Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематический план 2 страница




Сегодня многие страны проводят мероприятия по массовому принудительному обучению населения пользованию сетью Интернет (Япония, Южная Корея и др.), развивается система дистанционного обучения, создаются электронные библиотеки, банки данных учебно-информационных материалов.

Компьютерная система предоставляет огромное число баз данных, информацию со всего мира, что позволяет сделать образовательный процесс более индивидуализированным и персонифицированным. На рынке виртуального образования лидирующее положение занимают США. Образовательная система находится здесь под контролем правительства. Принципа активного вмешательства государства в процесс образования и подготовки кадров придерживаются ныне также ведущие страны Европы и Юго-Восточной Азии. (1, 33)

Темпы развития информатизации увеличиваются с каждым годом. Согласно прогнозу на 2010 г., мировой рынок наукоемкой продукции составит около 3,5 трлн. дол. США, из которых 1,2 трлн. дол. Придется на информационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии оказывают решающее влияние на все стороны жизни современного общества:

1 функционирование органов государственной власти и управления их и взаимодействие с бизнесом и населением (электронное правительство»);

2 развитие производительных сил («электронная экономика, или экономика, основанная на знаниях»);

3 повседневную жизнь граждан - с помощью виртуального пространства удовлетворяются многие из основных жизненных потребностей (электронное образование и телеобучение, телеработа, телемедицина, потребности в информации и общении).

1.3 Экономика знаний

Знания и непрерывное обучение сегодня стали критическими компонентами успеха. В новой экономике, важность знаний в производстве новых продуктов и услуг резко возросла, и знания стали доминирующей компонентой в создании потребительской ценности. Превращение знаний в основной источник создания ценности привело к тому, что лидерами новой экономики стали компании, которые научились эффективно управлять знаниями, - создавать, находить и интегрировать знания в новые продукты и услуги быстрее, чем их конкуренты.

Можно выделить следующие пути, которыми знание осуществляет свой вклад в экономические результаты.

Во-первых, оно лежит в основе любого процесса создания добавленной стоимости, так как самая простая форма производства требует специальных знаний;

во-вторых, знание является базой для усовершенствования существующих и создания новых продуктов и услуг, позволяющих расширить существующие рынки, формировать новые и т.д.

В-третьих, новое знание обеспечивает рост эффективности производственных и управленческих процессов, позволяя повышать производительность труда и экономить затраты; в-четвертых, компетентность работников, создаваемая поддерживаемая знанием, обеспечивает нормальный ход процессов производства.

На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании и подготовке кадров, организации производства, в высокоразвитых странах приходится до 85% прироста ВВП.

В настоящее время основу быстрого экономического развития составляют человеческий капитал в форме знаний, высококвалифицированных кадров, инноваций, инвестиции, интеграция в международное разделение труда.

Человеческий капитал - это не просто совокупность физических и духовных ценностей, знаний, навыков, способностей, уровня образования, которыми обладает человек, но и их накопленные запасы (приложение В). Целесообразно используемые в той или иной сфере, эти составляющие человеческого капитала способствуют научно-техническому и социальному прогрессу, устойчивому экономическому развитию.

Человеческий капитал является одним из главных факторов, обеспечивающих переход к V и VI технологическим укладам, формирующим новое постиндустриальное общество.

По экспертным оценкам, мировой рынок интеллектуальных товаров и услуг сегодня растет более чем в 5 раз быстрее традиционных рынков. (4, 8)

В современной рыночной экономике услуги образования рассматриваются как специфический товар, который создается в образовательной отрасли и обладает потребительской стоимостью, удовлетворяет образовательные потребности личности, общества и государства. Потребляя образовательные услуги, обучающийся накапливает знания, профессиональные умения и навыки, увеличивая при этом свой человеческий капитал.

В США, по данным статистики, каждый используемый индивидом для получения новых знаний год означает, что заработная плата работника увеличивается в среднем на 10%. В менее развитых государствах, где дефицит человеческого капитала ощущается особенно остро, разница в оплате высококвалифицированных профессионалов и работников низкой квалификации еще более существенна.

