Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неуместный повтор слова, выявляющий бедность словарного запаса 1 страница




Фрагмент № 7

«Для каждого человека эта свое и очень личное желание, которое не всегда совпадает с его возможностями. Каждый человек старается все сделать для своего удобства. Расставляя предметы не только внутри. Но и выбирает где и какой будет сам дом.

Начнем с того, что представим провинциального человека который представляет свою жизнь в шумном мегаполисе. По его мнению жизнь там идет цивилизованная, с большими возможностями для самоопределения в работе или отдыхе. И кажется, что большой город так манит его своими ночными огнями. А еще там можно найти работу с индивидуальным графиком подстроенным под собственные желания и возможности. Где можно будет купить себе квартиру на высоком этаже. Потом зимними холодными вечерами садиться возле теплого окна. В руках держа кружку горячего чая, всматриваться в жизнь большого города. В маленьком городе не было таких больших дорог, такого количества рекламных огней и вида из окна с высоты птичьего полета.

Но есть еще люди которые устают от жизни с большим количеством людей как в больших городах. Где по его мнению жизнь кажется не очень благополучной. Ведь здесь шумно, очень много людей а дороги со своими пробками и газами отнимают слишком много времени и здоровья.

Другое дело – это маленькая деревушка. Там нет такой быстрой жизни. Так сильно не шумят машины, а людей в десятки раз меньше. А если получится переехать куда-нибудь поближе к лесу, то жизнь в новом доме будет казаться более удобной. Найдется много плюсов, как свежий воздух или речка по близости. И он не захочет променять свою новую спокойную жизнь возле природы, на жизнь в мегаполисе.

Желания людей так разнообразны. Одним хочется уехать из деревни в город, а другим наоборот. Но потребность у них есть общая – это дом. В котором они будут проводить много времени, делая его удобным для себя

Расставляя в нем предметы по собственному желанию и предназначению. Они сделают свой неповторимый дом. Вот тогда можно будет сказать что у них есть свой дом в который хочется приходить снова и снова».

Выпускник не знаком с форматом экзамена. Он не знает, что должен строить свое рассуждение, привлекая для аргументации литературный материал. Сочинение изобилует разного рода ошибками (логическими, пунктуационными и др.). По критерию № 2 автор работы получает «незачет», так как литературные произведения даже не упоминаются в работе.

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ № 3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»

При проверке сочинений по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения» в центре внимания эксперта должно быть соблюдение учеником требований макро-уровня, связанных с общей структурой работы, реализацией ее крупных частей, и требований микро-уровня, относящихся к умению логично развивать мысль от тезиса к тезису, аргументировать ее, соблюдать логические связи в тексте.

Для написания итогового сочинения ученик может выбрать разные жанры, и этим выбором будет обусловлено использование той или иной композиционной стратегии. Однако подавляющее большинство выпускников предпочитает сочинение-рассуждение, что во многом задано формулировками тем, нацеливающими на размышление над морально-этическими, нравственно-психологическими, мировоззренческими вопросами. Кроме того, композиция сочинения-рассуждения хорошо знакома учащимся. Анализ итоговых сочинений 2015/16 учебного года показал, что трехчастная структура рассуждения вполне освоена школьниками, в большей части работ легко вычленяются вступление, основная часть и заключение. В определенной степени учащимся помогает в этом опыт подготовки к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку и написания сочинений по литературе. Если в сочинении есть хотя бы минимальный коммуникативный замысел, то в нем присутствуют первые две части указанной триады, в сильных работах – все части: во вступлении ставится проблема, основная часть представляет собой тезисы (утверждения) и аргументы, приводимые в их доказательство, в заключении содержатся выводы, ответ на вопрос, сформулированный в начале.

Рассмотрим пример работы, удачной и интересной с точки зрения композиции.

Тема: «Мой дом – моя крепость?»

