Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретически или практически




Искусство воспитания имеет ту особенность, что

почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком,

К.Д. Ушинский

 

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились; неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и семьей встают задачи, решить которые только на основе интуиции и эмпирически найденных приемов, без соответствующей теоретической вооруженности родителей необходимыми психологическими и педагогическими знаниями не представляется возможным.

Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Кроме того, немаловажное значение в данном случае имеет знание основных отличий семейного воспитания от воспитания общественного. Несмотря на то, что основные цели их совпадают, подобное единство семейного и общественного воспитания отнюдь не говорит об их тождестве. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви. Но, как известно, одной любви для полноценного воспитания человека недостаточно, более того, безусловная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких качеств личности, которые можно условно обозначить понятием «синдром избалованного ребенка». Вместе с тем не следует забывать о том, что воспитывать своих детей гораздо труднее, чем чужих. Общественное воспитание протекает в каких-то определенных организационных рамках (школа, внешкольное учреждение, детский дом), и организация этого воспитания носит планомерный характер. Это воспитание не только специально организовано, но и обдумано, подконтрольно, ведется специалистами. Что касается домашнего воспитания, то оно протекает нередко хаотично, «размазано» во времени и распылено в бытовых неурядицах.

Воспитывать своих детей мешает:

§ Усталость, которую на работе человек вынужденно подавляет, заставляя себя выполнять служебные обязанности. Дома же иногда позволяет себе расслабиться, полагая, что уж завтра точно займется ребенком всерьез.

§ Неорганизованный быт, приводящий к несогласию между родителями, к неупорядоченности жизни, к отсутствию системы. Поэтому на фоне решения бытовых проблем ребенком могут заниматься лишь от случая к случаю, все остальное время он предоставлен самому себе. В силу этого, не получая в семье должного внимания и проявления интереса со стороны родителей к решению волнующих его вопросов и проблем, он вынужден искать взаимопонимание и поддержку «на стороне».

§ Общение родителей с детьми чаще всего протекает в сфере быта, отдыха, отсюда ограниченность их представлений о недостатках детей: им трудно представить, как их ребенок ведет себя с другими взрослыми, как взаимодействует с одноклассниками в учебных и внеучебных ситуациях, как относится к своим поручениям в классе и др.

§ Недостаточный уровень педагогической подготовки родителей: у одних нет даже минимума педагогических знаний; у других отсутствуют педагогические умения; третьи просто не понимают важности специфических методов воспитания детей. Неумение родителей воспитывать детей приводит к нарушению выбора меры в воспитании (отсутствие требовательности, единства требований, неправильное применение наказания и поощрения, подавление личности ребенка, использование физических наказаний и др.).

Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный суррогат воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (вреден!) для воспитывающихся таким образом детей.

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.