Таким образом, одним из направлений устремленной к повышению уровня жизни внутренней политики государства является развитие системы школ и других учебных заведений и поощрение стремления населения к получению образования. (8, 401)

Нередко слаборазвитые страны сталкиваются с так называемой «утечкой мозгов» - эмиграцией наиболее квалифицированных специалистов в страны с высоким уровнем жизни. Если человеческий капитал действительно обладает внешними эффектами, «утечка мозгов» приведет к дальнейшему ухудшению положения страны, которую покидают наиболее квалифицированные работники. Эта проблема порождает немалые трудности для политиков. С одной стороны, США обладают лучшей системой высшего образования, поэтому правительства заинтересованных стран могли бы посылать лучших студентов на учебу в Америку. С другой стороны, нет никаких гарантий, что, проучившись несколько лет за границей, молодой специалист не захочет остаться там работать, что уменьшит и без того невысокий человеческий капитал его родной страны.

Одним из решающих факторов развития отрасли образования является степень ее финансового обеспечения, где основную роль играет государство.

Современный механизм формирования рынка образовательных услуг должен основываться на развитии процессов совместного инвестирования в высшее образование всех заинтересованных субъектов: государства, фирм, домохозяйств, а также предусматривать переход к косвенным методам финансирования вузов через студентов.

2. Новая модель человека в новой экономике

Новой экономике, естественно, нужен соответствующий ей человек. Каковы же его основные характеристики?

Самым заметным качественным признаком нового работника в новой экономике становится его интеллектуальность. И это объективно обусловлено. Так, известно, что доля основных фондов в виде зданий, машин, оборудования в общей стоимости американских корпораций в 1982 г. была равна 62%, а в 2000 г. эта доля упала до 30%. Причем в компаниях, занятых производством программного обеспечения, такая доля составляет всего 5--6%. Как видим, роль и место привычных основных фондов резко изменяется, уступая интеллектуальным фондам.

Проявляется рост интеллектуальности в том, что все большая доля работников в течение своего рабочего дня занята интеллектуальным трудом, поиском и использованием необходимой информации, решением задач проблемного типа.

Изменяется не только количество людей, занятых интеллектуальной работой, меняется и интенсивность интеллектуального труда на том же рабочем месте. К примеру, если относительно недавно главным оружием врача в борьбе с болезнью были горчичники, банки и т. п., то современный врач вооружен установками магнитного резонанса, компьютерами, методами микрохирургии и т. д. Иными словами, он работает с приборами, насыщенными интеллектом и знаниями.

"Памятником старины" становится и ряд сугубо рабочих профессий, профессий физического труда. Скажем, нынешний сталевар у мониторов следит за производственным процессом роботов.

Промышленники, чутко улавливая изменения, предпочитают теперь нанимать образованных работников и организуют своеобразную "охоту за умами". Так, до 1950-х гг. отдел кадров компании Форда даже не фиксировал образование своих рабочих. Теперь же там лиц с образованием выше среднего вдвое больше, чем всего 10 лет назад.

Второй качественной характеристикой нового типа работников в новой экономике следует считать их инновационность. Термин "инновации" по отношению к экономике начал использовать Й. Шумпетер. В своей книге "Теория экономического развития" он представил инновации как введение, внедрение новаций в экономику. Иначе говоря, инновации -- это "мостик" между каким-либо новшеством (открытием, изобретением и т. п.) и конечным результатом труда.

Инновационный процесс в целом -- сложная последовательность и глубокая взаимосвязанность действий разных сил и факторов. Среди них особо выделяют внешние и внутренние, а также прямые и косвенные факторы. Факторов много, но главной силой (субъектом) инновационности в экономике, несомненно, во всех ее формах является человек. Другое дело, что отнюдь не всякий, а тот, который обладает инновативностью как своим особым качеством.

Инновативность человека -- работника заключается в его особой способности воспринимать, понимать, стремиться и уметь ввести (найти и использовать) новации в экономике.

Для новой экономики, которая отличается новым технологическим и организационно-экономическим способом создания благ, инновационность становится ее атрибутом, внутренней особенностью. Вот почему инновативность человека -- работника следует признать второй важной чертой нового человека в новой экономике.

