нижняя челюсть освобождены. Голос свободный, груд­ной". Открыть глаза и протяжно произнести гм...т..,дм,,.ем...ли...

2. Стоя, наклон туловища вперед, расслабиться. В этом положении прочесть: "До­был бобов бобыль". Встать, повторить скороговорку.

3. Сидя, стоя: загнуть язык чашечкой к верхней губе, нижняя челюсть расслаблена, протяжно "протянуть" гм...гм...гм... Убрать язык, прочесть: "Добыл бобов бобыль".

4. Сидя, стоя надуть щеки и губы, легко "протянуть": бу...бу...бу.., расслабляя губы и нижнюю челюсть. По окончании прочесть: "Добыл бобов бобыль".

Проводя сеансы аутогенной тренировки, можно прибегнуть и к специальной дыха­тельной гимнастике. Дыхание — хороший индикатор малейших изменений эмоциональ­ного состояния человека. Приводим несколько вариантов упражнений "вечернего" и "ут­реннего" релаксационного дыхания.

Вечернее дыхание успокаивающее, вдох и вьщох с мысленным счетом.


Вдох 4 4 4
Выдох
Пауза 2 2 3
 

3 6 3 2 8 4

Утреннее дыхание (возбуждающее), вдох, выдох с мысленным счетом.

Вдох Пауза Выдох

4 4 2

5 4 3

6 4 3 6 4 3

6 3 2

7 3 2

Релаксационная дыхательная гимнастика ускоряет восстановительные процессы, снижает нервно-мышечную эмоциональную возбудимость и приводит голосовой аппарат в спокойное состояние,

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ В МУТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ

Мутацией голоса, как говорилось в главе о физиологии голоса, принято считать со­стояние подростка в период полового созревания (у мальчиков примерно с 14-20 лет, у девочек — с 13-16 лет).

Мутационный период — это период, когда формирование звука подростка находит­ся в прямой зависимости от изменения структуры голосового аппарата,

В мутационном периоде у подростков замечается часто хрипота, скрипучесть голо­са, усиливаются недостатки произношения, голос становится непостоянным.

Врачи-ларингологи отмечают покраснение голосовых складок, наличие слизи, набу­хание сосудов. Все эти явления обусловлены быстрым ростом гортани и частей речевого аппарата в этот период. У мальчиков в период мутации гортань увеличивается в полтора раза, поэтому смена голоса в период мутации у них резко выражена.

Самой ответственной порой в работе над воспитанием навыков дикции и голоса подростков является мутационный период.

Следует помнить, что период мутации — это перестройка всего организма. Пере­стройка не только органов голосообразовання, а также нервно-психологической сферы, сердечно-сосудистой, гормональной и дыхательной систем.

В период мутации следует оберегать подростка от перегрузки, не допускать крикли­вого чтения и ограничить выступления на концертах. Мальчикам в это время категори­чески запрещается петь.

Очень полезны осторожные занятия по дикции, которые содействуют быстрому формированию нового речевого звука. В этот период следует заниматься дыхательной гимнастикой с мысленным чтением, исключать гимнастику артикуляционного аппарата, заниматься общеукрепляющей гимнастикой и несложными дикционными упражнениями. Во время работы над дикцией нужно следить за свободными движениями артикуляцион­ного аппарата, а в голосе добиваться яркого, ненапряженного звучания.


Во время занятий с подростками в мутационном периоде следует учесть, что (ное отношение к их речи — залог будущего здорового голоса актера, чтеца, лекто] дагога...

Комплекс упражнений на расслабление мышц

Цель их — ослабление мышечного напряжения, уменьшение физической наг подготовка аппарата к голосовой нагрузке.

Расслабление рук.

1. Исходное положение — руки вперед. Напрячь мышцы. Пауза. Медленно р бить мышцы, "уронить" руки, покачивая ими внизу,

2. Исходное положение — руки вверх. Напрячь мышцы. Пауза. Расслабить mi "уронить" руки вниз. Туловище наклонить вперед. Покачивать руками внизу.

3. Исходное положение — наклонить туловище вперед, руки расслабить и опу Покачивать туловище вправо и влево.

4. Исходное положение — руки согнуть вместе. Встряхнуть расслабленными р (как бы стряхивая их).