«Мой дом – моя крепость» – говорит народная мудрость. Но что подразумевается под этим? И всегда ли это так? Крепость – это надежное, защищенное место, в котором человек может укрыться от непогоды, врагов, неудач и переживаний, почувствовать себя в безопасности. Что значит для него его дом, является ли он для него крепостью?

В петербургской квартире Обломова, героя одноименного романа Гончарова, царил беспорядок; но ни сам он, ни его слуга не озаботились созданием уюта. Этот дом отражает привычки хозяина, не любящего лишних движений и усилий. Но, хотя герой и проводил в нем охотно бОльшую часть времени, по-моему, этот дом не был для него крепостью. Тем более в начале романа перед ним встает проблема переезда не по своей воле. Настоящей крепостью для Ильи Ильича был лишь тот дом, где он провел детство, в окружении всеобщей любви и заботы, где сложились его представления о сказочном изобилии, о радостях барственной праздности. С этим домом он сохранял тесную связь, только там он мог почувствовать себя совсем свободно, раскрепощенно. Этот дом снится ему, когда он ищет покоя и хочет спрятаться от тревоги (переезда и письма старосты). Этот дом он невольно хочет повторить во взрослом состоянии и находит некое ему подобие у Пшеницыной, потому что там многое происходит так, как ему нужно для покоя и отдыха.

Человек пытается обрести дом, стремится к нему. В "Тихом Доне" показана любовь Мелеховых к своему дому. Быт, налаженный матерью Петра и Григория, поддерживается их женами. Строгий взгляд на жизнь, привычка все делать своим трудом, чувство собственного достоинства восприняты сыновьями от Пантелея Прокофьевича. Традиции, вековые устои и порядок жизни, взятый у предков, придают этому дому особую прочность, надежность. С домом у героев связано представление о главных жизненных ценностях. Григорий уходит из дома на службу, на войну, уезжает из него, чтобы создать семью с Аксиньей. И все равно с радостью и душевным трепетом возвращались в итоге в свою "крепость".

Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" описывает жизнь нескольких семей, на примере которых выражается авторская позиция, отношение к идеалу домашнего очага. Одна из них – семья Ростовых. Атмосфера дома, по мнению писателя, определяет подход к жизни, мнения и судьбы героев. Дом Ростовых опирается на русские традиции: сердечность и гостеприимство. Там царит мир и согласие, искренность и доверие, уважение и взаимопонимание. Николай, Петя и Наташа чувствуют себя как в крепости, защищенными от всех бед и невзгод. Крепость в данном случае – это не защита от врагов, им не надо ни от кого защищаться, но это такое место, где можно быть искренним и не бояться этого. Они унаследовали от родителей способность к соучастию и сопереживанию, честность и чувство достоинства. Доброта и открытость Ростовых распространяется не только на членов своей семьи, но и на окружающих людей. Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, был поражен укладом семьи, естественностью и жизнерадостностью Наташи. Впечатленный, он сам заражается постепенно этим желание жить с радостью.

Я думаю, что дом – это самое важное в нашей жизни. Настоящий дом должен ощущаться человеком как его крепость. Он должен быть таким, но происходит это не всегда. Крепостью для человека дом является тогда, когда он чувствует себя в нем спокойно, беззаботно и защищенно, как Илья Ильич – в родной Обломовке. Когда в нем сосредоточено и сохранено все главное, что человек считает наиболее ценным в жизни, и это дает ему неизменную опору в любых жизненных невзгодах, как Григорию Мелехову. Дом будет крепостью только тогда, когда в нем царит любовь и взаимопонимание между близкими, и это делает сильнее душой всех членов семьи. Если дом дает нам поддержка в жизни, является верной опорой, такой дом - наша крепость.

Вступление начинается с цитирования пословицы и таким образом актуализируется констатирующая часть темы («Мой дом – моя крепость»). Затем выпускник формулирует вопросы, позволяющие вычленить заданный в теме ракурс анализа («И всегда ли это так?»), и приводит толкование слова «крепость» – ключевого слова темы. Вступление завершается формулировкой проблемы. Такое построение вступления соответствует канону и создает предпосылки для написания логичной, стройной работы.