Третьей отличительной чертой нового человека, обусловленного особенностями новой экономики, а также новыми социокультурными условиями, является его способность к партнерству.

Под партнерством (партнер -- англ. -- соучастник в игре, деле, сотоварищ, компаньон) вообще понимается такой вид организации дела, при котором все его члены участвуют как равные компаньоны. На микроуровне экономики партнерством называют форму предпринимательства, при которой два, три (несколько) субъектов совместно владеют активами предприятия.

Но экономические партнерские взаимоотношения имеют и другие направленности, что обусловливает три специфических направления партнерства:

1) партнерские отношения в самой экономике, на ее микро- и макроуровне;

2) партнерские взаимоотношения экономики и социума (общества);

3) партнерские взаимодействия экономики и природы.

Второй вид партнерства уже известен под названием "социальное партнерство". Под социальным партнерством следует понимать особый вид отношений между основными социальными субъектами -- работодателями, работниками, обществом в целом в лице государства, который обеспечивает сбалансированность их экономических интересов и действий на основе переговорно-договорного процесса.

Основными принципами социального партнерства можно считать следующие:

-- взаимное признание интересов и целей партнеров как правомерных;

-- равноправие (паритет) партнеров на всех этапах взаимоотношений вплоть до принятия решений;

-- компромиссность сторон при решении конфликтных вопросов с учетом приоритетности главной цели партнерства -- достижения мира и согласия.

Партнерские взаимоотношения с природой, в отличие от социального партнерства, можно назвать эколого-экономическим партнерством. Однако следует признать, что здесь необходимо начинать практически с нуля, притом ввиду наступающего экологического кризиса начинать немедленно.

Теория эколого-экономического партнерства еще не разработана. Но чтобы яснее представить содержание этого вида партнерства, можно сформулировать его первоначальные принципы:

-- принцип перехода от закрытой модели экономической деятельности человечества к открытой, учитывающей реалии, ценности и целостность с окружающей природой;

-- принцип внутренней трансформации экономической системы (в частности, рыночной) для большей ее адекватности закономерностям взаимообмена с природой ради ее восстановления и сохранения, а также ради выживания человечества;

-- принцип пересмотра ценностей и целей экономической системы от традиционных -- растущего обеспечения биологических потребностей (потребления) человека -- к новым, более актуальным -- увеличению длительности жизненного цикла человека и в целом человечества на Земле;

-- принцип тройной со-системности при экономической деятельности человека, означающий учет интересов и целей трех взаимосвязанных систем: экономической, социальной и природной;

-- принцип паритетности, а порой и предпочтительности природных целей и ценностей экономическим.

Поскольку главным субъектом новой экономики, как отмечалось, является человек, способность к партнерству, умение вести экономическую деятельность по-партнерски должны стать важными его качествами, характерными особенностями. Вот почему третьей отличительной чертой нового человека мы выделили его способность к партнерству.

Четвертой чертой нового человека в новой экономике, помимо интеллектуальности, инновативности, способности к партнерству в его трех основных направлениях, следует назвать образовательную мобильность.

Под образовательной мобильностью понимается способность человека к непрерывному образованию, непрерывному обучению и переобучению. Без этой способности работнику в интеллектуально-информационной экономике не удержаться, не выжить.

В образовательной мобильности работника в новой экономике будут, с другой стороны, заинтересованы и предприятия, компании, что заставит их создавать особую систему мотивации образовательной активности работников, а это будет способствовать развитию данного качества у людей, занятых в экономике.

Названные выше четыре основные черты человека связаны с новой экономикой и ее особенностями. Это служит веским аргументом к тому, чтобы их совокупность считать основой новой модели человека, обусловленной формированием новой экономики (приложение Г).

Однако следует иметь в виду, что такая модель, несмотря на ее объективную обусловленность, должна целенаправленно формироваться, регулироваться обществом и государством и поэтому быть важной составляющей современной государственной политики.