5. Исходное положение — наклонить туловище вперед, руки расслабленнс стить. Потряхивать плечами.

Расслабление туловища.

1. Исходное положение— руки вверху. Встать на носки, напряженно потя; вверх. Расслабляясь и опуская руки, голову, туловище, присесть. Обнять руками тые колени. Пауза.

2. Исходное положение — ноги врозь. Наклониться вперед, руки в стороны слабляясь, опустить туловище и покачивать руками. Пауза,

3. Исходное положение — лежа на спине, руки в стороны. Напрячь мышцы (к ногами и руками хочу оттолкнуться от пола), быстро расслабиться. Пауза.

Расслабление шейных мышц и мышц нижней челюсти.

Исходное положение — сидя, подггять плечи, напрячь мышцы, расслабить цы шеи. Сбросить плечи. Пауза.

Исходное положение — стоя (хочу повернуть голову вправо, но не могу прячь мышцы шеи. Расслабить мышцы шеи. Пауза. То же самое влево.

Взять руками нижнюю челюсть. Надавить нижней челюстью на руки. Напря Расслабить нижнюю челюсть. Пауза,

Дополнительный комплекс дыхательной звуковой гимнастики, проводимой в мутационном периоде

Цель — тренировка полного носового дыхания, способствующая устранени стойных явлений в носоглотке, длительному выдоху с активацией мышц брюшного са.

1. Ноги на ширине плеч, поднять руки в стороны, вдох. Руки опустить, со с вслух 1, 2, 3, 4, 5 — выдох. Повторить 3 раза.

2. Ноги вместе, руки на поясе — вдох. Приседая, поднять руки в стороны ("tj звук бнннн) — вьщох. Возвращаясь в исходное положение —■ вдох. Повторить 3 ра:

3. Стоя, медленно вдыхать левой половиной носа, а выдыхать правой и наоборот. Повторить 3 раза,

4. Медленно поглаживать шею сверху вниз, движение производится до подмышеч­ных впадин, одновременно "тянуть" сочетание звуков бм—6м—6м. Повторить 3 раза.

Дополнительный комплекс звуковой гимнастики артикуляционного резонаторного аппарата в мутационном периоде

Цель — снять мышечное напряжение артикуляционно-резонаторного аппарата, спо­собствовать свободному, ненапряженному звучанию речевого голоса подростка, укреп­лять нервно-мышечный аппарат произносительных органов.

1. Открыть рот (вертикально), спокойно произнести аммм, аммм, аммм, "протя­нуть" согласный звук мммм, мммм, аммм, аммм. Повторить 3 раза.

2. Произнести амммм, амммм, амммм и слегка погладить горло и верхнюю часть груди сверху вниз. Повторить 3 раза.

3. Произнести анннн, анннн, анннн с поворотом головы направо, правой рукой по­гладить левую половину шеи от уха до плеча. Повернуть голову налево и погладить ле­вой рукой правую половину шеи от уха до плеча. Повторить 3 раза.

4. "Тянуть" сочетание гнннн—гнннн—гнннн, подтягивая вместе с произношением звука вверх верхнюю губу. Проделать 3 раза.

5. "Тянуть" сочетание асссс—асссс—асссс, опуская вниз вместе с произнесением звука нижнюю губу. Проделать 3 раза.

6. Наклонить голову вниз — вдох, возвращаясь в исходное положение, произнести на вьщохе анг, анг, анг. Повторить 3 раза.

7. Круговое движение головы справа-налево, а затем слева-направо с произнесением сочетаний гм, бм, зм, дм. Повторить со следующими сочетаниями:

зн—зн—зн, гн—гн—гн, бн—бн—бн

зл—зл—зл, гл—гл—гл, бл—бл—6л

зр—зр—зр, гр—гр—гр, бр—бр—бр

Утренняя звуковая гигиеническая гимнастика

Цель — способствовать пробуждению организма, приливу крови к органам голосо­образования, тренировка свободного дыхания с элементами релаксации (мышечной сво­боды).

1. Открыть и закрыть глаза; открыть и закрыть рот; пошевелить ноздрями, как бы раздувая их; промассировать рот круговыми движениями языка по часовой стрелке.

