Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории происхождения государства. Характеристика частнонаучных методов познания




Функции ТГП

Характеристика частнонаучных методов познания

Характеристика.общенаучных.методов познания

Место ТГП в системе юридич.наук

Место теории государства и права в системе юридических наук. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод)

1)материалистическая диалектика.Данный способ исходит из того,что окружающий нас мир реален,обьективен и существует вне нашего сознания.

2)анализ и синтез.Анализ-мысленное деление какого-либо явления на составные части,а синтез-обратный процесс собирания частей в одно явление.3)Дедукция и индукция.Дедукция-умозаключение от общего к частному.Индукция-умозаключение от частного к общему.4)исторический метод-Используя исторический метод, теория государства и права исследует государственные и правовые явления и процессы в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных правовых и государственных явлений.5)Теоретический метод-предполагает восхождение от частного случая к абстракции.Он используется при изучениинеизвестных феноменов(например пробел в праве)6)Формально-логический метод-предполагает использование форм логики

Частные методы – способы познания, выработанные общей теорией права. 1Формально юридический метод состоит в исследовании правовых категорий, дефиниции, юридических конструкций и законодательной техники специально юридическими приемами.2Метод толкования - способ уяснения и разъяснения смыслового содержания юридических норм путем выхода за рамки их буквального смысла.3 Сравнительно правовой метод предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов установления их сходства и различия.

Принято выделять онтологическую,познавательную,теоритическую,методологическую,прогностическую,прикладная,политическую,эвристическую,воспитательную,идеологическую,практически-организаторскую,учебную функции данной науки Онтологическая функция -здесь ТГП,что есть государство и право,как и почему они возникли,что представляет собой в данный момент.

Познавательная функция -суть этой функции в научном познании закономерностей и категорий государственно-правовой жизни.

Теоретическая -выражается в способности описывать и обьяснять существующую государственную и юридическую практику,правовые системы,формулировать общие и специфические законы их развития,прогнозировать развитие права.

Прогностическая- Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

Методологическая- При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук,так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

Прикладная-Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;

Политическая-Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

Эвристическая -Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

Воспитательная-функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

Идеологическая -Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представленийо государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;

Практически-организаторская- Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

Учебная- Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета

6)Первобытное общество:власть,управление,особенности социальных регуляторов

Организационной формой первобытной общины является род,основанный на кровном родстве.Несколько родов обьединялись во фратрии,которые в свою очередь обьединялись в племена и союзы.

Система управления в первобытном обществе состояла из:собрания членов рода,совета старейшин и вождя, который был первым среди равных.Характерными чертам власти в первобытном обществе являлись:выборность, сменяемость,срочность,отсутствие привилегий и ее общественный характер.

Подчинение и дисциплина покоились на единстве интересов всех членов рода и авторитета вождей.

Социальные нормы первобытного общества состояли из обычаев,ритуалов,обрядов,мифов,табу,религиозных нормах из моральных норм.Обычаи-исторически сложившееся правило поведения,ритуалы-правило поведения, заключающееся в символических действиях.Мифы-предания,сказания о богах,духах.Мор.нормы-правило поведения,которое основано на представлении людей о добре и зле.

7)Основные формы возникновения государства(отличие государства от первобытного об-ва)

Основные формы возникновения государства- восточная,древнегерманская,афинская(классич)

Восточная связана с полевным земледелием и необходимостью проведения иррагационных работ.

Древнегерманская-древнегерманские племена захватили огромные территории Римской империи и с целью их удержания полностью скопировали организацию гос-ва в Древнем Риме.

Афинская-родовая община разлагается постепенно и ей на смену приходят новые органы власти,организации по территориальному принципу.Здесь гос-во возникает в следствие разделения труда,появлении собственности,в результате борьбы между классами.

Отличия государства от первобытного общества:

1)В первобытном обществе публичная власть организационно совпадает с обществомНапример,ее носителями является общее собрание,старейшина,а государств.властьорганизационно не совпадает с обществом,отделена от него.

2)В первобытном обществе основа действенности публичной власти-сила авторитета, т.е добровольность выполнения решений,исходящих,например,от старейшины,обуславливается уважительным отношением к его личности(знаниям,опыту,мудрости). Изначально основа действенности государственной власти-авторитет силы,т.е решения исходящие от этой власти,при необходимости могут быть проведены в жизни принудительно. 3)Первобытное общество в своей родовой основе обьединяло и делило людей по родственному признаку,а государство обьединяет и делит людей по территориальному признаку. 4)В первобытном обществе общественные отношения регулируют обычаи,в государстве появляются юридические нормы-общеобязательные правила поведения,охраняемые государством. 5)В первобытном обществе нет налогообложения,в государстве устанавливается институт налогообложения.