3. Особенности новой экономики в Республике Беларусь

Экономика знаний - важный этап постиндустриального развития общества. Только экономика, основанная на использовании новейших достижений науки и техники, имеет перспективу. Республика Беларусь - одно из немногих государств на постсоветском пространстве, которое не только сохранило, но и последовательно наращивает образовательный, интеллектуальный и научно-технический потенциал общества.

В настоящее время для РБ весьма актуальными являются вопросы практической реализации и внедрения в сферу производства и услуг инновационных разработок, а также создания механизма их эффективного использования, которые требуют от научной общественности концентрации усилий на создании нового технологического уклада, внедрении в реальный сектор экономики конкурентоспособных технологий, повышении экспортного потенциала всех отраслей и регионов республики. Это позволит обеспечить более высокий уровень жизни белорусского народа. Также в качестве главного комплексного приоритетного направления экономического развития РБ на долгосрочную перспективу в Концепции определено оздоровление нации, которое включает систему формирования человека нового постиндустриального общества, физически здорового, образованного и профессионально подготовленного к использованию новейших технологий, духовно развитого и социально активного, с рациональным потреблением благ и услуг.

Выделяют следующие этапы экономического развития:

На первом этапе (1998 - 2000 гг.) приоритетом был комплекс мер, направленных на закрепление положительных тенденций и достижение по важнейшим показателям уровня развития докризисного 1990 г.;

На втором этапе (2001 - 2005 гг.) необходимо было обеспечить устойчивое повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики;

На третьем этапе (2006 - 2010 гг.) приоритетным направлением в экономическом развитии должно было стать технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий, стимулирование внутренних и внешних инноваций и фундаментальных разработок в области ресурсосбережения, обеспечение динамичного развития инвестиционного процесса;

Четвертый этап (2011 - 2015 гг.) должен обеспечить формирование основ постиндустриального общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств.

В эти и последующие годы будет формироваться новый технологический базис производства, содействующий переходу к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономический рост должен быть обеспечен за счет активизации процессов структурных преобразований, внедрения новых достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Это создаст предпосылки для стабильного повышения уровня и качества жизни людей.

Развитие сети Интернет все в большей мере способствует преобразованию традиционных видов экономической деятельности, активному развитию новых, в том числе электронной коммерции (E-commerce), мобильной коммерции (M-commerce), телевизионной коммерции (T-commerce), электронной рекламы, электронных платежей, электронного маркетинга, электронного управления и правительства.

Успешно выполняются программы Союзного государства Беларуси и России по интеллектуальным информационным технологиям и системам. Конкретные результаты достигнуты в создании суперкомпьютеров с параллельной архитектурой (СКИФ), а также в разработке и использовании средств и технологий получения и обработки космической информации. В 2004 г. в стране началось создание Парка высоких технологий (аналога «Силиконовой долины»). 4 июня 2009 года был введен в эксплуатацию первый производственно-административный комплекс ПВТ, в котором разместились современные офисные помещения, конференц-зал и учебный центр.

Если учесть, что на ПВТ приходится около 80% экспорта программного обеспечения, производимого в стране, то становится очевидной его роль и место в экономике Беларуси. Наше лидерство в Восточной Европе подтвердила опубликованная аналитическая статья в журнале Forbes, где был отмечен не только высокий уровень доходов от экспорта IT-продукта на душу населения, но и тот факт, что именно в Беларуси находятся «мозговые центры» двух из четырех самых крупных компаний-разработчиков Восточной Европы. За 6 месяцев 2009 года выручка от реализации компьютерных программ компаниями-резидентами ПВТ составила 155 млрд. рублей. Темп роста к аналогичному периоду 2008 года в абсолютных цифрах составил 144%.

На сегодняшний день заказчиками Парка являются компании из 41 страны мира. 41% экспорта ПВТ приходится на государства Северной Америки, 32% - Западной Европы, 20% - СНГ.

В соответствии с Государственной программой инновационного развития на 2007 - 2010 годы около 80% нововведений, новых и высоких технологий должно приходиться на разработки белорусских ученых, т.е. большинство новых предприятий и производств будет создаваться на основе отечественных технологий.