2. Промассировать уши, следуя по ходу их извилин, затем провести пальцами от се­редины лба к ушам.

3. Промассировать затылок движением справа-налево и наоборот.

4. Наклон вперед — вдох (спина прямая), возвращаясь в исходное положение — вьщох (с широко открытым ртом). Повторить 5 раз.

5. Лежа, прижать ноги к животу — вдох, возвращаясь в исходное положение, про­тяжно "тянуть" бммммм. Повторить 3 раза.


6. Ходить на месте, высоко поднимая колени, и протяжно "тянуть" бммм, зммм, гммм.

7. Небольшой (фонационный) бег на месте, в течение счета 20—30 секунд протяж­но "тянуть" бннннн, зннннн, гннннн.

8. Произнести текстовой материал, где встречается много сонорных и звонких со­гласных, а логические и грамматические паузы позволяют брать дыхание,

ПРОФИЛАКТИКА РАССТРОЙСТВ РЕЧЕГОЛОСОВОГО АППАРАТА.

Формы и средства по профилактике расстройств голосового аппарата направлены на повышение профессиональной работоспособности, снижение утомляемости, ускоре­ние восстановительных процессов. Они содействуют предупреждению заболеваний рече­вого голоса и верхних дыхательных путей.

Предложенные упражнения и самомассаж приводят в действие резервные силы ре­чевого аппарата человека и всего организма.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ

За последние годы появилось много работ по иглотерапии и точечному массажу. Цель этих работ — лечение и предупреждение болезней. Мы, знакомясь с этим материа­лом, выбирали то, что может быть полезным для дыхания и звучания, что служит сня­тию мышечных зажимов гортанной мускулатуры, принимающей участие в голосообразо- ванип.

Массажи — гигиенический и вибрационный — нам помогают, с одной стороны, расслабить мускулатуру речеголосового аппарата (снять лишнее напряжение, "успоко­ить"), с другой — активизировать те нервные окончания (рецепторы), которые мобили­зуют, разогревают, готовят речевой аппарат к звучанию (мышцы шеи, затылка, челюстей, дыхательные мышцы, зоны резонирования).

Точечный массаж мы рекомендуем проводить в такой последовательности: гигиени­ческий массаж, несколько дыхательных упражнений и затем уже точечный самомассаж.

1, Гигиенический самомассаж,

2. Дыхательные упражнения: а) поворот головы направо — вдох носом, исходное положение — вьщох (либо носом, либо фиксированный на губах); повороты головы со­провождаются движением глаз вправо, влево, вверх, вниз; б) полунаклон туловища вниз — вдох, выпрямление — вьщох. Каждое упражнение повторить 5 раз.

Дыхательная гимнастика с движением головы помогает снять напряжение гортанной мускулатуры и этим самым тренирует мышцы полости глотки.

"Точками" принято называть место конечного разветвления нерва. Врач лечебной физкультуры К. Динейка и врачи иглорефлексотерапии Э. Д.Тыкочинская и А. А, Уман- ская рекомендуют точечный самомассаж как элемент психофизической тренировки, спо­собствующей расслаблению мышц, снятию нервно-эмоциональных напряжений.

Отбирая и систематизируя упражнения, мы принимаем во внимание ощущения об­щемышечной свободы и концентрации звука в резонаторных полостях.

Кроме тех упражнении, которые подготавливают речеголосовои аппарат к звучанию, мы выделили также те зоны массирования, которые способствуют профилактике заболе­ваний голоса и верхних дыхательных путей.

Врач А. А. Уманская в статье "Зоны бодрости и здоровья" (газета "Социалистиче­ская индустрия" 1983 г., 9сент.) предлагает самомассаж активных точек для предупреж­дения простудных заболеваний.

Массировать эти точки нужно кончиками указательного или среднего пальца враща­тельными движениями — сначала по часовой стрелке, затем против, 3—4 секунды в каждую сторону. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.

Если в какой-то зоне вы ощутите болезненность, процедуры следует повторять че­рез каждые полчаса, вплоть до исчезновения болевых ощущений.

