Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование этических норм в России




Корпоративная социальная ответственность (КСО/CSR – Corporatesocialresponsibility) — это философия развития компании и достижения бизнесом коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей средe. КСО является свободным выбором компании в пользу обязательства повышать благосостояние общества, реализуя соответствующие подходы к ведению бизнеса и выделяя корпоративные ресурсы».

В связи с таким широким спектром направлений деятельности предметная область КСО перекрывается достаточно близкими по содержанию или по духу понятиями, такими как этика бизнеса, социальное партнерство, устойчивое развитие бизнеса, корпоративное гражданство, социальные инвестиции, корпоративная инициатива и т.д.

В отличие от Запада, где концепция корпоративной ответственности бизнеса сформировалась под влиянием гражданского общества, в России она возникла по инициативе наиболее успешных компаний. На развитие КСО в России повлияли такие факторы, как преобладание в общественном сознании неоднозначного отношения к результатам приватизации и происхождению крупных капиталов, отсутствие доказанной взаимосвязи увеличения стоимости компаний от улучшения качества социальной ответственности, неразвитость эффективных гражданских структур.

В России первые шаги на поле деловой этики были сделаны в 90-х годах. Был принят ряд профессиональных этических кодексов, например: Кодекс чести банкира (1992), Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов (1994). Сегодня профессиональные этические кодексы уже приняты или находятся в процессе обсуждения в большинстве сфер предпринимательства. Появляются комиссии по корпоративной этике, например, при РСПП, Торгово-промышленной палате и т.д. Развитие КСО в России обусловлено также экспансией крупнейших российских компаний за рубеж. Международные партнеры, инвесторы, потребители требуют большей прозрачности в ведении бизнеса. [4]

Существуют следующие особенности, повлиявшие на становление концепции корпоративной социальной ответственности в России.

Исторические и географические особенности: огромная территория; удаленность населенных пунктов друг от друга; концентрация капитала в наиболее неосвоенных и климатически сложных регионах страны (Сибирь и Север – нефтяная и газовая промышленность, алюминий, никель); преобладание моногородов, где вся инфраструктура и население привязаны к одному предприятию; «разваливающаяся» социальная инфраструктура.

Особенности, связанные с менталитетом населения и традициями корпоративного управления: высокие социальные ожидания при низкой социальной активности населения; традиции трудовых взаимоотношений – жесткая привязка работника к организации наличием «своих» социальных учреждений (свой детский сад, своя больница, свой санаторий, свой магазин, свой клуб) при низкой оплате труда; привычка оценивать работника по его лояльности к власти, а не по продуктивности работы; неадекватное отношение прессы к усилиям компаний по поддержке общества.

Особенности, связанные с социальной и политической ситуацией в стране: высокий уровень бедности в регионах; огромное количество и большой разброс социальных проблем на территориях; отсутствие опыта и государственной инфраструктуры для решения «новых» проблем (наркомании, бездомности, проблемы СПИДа); давление местных властей, вынуждающих компании выделять ресурсы не на те программы, которые связаны с нуждами и интересами компании, а на приоритеты (а иногда и причуды) местных властей; коррупция на всех уровнях государственной власти.

По данным исследований, проведенных ВЦИОМ, НИС и АМР, 53 % опрошенных россиян считают, что сегодня бизнес не является социально ответственным. Всего 9 % топ-менеджеров считают, что публикация ежегодных социальных отчетов демонстрирует обществу открытость компаний, а введение рейтингов социальной ответственности будет стимулировать повышение конкурентоспособности. Анализ 188 социальных отчетов, из которых 99 % принадлежат крупным компаниям и финансовым структурам, показал отсутствие заинтересованности в развитии социальной ответственности крупного и среднего бизнеса. Более 35 % топ-менеджеров при выборе объекта для поддержки ориентируются на приоритеты местной власти.

Можно констатировать, что у населения и представителей бизнес-сообщества сложилось определенное представление о КСО, однако это представление неоднородно. Мнения о КСО можно разделить на три группы:

– первая группа – это те, кто считает, что социальная ответственность выражается в получении прибыли, производстве продукции, уплате налогов;

– вторая группа полагает, что помимо вышеперечисленного, это еще и участие в социальных программах;

– третью группу составляют те, кто, помимо всего прочего, трактует КСО как активную работу по решению различных социальных проблем общества, диктуемую «моральным следствием обладания богатством». [5]

Большинством населения и предпринимателями развитие КСО воспринимается в тесной связи с позицией государства. 62,9 % отводят первостепенную роль государству (по данным НИС). Причем и население, и представители бизнес-сообщества сходятся во мнении, что государство так или иначе должно поощрять предпринимателей. Что касается самого бизнеса, то бизнес ждет от государства четких приоритетов и мер косвенной поддержки, в том числе налоговых послаблений, обеспечения прозрачности законодательных рамок и борьбы с коррупцией (данные АМР).

Значимым результатом является мнение о некоммерческих организациях (HKO), вернее, его отсутствие. Большинство россиян ничего не знает об этих организациях и их работе: 75,6% (НИС). Что касается благотворительных фондов, рядовых работников и церкви, то их влияние и роль в экономике и населением, и представителями бизнес-сообщества оценивается как чрезвычайно низкое.

Основные причины внедрения концепции социальной ответственности на предприятиях в России следующие: улучшение имиджа и отношений с властями, возможность улучшения отношений с местным общественным мнением, возможность улучшения взаимодействия с целевыми рынками, личная симпатия к организациям – объектам поддержки и работающим в них людям.

Таблица 1.1 - Характеристика социальной активности российского бизнеса

Разница в понимании социальной ответственности бизнеса российскими и западными деловыми кругами заключается в том, что в России компании выносят на первый план в социальной ответственности разовые проекты (как инструмент управления репутацией), западные компании рассматривают социальную ответственность как непрерывный процесс конструктивного, взаимовыгодного взаимодействия работодателя со всеми участвующими сторонами. Социальная активность российского бизнеса зависит от отрасли экономики.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.