В основной части на первом месте оказываются тексты литературных произведений, на примере которых автор сочинения рассматривает разные грани проблемы и делает свои выводы. Такой способ построения рассуждения, ориентированный на несколько (более двух) литературных примеров и свидетельствующий о начитанности выпускника, прежде всего реализует принцип текстоцентричности сочинения. Он характерен для работ мотивированных выпускников с выраженной филологической направленностью интересов.

Заключение выполняет функцию развернутого обобщения. В данном случае оно включает в себя выводы по каждому аргументу и стягивает их в единый итог – ответ обучающегося на вопрос проблемы, сформулированный в конце вступления. Заключение несколько превосходит вступление по объему, что в приведенной работе совершенно оправданно и успешно реализовано. Однако в ряде случаев заключение, требующее глубоких обобщений, может оказаться более уязвимым, чем другие части сочинения, именно с точки зрения полноты охвата материала и далеко не всегда бывает удачным даже в хороших работах.

Более типичными являются сочинения, в которых на первый план выведено собственное рассуждение ученика, подкрепляемое обращением к литературному материалу, а не вырастающее из литературных примеров, как в предыдущем примере. В таких работах гармонично сочетаются требования метапредметности и текстоцентричности сочинения. В общем виде традиционная композиционная схема может быть описана так:

· вступление – несколько обобщающих фраз по теме сочинения на основе ключевого слова, изящный поворот к существу темы (ее вопросительной части) через вопрос, цитату, апелляцию к своему эмоциональному восприятию или личному опыту; возможно также указание на современность, актуальность, всеобщую значимость темы;

· основная часть – собственное размышление выпускника по сути темы и подкрепляющий его литературный аргумент, чаще два (попутно отметим, что далеко не всегда обращение к тексту литературного произведения может быть признано аргументом, даже если оно расположено в тексте работы в соответствии с требованиями композиции);

· заключение обычно бывает немногословным и по смыслу перекликается с темой сочинения и вступлением, обобщает сказанное в основной части.

Применение этой схемы на практике приводит к разным результатам.

С одной стороны, в соответствии с ней построены многие работы, свидетельствующие об умении ученика самостоятельно мыслить и аргументировать свои суждения. Опишем одну из таких работ и приведем наиболее показательные цитаты из нее.

Тема: «Что дом может рассказать о своем хозяине?»

Вступление включает в себя мысль о важности дома в жизни людей и утверждение, что «дом может многое рассказать о своем хозяине, поскольку человек тесно связан с домом».

В основной части выпускник последовательно рассматривает два аспекта выбранной им темы: родительский дом и его роль в формировании человека, собственный дом и отражение в его убранстве и укладе личности хозяина.

«Дом у каждого свой и всегда по-своему уникален. Если речь идет о родительском доме, то по нему можно предположить, каким станет человек. Если это свой собственный дом, то он является отражением личности хозяина и тоже многое может о нем рассказать».

«Родительский дом связан с укладом семьи, ценностями, традициями. Знание о них помогает понять характер человека и его взгляды на жизнь. Например, Обломовка сформировала характер и взгляд на жизнь Обломова. Прочитав сон героя, где подробно описано детство Ильи Ильича, непреодолимая сонность жизни помещиков и их дворовых, обильная еда и вечная праздность обломовцев, боязнь перемен и недоверчивое отношение к образованию и любым новшествам, мы начинаем понимать истоки его характера».

«Собственный дом обязательно многое расскажет о хозяине. Человек, даже не замечая этого, окрашивает дом своей личностью, потому что хочет, чтобы дома ему было хорошо и удобно. Он проявляет себя через особенности своего дома, и поэтому можно проследить эту цепочку в обратном направлении: рассмотреть внимательно дом и благодаря этому лучше понять хозяин. Собакевич выстроил и обставил свой дом, пренебрегая красотой и соразмерностью, но стремясь во всем добиться прочности и удобства. Это в полной мере отражает его грубый, прямой характер, его практичность и скаредность.

