Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный менеджмент как учебная дисциплина - система знаний о науке инноватике, практике управления инновационной деятельностью в организации. 2 страница




- их использование.

Звено «потребление» направлено на удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в продуктах и услугах. Оно, по сути, носит чисто рыночный (коммерческий) характер и имеет целью ориентировать инновационный процесс.

 

Стадия распространения (реализации) новшеств – стадия инновационного процесса, которая начинается с момента поступления изделия потребителям для эксплуатационного освоения и завершается полным удовлетворением общественных потребностей.

 

Инжиниринг — технические услуги по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции. Это консультации, экспертиза проектов, техническое обучение, передача технической информации.

 

Стадия использования новшеств – стадия инновационного процесса с момента, когда потребители приступают к эксплуатации продуктовых новшеств (машин, приборов, установок), вошедших в первую промышленную серию, и к применению новшеств личного потребления (продуктов питания, одежды, предметов гигиены и т.п.) или внедрению технологических и организационно-управленческих новшеств. Окончание этой стадии целесообразно увязывать со сроком морального, физического износа или появлением новых, более эффективных моделей изделий.

 

Управления инновационным процессом – это целенаправленное воздействие на процесс исследований, проектно-конструкторских (проектно-технологических) разработок и освоения новшеств (нововведений) в целях сокращения затрат и сроков выполнения и в конечном счете повышения эффективности (экономической, социальной, экологической).

Планирование инноваций – это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития предприятия и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения.

 

Стратегическое планирование инновациями – деятельность по определению миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формированию системы целей деятельности и стратегии поведения на рынке инноваций. При этом проводят глубокие маркетинговые исследования, масштабные прогнозные разработки, оценки сильных и слабых сторон организации, рисков и факторов успеха.

 

Оперативное планирование инноваций – планирование, имеющееимеет своей задачей поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации плановой стратегии развития предприятия. Оно предусматривает формирование продуктово-тематического портфеля предприятия разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным проектам и т.д.

 

Продуктово-тематическое планирование инноваций – планирование, которое заключается в формировании перспективных направлений и тематики научных исследований и разработок, подготовке программ и мероприятий по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства на предприятии, а на производственной стадии инновационных процессов – разработка и оптимизация производственных программ предприятия и цехов.

 

Технико-экономическое планирование инноваций – планирование, включающее расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности инновационной деятельности организации. Этот вид планирования включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т.п.

 

Объемно-календарное планирование инноваций – планирование, предполагающее: планирование объемов работ, построение календарных графиков проведения работ по отдельным проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределении работ по отдельным календарным периодам.

 

Прогноз – система аргументированных представлений о направлении развития и будущем состоянии объекта управления. Прогнозы являются основой для разработки и выбора базовой и инновационной стратегии.

 

Прогноз инновационного развития —комплексная вероятностная оценка содержания, направлений и объемов будущего развития науки и техники в той или иной области. Основная функция научно-технического прогнозирования заключается в поиске наиболее эффективных путей развития исследуемых объектов на основе всестороннего ретроспективного анализа и изучения тенденций их изменения.

 

Методы инновационного прогнозирования – совокупность приемов и способов разработки прогнозов инновационного развития организации.

Методы экстраполяции в инновационном прогнозировании – методы,сущность которых состоит в том, что, анализируя изменение отдельных параметров разрабатываемой техники в прошлом и исследуя факторы, обуславливающие эти изменения, можно сделать выводы о закономерностях развития и путях совершенствования техники в будущем.

Экспертные методы инновационного прогнозирования – методы суть состоит в том, что на основе априорных оценок квалифицированного специалиста или группы специалистов делается заключение о путях развития науки и техники, перспективных направлениях научных исследований и разработок.

 

Нормативные методы инновационного прогнозирования – подход при котором перспективы развития науки и техники определяются исходя из конкретных целей. В этом случае задача прогноза состоит в том, чтобы сформировать структуру взаимосвязанных элементов (факторов), обеспечивающих безусловное и наиболее рациональное достижение установленной цели.

 

Методы моделирования инновационного развития — методы определения перспектив изменения техники на основе адекватных моделей ее развития. По характеру используемых моделей различают логические, информационные и математические модели прогнозирования.

 

Математические модели прогнозирования - наиболее универсальные и достаточно строгие методы анализа тенденций развития техники. Они позволяют дать количественное описание динамики развития реальных объектов прогнозирования, изучить характер и направление влияния на них изменения различных факторов. Для моделирования процессов научно-технического развития особенно часто используются методы статистического анализа, исследование производных функций, динамическое программирование.

 

Инновационная стратегия — комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития. Стратегии вообще и инновационные в частности направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменения внешней среды.

 

Стратегическое управление – это процесс выработки и реализации стратегии организации.

 

Товарно-рыночная стратегия – стратегия, предполагающая выбор и оптимизацию портфеля производимых товаров и рынков, на которых их прогнозируется продавать (матрица «товары/рынки»).