Наукоемкость ВВП к 2015 г. должна составить не менее 3%, что обусловлено необходимостью постоянно поддерживать ресурсосберегающий тип производства и высокую конкурентоспособность экономики.

Пример: В январе 2010 года Главный расчетный информационный центр Белорусской железной дороги планирует внедрение новой программы SAP, которая разработана отечественными специалистами по заказу руководства. По ней также будет работать вся сеть предприятий БЖД. Программа разбита на модули - функциональные части более дискретные по своей природе и выполняющие конкретные функции в составе всего компонента (бух. учет, логистика, персонал, информационные системы и др.). Конкретно каждый из этих модулей эффективно служит для управления сферой бизнеса или функциональной сферой, за которую обычно отвечает соответствующий отдел компании. Целью программы является учет финансов предприятий БЖД, а также резкое сокращение кадров за счет универсальности SAP, что содействует увеличению дохода.

Инвестиционная стратегия республики на период до 2015 г. разработана с учетом необходимости сохранения сложившихся положительных тенденций роста объемов капитальных вложений и обеспечения в ближайшие 10-15 лет воспроизводства основных фондов - смены физически и морально устаревших технологий и оборудования. Большое значение при этом имеют высокие темпы роста инвестиций в сферу производства товаров и услуг.

Основным источником финансирования капитальных вложений будут собственные средства предприятий, удельный вес которых в общем объеме возрос с 50% в 1995 г. до 58% в 2000 г., а к 2015 г. должен возрасти до 65%.

Более отдаленные перспективы информационно-технологического развития Беларуси определены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г., обосновавшей долгосрочные цели белорусского государства в области ИКТ как средства повышения эффективности экономики, производства и экспорта продукции с высокой степенью обработки, образования населения и государственного управления. Стратегическая важность развития сектора ИКТ в конечном счете определяется тем, что успех в этой сфере кардинально влияет на место страны в мировом сообществе.

Заключение

Новая экономика -- понятие пока достаточно условное, ибо единое имя, адекватно отражающее эту новизну, еще не сформировалось, но факты упрямо свидетельствуют о том, что началось не просто новое, XXI столетие, началась эпоха новой экономики. В общемировом масштабе она находится еще в стадии развития. Важнейшими признаками ее являются наука, информация, инновации.

Можно сказать, что смысл новой экономики - в борьбе за будущее, в способности создавать новые товары и услуги, в возможности преобразовывать предприятия в новые структуры, о которых вчера еще не помышляли, а завтра уже думать забудут.

Создание компьютера и развитие информационных технологий послужили началом новой экономики. Самые большие перемены произошли под влиянием информационных и коммуникационных технологий и их выгоды были слишком заметны. Информация становится все более и более доступной по всему миру. Так, распространение информации через систему Интернет совершается в 720 раз быстрее и вместе с тем в 330 раз дешевле, чем обычным почтовым способом. Способность получения доступа к самым разнообразным источникам информации в течение минут и все более дешевой передачи информации на огромные дистанции и со все более хорошим качеством трансформируют способы общения и взаимодействия между людьми и компаниями. Развитие цивилизации стало базироваться на компьютеризации почти всех сфер деятельности человека. Ядром технологий и базой их развития выступает Интернет-экономика, оказывающая глубокое влияние на условия хозяйствования и привносящая новые методы и технологии в производство и распределение продукта.

Специалисты подсчитали, что в современных отраслях экономики на долю новых знаний, воплощаемых в образовании кадров и новых технологиях производства, приходится до 90% прироста ВВП.

Знания представляют собой усвоенную или выработанную и не существующую вне его сознания информацию. Воплощаясь в человеческом, и, в первую очередь, в интеллектуальном капитале, знания проявляются как следствие достижения личностью высокого интеллектуального уровня, предопределяемого не только образованием, но зачастую и генетикой человека. Именно человек в новой экономике становится ее "ядром", поскольку он -- источник и собственник отныне главного -- интеллектуального ресурса и капитала.

Накопление знаний в новой экономике важно не само по себе, а как решающее условие быстрого осуществления нововведений, инновационного пути развития.