Высокую сопротивляемость организма поддерживают только регулярные повторения упражнений — лучше всего выполнять их утром и перед сном. В предлагаемой нами схеме точечного массирования использованы рисунки и рекомендации из работ К. Ди- иейки, А. А. Уманской и Д. М, Табиевой, с добавлением некоторых разработанных на­ми звуковых упражнений, усиливающих вибрационную чувствительность и ощущение звука в позиции резонаторов.

1. Снятие напряжения артикуляционного аппарата (рис. 22).

2. Воспитание ощущения грудного резонирования. Во время массирования протяж­но произносить одно из следующих сочетаний: гм, жм, дм, гн, дн (рис. 23).

3. Воспитание ощущения головного резонирования, Во время массирования протяж­но тянуть одно из вышеназванных сочетаний (рис. 24).

4. Воспитание ощущения освобождения нижней челюсти от мышечного напряже­ния. Протяжно тянуть одно из вышеназванных сочетаний (рис. 25).

5. Снятие напряжения гортанной мускулатуры (рис. 26).

6. Снятие напряжения гортанной мускулатуры. Массаж делает партнер (рис. 27).

7. Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (рис. 28).

8. Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (рис. 29).

9. Антистрессовые точки (снятие эмоционального напряжения) (рис. 30, 31).

Массирование антистрессовой точки на тыльной стороне обеих кистей рук, как ут­верждают специалисты по иглорефлексотерапии, снимает возбуждение нервной системы и действует успокаивающе.

Кроме всего вышесказанного следует отметить, что самомассаж ушных раковин яв­ляется одним из средств, снимающих усталость и повышающих работоспособность чело­века. На ушной раковине имеются точки, которые связаны со всеми внутренними орга­нами человека. Массируя ушные раковины, мы воздействуем на все внутренние органы, стимулируя их деятельность.

Массаж следует производить ладонями обеих рук: прижав ладонями уши, проделать движения от лица к затылку, а при обратном движении уши заворачиваются вперед. Проделать эти движения 10—15 раз (рис. 32).



 

Рис. 24
Рис. 22

Рис. 23


 

 


Рис. 26

Рис. 27
Рис. 25

 

 


Рис. 29

Рис. 28
Рис. 30

 

 


Рис. 32

 

ПНЕВМОТЕРАПИЯ

Среди профилактических мер, принимающих участие в профилактике речеголосо- вых расстройств, важное место занимает ПНЕВМОТЕРАПИЯ— ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (одна из областей индивидуальной медицины).

Цель специализированной дыхательной гимнастики — активизировать процесс фо­национного дыхания, включить и активизировать в процессе голосообразования фонаци­онную мускулатуру.

Рис. 31

Предлагаем небольшую серию дыхательных упражнений ПАРАДОКСАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ, необходимого людям речевых профессий в момент усталости голосового аппарата:

а) исходное положение: стоя, руки опущены; поднять руки в стороны — вьщох и в этом положении — вдох; опустить руки — вьщох и в этом положении — вдох;

б) исходное положение: стоя, руки опущены; поднять руки вверх — вьщох и в этом положении — вдох; опустить руки — вьщох и в этом положении — вдох;

в) исходное положение: стоя, руки опущены; наклон туловища вперед — вьщох и в этом положении — вдох; вернуться в исходное положение — выдох и в этом положе­нии — вдох.

Каждое упражнение повторить по 3—5 раз.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНО-ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель упражнений: подготовка основных элементов звукообразования и работа над развитием голоса, активизация мышечных групп, принимающих участие в голосообразо- вании, профилактика голосовых расстройств.

Упражнения могут применяться как дыхательно-голосовая тренировка перед выступ­лением или спектаклем.

Из предложенных упражнений следует составить (подобрать) индивидуальный комплекс для работы речеголосового аппарата в голосовом режиме человека.

1. Фиксированный вьщох — 3 раза по 10 секунд (стоя).

2. Фиксированный вьщох — 3 раза по 10 секунд (сидя).

3. Фиксированный вьщох — 3 раза по 10 секунд (лежа).

4. Фиксированный вьщох, в конце вьщоха — умммм — 20 секунд.

5. Фиксированный вьщох, в конце выдоха — бумлшм — 20 секунд.

6. Фиксированный вьщох, в конце вьщоха — гумммм — 20 секунд.

7. Фиксированный вьщох, в конце вьщоха — думммм — 20 секунд.