 

Конкурентная стратегия – стратегия,которая в условиях развития рынка должна обеспечивать конкурентные преимущества предприятия для достижения поставленных целей.

 

Функциональные стратегии – стратегии,ориентированные на функциональные службы предприятия: маркетинговая стратегия; производственная стратегия; инвестиционная стратегия распределения финансовых ресурсов по принятым направлениям.

 

Стратегическое планирование – процесс разработки стратегических планов, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития предприятия, реализация которых обеспечит его развитие в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимися условиям внешней среды.

Бизнес-план - документ, в котором формулируются цели предприятия (проекта), дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы.

 

Эксплеренты —компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств. Это фирмы-новаторы, осуществляющие начальные этапы инновационного процесса.

 

Патиенты — компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок.Стратегии фирм-патиентов направлены на разработку конкурентоспособных инноваций, их внедрение и завоевание рынков. Это крупные, малые или средние фирмы. Они ориентируются на получение прибыли («хитрые лисы»).

 

Виоленты — это фирмы с силовой стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии («гордые львы»). Компании-виоленты занимаются крупносерийным и массовым производством, имеют развитую инфраструктуру и значительную научно-исследовательскую базу. Деятельность виолентов ориентирована на массовый рынок и удовлетворяет массовые, стандартные потребности.

 

Коммутанты — фирмы, стратегия которых ориентирована на обеспечение своевременного внедрения новшества в производство, совершенствование изделий в соответствии с требованиями потребителей («серые мыши»). Их деятельность в основном связана с производством легальных копий продуктов известных компаний, а также предоставлением услуг по послепродажному сервису инновационных продуктов.

 

 

Организационная структураинновационного предприятия —совокупность основных подразделений или отдельных функционеров, специалистов, призванных последовательно решать основные творческие задачи, характерные для данного вида инновационного предприятия, его профиля, специализации и сферы, в которой функционирует, а так же подразделений, выполняющих вспомогательные, обслуживающие и управленческие функции.

 

Производственная структура организации — совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений организации, обеспечивающих переработку «входа» системы в ее «выход»: готовый продукт, новшество и т. п.

Организационная структураинновационного менеджмента — совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы инновационного менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта.

 

Линейная организация структурауправления инновационного предприятия – структура, котораяхарактеризуется тем, что во главе организации и каждого структурного подразделения находится руководитель единоначальник.Он обладает широкими полномочиями и несет персональную ответственность за результаты труда своего подразделения.

 

Функциональный тип структуры инновационного предприятия -совокупность полностью специализированных подразделений, каждое из которых выполняет строго определенные функции - части научных исследований или ОКР, соответствующие их профилю и специализации.

 

Матричная структура управленияинновационного предприятия – структура построенная на принципе двойного подчинения исполнителей.

Общее управление организацией осуществляется в соответствии с линейно-функциональной структурой. К линейно-функциональной структуре добавляются генеральные конструкторы или менеджеры по проектам (1,2,3, и т.д.), которые отвечают за проекты.

 

Бригадная структура – структура предполагающая для выполнения опытно-конструкторских работ формирование на предприятии комплексных бригад из 10 – 15 человек, куда входят конструкторы, технологи, экономисты, техники, рабочие и другой персонал для выполнения определенной работы.

 

Тематический тип организационной структуры инновационного предприятия – структура,характеризующаяся тем, что здесь подразделения объединяют специалистов различного профиля. Функционируя в условиях почти полной автономии, каждое из тематических подразделений проводит работы от начала и до конца.

 

Проектная структура инновационного предприятия -разновидность смешанной структуры. Предполагает организацию работ по проектам. Проектное подразделение (бригада, группа) организуется для разработки важных комплексных проблем, имеющих прикладное значение, и после решения поставленных задач расформировывается.

 

Фазная структура инновационного предприятия -форма разделения труда, при которой выполнение всех заданных тем осуществляется по проблемно ориентированному конвейеру рядом последовательных фаз. Первая из этих фаз — прогнозирование и обоснование принятого направления работ; вторая — поисковые исследования; и, наконец, третья — инженерно-технологическая проработка проекта и опытная его проверка. Используется такая организационная структура в крупных (сверх крупных) организациях – наукоградах, технопарках и т.п.

 

Научно-исследовательская организация организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности. Они могут быть основной деятельностью также дляподразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы).

Государственное регулирование инновационных процессов - создание благоприятных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

Федеральные целевые программы – программы концентрирующие средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и разработок, так и инновационной деятельности по использованию их результатов.

Венчурное финансирование. - современная разновидность учредительства, т.е. создания и развития перспективных фирм, компаний с целью быстрого приумножения первоначального вклада и последующей его реализации по рыночной стоимости.Венчурное финансирование не затрагивает все этапы инновационного процесса, оно обычно начинается с опытного производства и разработок и заканчивается выходом инновационного товара на рынок, не затрагивая фундаментальные исследования и вопросы дальнейшего развития производства и реализации продукции.

