Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к школе детей с недостатками речи 4 страница




Чтобы воспитать у учащихся в процессе чтения языковое чутье, необходимо обращать их внимание на смысловую сочетаемость слов. Например: слово покупает сочетается по смыслу со словами хлеб, карандаш, газета и т. д., но не сочетается со словами увидел, взял и т. д.

Для более действенного усвоения лексико-морфологичес-ких обобщений необходимо, чтобы ребенок усвоил, как слова соединяются по определенным моделям в более сложные единства.

Следует остановиться на различных типах связи слов в предложении, например на согласовании: новый дом, интересная книга и т. д., или управлении, когда зависимое слово – существительное или его эквивалент – ставится в том или ином косвенном падеже: писать брату, ученик помогает товарищу.

Большое внимание должно быть уделено переходным глаголам, при которых обязателен родительный или винительный падеж: я вижу парту, стол; склеиваю конверт; решаю задачу.

Необходимо выделять и такую связь, как примыкание, подчеркивая способ присоединения неизменяемого слова к подчиняющему, как, например, громко говорить; весело шагать; писать красиво; светит ярко и т. д.

Важно создать у ребенка ориентировку на типичные для русской грамматики модели словообразования – для существительных наиболее типичны распространяемость корня или использование суффиксов (предпосылки для узнавания ряда однокоренных слов), для глаголов – приставки. Следует научить ребенка, как по данной приставке определять предлог, который требуется поставить по смыслу: подлетел к..., выстрелил из..., перелетел через..., добежал до... и т. д. Все это должно облегчить работу по усвоению сочетаемости слов, помочь полнее понять значение слова, его форму и сферу применения, показать реально существующие грамматические и лексические связи.

Объяснения должны быть направлены не только на раскрытие значений отдельных слов, но и на простейшие причинно-следственные связи, помогающие ученику понять предложение как грамматическое целое.

С этой целью можно использовать упражнения на установление связи слов по вопросам. Сначала такая связь определяется в пределах предложения, состоящего из двух-трех слов, например: Девочка читает книгу. (О ком говорится в предложении? Что говорится о девочке? Что она читает? Что делает девочка? Кто читает? Что читает?) К этим словам нужно ставить как смысловые вопросы (о ком или о чем говорится в предложении, что говорится), так и формально-грамматические (к т о? или что делае т?). Это помогает учащимся не только устанавливать связь слов в предложении, но и выделять главную пару слов, определять правильные словосочетания внутри предложения, правильные связи между отдельными фактами. Постепенно берут для разбора предложения более сложных конструкций.

Анализ содержания текста, который читают ученики, осуществляют посредством ответов на вопросы. Вопросы должны быть конкретными и достаточно простыми по формулировке. На различных этапах обучения они имеют различную структуру. В начальный период обучения детей чтению вопрос должен предопределять ответ учащихся.

Учащиеся используют во время ответа почти все слова вопросов, добавляя одно, два.

Затем задают более сложные вопросы, к ответу добавляют два, три слова. Далее учащиеся должны отвечать более развернуто, свободно. И наконец, вопросы требуют сравнения, сопоставления, элементарных обобщений, и учащиеся отвечают на них не одним предложением, а двумя, тремя и более.

Завершающий момент – пересказывание общего содержания прочитанного. При пересказе следует научить ребенка думать, о чем, в какой последовательности рассказывать, нужно следить, чтобы между предложениями была внутренняя связь.

Приемы работы над ошибками и недостатками чтения находятся в прямой зависимости от их характера и нарушения устной речи ребенка. Логопед должен не только исправлять ошибки, но и предупреждать. Только в этом случае чтение будет направлено на обобщение и закрепление полученных детьми знаний.

Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1965. –С. 67–84.

<...> Курс коррекционного обучения рассчитан на десять месяцев (сентябрь–июнь) при условии пребывания детей в специальном детском саду или группах (при массовых детских садах) для детей с недоразвитием фонетического строя речи.

Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой – подготовку к овладению грамотой и усвоение грамоты в объеме, предусмотренном программой для первого класса массовой школы.

При разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.).

В то же время в основу обучения положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Речь идет о том, что процессу овладения детьми фонетической системой языка, ее лексическим составом и грамматической структурой придается осознанный характер. У детей развиваются внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов.

В общем виде решение поставленных задач сводится к следующему.

В первую очередь с помощью специальных приемов исправляют произношение звуков или уточняют их артикуляция. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетаются с развитием фонематического восприятия. С этой целью внимание детей привлекают к различию между твердыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, звуками, отличающимися способом или местом артикуляции. Перед детьми постоянно ставят задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. Развивают произвольное внимание и слуховая память.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой. Таким образом, введение в коррекционную систему упражнений, имеющих в виду анализ и синтез звукового состава речи, помогает решить одновременно две задачи – ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты. Эти две задачи близки, но не идентичны. В самом деле, для овладения звукопроизношением было бы достаточно после постановки звуков, наряду с тренировочными упражнениями, направленными на закрепление произношения, научить детей различать звуки и находить их в составе слова. При этом следовало бы отрабатывать только те звуки, которые неправильно произносятся или неправильно употребляются в речи.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, кроме всего перечисленного необходимо еще научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове; членить предложения на слова.

Для детей с указанным отставанием в готовности к звуковому анализу речи разработана специальная система упражнений, имеющая в виду постепенную подготовку к звуко-слоговому анализу слова.

При разработке конкретной методики обучения материал подбирался с учетом перечисленных задач, т. е. в процессе развития звукопроизношения одновременно, и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового состава слова, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.

Учитывая нередко наблюдаемую у детей рассматриваемой группы некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи, развитие связной речи. Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные в произношении звуки в стадии их закрепления. При восполнении пробелов, касающихся морфологического состава слов и грамматического оформления речи, наряду с общепринятыми используют приемы обучения, требующие от детей самостоятельного выделения и сравнения значащих элементов слова, умения подобрать нужные грамматические формы слов, правильно согласовать слова в предложении, самостоятельно построить предложение из данных слов, использовать подготовленный словарь и предложения определенной конструкции в связной речи.

Необходимо отметить, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка; для них также характерны самостоятельные наблюдения над языковыми фактами.

У детей с недостатками речи желание научиться правильно говорить особенно велико. Используя это естественное стремление, в процессе коррекционного обучения следует пробуждать у детей познавательный интерес, активизировать мысль, постоянно ставить посильные и в то же время требующие известных усилий задачи.

При усвоении тех или иных знаний многие задания предлагают детям в учебной форме.

Развитию у детей интереса к занятиям помогает использование различных игр и игровых приемов.

Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985. – С. 3–5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.