В процессе развития новой экономии огромная роль принадлежит государству, ибо оно не только материально и финансово поддерживает науку и образование, но и проводит комплекс мер, направленных на создание условий для развития творческой активности его граждан.. (1, 33)

Приложение А

 
Циклы 1 цикл 2 цикл 3 цикл 4 цикл 5 цикл  
Начало цикла (год)            
1.Применение Паровая машина Поезда Освещение, моторы Автомобиль, телевизор, компьютер Software, мультимедиа, экономика услуг  
2.Технологии и сырье Пар Сталь, уголь Электричество, химия, нефть Электроника, ядерная технология Информационные технологии, био- и генная техника  
3.Сети Торговые сети Сети транспор Энергосети Коммуникационные сети Глобальные сети, знания  
             

3.Концепция «устойчивого развития», ее содержание и направления реализации

Усто́йчивое разви́тие (англ. sustainable development) — это процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей.

Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Оно включает в себя два ключевых понятия:

- понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного решения;

- понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности».

Концепция «устойчивого развития», ее содержание и направление реализации.
Устойчивое развитие (УР) – это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Эта формулировка из доклада «Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН в стала сутью развития человечества. В принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году представителями 179 стран «Повестке на XXI век» концепция устойчивого развития приобрела статус важнейшего принципа существования земной цивилизации.
Особенно активно идеи устойчивого развития распространялись в мире в последние 10–15 лет. Большое количество стран сделало реальные шаги по переходу к устойчивому развитию. В них созданы государственные органы, ответственные за устойчивое развитие (советы, комиссии, комитеты при правительствах или главах государств), разработаны или разрабатываются документы национального уровня, ориентирующие развитие на путь устойчивости (концепции и стратегии устойчивого развития, законы).

Все большее распространение получают модели устойчивого производства и потребления. Расширяется участие общественности, ученых, бизнеса в решении проблем устойчивого развития.
В Республике Беларусь работу в области устойчивого развития курирует Национальная комиссия по устойчивому развитию при Совете Министров.
Первая Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь была разработана в 1996 году и одобрена Правительством Республики Беларусь.
Принципиальным моментом при разработке и реализации Национальных стратегий устойчивого развития является то, что эти стратегии – не просто документы. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет Стратегию устойчивого развития как «согласованный набор демократичных и непрерывно улучшающихся процессов анализа, дебатов, усиления потенциала, планирования и инвестиций, который сочетает экономические, экологические и социальные цели общества, достигая компромисса там, где такое сочетание невозможно»

Важным принципом является партнерство, которое означает вовлечение в данные процессы представителей различных слоев общества, государственных и общественных организаций, ученых, а также деловых кругов.

В настоящее время в соответствии с законодательством Республики Беларусь Национальная стратегия устойчивого развития разрабатывается раз в пять лет на 15-летний период. В 2004 году Президиум Совета Министров Республики Беларусь одобрил Национальную стратегию устойчивого развития Беларуси на период до 2020 года.

Концепция устойчивого развития объединяет в себе три основных аспекта: экономический, социальный и экологический.

Экономическая составляющая подразумевает оптимальное использование ограниченных природных ресурсов и применение экологичных природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, в том числе добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.

Социальная составляющая устойчивости развития направлена на сохранение стабильности существующих социальных и культурных систем и сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом такого подхода является справедливое распределение ресурсов и возможностей между всеми членами человеческого общества, сохранение культурного капитала и многообразия. Некий гарантированный минимальный уровень жизни должен быть неотъемлемым правом любого человека. Развитием социальной составляющей концепции устойчивого развития стала идея соблюдения прав будущих поколений, поскольку природные ресурсы Земли являются общим наследием всего человечества, включая как ныне живущие, так и те поколения, которые придут нам на смену.

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность и жизнеспособность биологических и физических природных систем, прежде всего тех, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Понятие природных систем и ареалов обитания можно понимать достаточно широко, включая в них созданную человеком среду - например, города. Основное внимание уделяется сохранению их способностей к изменениям и самовосстановлению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.