 

Финансово-промышленные группы - перспективная форма взаимодействия различных форм капитала и мобилизации инвестиций.Возникают в виде объединения предприятий различных сфер хозяйственной деятельности: промышленных предприятий, финансово-кредитных, торговых и др. организаций.

 

Инвестиции интеллектуальные - вложения средств на обучение, подготовку и переподготовку персонала, получение лицензии и "ноу-хау", совместные научные разработки.

 

Информационное обеспечение инновационной деятельности – комплекс мер по обеспечению инновационных предприятий научной, технологической и методической информацией.

 

Интеллектуальная собственность – исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак и т.п.).

Изобретения - устройства, вещества; способы; штамм микроорганизмов, культуры клеток растений и животных; применение указанных объектов по новому назначению.

Полезная модель – конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.

Промышленный образец – художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид.

Товарный знак — зарегистрированное в установленном порядке обозначение, проставляемое на изделии или его упаковке и служащее для отличия изделий одной фирмы от изделий других фирм.

 

Торговая марка — фирменный знак, символ для обозначения всех выпускаемых изделий данной фирмы. Представляет собой графическое изображение, оригинальное название, особое сочетание знаков, букв, слов.

Ноу-хау – технические знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены правовой защитой.

 

Патент – документ, удостоверяющий приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование. В соответствии с законом определены признаки патентоспособности. Для изобретения такими признаками являются новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость. Охранным документом изобретения является патент на изобретение, который имеет срочный характер (максимально до 20 лет).

 

Авторское право – нормы закона, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием, использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм исполнения, постановок спектаклей, передач эфирного и кабельного вещания. Для охраны авторского права не требуется регистрация произведения или соблюдения каких либо иных формальностей. Авторское право наступает с момента создания произведения и действует в течении всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

 

Лицензия – юридический документ, на основании которого одно физическое или юридическое лицо (лицензиар) передает другому лицу (лицензиату) на определенных условиях право на использование охраняемого объекта интеллектуальной собственности. Лицензирование осуществляется путем принятия заинтересованными сторонами лицензионного соглашения – договора в соответствии с которым собственник изобретения, технологических знаний, опыта и секретов производства выдает своему контрагенту лицензию на использование интеллектуальной собственности на определенных условиях.

 

Персонал инновационной организации – это работники, постоянно занятые исследованиями, проектно-конструкторскими, технологическими, организационно-методическими разработками и их практической реализацией (освоением и внедрением).

 

Научные работники — это лица, занимающиеся научными исследованиями и разработками. Научные работники могут быть заняты в различных отраслях науки, секторах науки и типах организаций.

Научно-технический и научно-вспомогательный персонал – персонал инновационной организации, занятый опытно-экспериментальной работой по разработке и внедрению инноваций.

Инновационные менеджеры - руководители инновационных подразделений, проектов.

 

 

Управление персоналом в инновационных организациях (включая научные подразделения предприятий и их объединений) – это выполнение функции кадрового планирования, отбора и перемещения работников, формирование в трудовом коллективе оптимальной (рациональной) структуры взаимоотношений, регулирования мотивационного поведения сотрудников, создания благоприятного морально-психологического климата в творческом коллективе, управления конфликтами, организации и стимулирования труда.

 

Оптимальный режим работы в научных организациях – режим труда и отдыха, который наилучшим образом соответствует содержанию и организации труда сотрудников инновационной организации и способствует повышению его эффективности.В качестве таких типов рабочего графика обычно называют: гибкий график, сжатую рабочую неделю (суммированный рабочий день), частичную занятость.

 

 

Эффективность инноваций - эффект (результат), полученный от внедрения инноваций. Внедрение новшеств может дать следующие виды эффекта, реализуемые в системе показателей:

Экономический. Научно-технический. Социальный. Экологический..

Экономическая эффективность инновации — отношение экономического эффекта от внедрения инноваций к обусловившим его затратам.

 

Интегральный эффект (чистый приведенный эффект)— один из важнейших показателей оценки эффективности инноваций. Определяется как разность между результатами и инновационными затратами за расчетный период, приведенными к одному, обычно начальному, году.

 

Дисконтирование — метод приведения будущей стоимости денег к настоящей их стоимости.

 

Чистый дисконтированный доход – определяет интегральный эффект. Рассчитывается как разность накопленного дисконтированного дохода от реализации проекта и дисконтированных единовременных затрат на внедрение проекта за расчётный период, приведенный к одному, обычно начальному году, т.е. с учётом дисконтирования результатов и затрат.

Индекс рентабельности инноваций – это:

· отношение суммарного дисконтированного дохода к суммарным дисконтированным затратам;

· отношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.

 

Окупаемость инвестиций — процесс возвратности вложенных инвестиционных средств в полном объеме.

Период окупаемости - показатель эффективности инновационных инвестиций, характеризующий срок, в течение которого они полностью окупятся.

Норма рентабельности (внутренняя норма доходности) — один из важнейших показателей оценки эффективности инновационных инвестиций. Характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестируемых средств.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.