В заключении суммированы и обобщены основные тезисы вступления и основной части: «дом многое может рассказать о человеке, об укладе семьи и его воспитании, о свойствах, заложенных с детства, о чертах характера и взглядах на жизнь, о мыслях, интересах, увлечениях»

Очевидно, что автор строит сочинение в соответствии с традиционной трехчастной схемой, соблюдает пропорции между частями работы, заключение по содержанию перекликается с темой и вступлением. В то же время первый из двух аспектов размышления (родительский дом и его роль в формировании человека) явно оказывается лишним в этом сочинении, поскольку выходит за рамки поставленного в теме вопроса. Выпускник недостаточно внимательно отнесся к слову «хозяин», входящему в формулировку темы. Между тем оно отчетливо указывает на то, что речь нужно вести о доме как отражении личности его владельца, человека, определяющего своеобразие домашнего уклада. Данное нарушение должно быть учтено при оценивании работы по критерию 1 («Соответствие теме»). В то же время допущенное автором сочинения неоправданно расширительное толкование темы не привело к композиционным нарушениям в построении сочинения и алогизмам внутри его текста.

С другой стороны, соблюдение в сочинении описанной выше «классической» трехчастной структуры еще не означает глубокой продуманности композиции и логики рассуждения. Осмысленное выполнение этого требования требует от пишущего умения увидеть собственный текст как смысловое целое, все элементы которого взаимосвязаны и последовательно расположены. Но содержательное наполнение указанных композиционных элементов и их смысловые взаимосвязи далеко не всегда соответствуют указанным требованиям.

Есть немало работ, в которых эта схема реализована примитивно, формально, построение рассуждения сведено к механическому воспроизведению заученного, но мало осмысливаемого выпускником шаблона. Приведем пример такого сочинения.

Тема: «Какого человека можно назвать героем своего времени?»

Во все времена рождались и по сей день рождаются герои. Их много было, но человечество помнит только великих. На вопрос, какого человека можно назвать героем своего времени, каждый ответит по-разному. В течение истории было немало людей, которых по-своему можно назвать героями своего времени. Приведем примеры.

В рассказе «Улыбка» Рэя Брэдбери описывается 2031 год. У людей странные праздники под названием «Веселье». Народ разрушает машины, постройки, вещи, предметы искусства – все, что осталось после войны, при этом потешаются над всем, что делают. Герой рассказа Том, мальчик встает рано утром, бежит на площадь, чтобы посмотреть на это зрелище. Он встал в очередь, ожидая увидеть очередную жертву людского веселья. Жертвой стала картина великого Леонардо да Винчи «Джоконда». Том, увидев прекрасную картину, спросил: «Но она же красивая, зачем?». На что ему ответили: «Плюй и ни о чем нее думай!». Леонардо да Винчи – великий художник своего времени, которого по праву можно назвать героем. Сколько красивейших произведений за ним стоит. Однако мальчик не знал его, но видел его картину.

После того как картину начинают рвать на куски, Тому случайным образом попадается кусок от полотна, развернув его, он увидел улыбку Джоконды. Идея рассказа Рэя Брэдбери заключается в том, что в каждом отрезке времени есть свои герои, кто-то из них известен, а кто-то нет. Обычно люди называли героями тех, кто совершал подвиги, хорошие поступки без корысти.

Итак, по приведенным выше примерам можно с уверенностью сказать, что Том – герой своего времени. Он не повелся на всеобщий праздник веселья, не повелся на искушение остальных разорвать картину, а наоборот сохранил клочок произведения героя того времени.