8. Фиксированный выдох, в конце вьщоха — хруммм — 20 секунд.

9. Фиксированный вьщох, в конце вьщоха — зммм, вммм, бммм, рммм — 20 се­кунд.

10. Фиксированный вьщох, прерываемый произнесением звука хххх — 20 секунд.

11. Фиксированный вьщох, прерываемый произнесением звука фффф — 20 секунд.

12. Фиксированный выдох во время легкого бега — 20—30 секунд.

13. Фиксированный вьщох во время легкого бега, прерываемый звуком фффф — 20—30 секунд.

14. Фиксированный вьщох с поворотом головы в одну сторону — 20—30 секунд.

15. Вдох, пальцами постукивать по ноздрям — 5—10 секунд (2 раза).

16. Вдох, пальцами постукивать по ноздрям и наклоняться вперед — 5—8 раз.

17. Вдох через маленькое отверстие между ноздрями, закрывая пальцами нос — 5— 10 секунд (2 раза).

18. Вдох через маленькое отверстие между ноздрями, закрыв пальцами нос, в конце едоха произнести мммммммм.

19. Вдох через маленькое отверстие между губами (пить через соломинку) — 10 се­кунд.

20. Вдох через маленькое отверстие между губами, на вьщохе протяжно "тянуть" бумммм (5 раз).

21. Вдох через зажатый нос — 2—5 секунд.

22. Вдох через зажатый нос, на выдохе произнести аммммм, аммммама.

23. Вдох через зажатый нос, на вьщохе произнести аннннана, анннна.

24. Произнести звуки: п, п, п, п, п (как бы хочу сказать, но не могу).

25. Произнести звуки: т, т, т, т, т (как бы хочу сказать, но не могу).

26. Произнести звуки: к, к, к, к, к так же.

27. Произнести звуки: п, т, к, п. т, к так же.

28. Произнести звуки: б, б, б, б так же.

29. Произнести звуки: д, д, д, д так же.

30. Произнести звуки: г, г, г, г так же.

31. Произнести звуки: б, д, г, б, д, г так же.

32. Произнести звуки: к, к, к, к, высунув язык, — 10 секунд.

33. Произнести звуки: г, г, г, г, высунув язык, — 20 секунд.

34. Произнести звуки: м, м, м, м, высунув язык, — 20 секунд.

35. Произнести звуки: н, и, н, н, высунув язык, — 20 секунд.

36. Произнести звуки: м, м, м, л, загнув язык чашечкой к верхней губе.

37. Произнести звуки: н, н, н, к, загнув язык чашечкой к верхней губе.

38. Вдох и вьщох носом при открытом рте — 1 — 10 секунд.

39. Вдох и вьщох носом при открытом рте с поворотами головы, 10 секунд.

40. Вьщох, постукивая пальцами по ноздрям, 20 секунд.

41. Выдох, постукивая пальцами по ноздрям, в конце вьщоха — змммммм, 5—6 раз.

42. Вдох носом при открытом рте, на вьщохе отрывисто — х, х — 10 секунд.

43. Вдох носом при открытом рте, на вьщохе шепотом — хр, хр, хр — 10 раз.

44. Протяжно "тянуть" мммммм, постукивая пальцами по ноздрям — 10—15 секунд.

45. Протяжно "тянуть" нннн, постукивая пальцами по ноздрям — 10—15 секунд.

46. Закрыв нос пальцами, произнести.мимам, мммам, повторить, убрав пальцы.

47. Закрыв нос пальцами, произнести нннан, нннан, повторить, убрав пальцы.

48. Произнести змм, бмм, дмм, гмм с наклоном туловища вперед — 5 раз.

49. Произнести зны, бнн, днн, гнн с наклоном туловища вперед — 5 раз.

50. Произнести ул—л—мам, ум—м—мам, ум—м—мам с поворотом головы — 5 раз.

51. Произнести ум—н—нан, ун—н—нам, ун—н—нан с поворотом головы — 5 раз.

52. Произнести зв—зв—зв, зж—зж—зж, зм—зм—зм, зн—зн—зн, зл—зл—зл, зр—зр— зр (перед произношением — вдох, постукивая пальцами по ноздрям).