1)Патриархальная(Аристотель)Суть-гос-во является следствием разрастания первобытной семьи,где власть отца становится властью монарха. 2)Теологическая(Фома Аквинский)-божественная.Гос-во создано по воле бога.3)Договорная(Джон Локк)-Люди создают гос-во в следствие общественного договора по которому передают часть своих прав,возлагают на себя обязанности с целью защиты их от внешнего нападения и необходимости регулирования отношений между ними. 4)Насилия(Дюринг)-гос-во возникает в следствие захвата племен другими и удержания их в подчинении. 5)Маркситская(Карл Маркс,Фридрих Энгельс,Ленин)-Гос-во возникает как аппарат подавления господствующим классом класса неимущих.С отмиранием классовой борьбы отмирает гос-во. 6)Психологическая(Зигмунд Фрейд)-Гос-во возникает в следствие необходимости подавления агрессивных влияний человка либо в следствие стремления людей подчиняться.7)Ирригационная(ВиттФогель)-гос-во возникает в следствие проведения значительного обьема ирригационных работ. 8)Органическая(Спенсер)Сравнивает гос-во с живым организмом,где функцию мозга выполняет правительство,а внешнюю функцию выполняет аристократия.

9)Теории просихождения права.

Их достоинства и недостатки- К теориям происхождения права относятся:естественно-правовая теория,историческая, нормативистская,психологическая,маркситская,позитивитская.

Теологическая теория -ее сторониками были религиозные мыслители.Суть-законы существуют вечно,ибо являются божественным даром.Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости,дарованной свыше.

Достоинства: Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью Недостатки:Теологическая теория опирается не научные доказательства и аргументы,а на веру.

Естественно-правовая теория - Сторонники:гроций,монтескье,гоббс,локк,руссо,радищев и др. Суть-человек от рождения и природы обладает неотьемлемыми естественными правами,которые нельзя отменить.Законы сооответсвуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

Достоинства:Естественное право вытекает из законов природы,его выводили также из присущей людям вечной справедливости,из нравственных начал. Недостатки:Естественное право людьми не создается,а возникает само по себе.Люди каким то образом лишь познают его как некий идеал,эталон всеобщей справедливости.

Психологическая -Петражицкий. Суть-Усматривает причины правообразования в психике людей. Право-это особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы.

Достоинства:Отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований. Недостатки:Однако еще меньше нет оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Историческая -Гуго,Савиньи. Суть-Право зарождается и развивается исторически,как язык,а не декретируется законодателем.Оно вытекает из народного сознания.

Достоинства:Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права,способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Недостатки:Под влиянием исторической теории многие юристы перестали воспринимать естественное право как универсальный образец,они стали склоняться к историческим взглядам.Юристы не торопились перерабатывать систему в духе естественно-правовых ценностей.

Нормативистская-Ганс Кельзен.Суть-Государство диктует людям модель поведения.Право исходит от гос-ва и является системой норм,построенных ввиде пирамиды.Достоинства:Полезно в нормативизме то,что он обращает внимание на такие качества права,как нормативность,формальная определенность,что способствует совершенствования права как системы. Недостатки:В нормативизме утрирована формально-юридическая сторона права.

Марксисткая теория -Маркс,Энгельс.Суть-Право связано с государством и зависит от социально-экономических факторов общества. Достоинства:Признание необходимости структурирования правовой системы,то есть построения ее в виде иерархии.Признание в качества права только писанных юридических норм .Недостатки:повышенное внимание к формальной стороне права.

Позитивитская-Конт,Спенсе р.Суть Право порождено противоречиями жизни,в результате которых победу одерживает сильнейший.Он диктует свои правила игры и устанавливает свой порядок. Достоинства:Заслугой является обоснование принципов как верховенство закона и наличие иерархической связи между законами и иными нормативно-правовыми актами.Недопустимость отказа в правосудии по мотивам наличия действующем законодательстве пробелов. Недостатки:Сведение права к закону,приводит к утрате всяких критериев,позволяющих отличать правовые нормы от произвола государства.

10)Характеристика мононорм первобытного общества.

Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называеются мононормами. Обычаи-исторически сложившиеся правила поведения.Особенность обычаев заключается в том,что никто их не придумывает,не устанавливает,не навязывает обществу.Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения,которому бессознательно следовали все члены рода. Нормы первобытной морали-правила поведения,регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.Нормы морали возникают значительно позже обычаев,а именно на том этапе развития человеческого общества,когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла. Религиозные нормы-правила поведения,регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Люди сами себе придумали божество и стали ему поклоняться.Особое место в их жизни занимают религиозные культы,заклинания. Обязательной частью религиозного культа того периода являлось жертвоприношение богам,духам даров,заклание животных,а иногда людей на жертвенниках. Табу-запрет,налагаемый на какой либо предмет,действие,слово,нарушение которого неминуемо влечет жестокую кару(болезнь, смерть).Ученые предполагают,что табу не создает ни обычая,ни морали,а лишь закрепляет обычай и с точки зрения вообще не является самостоятельной социальной нормой.Более правильной представляется позиция,в соотвествии с которой система табу является системой обычаев,но облечена она в форму религиозного запрета. И именно в этом его особенность.

11)Понятие и признаки государства.

Причины множественных подходов к определению государства Гос-во-это особая политическая организация об-ва,выражающая интересы(классовые,религиозные, национальные,рассовые и иные) на определенной территории. Признаки гос-ва: 1)Публичная власть -представляет собой особый класс людей,который занимается функцией управления. Она представлена в виде органов государства:парламент,монарх,суды 2)система налогов-необходима для содержания органов публичной власти 3)территориальное деление населения-связь между человеком и государством определяется институтом гражданства. 4)монополия на принятие законов 5)суверенитет-верховенство власти внутри страны и ее независимость в международных отношениях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.