В этом сочинении выполнены требования к соотношению объемов вступления, основной части и заключения, к членению текста на абзацы. Но логически вступление не соответствует основной части. Выпускник затрудняется определить, что такое «герой времени», и не может четко объяснить, чем это понятие отличается от понятия «герой». Не осмыслив сути вопроса, поставленного в теме, он начинает основную часть сочинения с пересказа рассказа «Улыбка», а затем совершенно немотивированно вплетает в пересказ вывод о том, что героем своего времени может быть назван Леонардо да Винчи, потому что «за ним стоит» много «красивейших произведений». Размышление над вопросом темы в основной части отсутствует, не говоря о попытке дать обобщенный ответ на этот вопрос. Заключение также выглядит нелогичным, так как в нем выпускник, вместо того чтобы сформулировать обобщение, созвучное теме и вступлению, продолжает размышлять о герое рассказа, которого называет героем времени только за то, что тот сохранил «клочок» великой картины. Заключение не подготовлено основной частью сочинения, поскольку в ней выпускник не говорит, можно ли назвать Тома героем своего времени, и не объясняет почему, а в финале неожиданно приходит к этому выводу. Автор работы нечетко представляет себе, какие качества присущи герою своего времени, поэтому не может убедительно доказать, что названые им герои действительно являются таковыми.

К написанию вступления, где следовало бы уделить внимание осмыслению ключевого понятия данной темы (герой времени), ученик подошел формально, в нем легко прочитывается неумело использованный шаблон: «Во все времена… и по сей день …. На вопрос … каждый ответит по-разному. В течение истории было …. Приведем примеры».

Механическое использование выпускниками домашних заготовок и шаблонов для построения рассуждения является одним из характерных недостатков итоговых сочинений прошлого года. Авторы сочинений пытаются таким образом компенсировать неумение создавать развернутое высказывание на определенную тему и нежелание глубоко вдумываться в существо поставленной перед ними проблемы. В результате вместо полноценного собственного текста создается псевдотекст, не позволяющий адекватно оценить ни уровень мышления школьника, ни глубину понимания им литературного произведения, ни степень сформированности его речевых компетенций.

Использование заготовок и возможность списывания из разных источников в онлайн режиме особенно привлекательны для слабо подготовленного выпускника. Но практика показывает, что они далеко не всегда спасительны для обучающегося, напротив, это может привести к разрушению единства текста и будет квалифицироваться и как несоответствие работы теме, и как отсутствие коммуникативного замысла, и как невозможность понимания текста из-за грубых логических ошибок.

В приведенном ниже сочинении абзацные отступы изначально по преимуществу отсутствовали и были сделаны нами для выделения его разнородных компонентов.

Тема: «Что дом может рассказать о своем хозяине?»

Дом – это самое хорошее слово. Я люблю свой дом, потому что в моем доме есть все, что мне нужно. Мои книги, игры, спортивные предметы. В нем живут дорогие мне люди.

Некоторые люди не думают о том, какая атмосфера в доме. Им важно только как стоит мебель.

Образ дома создан в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого. Мы видим в нем большой дом на Поварской, в улице Москвы. Здесь живет большая дружная семья Ростовы, двери открыты в этом доме. Их семья музыкальная, гостеприимная.

В наше время отношение к дому в некоторой степени изменилось. Случаются частые переезды из квартиры в квартиру, люди радуются новому жилью и не жалеют о старом доме, расставание с ним бывает не очень тягостным. Такая ситуация как раз объесняет точку зрения, что дом - это больше, чем стены. Родной дом – это близкие люди, любовь и взаимопонимание.

Мы взрослеем, уезжаем из родительского дома. Куда бы ни забросила нас судьба, мы всегда помним о нем. Он влечет нас своим уютом, своим теплом. В каких бы интересных местах ни приходилось нам бывать, где бы ни довелось жить, рано или поздно в душе рождается тоска по дому и ждешь не дождешься встречи со своей милой родиной!