53. Произнести же—же—же, жз—жз—жз, жм—жм—жм, жн—жн—жн, жл—жл—жл, жр—жр—жр (при произношении закрыв пальцами левую ноздрю).

54. Произнести мв—мв—мв, мз—мз—мз, мж—мж—мж, мн—мн—мн, мл—мл—мл, мр—мр—мр (при произношении закрыв пальцами правую ноздрю).

55. Произнести не—не—не, нз—нз—нз, нж—нж—нж, нм—нм—нм, нл—нл—нл, нр— нр—нр (одновременно поднимая пальцем кончик носа).

56. Произнести лв—лв—лв, лз—лз—лз, лж—лж—лж, лм—лм—лм, лн—лн—лн, лр— лр—лр (одновременно нажимая пальцем в центре нижней челюсти).

57. Произнести рв—рв—рв, рз—рз—рз, рж—рж—рж, рм—рм—рм, рл—рл—рл, рн— рн—рн (одновременно нажимая пальцем углы нижней челюсти).

58. Произнести звукосочетание (by* — 10 раз.

59. Произнести звукосочетание брух — 10 раз.

60. Произнести звукосочетание фрух — 10 раз,

61. Произнести звукосочетания бугу, буду, гуду, — 10 раз.

62. Крепко сжать губы и дышать носом 20 секунд.

63. Крепко сжать губы, дышать носом с поворотом головы влево-вправо — 30 се­кунд.

64. Крепко сжать губы, дышать носом 30 секунд, во время ходьбы.

65. Произнести: амба, амба, амба — 15 раз.

66. Произнести: ам—ба—ма, ам—ба—ма, ам—ба—ма — 10 раз.

67. Крепко сжать губы, дышать носом 10 секунд, затем произнести вил — 15 раз.

68. Крепко сжать губы, дышать носом 10 секунд, затем произнести вир — 15 раз.

69. Произвести вьщох через широко открытый рот (как бы согревая руки) — 10 се­кунд.

70. Произвести вьщох, как в № 69, с поворотами головы вправо-влево,

71. Произвести вьщох, как в № 70, В конце выдоха произнести храм-хром — 10 раз.

72. Произнести: врушш, брушш, dpyiutu — 15 раз.

73. Произнести: анда, анда, айда.

74. Произнести: ан—да—да, ан—да—да, ан—да—да.

75. Произнести: ал—га—га, ал—га—га, ал—га—га.

76. Закрыть уши пальцами, произнести хни, хни, хни, повторить, не закрьгвая ушей.

77. Закрыть уши пальцами, произнести бни, бни, бни, повторить, не закрывая ушей.

78. Закрыть уши пальцами, произнести гни, гни, гни, повторить, не закрывая ушей,

79. Поставить кончик языка за верхние зубы — вдох, имитируя звук шшшш — 10 секунд.

80. Выполнить вдох как в № 79, поворачивая голову вправо-влево,

81. Произнести ммммим, ммммам, ммммум.

82. Произнести ннннин, ннннан, ннннун.

83. Поднять плечи к ушам, произнести аннма, аннма, аннма.

84. Поднять плечи к ушам, произнести аммна, аммна, аммна.

85. Произнести шепотом гррр, бррр, нррр, повторить вслух.

86. Высунув язык, произнести ннух, ввух, ггух, ммух. Повторить при нормальном по­ложении языка.

87. Высунув язык произнести ухх, ахх, охх. Повторить при нормальном положении языка.

88. Произнести буммм, гуммм, думмм, луммм.

89. Произнести ах-ха-ха, ах-ха-ха, ах-ха-ха,

90. Произнести уух, оох, аах — 10 раз.

91. Произнести артикуляционно-фонетическим методом: около кола колокола.

92. Произнести как в № 91: добыл бобов бобыль.

93. Произнести, хах, хах, хах — 10 раз.

94. Произвести вдох углами рта — 7 раз, вьщох носом.

95. Наклон головы назад — вперед с произнесением аммн, аммн, аммн.

96. Подъем и опускание плеч с произнесением аррн, аррн, аррн.

97. Шепотом на высокой ноте произнести ааааааааа, пауза 6 секунд, повторить ам­ма, амма, амма.

98. Шепотом на высокой ноте произнести ааааааааи, nayja о tc^ytw, uumupim на, анна, анна.