В понятие "дом" мы вкладываем глубокий смысл. Дом - это место, где находиться те люди, которые поймут, помогут, уберегут от разных бед и неприятностей. Дома я чувствую себя в безопасности. Когда я говорю это слово, я представляю тепло, уют, заботу родных. Но дом, это прежде всего и та местность, где я родился, где я рос. Это слово очень много для меня значит! Мой дом – это моя родная земля.

Дом – это семья. Многое в нашей жизни определяется домом и семьей; с детства мы впитываем атмосферу домашнего очага, семейные традиции. Именно в семье в родном доме нам прививаются нравственные ценности, формируется особое видение мира. Со временем понятие расширяется, родными становятся улица, край страна, планета.

Каждый сознательный человек понимает, что все в мире взаимосвязано. Земля - наш общий дом.

В поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" дано подробное описание жилищ помещиков, и легко заметить, что все дома отличаются друг от друга так же, как отличаются характеры их владельцев.

Ю.М. Лотман писал: "История проходит через дом человека, через его частную жизнь". Это тема поднимается в Библии, в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Ю. Булгакова. Матери родят нас, дом родит. Многие определяется им в нашей жизни, наша личность, наша память, наше настоящее и будущее. Когда пытаются объяснить заслуги героя, значимость открытия ученого, истоки таланта художника или поэта, примеры трудолюбия, то поиски всегда приводят к порогу дома, где человек родился и вырос. Родной дом - начало всех начал, потому его влияние на каждого из нас невозможно измерить.

Каждому старшеклассников предстоит в скором времени заботиться о собственном доме, создавать его или принимать в наследство родительский.

Свой дом. Каким воплотился он в творчестве русских писателей? Он показан в романе "Белая гвардия ", повести "Станционный смотритель". Вспомните описание дома в повести "Станционный смотритель" до и после отъезда Дуни. Пока Дуня живет с отцом, дома чисто, уютно. "Его дом держался: что прибрать, что приготовить за всем успевала. А когда дочь уехала, в доме Самона Вырина все изменилось, "все кругом показывало ветхость и небрежение". Был живой дом, в котором первоначально было все для человека. И этот дом рано или поздно перестает им быть, если мы не научимся его беречь.

Эта работа не может рассматриваться как сочинение-рассуждение на заданную тему. Однако очевидно, что отдельные фрагменты, механически включенные в нее без ясного коммуникативного замысла, без логического плана, тем не менее не лишены смысла и как таковые вполне состоятельны. Сочинение, построенное таким образом, напоминает незамысловатое сооружение, наспех собранное из примитивного конструктора с плохо пригнанными друг к другу элементами. Выпускник, собирая эту «нарезку» чужих мыслей, не справился ни с отбором материала, ни с его логической организацией.

В ряде случаев объем основной части в таких сочинениях бывает увеличен за счет нанизывания на стержень ключевого слова нескольких коммуникативных упражнений, не связанных между собой глубокими логическими связями и не составляющих системы.

Нередко выпускники используют заготовки для написания отдельных частей своей работы – вступления (особенно часто) и заключения. Самый факт предварительной подготовки к итоговому сочинению заслуживает безусловного одобрения. Но обучающийся далеко не всегда умеет адаптировать универсальную заготовку в конкретной коммуникативной задаче, что приводит к различным нарушениям, в том числе композиционным и логическим.

Эти предварительные наработки хорошо прочитываются во вступлениях многих сочинений. Они, как правило, носят очень общий характер и легко присоединяются к сочинению на любую тему («Тема мимолетности времени / дома/ любви … с давних времен интересует человечество. О нем написано множество научных исследований, книг, снято фильмов./ Над этим понятием/ вопросом/ проблемой задумывались многие мыслители, ученые, художники»). Но именно в силу их универсальности выпускнику не удается в конце такого вступления выйти на формулировку проблемы, которую он будет осмысливать в основной части, или краткого ответа на вопрос темы, который он будет дальше раскрывать и аргументировать. Приведенный ниже пример показывает, что вступление, заготовленное в рамках открытого тематического направления «Путь», практически не было адаптировано к конкретной теме:

Жизненный путь – это то, что есть у каждого человека. У кого-то он долгий, у кого-то короткий, у кого-то легкий, у кого-то сложный. Некоторые люди верят в судьбу, рок, другими словами, они считают, что все в их жизни предрешено. Однако есть и другие, которые полагают, что каждый сам создает свой путь.