99. Фиксированный вьщох, не прерывая его, трн раза поднять руки вверх и опустить

их.

100. Фиксированный вьщох, не прерывая его, сделать три приседания.

101. Язык высунуть на губы, губы сжать, подышать 10 секунд.

102. Произнести пппп, тттт, кккк, бббб, дддд, гггг (хочу сказать, но не могу),

ГИГИЕНА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Ведущее место в гигиеническом образе жизни должно занимать предупреждение ка­таров верхних дыхательных путей, чему способствует общее и местное закаливание, а также звуковая и дыхательная гимнастика.

Общее закаливание производится путем водных и воздушных процедур комнатной температуры. Местное закаливание рекомендуется во время умывания в виде нескольких бросков воды комнатной температуры на область гортани и умывание такой же водой шеи и последующее растирание.

Часто актеров настораживает сухость в горле, что вызывается недостаточной смаз­кой голосовых складок слизью, которая выделяется особыми железами.

Для уменьшения сухости следует полоскать горло минеральными водами (теплыми) или щелочными растворами. Полоскание нужно проводить, запрокинув голову, беззвучно произнося ууууУУУУ—сшаааааа—ооооооооо.

Актеру никогда не следует работать в больном состоянии. Не следует злоупотреб­лять голосом и женщинам в период месячных.

Актеру следует знать, что курение и алкоголь разрушающе действуют на здоровье н особенно на голосовой аппарат. Наукой доказано, что содержащийся в табачном дыме аммиак раздражает слизистую оболочку рта и слюнные железы, гортань, трахею и брон­хи. Десны у курильщиков бывают очень разрыхлены и легко повреждаются при жева­нии. При курении воспаляется зев и создается предрасположение к частым ангинам. Влияние табачного дыма особенно сказывается на работе голосовых складок. При дли­тельном курении на голосовых складках происходит разрастание фиброзной ткани, что приводит к сужению голосовой щели и к резкой охриплости речевого голоса.

Известно, что у актеров-курильщиков очень часты бронхиты, трахеиты и т. д.

Алкоголь, так же как и никотин, является ядом. Исследования ученых показали, что даже малые дозы алкоголя нарушают деятельность дыхания, ведут к заболеваниям слизи­стой оболочки ротоглоточной и носовой полости, отрицательно влияют на работу цент­ральной нервной системы.

Регулярное курение и употребление спиртных напитков приводит к постепенному разрушению внутренних органов, физическому и умственному истощению, ослаблению памяти, снижению работоспособности и активности, волевых качеств и отрицательно сказывается как на общем здоровье, так и на голосе.

Речевой аппарат человека — очень сложный по своей конструкции организм. Он наделен сложными физическими, физиологическими и акустическими свойствами. Пра­вильное его использование, правильная тренировочная работа, соблюдение правил гигие­нического режима — залог профессионализма, обеспечивающий здоровье и творческое долголетие актера и его речеголосового аппарата.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ДЛИННОГО ВЫДОХА

После первых упражнений по дыханию, когда освоен принцип правильного вдоха и вьщоха, уже проведена тренировка со счетом на фиксированном вьщохе и каждый мо­жет свободно, плавно, не утомляясь, выдыхать на счете 10—15, берутся для тренировки тексты считалок, прибауток, присказок, долгоговорок, маленьких шуточных стихотворе­ний.

Голос в считалках звучит легко, задача проста: стоит вспомнить как "считались" в детстве перед началом игры. Дыхание на текст считалки следует сначала проверить на фиксированном вьщохе. Если считалка длинная и еще не хватает дыхания на весь текст, делим ее на части и постепенно увеличиваем вьщох. Но обычно считалка проговаривает­ся на одном дыхании.

При произнесении считалки вслух надо, как это бывает в жизни, считать товари­щей, принимающих участие в "игре". Тот, на кого приходятся последние слова (кому следует "водить"), начинает свою считалку, стараясь подгадать так, чтобы "водил" тот, кто еще не отвечал.

Тексты считалок

Лиса по лесу ходила. Громким голосом вопила, Лиса лычки драла. Лиса лапотки плела: Мужу двое, Себе трое И детишкам По лапти шкам!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.