Нередки случаи, когда выпускники воспроизводят в сочинении несколько заготовок одновременно, не справляясь с задачей отбора материала и преломления его в ракурсе конкретной темы. Тогда вместо осмысленного вступления возникает аморфное «облако тезисов», нацелить которое на заданную тему автору не удается порой до конца работы.

Тема: «Чтение литературного произведения – труд или отдых?»

Книга имеет огромное значение в жизни человека. Чтение – важный источник знаний о мире и о людях. Чтение помогает нам лучше понимать прошлое, знать историю своего народа. Трудно представить себе жизнь современного человека без чтения. Ведь знакомство с разными источниками, не только с бумажными, но и электронными, обогащает нас информацией.

Выпускник отрабатывает в тезисах целый ряд ключевых слов (чтение, книга, знание, информация), но приблизиться к теме не может. Затруднение возникает из-за того, что, зная определенный набор тезисов, он оказывается не в состоянии отобрать из них подходящие к его теме, отбросить лишние, логически правильно организовать отобранное и по необходимости дополнить своими фразами. Он словно бы пребывает в плену заученной заготовки, и воспользоваться ею эффективно ему не удается.

В композиционной организации сочинения большую роль играет умение строить вступление и заключение.

Отличительными признаками вступительной части сочинения, написанного хорошо подготовленным выпускником, являются ее смысловая емкость, лаконичность, тесная связь с темой сочинения, наличие проблемы. Типичное вступление выглядит в целом так: актуализация ключевого слова темы (например, «дом», «любовь»), затем – несколько тезисов (или вопросительных предложений) с этим словом, цепочка которых заканчивается проблемным вопросом. Это построение вступления хорошо знакомо школьникам не только в связи с итоговым сочинением, но и благодаря рекомендациям к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Оно является достаточно традиционным, но приемлемым для начала сочинения, так как выпускник сразу приступает к ответу на заданный проблемный вопрос и не уходит в пространные рассуждения.

Рассмотрим несколько конкретных примеров вступления.

«Почему время называют лучшим лекарем? Боль о пережитом не прекратится в одночасье. На это понадобятся недели, месяцы, годы десятилетия. В измученную душу еще долго будут закрадываться воспоминания, заставляющие сжиматься сердце, как будто вновь проживая тот момент жизни, доставивший столько боли. С течением времени рана заживет, придет смирение. Человек начинает жизнь с чистого листа. Боль уходит, остаются только воспоминания, которые уже не вызывают тех эмоций, что раньше. В мировой литературе множество раз упоминается о лечении временем».

Это пример удачного вступления, где сразу поставлена проблема высказывания и сформулирована главная мысль, которая потом будет доказана в основной части. Модификацией данного варианта является прямой ответ на вопрос темы.

«Когда человек влюблен, он живет самой полной и яркой жизнью. Он радуется всему окружающему и проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, отзывчивость, смелость и другие» ( Тема: «Какие качества раскрывает в человеке любовь?»)

Нередко вступление начинается с повтора самой темы сочинения, хотя это и не всегда бывает обоснованно, например:

«Что дом может рассказать о своем хозяине? Интересный вопрос. Рассказать он может многое. Ведь дом – это то место, в котором мы родились, где мы росли и развивались, формировались как личности» (Тема: «Что дом может рассказать о своем хозяине?»)

Как вариант в таком случае может применяться незначительная трансформация констатирующей части темы.

«Можно многое рассказать и написать о том, что человек старается забыть, а что удержать в памяти». (Тема: «Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?»)

Приведем другой пример вступления к сочинению на ту же тему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.